Русь у Океана Великого
Еще один рубеж. К Столетию «Русского исхода»
Тема покаяния, возврата России ко Христу, глубоко осмысленная Русским зарубежьем, актуальна как и десятилетия назад. Но сегодня искусственно разжигается вражда между «тенями прошлого» — белыми и красными — с целью внести раскол в наше общество.
Возлюбим Россию, как любили ее многие русские изгнанники! Пусть эта любовь к Богу и России покроет все противоречия и сделает провальными замыслы враждебных сил. Дай нам, Господи, единение и единомыслие и сильную крепкую веру, любовь к Богу и ближним, к многострадальному Отечеству нашему!
Один за другим мы проходим столетние трагические рубежи: прошли столетие революций в России — февральской, а затем октябрьской, столетие убиения Августейшей Царской семьи, столетие «Русского исхода».
Основная часть жителей России к ним абсолютно равнодушна, потому каждый следующий рубеж становится всё сложнее и сложнее. Время покажет, к чему мы приближаемся с этими рубежами — либо к покаянию и спасению, либо к катастрофе…
Сто лет назад Белая армия под командованием барона П. Н. Врангеля уходила из Крыма. С ней уходило в неизвестность гражданское население и духовенство. Столетие Исхода это и столетие Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. Сербская церковь — православная сестра — милостиво и с любовью приняла русских архиереев и священников с их паствой. А Константинопольская — традиционно потребовала прекратить миссию там, где сама ее не вела — в Европе, Австралии, Аргентине, требовала исчезнуть и раствориться в экуменических структурах, передав ей паству, имущество и забыть о страждущей России.
В современном Отечестве нашем неравнодушная часть общества хорошо относится к старой эмиграции — к интеллигенции, русским людям, к писателям, представителям культуры. Обаятельные и трагические образы зарубежной эмигрантской России в литературе, отечественном кинематографе, живописи, письменных воспоминаниях давно вошли и в массовое сознание. Серия документальных фильмов, художественные образы живописцев и скульпторов, работа целого исследовательского и просветительского центра — Дома русского зарубежья — сделали немало.
Большое число научных диссертаций и монографий о жизни русской эмиграции, о казачестве, об учебных заведениях и церковном устройстве в изгнании было написано и защищено в последние годы — это не могло не приблизить потерянную Россию к нам.
Государством и обществом потрачены значительные средства на обретение русских сродников, рассеявшихся по всему миру. Это замечательная часть нашего народа, в первых своих поколениях ценившая то, чему мы не придаем даже значения — возможность свободно говорить на русском языке… «Какие вы счастливые…» — приходилось слышать по этому поводу.
Более десяти лет назад по инициативе российского МИДа и государственных органов Турции был восстановлен за российский счет мемориал в Галлиполи в память о казаках, погибших на чужбине (после землетрясения) — российские телеканалы освещали это событие.
В 2010 году целый морской лайнер с представителями общественности России и потомков эмигрантов путешествовал по местам высадки эвакуировавшейся русской армии и флота — Константинополь, Галлиполи, Лемнос, Бизерта… Десятки статей были написаны на эту тему. А затем российский большой самолет со знаменитым московским хором и пастырями-миссионерами помог архиереям РПЦЗ посетить все свои южно-американские епархии и провести яркие миссионерские встречи и концерты.
Эмиграция хранила живую память о Российской империи, хранила культуру, прекрасный русский язык. Она внесла вклад в инженерную мысль, в хоровую, классическую музыку, в хореографию, в литературу на Западе.
Но более всего ценен ее духовный вклад. Когда в России исчез запрет на веру в Бога, эмиграция своей духовной и просветительской литературой, даже своими единичными миссионерами и подвижниками помогла нашей обескровленной и обессиленной Церкви в деле просвещения народа. Когда зажегся светильник веры в России, церковная эмиграция значительно помогла усилить этот огонь. Она передала нам многое из того, что бережно сохранила и приумножила. Чего только стоили посылки с книгами из Джорданвилля — от наследников миссионерского братства преподобного Иова Почаевского и их монастырской печатни в Ладомирове.
