Из выступления мэра Москвы Ю.М. Лужкова на открытии XV Рождественских чтений
Тема нынешних чтений — «Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке» — побуждает к серьезным размышлениям, и, более того, побуждает к масштабным и осмысленным действиям. При этом, хотелось бы подчеркнуть, мы очень далеки от огульного утверждения, что Россия в настоящее время переживает духовно-нравственный кризис небывалого, вселенского размаха, чуть ли не Апокалипсис!
Утверждать такое — означает, попросту говоря, Бога гневить. Это означает перечеркивать не просто огромные усилия Православной Церкви, других нравственно ответственных конфессий в союзе с государством, а также отдельные направления, проекты и инициативы по нравственному возрождению Отечества, которые трудно даже просто перечесть. Говорить о поражении — означает не видеть за деревьями леса, не ощущать главного содержания процессов, происходящих в Отечестве. А содержание это, вопреки мнению скептиков, — в целом социально-созидательное.
При этом ни один мыслящий человек не может и не должен закрывать глаза на то, что вызывает у всех нас тревогу, гражданский гнев, моральное отторжение. Мы говорим о беспримерном засилье массовой культуры в самых пошлых ее образцах и проявлениях.
Мы не можем благодушно взирать на многочисленные проявления богохульства под видом творчества и под прикрытием принципа свободы слова. Мы полагаем недопустимыми действия разрушительных сект, не приемлем пропаганду однополой так называемой любви.
Самым решительным образом противостоим мы наркомании и наркомафии — этому тяжелейшему недугу и этому страшному преступлению. Здесь давно уже пора не разводить жижу дискуссий о человеческих правах и общечеловеческих ценностях, а обрушиться на преступников всей справедливой мощью закона! Не либеральный пряник нужен, а решимость.
Никогда не отступим мы в борьбе с ксенофобией, шовинизмом, нетерпимостью, ненавистью и насилием, потому что такое отступление может привести к непоправимым и трагическим последствиям.
Мировая религиозная мысль констатирует кризис веры на Западе. Невозможно с этим не согласиться. Слишком достоверны и впечатляющи признаки такого кризиса. Конфессиональные институты разных уровней вместе со светскими властями благословляют в некоторых странах Европы однополые браки. В школьные программы с первого года обучения внедряются пособия сексуального плана. Печатаются учебники, как говорится, с картинками, один взгляд на которые оскорбляет душу даже взрослого человека. На чистое детское сознание такие вещи действуют как смертельный моральный яд.
Сторонники такого рода просвещения появились и в России, имея под собой материальную опору в виде щедрых грантов от заботливых западных «просветителей» в кавычках.
В прошлом году было осуществлено беспрецедентное давление на Москву с тем, чтобы провести здесь гей-парад, который, кроме как сатанинским действом, назвать нельзя. Мы этого парада не допустили и не допустим впредь.
Вектор наших усилий направлен на нравственно обеспеченное образование, на подъем и развитие подлинной культуры с глубокими народными корнями, на воспитание и утверждение в жизни глубокого уважения к укорененным мировым конфессиям со всем присущим им богатством веротерпимости, добра, чистоты и правды. Мы в Москве прилагаем огромные и, надо объективно отметить, действенные усилия, чтобы многонациональный мегаполис не знал практики межнациональной вражды, межэтнической агрессивности.
Кондопога — грозный знак для огромной России, в том числе и для Москвы. Горящие парижские окраины, разгул вандализма под националистическими лозунгами — не менее грозный знак для западной цивилизации, поставившей во главу угла меркантильную беспощадность рынка, выгоды, прибыли, попрания чужих интересов. У этой практики — далеко идущие последствия, которые мы наблюдаем, в частности, в драме Ирака и Афганистана. Тотальная бездуховность, спекулирование историей — вещь страшная, и рецидивы ее проявились, например, в новоевропейском государстве под названием Эстония, где государственная власть готова раскопать священные захоронения победителей фашизма.
И если наш российский мир воспримет эти драмы и эти действия некритически, не накинет на них нравственную и юридическую узду — будет большая беда. Будет цивилизационный провал.
На наших Рождественских чтениях мы говорим обо всем этом не из абстрактного интереса, а исходя из глубокого понимания роли веры и образования, культуры и семьи в современном мире, в России и в Москве. Именно вера, образование, школа и семья формируют человеческую личность, а уж потом человеческие личности формируют мир. Москва стоит на твердых позициях и имеет и хорошую практику, и большие планы работы по обозначенным направлениям.
Пользуясь случаем, хотелось бы выразить глубокую благодарность Правительства Москвы и всех москвичей Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, всем его сподвижникам за огромные усилия по нравственному оздоровлению общества, налаживание естественной и глубокой гармонии в межнациональных и межконфессиональных отношениях.
Московское Правительство успешно взаимодействует с Русской Православной Церковью и другими основными конфессиями, полагая великой ценностью их единую нравственную позицию по отношению к образованию и культуре.
Москва и Россия, как многонациональный город и многонациональное государство, имеют ныне очень серьезные и обязывающие возможности показать всему миру, как можно разным народам и людям разной веры жить в добром согласии, продуктивном уважении, гармоничном содружестве.
Это высочайшая цель для нас — и мы не считаем ее недостижимой.
Текущий год объявлен в столице Годом ребенка, а во всем мире — Годом русского языка. Знаковое совпадение! Язык, слово, мысль — основа культуры и знания. Это одни из самых совершенных инструментов утверждения духовности и добра. Мы ведем сейчас огромную работу по Году ребенка, который, конечно же, является, по сути, и Годом семьи, и Годом образования. Все это крепко внутренне связано, и у нас вызывает огромное удовлетворение эта своеобразная рифма, которую мы слышим в обозначении темы нынешних Рождественских чтений и вектора наших устремлений по заботе о материнстве и детстве.
В эту зиму Москва почти два месяца не видела солнца. Затянули небо плотные облака, лили дожди, но мы-то знаем, что солнце с неба не исчезло! И точно так же не исчезли у нас в России вера, радость, не иссякли наши духовные силы, не покинула нас душевная бодрость.