100-летие прибытия мощей
святого Иоанна Русского
из Каппадокии на остров Эвия
святого Иоанна Русского
из Каппадокии на остров Эвия
Беседа с иеромонахом Тимофеосом в канун празднования дня памяти святого Иоанна Русского в монастыре в честь праведного исповедника на Халкидиках, Греция
— Благословите, отче!
— Бог да благословит. Христос Воскресе!
— Воистину Воскресе! Батюшка, не могли бы вы немного рассказать о себе и о том как вы оказались в греческом монастыре на Халкидиках.
— Я родился в Словакии, в древней Чехословакии. Мальчиком я очень хотел стать священником. И когда был студентом богословского факультета, у меня получилось прийти в Грецию, где я познакомился с монастырем святого Иоанна Русского. Здесь наш старец Тимофей принял нас с великой любовью, своим примером привел ближе ко Христу, тогда и зародилось во мне это желание — стать монахом. И так после студии, которую я закончил в Словакии на богословском факультете, я оставил семью и ушел в Грецию, где стал монахом, потом иеродиаконом и иеромонахом. И сегодня я служу священником в деревне Ханиоти на Халкидиках.
— Пути Господни неисповедимы. Расскажите, пожалуйста, о монастыре и конечно о святом Иоанне Русском как исторической фигуре.
— Наш старец Тимофей родился на острове Эвбея в Греции, где находятся мощи праведного Иоанна Русского, которые принесли переселенцы из Малой России, когда было гонение на греков в 1924 году. Эти мощи находятся в деревне Нео Прокопион. Наш старец Тимофей еще мальчиком часто ходил поклоняться мощам этого великого русского святого, с которым он пережил большой духовный опыт. Когда он был уже иеромонахом и пришел с острова Эвбея в Македонию, его знакомый священник епископ Синесиус принял его в Кассандрийскую епархию и поставил наставником полуострова Кассандра, это было в 1969 году. В это время он познакомился со старцем Паисием, сегодня святым старцем Паисием Святогорцем, с которым советовался всю свою жизнь. Наш старец сначала хотел пойти на Афон, чтобы там закончить свою земную жизнь, но старец Паисий запретил ему, сказав, что нельзя чтобы все стали монахами только на Афоне, надо, чтобы строили монастыри вне Афона, потому что приходят сложные времена и многие люди будут утекать в обители, чтобы получить духовную пищу. Старец принял этот совет святого Паисия и начал присматривать участок, где можно было бы построить новый монастырь. И когда нашел участок, призвал старца Паисия посмотреть на это место. Старцу Паисию оно очень понравилось, и он сказал: «Начинай. Придет время, когда это место наполнится монахами и паломниками». И тогда он начал, а поскольку он очень почитал святого Иоанна Русского, то монастырь освятил в честь него.
— Надо же насколько святой Паисий Святогорец поучаствовал в строительстве монастырей. Есть рядом с моим городком Никити, Ситония, Халкидики два монастыря, которые построил святой Паисий Святогорец: святого Арсения и святого Иоанна Крестителя. На Кассандре, Халкидики монастырь, где мы с вами находимся. Есть ли еще какие-то монастыри?
— В Ормелии — женский монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы, в Суроти — женский монастырь Иоанна Богослова, где находится могилка святого старца Паисия, его честное тело, и святого Стефана в Перее близ Салоник. Шесть монастырей построены во время владыки Синесиуса и старца Паисия. Поэтому мы очень почитаем святого Паисия как ктитора, строителя всех этих монастырей в нашей Кассандрийской епархии.
— Отче, продолжая беседу о монастыре святого Иоанна Русского, расскажите о самом святом… Когда я читала акафист, меня потрясли следующие слова: «ты покровитель русских и греков».
