К 30-летию обретения мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси
Тридцать лет назад 22 февраля 1992 года в Донском монастыре г. Москвы произошло знаменательное событие — обретение мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Мощи святителя ныне открыто покоятся в Большом соборе Донского монастыря.
Вступление святителя Тихона на патриарший престол свершилось в самый разгар революции. Государство не просто отделилось от Церкви — оно восстало против Бога. Предчувствие всеобщего надвигающегося хаоса и царства антихриста объяло тогда Русь.
В это смутное время на открывшемся 15 августа 1917 года Соборе Русской Православной Церкви был поднят вопрос о восстановлении патриаршества на Руси. Мнение народа на нем выразили крестьяне: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».
И вот под гром орудий, под стрекот пулеметов поставляется Божией рукой на Патриарший престол Первосвятитель Тихон, чтобы взойти на свою Голгофу и стать святым Патриархом-мучеником.
Неизмеримо тяжел был его крест. Руководить Церковью ему пришлось среди всеобщей церковной разрухи, без вспомогательных органов управления, в обстановке внутренних расколов и потрясений, вызванных всевозможными «живоцерковниками», «обновленцами».
Его безукоризненная жизнь была примером для всех. Нельзя без волнения читать призыв Патриарха к покаянию, обращенный им к народу: «Еще продолжается на Руси эта страшная и томительная ночь, и не видно в ней радостного рассвета... Где же причина?.. Грех — вот корень болезни... Грех растлил нашу землю... Грех, тяжкий, нераскаянный грех вызвал сатану из бездны... О, кто даст очам нашим источники слез!.. Где ты, некогда могучий и державный русский народ?.. Неужели ты не возродишься духовно?.. Неужели Господь навсегда закрыл для тебя источники жизни, погасил твои творческие силы, чтобы посечь тебя, как бесплодную смоковницу? О, да не будет сего! Плачьте же, дорогие братие и чада, оставшиеся верными Церкви и Родине, плачьте о великих грехах вашего отечества, пока оно не погибло до конца. Плачьте о самих себе и тех, кто по ожесточению сердца не имеет благодати слез».
Патриарх смутных времен
Вопрос о патриаршестве решался на Соборе Русской Православной Церкви в судьбоносные для России дни, когда в Москве начались уличные бои между Красной гвардией и сторонниками Временного правительства. 31 октября 1917 г. состоялось голосование.
После четырех туров голосования Собор избрал трех кандидатов на Патриарший престол. Первым оказался архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) — 101 голос. За ним следовал архиепископ Тамбовский Арсений (Стадницкий) — 27, и, наконец, митрополит Московский Тихон (Беллавин) — всего лишь 23 голоса. Святитель Тихон никогда не считался главным претендентом на Патриарший престол.
Из трех кандидатов делегаты-епископы должны были избрать Патриарха, но они предложили «отдать все на волю Божью, путем жребия». Бросить жребий постановили сразу же после окончания уличных боев.
5 (18) ноября 1917 года в Храме Христа Спасителя было многолюдно. Посреди храма стояла Владимирская икона Божией Матери, а перед ней — ларец с бумажками, на которых были написаны имена кандидатов. Из алтаря вышел старец — отец Алексий из Зосимовой пустыни. Он трижды перекрестился и вытянул из ларца бумажку. Один из митрополитов громко провозгласил имя избранного патриарха: Тихон.
Митрополит Тихон ответил позже на это: «Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: «Плач, и стон, и горе…».
Патриаршее служение святителя Тихона пришлось на самые сложные для Русской Православной Церкви годы. В отношениях с большевистской властью святитель Тихон руководствовался принципом: «Пусть погибнет мое имя в истории, только бы Церкви была польза».
Для подъема в народе религиозного чувства по его благословению устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно принимал участие Святейший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству.
В феврале 1918 года В. И. Ленин подписал декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Стали закрываться храмы и монастыри. Сотни, а затем и тысячи священников и монахов подвергались репрессиям.
Вскоре началась Гражданская война. Патриарх Тихон, человек мягкий и добрый, так реагировал на события того времени: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей, земной».
Гонение на Церковь все усиливалось: «Все церковнослужители, замеченные в распространении всяких контрреволюционных воззваний, а также пропаганды в этом направлении, будут караться со всей строгостью революционного времени вплоть до расстрела».
Добрались власти и до Патриарха. В мае 1922 года Патриарх Тихон был помещен под домашний арест в Донском монастыре. Здесь он прожил в изоляции до июня 1923 года. Его часто вызывали на допросы на Лубянку, где Патриарх подвергался запугиванию, давлению и провокациям.
По политическим соображениям Патриарха Тихона освободили, но он продолжал подвергаться гонениям. Были совершены покушения на него: 9 декабря 1924 года был убит его келейник Яков Полозов, которого святитель любил как сына, а через неделю в него самого дважды выстрелили из револьвера, когда он пришел на могилу Полозова.
В начале 1925 года Патриарх слег в больницу. 7 апреля Тихону стало хуже и он скончался поздним вечером.
Примечательно, что в больнице, где находился перед кончиной патриарх Тихон, не было иконы. Он попросил принести икону, не указав, какую именно, его просьбу исполнили — из Зачатьевского монастыря принесли икону Благовещения Пресвятой Богородицы. Именно на праздник Благовещения он и скончался.
