Божественную литургию возглавил митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф. Ему сослужили митрополит Астраханский и Камызякский Никон, митрополит Хабаровский и Приамурский Артемий, архиепископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай, епископ Ахтубинский и Енотаевский Матфей, епископ Кудымкарский и Верещагинский Петр, епископ Савватий (Перепелкин). Им сослужили архимандрит Филипп, нынешний настоятель монастыря, с духовенством Шуйской епархии, Ивановской и Астраханской митрополий. За богослужением пел праздничный монастырский хор и молились многочисленные паломники. По окончании богослужения был совершен крестный ход по территории обители, закончившийся молебном у западных врат Никольского храма. Митрополит Иосиф поздравил всех служивших и молившихся с юбилеем обители, кратко обрисовав исторический путь Николо-Шартомского монастыря и особо отметив труды и заслуги первого наместника монастыря, нынешнего митрополита Астраханского и Камызякского Никона. Владыка Никон поблагодарил братьев и всех, кто помогал ему в трудном деле возрождения обители, подчеркнув важность в монашеском деле молитвы и послушания: «Хочу, чтобы братья здесь несли послушание. Хочу, чтобы они творили главное — молитву, потому что без молитвы жизни на земле не существует». Также в дар монастырю была преподнесена Иверская икона Божией Матери от братьев русского Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон, а поздравление от священноархимандрита и братии зачитал генеральный директор Православного содружества Святой Горы Афон «Святогорец» Игорь Фролов.
По окончании богослужения состоялась традиционная праздничная трапеза. А ровно в полдень праздник продолжился концертной программой скрипача-виртуоза Алексея Алексеева. Также для всех гостей праздника работала армейская полевая кухня, на территории монастыря была устроена фотовыставка, рассказывающая о печальных страницах истории монастыря в XX веке и его возрождении в начале 90-х гг. Можно было посетить музейную экспозицию, где представлены уникальные артефакты и экспонаты, связанные с 600-летней историей Николо-Шартомской обители.
Также в этом году исполнилось 35 лет (1990 г.) с момента передачи обители Русской Православной Церкви и началу ее возрождения. Из воспоминаний митрополита Никона, первого наместника Николо-Шартомского монастыря (1990–2012): «Нам довелось стоять у истоков этого нелегкого дела. Монастырская жизнь началась с прибытия первых насельников, а их было всего двое, я, тогда еще иеродиакон Никон, и второй — ныне почивший иеродиакон Иннокентий.
Был ноябрь, слякотно, занимался морозец. Я приобрел вагончик. В то время это было так сложно, ничего было не достать, а тут целый вагончик! В этом вагончике и началась жизнь. Помню, что его никак не могли завезти на монастырский двор, краном его выгрузили на дорогу, а потом по грязи тащили гусеничным трактором, и пока его волокли, разорвали на две части. И вот, когда его все же поставили, а дело было уже к ночи, кое-как подключили электричество, и началась жизнь. Такая была радость! В ту ночь я остался один, утром проснулся, за окном морозец, все покрыто красивым инеем, а вокруг полная разруха... Потом смотрю, идут первые насельники: пес, его звали Тузик, и кот со сломанным хвостом. Позже получилось приобрести списанный грузовик. Каждое новое приобретение на нужды монастыря было большой радостью, каждый день был насыщен какими-то событиями, чудесными случаями... Встал вопрос о том, чтобы обустроить храм для богослужения. Менее всего был разрушен Преображенский храм, в нем на Рождество и состоялось первое богослужение. Но для того, чтоб служить, нужно было иметь хоть какой-то источник тепла. Чтобы поставить печь нужен был кирпич, а денег на него не было. Тогда мы пошли в село, к местным жителям, просить их дать нам по кирпичику. Вот так мы и набрали материал на храмовую печь. Около нее мы ютились во время богослужения, температура в храме была 3 градуса, руки замерзали и немели так, что трудно было держать Чашу со Святыми Дарами. Но нас ничто не могло остановить: ни холод, ни отсутствие минимального комфорта, мы были преисполнены желания служить Богу. Мы понимали, что возрождение монастыря — это не только восстановление стен и куполов, но прежде всего это усердная молитва. Именно молитва стала тем живительным источником, который вдохнул новую жизнь в древние стены, привлёк благодать Божию и объединил сердца тех, кто трудился во славу этой святыни.