Сегодня мы достаточно много знаем о русской эмиграции. Знаем, что еще в 1930-е годы было сильно ожидание возврата на Родину. Чемоданы не разбирались. В Харбине большие русские храмы до 1930-х годов не строились. У многих русских не было иностранного гражданства и не было своих домов. Все ждали возврата в Россию.
Армия, пусть и не действующая, сохраняла структуру и координацию. По усеченной программе продолжали готовить офицеров, разрабатывались спецоперации. Один новопроизведенный офицер писал в «Часовом» в 1933 году: «Итак, я офицер, Белый офицер, Белогвардеец. У меня нет ни мундира, ни погон, ни кокарды. Сегодня я сдал экзамен и стал офицером. По рассказам, по фотографиям я знаю про прежние производства. Лагерь у Красного Села. Гром оркестров. Яркие формы, золото и серебро эполет, каски, султаны, кивера, доломаны, черкески. Обаяние Царя, туман в глазах и сверток приказа под погоном. Мне говорили про Галлиполи. Южное небо, ряды палаток, строй белых гимнастерок и поздравляющий с производством Кутепов. У нас же нет ничего. Нет даже погона, эмблемы, звания. Наш полк, наш старый славный полк уже давно ушел во мрак небытия. Закрыв глаза и стиснув зубы, я как во сне представляю себе невиданный мной никогда строй его серых коней и седой штандарт над рядами доломанов. Но полка нет. Не было парада, не было оркестра. В потертом пиджаке я один сижу в холодной комнате на моей узкой железной койке…»
Но трудности не останавливали, люди жили жаждой встречи с Родиной. Любили ее и воспитывали в любви к ней детей. Любили и русский народ. Тема принадлежности к нему была особой — это чувство передает И. С. Шмелев в своих произведениях, генерал М. К. Дитерихс в своих письмах. Михаил Константинович, например, писал одному офицеру в своем письме, названном исследователями «Политическим завещанием Дитерихса»: «Вдумайтесь в величие и святость исторической работы народа, к которому, по благости Господней, принадлежите и Вы: проникнитесь мыслью, что и Вы, в поспешествовании своему народу в его святой всемирной работе (борьбе Святой Руси с врагами Христа. — Авт.), можете внести и свою каплю меда. Чем тогда представятся все наши лично переживаемые горести и беды?.. Ничтожеством, по сравнению с той каплей блага, которую может внести каждый из нас в общее творение народа».
Михаил Константинович был глубоко верующим человеком. Большая же часть белых военных стремилась просто бороться с левыми... Потому многие отправились на войну с социалистами в Испанию. Их останавливали те, кто считал, что за такое европейское «общее дело» не стоит проливать и капли русской крови.
Когда многими двигало желание отомстить, вернуть утраченное поместье, свой дворянский статус, Дитерихс предлагал вернуть суверенитет русскому народу через восстановление самодержавия. Он призывал побеждать не материальной силой и, тем более, не с помощью интервентов, а Силой Христовой через веру русских людей, через христианское упование всех русских эмигрантов, через их Покаяние и Преображение.
Слова царского генерала актуальны и сегодня — проблема возврата суверенитета русскому народу стоит по-прежнему. По его мнению, Свободу для России нужно духовно заслужить, вымолить у Господа Бога. Тогда и оружие станет победоносным, и народ России обратится к праведному воинству и соберется Всероссийский Земский собор, и Россия, как исцеленный бесноватый, будет у ног Спасителя.
Сегодня эта тема покаяния, возврата России ко Христу, глубоко осмысленная царским генералом, актуальна как и в его времена. Но враг активен и коварен. Таинственный «кто-то» встает против покаяния, против суверенитета русского народа и государства. Потому сегодня искусственно разжигают вражду между «тенями прошлого» — «белыми» и «красными» для того, чтобы поддерживался раскол в русском обществе.
Враг боится не только «России Христа, России Помазанника Божьего», боится объединенного русского народа и его борьбы со злом. Объединение Московского патриархата с зарубежным Синодом русских архиереев (РПЦЗ) в 2007 году стало для кого-то слишком серьезным вызовом и ударом.
Противостояние «теней прошлого» — белых и красных, организованное пиарщиками и политтехнологами, слишком очевидно: в нем нет действительно живых идей, и оно не охватывает широкие массы. Но его цель такова же, как и создание из Украины-Малороссии и Белоруссии отдельных от России государств.