— Как известно, святой Иоанн Русский родился в России. Когда шла русско-турецкая война, он попал в плен, его привезли турки в Каппадокию. Ему было 20 лет. Здесь он стал подвизаться, жил как монах. И всегда соблюдал совет своих родителей сохранять православную веру, сохранять уважение к родителям, к Церкви. Когда он находился в плену, то никогда не забывал об этом и всегда гордился, что он православный. Турки хотели, чтобы он изменил веру, стал мусульманином, но он ответил: «Я христианином родился и христианином умру».
В Каппадокии жило много понтийских греков, которые часто ходили в Россию и знали русский язык. Когда началось малороссийское гонение греков и мощи святого Иоанна Русского переехали в Грецию, многие русские стали притекать к его мощам, понтийские греки, которые говорят на русском языке. Поэтому можно считать, что он покровитель всех, он стал вселенским светом, как все святые. А святые не разделяют между греками, русскими, словаками — все святые соединяют все народы в любви ко Христу и к Церкви. Это одна из целей Церкви — соединить всех. Дьявол разделяет, а Христос пришел в мир, чтобы соединить всех в одно, и когда Христос молился знакомой нам архиерейской молитвой в Гефсиманском саду перед распятием, Он молился ко Своему Отцу, чтобы Господь Бог соединил всех, чтобы все люди были как мы — одна вера, одна Церковь. Поэтому святые продолжают это учение Иисуса Христа и соединяют всех.
— А ныне живущим народам как понимать слова этого акафиста? Это то же, что вселенский покровитель?
— Да, как вселенские покровители, которые своим примером хотят показать, что нам не надо смотреть на национальность друг друга.
— И враждовать на этом поле.
— Да, на первом месте всегда должно быть православие, потому что Христос — есть Глава нашей Церкви и Христос Сам не разделяет людей — все его дети. И Он хочет, чтобы мы почитали Его за своего Отца. Нам нельзя разделяться. Есть между нами раздел — разный язык, разные традиции, но все это другое. На первом месте должно быть то, что мы осознаем себя православными, что мы одна семья. Нельзя разделяться на русских, греков, японцев, китайцев и так далее. Нельзя. Мы все православные и это надо понять. И это очень хорошо видно в нашем монастыре, например.
Монастырь святого Иоанна Русского начал строиться в 70-х годах. Наш старец Тимофей начал строить с маленькой группой верующих, которые ему помогали, и сегодня этот маленький монастырь стал одним из мест, где соединяются разные национальности. Его посещают многие из России, Украины, Словакии, Чехии, Америки — со всего мира. И это есть чудо, потому что это маленький монастырь, незнакомый для многих, но сам Иоанн Русский призывает паломников: «Придите, придите, потому что у меня есть новый дом на Халкидиках». Он так говорит многим паломникам. Они рассказывают, что хотели съездить на остров Эвбея, но у нас не получалось и мы очень смутились, но явился Иоанн Русский и сказал: «не переживайте, приходите сюда, здесь есть мой новый дом». Так святые призывают верующих и неверующих тоже. К нам приезжают многие паломники, которые приходят только посмотреть, что это за монастырь, что за природа, какой сад и так далее. Но и они чувствуют благодать святого Иоанна Русского.
— В Москве прямо около моего дома тоже есть храм святого Иоанна Русского и его тоже почитают в западном округе Москвы в Кунцево рядом с метро «Молодежная». И там также идет просветительская деятельность.
— Отец Дмитрий там служит? Это мой знакомый. Он приезжал в Грецию и мы познакомились. Он сказал, что они строят храм.
— Вначале это был скромный деревянный храм, а потом возвели собор очень красивой архитектуры. И это было очень важно, потому что в Кунцево не было храмов. Был только этот маленький деревянный. Через шоссе в Крылатском еще храм и этот. А районы очень большие. И теперь храм переполнен. И мне кажется, там есть частица мощей святого Иоанна Русского. Получается, действительно, как вы и сказали, вселенское сближение, одна из миссий Иоанна Русского. Казалось бы, где Халкидики и где западный округ Москвы? И Эвбея не так уж и близко от Халкидиков..
