Фильм «Гибель Империи. Византийский урок» обсуждает вся страна
Сайт Сретенского монастыря «Православие.Ru» продолжает публиковать многочисленные отклики зрителей на фильм архимандрита Тихона (Шевкунова) «Гибель Византии. Византийский урок», ставший ярчайшим событием культурной и общественной жизни России. С некоторыми из них мы знакомим наших читателей.
Цивилизация с оболганной историей
Это попытка на очень ясном и ярком примере показать, почему рухнула великая и цветущая цивилизация, историческими преемниками коей мы являемся, и есть очень серьезные основания полагать, что мы являемся историческими преемниками и ее болезней…
Надо напомнить, что Византия — это цивилизация с оболганной историей, поскольку вся широкодоступная история ее писалась ее врагами, религиозными конкурентами, теми самыми, кто ее предал и ограбил. Это не значит, безусловно, что настоящая история Византии, благостна и безоблачна. Всякая истинная история трагична. Но достаточно сравнить то, что писано по Византии, с тем, что писано об истории современной ей Европы, чтобы понять, кто и зачем это все писал.
Оппоненты раздражаются использованием в фильме современной политической лексики в отношении далекой исторической реальности. Когда блестящий историк эпохи Ивана Грозного и Смуты, Руслан Скрынников, использовал в советские времена современную лексику в своих книгах, у продвинутой интеллигенции это вызывало понимание и восхищение. Вопрос не в лексике, вопрос в идеологии. В вас попали — больно, и вы визжите. Значит, точно попали. Фильм отца Тихона — это, конечно, не строгое историческое исследование, это публицистика, очень точная и очень актуальная.
Грозное предупреждение…
Фильм является грозным предупреждением для всех нас. Если мы не хотим разделить
судьбу Византийской империи, все мы, а не только власть имущие, должны стяжать изрядный запас трезвомыслия, прозорливости, мужества и жертвенности. Именно к этому призывает обсуждаемый фильм.
Византийский урок
Фильм отца Тихона (Шевкунова) «Гибель Империи»… — это событие огромного, исторического масштаба. Дело не только в том, что российский телезритель впервые увидел настолько бескомпромиссно антизападническую православную документалистику, не только в том, что документалистика эта была подана не столько в культурологически-просветительском, сколько в острополитическом ключе. Дело еще и в том, что фильм влиятельного священника, вышедший по государственному каналу, обозначает интересный идеологический поворот — попытки на почти официальном уровне найти корни нашей цивилизации не в средневековой Европе, не в монгольской орде, а там, откуда они действительно растут — в Византии и окружавшем её православном содружестве…
Россия является следующим и высшим историческим этапом в истории православных царств и империй. Россия является преодолением многих немощей и слабостей, бывших уделом Византии, и в этом смысле наше отношение к византийскому уроку должно быть очень аккуратным, чтобы он не превратился для нас в «византийский соблазн».
Русская идея
Фильм представляет собой прекрасный образец исторической публицистики с использованием кинематографического иносказания. Противники фильма если не поняли, то почувствовали, что создатели его не просто вышли на историческую параллель Византия — Россия, а выявили закон типологии исторического развития общественных формаций. Это не просто их пугает, а в корне подрывает их либеральные представления о пресловутых «общеевропейских ценностях»…
Значение фильма видится еще и в том, что он отошел от сформировавшихся в Новое время в Европе и утвердившихся затем в России европоцентристских взглядов на развитие мировой истории. Его создатели напоминают, что длительное время был другой центр мировой культуры, более древний, духовно более богатый и значительно ближе Руси-России. С принятием христианства в 988 году Русь ощутила свое предназначение в мировой христианской истории — хранить Православие до скончания мира. Это и есть та самая «русская идея»…
Ученые Запада были вынуждены учить русский язык
Замечательный фильм архимандрита Тихона заполняет достаточно скандальный образовательный и эстетический пробел. Перед Первой мировой войной русская византология достигла такого уровня, что ученые Запада были вынуждены учить русский язык. Концепция о. Тихона восходит к двум корифеям исторической науки: Ф. Успенскому и Г. Острогорскому. Перед глазами зрителя проходит волнующая картина расцвета и падения величайшей империи, которая в своем бытии органически продолжала жизнь римской государственности и античной греческой культуры. Были эпохи, когда Византия была островом в океане варварства — и восточного, и западного. На протяжении веков Византия останавливала на пороге Европы варварские орды завоевателей, грозившие не только поглотить Европу, но и уничтожить христианство.