Свидетельница похорон патриарха Тихона писала:
К Донскому стечение народа было огромное. По приблизительному подсчёту, там перебывало в те скорбные дни не менее одного миллиона людей. Вокруг Донского все ведущие к нему улицы и вся Калужская площадь были запружены народом… Это было торжественное шествие. Пела вся многотысячная толпа. Это было заупокойное служение всенародное. Духовный и молитвенный подъём был так велик, что даже не слышалось плача. Это было не только погребение Патриарха Тихона, но и всенародное его прославление.
В 1989 г., в год 400-летия установления Патриаршества в Pocсии, Святейший Патриарх Тихон был прославлен Русской Православной Церковью.
Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день преставления Апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий. «Дети, любите друг друга! — говорит в последней проповеди Апостол Иоанн. — Это заповедь Господня, если соблюдете ее, то и довольно».
В унисон звучат последние слова Патриарха Тихона: «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви… Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»
Примечательно, что он был канонизирован еще во времена Советского Союза, в?1989 году. Канонизация Патриарха произвела на народ ошеломляющее впечатление. Для верующих людей он был знаменем прежней России. Его канонизация воспринималась как неожиданное, чудесное событие, как дар Божий. Обретение его мощей для многих тогда стало знаком особой милости Божией.
«Хранит Господь вся кости их»
Прошло 67 лет со дня кончины святителя Тихона, и Господь даровал России святые его мощи в укрепление ее на предлежащие трудные времена.
В мае 1991 года была возобновлена монашеская жизнь в Донском монастыре. Обретению мощей способствовали следующие события. 18 ноября, через две недели после окончания ремонта, Малый Донской собор был подожжен. Разбив окно, злоумышленники бросили бомбу с зажигательной смесью рядом с могилой Патриарха. В несколько минут выгорел почти весь храм. И только чудо спасло его от полного уничтожения.
Трапезная часть храма выгорела полностью, уцелели только четыре чудотворные иконы. Но самое удивительное было в том, что огонь не коснулся алтарной части. Казалось, невидимая стена преградила путь огню.
Как иногда бывает, это зло было попущено промыслительно. Ведь именно в период второго затянувшегося ремонта Малого Донского собора и были обретены мощи святителя. Да и день поджога — 18 ноября по новому стилю (5 ноября по старому) — особо знаменателен. Именно в этот день в 1917 году в храме Христа Спасителя жребий патриаршества пал на святителя Тихона.
В день праздника Сретения Господня, ближе к вечеру, совершив молебен святителю Тихону, приступили к раскопкам. Об этом знали, кроме нескольких человек из братии монастыря, лишь Святейший Патриарх Алексий II и два старца: архимандрит Кирилл из Свято-Троицкой лавры и архимандрит Иоанн из Псково-Печерского монастыря. Руководил раскопками Сергей Алексеевич Беляев, известный ученый, который занимался раскопками в Дивееве и Херсонесе.
Сняв мраморное обгоревшее надгробие и углубившись сантиметров на тридцать, участники поисков наткнулись на массивную мраморную плиту с надписью: «Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России». Затем дальше на глубине около метра обнаружили каменный свод склепа.
Лишь через два дня напряженной работы предстал сам склеп Патриарха, это было мощное, необычайно укрепленное сооружение, проникнуть в которое можно было только с большим трудом. Могила Патриарха была надежно защищена от возможного надругательства.
Сверху склеп был покрыт огромной плитой. Под ней был дубовый гроб, описание которого было хорошо известно. На нем лежала мраморная табличка с надписью: «Патриарх Московский и всея России Тихон», год и день интронизации, день и год смерти.
Сразу же позвонили Святейшему Патриарху Алексию. Он приехал через двадцать минут. Его встретили колокольным праздничным звоном, в полночь он звучал, как на Пасху.
Когда подняли сильно обветшавшую крышку гроба с осыпающейся инкрустацией, обрели святые нетленные мощи святителя Тихона, покрытые бархатной патриаршей мантией.
Несмотря на то что в склепе была стопроцентная влажность, святые мощи Патриарха Тихона, пролежав в земле 67 лет, сохранились почти полностью. Примечательно, что одна из панагий святителя Тихона, сделанная из кости, здесь же, в склепе полностью превратилась в прах, остался только серебряный оклад.
В субботу первой седмицы Великого поста, накануне недели Православия и в самый праздник Святого Православия, в Малом Донском соборе начались всенародные молебны перед мощами святителя Тихона. В этот день праздновалось 75-летие явления Державной иконы Божией Матери, появление акафиста которой связывают с именем Патриарха Тихона.
+ + +
Обратимся же к святителю Тихону словами молитвы и испросим его помощи в преодолении наших нынешних бед:
«Отче святый! Укроти в стране нашей ветры неверия и смуты, да водворит Господь на земле Российстей тишину и благочестие и любовь нелицемерную. Молитвами твоими да сохранит ю от междуусобныя брани, да укрепит Святую Церковь нашу Православную.
Моли Господа сил, да возродится Русская земля святым покаянием и единым сердцем и едиными усты прославит Дивнаго во святых Своих Бога, в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь».
По материалам СМИ