— Это происходит благодаря самой жизни Иоанна Русского. Когда он жил в Каппадокии, то тайно уходил из дома вечером и ходил помогать больным, бедным в деревне Прокопионе. И к мусульманам тоже ходил. Он не разделял христиан и мусульман. Ходил везде, где нужно было помогать. И стал очень любим среди людей. И когда обрели его нетленные мощи, сколько мусульман приходило поклониться им! Потому что они его почитали за святого. И сам его господин в доме, где он жил, очень строгий мусульманин, который ходил в Мекку молиться, узнал, что в его доме живет святой. Святой Иоанн соделал известное чудо — принес блюдо с пилафом из Прокопиона в Мекку… А до этого чуда господин этот считал святого собакой.
— А можно поподробнее про чудеса. Очень интересно. И из истории, и современные, которые наверняка Вы видите у его мощей.
— Его господин пошел в Мекку, этот путь был очень долгим и много дней он был далеко от дома. Когда он был в Мекке, настал его день рождения. И его жена призвала в гости многих людей, чтобы восславить день рождения. Они ели, пили и веселились, приготовили пилаф — любимую еду этого господина. И его жена сказала: «Как было бы хорошо, если бы мой муж здесь был и мог есть этот пилаф, который ему очень нравится». И Иоанн сказал, чтобы она приготовила одно блюдо, и он ему пошлет. И все начали смеяться. Но жена господина знала, что Иоанн часто ходит к нищим и подумала, что он хочет отнести им еду. И приготовила блюдо. Иоанн ушел в конюшню, где начал молиться, и ему явился святой Ангел Господень, взял это блюдо и принес его в Мекку. Когда господин вернулся в свою комнату, то увидел на столе блюдо и понял, что это из его дома, потому что там было написано его имя. А когда вернулся домой, его жена все объяснила ему, и он понял, что Иоанн — не собака, а святой.
Много чудес он соделал в Каппадокии, много исцелений, сохранил детей в школе. У нас в монастыре тоже находятся мощи святого Иоанна Русского. В 1992 году приехала одна часть — один палец с левой руки. В 1993 году было посвящение монастыря. В это время старец Тимофей пребывал в монастыре и трудился сначала сам, потом приехали два монаха, потом несколько лет назад мы приехали, новые ребята. И сегодня мы — монахи и священники, всего 13 человек. В 1926 году был огромный пожар здесь, на Кассандре, сгорели три деревни: Полихроно, Ханиоти и Певкохори. В первую ночь мы были в монастыре, когда пришел этот огонь и все вокруг сгорело. За две недели до этого пожара от мощей святого Иоанна началось очень сильное благоухание, которое выходило на улицу. Мы спрашивали, что это значит, какое это знамение? И когда пришел пожар, мы поняли: «Не бойтесь, я здесь, я с вами». Святой Иоанн сохранил монастырь. В монастыре ничего не сгорело, несколько сосен вокруг монастыря сохранилось, а все остальное сгорело. Ни животные, ни ребята (у нас были ребята в монастыре) — никто не заболел. И мы не чувствовали ни дыма, ни жара от огня. Мы были как в камине, но не чувствовали вообще жар.
— Потрясающе. И потом все разошлось, и благоухание, наверное, тоже?
— Потом, когда огонь перешел на другую гору, мы почувствовали, как жарко. Старец говорит: «Как жарко, ребята?» Мы ответили: «Старец, теперь жарко, а когда мы были в огне, мы ничего не чувствовали».
Много чудес, много исцелений происходит по молитвам святого, многим супругам, которые не могли родить детей, он помогает, и они рождают детей, много было исцелений от рака и других болезней. Можно говорить днями, сколько святой помогает.
— Я видела очень много украшений в благодарность святому.
— Да. Есть.
— Получается, старец Тимофей, который основал монастырь, сейчас все еще служит?
— Нет, он преставился три года назад, уже блаженный. Сегодня служит игумен отец Григорий, который является, можно сказать, первым монахом при старце Тимофее, с 16 лет он всегда был со старцем послушником.