Отца архимандрита упрекают в том, что этот фильм есть политический заказ. Так могут говорить только люди, его не знающие. Более искреннего и более цельного в своем мировоззрении человека мне в жизни встречать не приходилось. Еще одно важное соображение: за последние годы в нашем обществе наиболее широкий и массовый отклик вызвали три фильма, непосредственно с христианством связанные: «Страсти Христовы» Мела Гибсона, «Остров» Павла Лунгина и теперь «Гибель империи» архимандрита Тихона. Это говорит о том, что не такое уж светское, не такое уж постхристианское наше общество. Наконец, произведение дает нам пример того, как нужно вести общественную дискуссию. Мы видим и человека, которому недурно было бы поручить — со стороны государства и государственного телевидения — значительный участок работы в области формирования традиционного патриотического нравственного сознания у наших соотечественников.
Ответ найдём в прошлом
Исторические судьбы России и Византии, да и современность наша тесно связаны. Конечно, никакие исторические аналогии не могут совпадать стопроцентно. Но чрезвычайно важно всё-таки осмыслить тенденции, которые обозначились, с одной стороны, в истории Византии и с другой — в нашем обществе. Такое сравнение оправданно и в доказательстве не нуждается! Подобные параллели проводились, например, в книге одного из классиков византоведения ХХ века венского профессора Герберта Хунгера. В упрёк авторам фильма можно поставить то, что, говоря о событиях многовековой давности, они используют современную лексику — слова «олигарх», «либералы», «интеллигенция» и прочие. Но грех это невеликий по той простой причине, что каждое время своему прошлому задаёт собственные наболевшие вопросы.
Это тема поисков нового русского пути
Пришло время подумать, как снова стать великим народом, восхищавшим весь прочий мир полётом мысли. Темой гибели Византии я всерьёз занят много лет. Я оставил все прочие дела, потому что вдруг понял: судьба погибшей пять с половиной веков назад Византии — это вовсе не историческая тема. Это тема поисков нового русского пути.
Русские поняли, в чем заключается самое великое сокровище Византии! Это было не золото, не драгоценные камни, даже не искусство и науки. Главным сокровищем Византии был Бог…
И на это сокровище наши великие предки создали не банки, не капитал… Они создали Русь, Россию, духовную преемницу Византии.
Из фильма «Гибель Империи. Византийский урок»
В окопах Царьграда
Премьера фильма архимандрита Тихона произвела эффект глубоководного взрыва… Общество взволновано. Глубинные колебания всё еще продолжаются. Из-под толщи слышны и гулы, и дальние какие-то перезвоны…
Вероятно, отец настоятель легчайшим прикосновением длани своей надавил на тайный рычаг, и вслед за этим медленно двинулись с места, как тяжелые плиты, массивы смыслов и стереотипов. Поползла вся громоздкая архитектура общественного сознания…
По сути, фильм отца Тихона — укорененная в русской духовной традиции форма увещевания власть имущих при помощи метафорически точного и зримого сходства Московской Руси с Царством Нового Рима.
Византийское эхо
Первыми высунулись из окопов и открыли огонь по авторской концепции фильма те, кто обычно защищает олигархов, исповедует «западные ценности», называют Россию «этой страной». Они почему-то сразу сочли себя «попавшими в перекрестие прицела», стали нервничать и выходить за рамки приличия даже в обычных дискуссиях…
Сила Русской Православной Церкви, ее жизненность определяются тем, что она служит Отечеству, России, ее народам вне зависимости от меняющихся форм и содержания государства на протяжении нашей истории. Ей нет необходимости подстраиваться под власть. Свирепые реформы Петра I, упразднившего Патриарший престол, законы Екатерины II, лишившие церковь большого количества имущества, жуткие репрессии и гонения в советское время не отвратили церковь от служения Отечеству и народу. 22 июня 1941 года, когда тогдашнее руководство СССР пребывало в глубоком шоке, руководство Русской Православной Церкви в первые же часы начавшейся общенациональной трагедии призвало молиться за победу русского оружия и встать грудью на защиту Отечества.