С Божией помощью, заступничеством святителя Николая Мир Ликийского, Чудотворца, и, конечно же, молитвами духовника нашей обители архимандрита Наума (Байбородина) постепенно жизнь устроялась, храмы восстанавливались, у монастыря появились подворья, пришли люди, искавшие духовного совершенства».
Из истории монастыря
Недалеко от старинного русского города Шуя, «в двенадцати верстах на север», раскинулось некогда большое село Введенское с прилегающим к нему селом Пупки (ныне оба села объединены единым названием — Введенье) с расположенным в нем древним Николо-Шартомским мужским монастырем. Никаких письменных источников о времени образования обители и имени его основателя не сохранилось, только предания и косвенные свидетельства. Некоторые исследователи предполагают, что это XIII–XIV века. На это есть косвенные указания, в том числе и предания о найденной иконе святителя Николая Чудотворца. Одно из народных преданий о происхождении монастыря гласит, что некая крестьянка из «деревни Федосова, находящейся в 6 верстах от монастыря [от его нынешнего расположения — Ред.], … вышед на реку Шартому за водой, на крутом берегу ее, обрела небольшой резной образ Святителя и Чудотворца Николая. Подняв святой образ, она принесла его в свою хижину и поставила на божницу, но на утро на этом месте образа не оказалось. Видя в исчезновении образа чудодейственное явление, она стала молить Угодника Божия Николая открыть ей, куда исчез из ее дома его образ». («Николо-Шартомский монастырь Шуйского уезда Владимирской губернии, составленный священником П. Зверевым. — М. 1899. 20 с.»). Вновь этот образ был обретен на болотной кочке у слияния двух рек Молохты и Тезы, а на месте обретения иконы была поставлена часовня, и вскоре здесь разросся монастырь. Предполагают, что первыми здесь поселились иноки, ушедшие из разоренного татарскими набегами Суздаля; к ним также могли примкнуть братия из других разоренных батыевым нашествием монастырей. Николо-Шартомский монастырь становится исторически известным с 1425 года, что документально подтверждено «духовной грамотой, данной, в 1425 году, Суздальскому Евфимиеву монастырю Нижегородскою удельною княгинею Мариею (во инокинях Марина), супругой князя Даниила Борисовича. Сия грамота дана была монастырю, на право владеть селом Омуцким. На ней подпись Шартомского архимандрита Конона». (Борисов В. А. Шартомский мужской монастырь. «Описание города Шуи и его окрестностей». Т. 1. 1851 г.). В грамоте завещается «по душе своего князя и по своей душе, на поминок своему роду» село Омуцкое близ Суздаля архимандриту Спасо-Евфимиева монастыря Фоме. Послухом (свидетелем) при составлении завещания в грамоте назван шартомский архимандрит Конон (РГАДА. Ф. 1203. Оп. 1. Д. 1. Л. 538 об. (список XVIII в.); Акты исторические, собранные и изданные археографической комиссией. Т. 1. (1334–1598). СПб. 1841. С. 57–58). Расцвету монастыря способствовало покровительство великих князей и государей российских (XV–XVII веков), а также то, что ктиторами (постоянными жертвователями) и вкладчиками монастыря являлись представители древних и славных княжеских фамилий и родов. В том числе и князья Суздальские (впоследствии Шуйские), которые вели свою родословную от князя Андрея Ярославича (ум. 1265), брата вел. кн. Александра Невского. Их родовое имение располагалось в с. Горицы, кроме того, им принадлежали окрестные деревни и села, в том числе и с. Чернцы, находящиеся недалеко от монастыря. Многочисленные представители рода Шуйских — Горбатых являлись ктиторами (благотворителями) монастыря. Помимо святителя Николая в монастыре свято чтут память святого Затворника и иконописца преподобного Иоакима Шартомского (память 22 сентября). Ученик преподобного Иринарха Ростовского (память 26 января), преподобный Иоаким, по его примеру, носил вериги, общий вес которых (по свидетельству современников) достигал 150 кг. Совершая свое молитвенное делание, в перерывах между подвигами, святой иконописец писал иконы, щедро и безвозмездно раздавая их бедным храмам и приходам. В настоящее время известно четыре написанные им чудотворные иконы: Кипрская икона Божией Матери, даренная Спасской церкви града Шуи, и три Казанских иконы Пресвятой Богородицы, одну из которых написать ему повелела сама Царица Небесная «для града Суждаля…для охранения онаго от врагов