— Был послушником, все время был при нем, то есть унаследовал его заветы. А если более широко, отче, православие в Россию пришло из Греции. Очень интересно ваше мнение, прокомментируйте, пожалуйста, исторически насколько действительно было это влияние и каково оно сейчас, на ваш взгляд?
— Это исторический момент, когда княгиня Ольга приезжает в Константинополь, где все в великой славе, с украшениями. Когда Ольга услышала византийское пение, увидела иконы, архитектуру, то поняла, что это есть правая вера и призвала учеников, чтобы они приехали в русскую землю научить православной вере. Так православие исходит из Греции и распространяется во всю вселенную, по всему миру. И сегодня в Африке, в Америке, в Китае — всюду есть православие, где ходят миссионеры, чтобы все народы познакомились с Христом, с православной верой.
— Хочу сказать, как человек, который не первый раз встречает Пасху в Греции, и мы с Вами беседуем на Пасхальной неделе, я потрясена, насколько здесь сильна традиция православия и в особенности соблюдения Великого поста, празднования Пасхи. Следование всем традициям Страстной недели и потом широкое отмечание на государственном уровне Воскресения Христова.
К сожалению, нам в России остается только мечтать об этом. То есть в пасхальный понедельник — все мы идем в школу, институт и на работу. У нас только ночь и воскресный день праздничные и, понятное дело, после Страстной православным очень тяжело.
В Греции школьников отпускают на всю Страстную: пожалуйста, ходите на все богослужения, которые просто потрясают. Я знаю канонические богослужения в России, но греческие они особенные, и именно страстные богослужения, в четверг, в пятницу... священник идет с крестом, как Иисус Христос на Голгофу… вспоминает, как его прибивают к Кресту, как его снимают с Креста, как его потом помазывают маслами. И все это молитвы и бесконечные ночные службы. И это, действительно, очень серьезно. И впечатляет еще то, что люди, даже не особенно воцерковленные, не особенно ходящие в церковь, на мой взгляд, в Страстную строго постятся, строго ходят на все эти богослужения, знают, когда какое, какой день означает какой из последних дней жизни Иисуса Христа и потом, соответственно, не только приходят освятить кулич. И это, кстати, большое различие в наших странах, потому что мы, славяне, больше, чем к молитве привыкли к освящению куличей, в Украине — пасок. В Греции, я смотрю, в редких местах есть обряды освящения.
— Только яичко.
— Только яичко и то, наверное, мало где, у нас на втором пальце, Ситонии, точно нет такой традиции. В прошлом году я сама ездила по друзьям и кропила им куличи, выданной в церкви святой водой…. Но на самом деле, мне это даже нравится, потому что упор идет на молитву, а не на освящение пищи, что, конечно, прекрасно, но не является, в общем-то, целью праздника.
— Надо сказать, что и в Греции тоже есть люди, которые приезжают только на воскресенье и потом уходят. Слава Богу, в последние годы мы видим, что многие молодые семьи остаются на всю пасхальную литургию и причащаются Святых Христовых Тайн, они понимают, что это есть Пасха. Пасха — это не еда, но Пасха — есть радость, что Христос победил смерть и нам даровал Жизнь Вечную. И если мы трудимся в эту Страстную седмицу и весь пост, кто как может, этот пост надо сдержать. И в воскресенье нельзя переедать, нельзя есть много еды и пить вина, но надо все в меру, потому что это все есть цель поста, чтобы мы научились все делать с мерой. Не без границ все делать. И так, слава Богу, многие семьи начинают свою духовную жизнь, исповедуются и через это духовное видение, через исповедь понимают, что Церковь как послание здесь на земле, что Церковь — это не только фольклор, это не театр, что Церковь — есть дом Божий и наш дом. И нам надо чувствовать это, мы как в доме нашего Отца. И надо этот дом украшать, потому что Отец — есть Царь Славы. И мы — царские дети. И надо, чтобы мы, как царские дети, чувствовали себя как дома, и какой хороший Христос, какой «сладкий» есть Христос. И надо нам всегда веселиться и часто причащаться святых Христовых Тайн. Не только один, два или три раза в год. Это очень мало. Святые отцы говорят, что святое причастие надо часто принимать. Святой Василий Великий говорит в IV веке, что наши христиане причащаются четыре раза в неделю. Наименьшее. Так уважают святые отцы этот дар Христа.