Подлинно национальный интерес
Истерический выкрик бывшего комсомольского вожака, а потом ректора Российского гуманитарного института г-на Афанасьева не стал для меня «громом среди бела дня». Чего можно ждать, кроме поругания «этой страны» и возвеличивания западных афанасьевских гарантов, среди которых особо важное место занимает благодетель постперестроечной России, «мировой спекулянт» Сорос, не пожалевший средств на огромные тиражи учебников и пособий, в которых отечественная история начиналась с Петра I, а заканчивалась героическими «подвигами» Бухарина, Тухачевского и других героев коротичевского «Огонька», прославлявшего их вкупе с единомышленниками Афанасьева — певцами ельцинского режима.
Спасти империю!
Две вещи поражают в фильме с самого начала. Первая — огненно-имперская, державная риторика ведущего, архимандрита Тихона. Весь его авторский текст — это беспощадный слог командира отряда на передовой за минуту до решающей атаки. Без томной елейности, характерной для воскресных телебесед некоторых «пастырей», из которых не всегда ясно, какой вообще они веры. И без набившей оскомину политкорректности иных «светочей духа», которым, кажется, все равно, какой народ окормлять: своих ли, китайцев, марсиан… Всё выглядело так, будто отче подобрал винтовку у убитого товарища, перезарядил и повел стволом в сторону горизонта: «Вон там — свои. А там вот — враги Отечества».
Второе, что поразило, — с каким мастерством был снят этот фильм. Выполненный в современной модернистской телеэстетике, с блестящим видео- и звукорядом, с «выездом на место действия» почище Леонида Парфенова, со стильными поэтико-художественными вставками, фильм держит в напряжении все семьдесят минут. На экране — не геморройное ерзанье ведущего в кресле перед объективом камеры в студийной тиши, но яростное и торжественное действо, прямой удар в мозг, в сердце. Невозможно оторваться. Следует ли за это благодарить самого о. Тихона, чье первое образование — сценарный факультет ВГИКа, или же генерального директора ВГТРК Олега Добродеева, бывшего энтэвэшника, «часовщика Электронной Хазарии», нынче поставившего свой талант телегуру на службу государственному каналу?..
Иллюзий нет: фильм «Гибель империи» посвящен не столько павшей 555 лет назад Ромейской империи, сколько нынешней России. Это оказался на редкость удачный пропагандистский проект на государственном ТВ.
Серьезный урок для всех православных государств
Судьба Византии — действительно серьезный урок для всех православных государств. Отец Тихон предостерегает от утраты рычагов управления собственной страной — экономических и политических. Если кому-то лень возиться с управлением собственной страной, что ж, сосед всегда «поможет» в этом трудном деле… Разве нет здесь самой прямой и очевидной аналогии с временами «катастройки»? С девяностыми? Да и, по большому счету, с нашим временем, когда западный бизнес отделен тончайшей стеночкой от полного всевластия в экономике России?
Отец Тихон предостерегает также от «сдачи» отеческой веры, которая для него, для меня и для десятков миллионов русских означает Истину…
Фильм православного священника вдруг поставил проблему отсутствия у российской власти и общества твердо выбранного пути развития, несмотря на то, что официально все как будто бы уже выбрано и предопределено.
Что сокрушило дух великого народа?
«Гибель империи. Византийский урок» — это фильм одного, очень простого, но необычайно действенного приема: лобового, провоцирующего, предельно обнаженного в своей дерзновенности сближения обстоятельств саморазрушения Византии и положения России в наши дни. Этот прием, ценный сам по себе, значим также тем, что показывает, как современное кино из (псевдо) эстетической игрушки может становиться для нас «важнейшим из искусств»…
Наши предки отшатнулись от примера «латинства» с его цивилизацией капитала, потянувшей за собой планетарную колониальную экспансию. Русские дали миру иное, нежели Запад, духовное устроение цивилизованной жизни, предполагавшее нравственную ответственность за судьбу Церкви и самой России — как единственного государственного оплота Церкви после гибели Византийской империи. Они выковали незримую цепь духовно-исторической преемственности между Вторым Римом (Константинополем) и апостольским служением России — ее призванием стать на мировом поприще Третьим Римом.
Второй Рим пал. Собственно, фильм, в первую очередь, именно об этом — о том, почему так произошло. Отчего «величайшее в мировой истории и необычайно жизнеспособное государство с какого-то момента стремительно стало утрачивать жизненные силы». Авторы дают единственно возможный и абсолютно точный ответ: от внутренних болезней общества и власти.