видимых и невидимых» (утеряна из музея г. Суздаля в период с 2002 по 2008 гг.). В годы лихолетья монастырь сполна разделил участь Православной Церкви. Николо-Шартомская обитель была закрыта в 20-е годы, и в одночасье ценнейшие иконы, утварь, библиотека, старинные рукописи были реквизированы и, большей частью, уничтожены. Лишь величественные храмы, уже будучи «памятниками архитектуры, охраняемыми государством», остались немыми свидетелями древности, духовной традиции и высокой культуры. Так, на 70 лет в Шартомском монастыре остановилась монашеская жизнь, но не прекратилась история святого места. О закрытии монастыря сохранился живой рассказ, записанный со слов очевидца и участника события — настоятеля прихода села Введенского иерея Николая Казанского. Согласно его повествованию, в начале 1922 г. в Николо-Шартомском монастыре на Рождество отслужили последнюю Литургию, и монахи, предупрежденные о готовящемся закрытии, тихо покинули обитель, взяв из обители то, что не попало в последнюю опись 1910 г. Большую часть вывезенного передали Введенской церкви села Введенского. Из братии в кельях остались лишь частично парализованный монах Фотий (из местных жителей) и ключарь, уполномоченный передать по описи имущество новым владельцам. Ликвидационная комиссия, нагрянувшая в феврале 1922 г., застала монастырь опустевшим. «Уязвленное тщеславие побудило молодчиков на Богомерзкие поступки». (Казанский В. Н. Последний молебен…). Шуйские чекисты были обескуражены отсутствием монахов, которых предполагалось торжественно изгнать из монастыря. Членами комиссии осквернялись иконы, святыни алтаря, были сняты с петель Царские врата, сброшены с колокольни колокола. Святотатцев сдерживали как могли местные жители, вызванные в качестве понятых, в том числе, и свящ. Николай Казанский. Иконы с дорогими окладами, крупную церковную утварь — паникадила, водосвятные чаши, хоругви, подсвечники складывали на подводы и увозили. Члены шуйской уездной комиссии побросали охапками оставшиеся документы — клировые ведомости, приходно-расходные книги в открытые дровни. Жглись костры, в которых горели иконы и книги, множество бумаг при этом развеивались на морозном ветру. Свидетелями закрытия обители, по свидетельствам старожилов, были и многие местные сельские жители.
Монашеская и богослужебная жизнь в монастыре прекратилась. В настоятельском и келейном корпусах пустующего монастыря местными властями был размещен дом-интернат для престарелых и инвалидов. 4 апреля 1924 г. вышло постановление Ивановского Губисполкома № 3562 «О ликвидации домов и церквей Николо-Шартомского монастыря, описи и передаче культового имущества другим общинам». (ГАИО. Ф.Р. — 2399. Оп.2. Д.120. Л. 4-6.). В начале 90-х годов, когда Православие стало возрождаться на Руси, Николо-Шартомский монастырь был одним из первых в Ивановской области возвращен Русской Православной Церкви. Это важное событие произошло 21 декабря 1990 года. Угодник Божий, своей молитвой не оставлявший обитель, вновь ступил на святое место. Уже осенью в 1990 г. в обители появились первые насельники, и здесь вновь ожила монашеская жизнь. Наместником монастыря был назначен игумен Никон (Фомин), ныне митрополит Астраханский и Камызякский. Настоятелем монастыря был утвержден архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий (Щуров). Самые первые хозяйственные работы производились как с участием братии, так и с помощью приходивших многих местных жителей.
За время своего возрождения молитвами и трудами братьев монастырь стал одним из центров православной жизни в области. Многочисленные паломники, посещающие святую обитель Угодника Божия Николая, с особенной любовью приезжают по воскресным и праздничным дням, чтобы вместе с братией помолиться за Божественной литургией, поучаствовать в Церковных Таинствах, приложиться к святыням, находящимся в монастыре: частицам мощей святителя Николая, святителя Спиридона, Великомученика и Целителя Пантелеимона, старинным иконам Господа Вседержителя и копии Шуйской — Смоленской иконы Божией Матери.
В 2012 году была образована Шуйская епархия и архимандрит Никон был хиротонисан во епископа Шуйского и Тейковского.
В настоящее время владыка возглавляет Астраханскую митрополию, продолжая заботиться о монастыре.
(По материалам книги «Обитель святого Николая что на Шартоме», 2025.)