Иисус Христос на каждой божественной литургии «раздаривается», он вступает на крест, снисходит в ад, воскрешается и потом разделяется для всех. И нам не надо отходить из храма. Надо часто приготовляться к Причастию с постом, со смирением и с уважением, что это есть дар и лекарство для нашей жизни, вечной жизни. Надо это понять. И слава Богу, здесь понимают. Слава Богу, многие молодые понимают эту цель Церкви и послание Церкви.
— Отче, меня потрясло соблюдение Великого поста в Греции даже невоцерковленными людьми. Я видела, что соблюдают пост люди далекие от церкви и соблюдают его строго. То есть овощи и, как в Греции, разрешены кальмары и мидии, хлеб с водой. Действительно, это было для меня открытием, в России, понятно, суровее климат, в Москве очень насыщенный ритм жизни, и такого нет, как я увидела здесь. Христиане — постятся, а не очень воцерковленные крещеные люди — нет. Какое процентное содержание, на Ваш взгляд, в Греции тех, кто соблюдает пост, может быть, даже не так понимает, что надо причащаться. Мне кажется, это тоже жертва Богу и Богу это нравится. То есть, хотя бы так.
— Пост — это первое наказание уже в раю. Бог дал это наказание Адаму и Еве, чтобы они не ели с древа познания добра и зла. Это было наказание постом. И когда мы держим пост, мы приносим жертву Богу, потому что нам невозможно принести Богу ничего, что бы не было Его. Что мы Ему принесем? Свечи? Масло для лампад? Золото? Серебро? Все это — Его. Значит, твоя от твоих, но наш дар — это наш труд, то, что мы молимся, идем в храм помолиться один, два, три, четыре часа, а могли бы дома сидеть перед телевизором. Дома тоже мы встаем на молитву поблагодарить Бога за прошлый день, наступающую ночь. Вечером и утром. Когда садимся есть, благодарим Господа за эту еду, за все благодеяния, которые Он нам раздает во все дни. Пост мы понимаем как дар для Христа за Его дары. И на первом месте — Его жертва на Кресте, чтобы мы стали достойными рая, потому что Адам и Ева согрешили и были изгнаны из Рая. И так новый Адам — Иисус Христос исправляет все ошибки Адама и Евы и снова нас возвращает в рай, который мы потеряли.
Многие люди в Греции сегодня очень уважают пост. Можно сказать, что пост для них выше святой евхаристии. Почему? Потому что многие не причащаются. Почему не причащаются? Потому что они не исповедываются. И это хорошо, что они знают: я не приготовлен причащаться, потому что я не исповедовался, но не надо поститься, потому что пост — это способ жизни.
— Да, я это видела. И это меня поразило.
— Я общаюсь больше с церковными, с прихожанами. Но слышу, что их знакомые тоже постятся, потому что знают, что это святые дни, и они хотят поститься, потому что так их учили родители.
— В Греции потрясает сила традиции, которая не была перечеркнута в XX веке, но лично мой вывод, не знаю, насколько он детский, но к концу Великого поста как обычно у нас в Никити светило солнце. У нас же толком зимы не было в этом году, и вся благодать окружающего мира была перед нашими очами. И я вдруг поняла, что если даже невоцерковленные люди здесь постятся, почему они должны плохо жить? Они, может быть, и живут хорошо, и Бог покрывает их, как детей… потому что всем известна и греческая экономика, и другие аспекты, но Бог их покрывает. И уровень жизни, действительно, хороший. Мне есть, с чем сравнить. Я москвичка. Здесь так, потому что люди почитают Бога.