Соединяет Христова Любовь, а грех и зло разделяют — об этом учат нас наши пастыри. Об этом говорится в покаянной молитве о России, составленной митрополитом Вениамином (Пушкарем). Зло и грех разделяет единый православный народ на три «недоправославных». Зло искусственно разделяет один русский народ на три, на десять чуждых друг другу течений. Зло разделяет российских патриотов, делит и наглухо запирает отделенных по разным комнатам и отсекам.
С 2000-х годов по теме эмиграции стали активно высказываться некие русские профессора-члены НТС («Народно-трудового союза»), русские писатели-агенты ЦРУ, священники-власовцы, стали обнародоваться странные книги, учебники и курсы лекций, грубо поносящие советский период и восхваляющие коллаборационизм. Причем многое издавалось совсем недавно, на наших глазах и почти что за государственный счет…
Слишком много профессоров стали обострять и разжигать русское патриотическое сообщество, растаскивая его по разным комнаткам и углам...
Зачем нам вражда «теней прошлого», вражда патриотов с патриотами? Неужели русский человек, оказавшись в Белграде в белоснежном русском храме Святой Живоначальной Троицы, будет испытывать гнев и негодование, стоя у расположенной в храме могилы барона П. Н. Врангеля? Или мы будем недовольны тем, что сохраняются русские могилы на мысе Пунда греческого острова Лемнос? Разве мы испытаем радость оттого, что русские дореволюционные православные кладбища снесли в коммунистическом Китае, а сохранившиеся храмы превратили в музеи и цирковые училища? Неужели будем препятствовать изданию книг об эмиграции и защите диссертаций по этим темам?
Наверное, нет, мы будем сокрушаться о трагической судьбе России и русского народа, страдания которого не прекратились.
Человек, искренне любящий свой народ, будет стремиться послужить ему самыми действенными путями, а не теми, что требует лукавая политтехнология новых мировых фашистов, ненавидящих Христа, Россию и человека. Перед лицом мирового поработителя нам не нужны старые пустые споры, нам не нужны распри между собой.
Но этого мало. Генерал М.К. Дитерихс считал, что дело спасения русского народа должна двигать Христианская любовь, а не желание отомстить, вернуть утраченное. Потому не правы те, кто говорит об искусственном навязывании покаяния русскому народу. Святитель Серафим (Соболев), проживая в Болгарии, где полно инославных, говорил о чистоте православной веры и тоже призывал русский народ к покаянию. Ведь с его точки зрения, революция и цареубийство стали плодом гордыни и утраты народом смирения, что есть путь всех ересей и уклонений. Глубокое церковное сознание требует покаяния за революцию и цареубийство. Согласно святителю Серафиму, первое проявление смирения — как раз покаяние.
Но и этому, призыву к покаянию, идет сильное сопротивление. Да, есть масса политических манипуляций. Есть новая форма политической борьбы — «покаяние» белых американцев перед бывшими чернокожими рабами, «покаяние» за геноциды, голодоморы и оккупации, сопровождаемые требованием компенсаций.
Но что произойдет плохого, если русский народ по завету своих святых, по завету святого Серафима (Соболева) и многих дорогих нам людей покается? Церковь, призывающая к покаянию, — это не иностранная или темная враждебная сила. Она не геополитический противник. Кто пострадает от покаяния? Неужели русский народ?
Дай Бог нам так любить Россию, как любили ее многие русские изгнанники. Пусть эта любовь к Богу и России покроет все противоречия и сделает провальными все замыслы враждебных Христу и России сил. Молитвами всех поколений, всех предстателей за Русь да помилует Господь наше Отечество и даст нам Свою Благодать, чтобы защитить и спасти его.
Дай нам Господи единение и единомыслие, и сильную крепкую веру, и любовь к Богу и ближним и многострадальному Отечеству, которое нужно Богу лишь в Христианстве.
Романова Владислава Николаевна,
Центр церковно-государственных
отношений «Берег Рус»
Центр церковно-государственных
отношений «Берег Рус»
На фото: Свято-Троицкий мужской монастырь в Джорданвилле — центр русского православного зарубежья.