Никакие внешние враги не одолели бы Византию, говорит фильм, если бы она не была побеждена тем внутренним врагом, который «появился в духовных недрах византийского общества и сокрушил дух великого народа». «Исторические поражения Византии происходили тогда, когда сами византийцы изменяли основным принципам, на которых держалась их империя. Эти великие принципы были просты и с детства известны каждому византийцу: верность Богу, Его вечным законам, хранящимся в Православной Церкви, и безбоязненная опора на свои внутренние традиции и силы».
Главное, что происходит… в стране, — это выбор пути.
Отклики из интернета
Придерживаюсь коммунистических политических взглядов, никогда православие всерьез не воспринимал, но этот фильм потряс меня до глубины души прямыми историческими параллелями и многое помог понять в истории нашей страны и мира. Могу точно сказать, что именно после него мое отношение к православию изменилось.
Волею судьбы живу сейчас в Германии. Если бы вы знали, каким жадным взглядом смотрят их фото — и кинокамеры на просторы и богатство России, а сколько неприкрытого презрения в их документальных фильмах к русским людям. Смотреть и читать — тошно! Дай им волю — они здесь разодрали бы Россию на кусочки.
России стоит поучиться имперскости у Америки…
Россия может существовать «исключительно как империя», и в этом ей следует брать пример с США, считает автор фильма «Византийский урок», наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), передает «Интерфакс».
«Мы начали пугаться или стесняться того, чем крайне дорожат другие страны. Посмотрите, в Вашингтоне везде сплошь имперская символика. Никаких сомнений в том, что ты находишься в столице великой империи, возникать не должно. Капитолий, имперские орлы, сенат», — заявил он в интервью, опубликованном 22 февраля в газете «Известия».
По словам отца Тихона, американцы «не стесняются называть вещи своими именами, ощущать себя тем, что они есть. И одно это сознание во многом творит и людей, и страну».
«На американских фермах ездят 17-летние мальчишки на тракторах, они страшно увлечены, чихать им на Нью-Йорк. Они знают свой Джорданвилль и в этом Джорданвилле до смерти будут сидеть. И правнуки их то же самое сделают. Американцы самодостаточны. Это имперский народ. Нам бы у них поучиться», — отметил священник.
«Мы взяли именно такие примеры, потому что рассматривали важнейшее, что происходило когда-то в Византии и что происходит сейчас в нашей стране. Это выбор пути. В каком направлении мы пойдем, какой вектор в надвигающемся мировом кризисе мы выберем», — сказал он.
«Допустим, сегодня нам повезло с сильным Василием II. Но везение не спасает, как показывает вся история Византии. Необходима такая государственная машина, которая не давала бы возможности приходить слабым правителям и более того — сама способствовала бы выдвижению талантливых, компетентных и готовых к жертвенному служению людей».
«Россия, будь такой,
какой ты нужна Христу»!
Для России, которая, несомненно, является совершенно самобытной страной, отличной и от Востока и от Запада, другого пути, нежели свой и, если хотите, особый путь, просто нет. Почему мы не удивляемся, что у Индии, у великого Китая, у западных стран особый путь? Но любое упоминание об исторической неповторимости России почему-то вызывает у части нашей интеллигенции гневное неприятие, граничащее с озлоблением. Фильм призывает задуматься по поводу нашего действительно самобытного исторического пути и хотя бы как минимум выслушать мнение о том, что Россия является (и это без всякого превозношения, без унижения других стран и народов) совершенно особой страной. Кстати, это же мнение о России сплошь и рядом высказывают наши западные и критики, и доброжелатели. «Марксизм — яркий пример приятия смертельного опыта извне»…
Глубоко убеждён, мы должны идти в будущее, чутко вглядываясь в прошлое. И это принципиально. Ну о какой идеализации Византии может идти речь?! В фильме честно говорится о том, что Византия не смогла справиться со своими олигархами, в ней была коррупция, она не смогла решить национальную проблему, она отдала свои главные экономические ресурсы иностранным предпринимателям. Византийская элита предала самое главное, что было у страны и народа, — православие. А что касается России, то Церковь учит нас правильному отношению к Отечеству. Это любовь, преданность, но никак не идеализация, которая слепа и приводит только к новым ошибкам.
Мой духовник, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), который прожил долгую и прекрасную жизнь, — он скончался в возрасте 95 лет, пройдя через лагеря, ссылки, подвижничество, через долгие годы служения Церкви и людям, — как-то раз сказал: «Россия, будь такой, какой ты нужна Христу».