В момент сошествия Святого Огня люди по-разному восхваляют Бога, может быть, греки тоже иногда для таких строгих российских, скажем так, христиан, выглядят чуть-чуть чудаковатыми, и даже мне, когда я только начала жить в Греции, казалось так. Сейчас я привыкла и уважаю греков за их веру, они искренне верят! Пасха наступила, ни один двор не был без каких-то широких отмечаний. Необязательно только шашлыки, но какие-то восхваления, понятно, что не молитвой, но торжество, что Пасха, что мы должны радоваться. У нас в России это можно наблюдать скорее среди христианских сообществ, христианских семей, но не на государственном уровне.
Отче, и последний вопрос. Так как мы находимся рядом со Святой Горой Афон, откуда моя семья, мой отец и мои сыновья, только что вернулись в пасхальной радости, они встретили Пасху там. Интересны Ваши комментарии относительно того, что многие православные христиане, славяне из России, из Украины ездят в Грецию не на курорты. То есть они едут прямо в городок Уранополис, откуда отплывают на Афон.
— Да, Афонская республика, как называется, монашеская республика, это есть известный духовный центр, куда каждый год приезжают тысячи, может быть, миллионы паломников со всего мира. Потому что там традиция более тысячи лет, много благодати. И когда приезжает паломник, он чувствует эту благодать и духовную радость. Это духовное обновление, которое возрождает человека изнутри. Возможно, он не понимает язык, типикон, но тот дух, который там пребывает через молитвы святых отцов, которые там трудились, повседневно приносят молитвы, постятся, сохраняют правила православной Церкви, невозможно сокрыть. Это видит каждый человек, который туда приходит. И чувствуя эту благодать, они снова хотят принимать этот дар. И потом эту радость принести в свою семью, потому что их женщины, супруги не могут приехать на Афон. Приезжают мужи и потом этот дар приносят в свои семьи. И разные благословения, масла из лампадки, иконы, духовные книги — все это есть для духовного возрождения всех нас.
И мы тоже со Святой Афонской Горы общаемся с монахами, и когда есть время очень рады сходить поклониться в святые монастыри — Сад Пресвятой Богородицы. Так называется эта Афонская Гора, потому что все монастыри там посвящены Пресвятой Богородице. Там очень сильно чувствуется присутствие Пресвятой Богородицы и святых.
— И у людей случается, как папа говорил, афонская болезнь, когда их все время уже тянет на Афон. И мои дети 8 и 11 лет просто изнывают, мучают дедушку, чтобы он их туда взял. Мы боимся, чтобы они не измучили там весь монастырь… но сейчас уже все нормально, игумен даже благословил их на летние каникулы приехать.
— Как сказал старец Паисий, монастыри в последние времена станут местом, которое будут посещать люди, чтобы принять духовную еду во время антихриста. Я думаю, что мы очень близки к этому времени. Мы уже живем в это время и поэтому надо ходить в монастыри, надо принимать эту духовную благодать, надо получать силу, просвещение, мысли, чтобы мы знали, как нам надо жить, как нам надо разговаривать, как нам надо трудиться. И потом с нами всегда будет Бог и Бог будет вести нашу жизнь. Бог сохранит всех, кто хочет сохранять, соблюдать православную веру, Он нас спасет. Он сам сказал, что за Меня вас будут ненавидеть, потому что Я вас вызволил из этого мира и вы уже не мирские, но духовные. И нам надо эту духовность соблюдать.
— Молитвами нашего праведного исповедника Иоанна Русского в преддверии его большого праздника, который мы отмечаем 27 мая в монастыре Иоанна Русского на Кассандре в Певкохори спасибо Вам огромное, дорогой отче!
Русским будет очень интересно узнать про Иоанна Русского и, я думаю, многие, может быть, после публикации поедут в храм в Кунцево приложиться к его святым мощам, помолиться ему, у кого будет возможность, может быть, и доехать до Греции. К сожалению, сейчас это не очень просто.
Христос Анести!
Алифос Анести!
Беседу вела
Александра Белякова
Александра Белякова