Добавлено: 08.12.2019

«Матерь Божия храм построила!»

Достойно есть величати
Тя, Богородице,
земли Русския Царицу Небесную
и людей православных
Владычицу Державную.


Державная икона Божией Матери – это Покров Царицы Небесной над Россией в XХ веке и поныне…


Великое чудо русской истории совершилось 2/15 марта 1917 года.

Когда во Пскове генералы предавали Царя, попирая присягу, данную ими перед Крестом и Евангелием на верность ему до смерти, вынуждая его подписать письмо об отречении от престола, а Царь поступил в точности согласно Кресту и Евангелию: смиренно покорился воле Божией, принося себя в жертву, горячо молясь Богу, Царице Небесной, – в этот же самый день под Москвой, в царской вотчине – Коломенском, чудесным образом явилась икона Пресвятой Богородицы, на которой Сама Пречистая Дева возседала на царском троне с Богомладенцем, держа те знаки царской власти, которые в этот день беззаконно вырвали из рук Царя – скипетр и державу!

Икона эта была названа Державной.

Так оказалось, что царский русский трон не остался пуст – ни на один день!

Люди беззаконные думали, что они победили царскую власть. Но в духовном плане оказалось – наоборот.
Так уже было в истории человечества. Люди думали, что они убили Иисуса из Назарета, но оказалось, что Он, Спаситель, воскрес из мертвых и победил смерть, грех и диавола.

Матерь Божия открыла явлением Своей Державной иконы, что Она не оставила Россию в самый черный день ее истории, но вновь явила ей Свой Покров. Что Она Сама стала тем «Удерживающим» мiровое зло, препятствующим приходу беззаконника – Антихриста, о котором говорил святой апостол Павел: Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (2 Фес. 2, 7).

«Удерживающим здесь называется глава величайшего государства, каковым была в то время Римская империя, – писал Е.Е.Алферьев. – Русская Православная Церковь с полным правом и основанием относит эти слова святого апостола к русскому царю, наследнику православных христианских императоров Рима и Византии, возглавителю Третьего Рима – Православного Самодержавного Царства. Он был священным лицом, преемственным носителем особой силы благодати Святого Духа, которая действовала через него и удерживала распространение зла. Император Николай II был глубоко проникнут сознанием этой лежащей на нем религиозно-мистической миссии. После отречения Николая II роль Удерживающего перешла к Царице Небесной, о чем русскому народу было объявлено через явление иконы Божией Матери, названной «Державной». (Е.Е.Алферьев. Император Николай II как человек сильной воли. Материалы для составления Жития Св. Благочестивейшего Царя-Мученика Николая Великого Страстотерпца. Свято-Троицкий Монастырь. Джорданвилль, 1983).

Миссия Удерживающего не была отъята от России, она продолжается до сего дня, несмотря на то, что известные земные власти после этого ставили себе цели даже противоположные задачам Третьего Рима. Но не они определяют роль России в мiре, в истории, а Пречистая Владычица.

В руках у меня крошечная книжечка с ветхими пожелтевшими страницами. На обложке стоит: «Краткий акафист Пресвятей Богородице, явления ради чудныя Ея иконы «Державныя», в селе Коломенском, под Москвою, 2 марта 1917 года. Издание Свято-Николаевского Братства странников и отшельников Христа ради». Особенность книжечки не только в том, что она напечатана еще по старой русской орфографии, которой оставалось жить тогда на Родине всего несколько месяцев, но и в том, что «Краткий акафист» почти вдвое короче всех общепринятых: содержит всего семь кондаков и икосов, а после них сразу – заключительный кондак, всегда 13-й, а тут он – восьмой: О всепетая Матерь Божия Державная…

Значит, так срочно нужна была молитва Державной Царице изнемогшим от печали людям православным, так скорбны и стремительны были события, которые разворачивались в России в 1917 году, что – небывалый случай! – наполовину составленный акафист издали. Возможно, именно эта, начальная его часть была написана с участием святителя Тихона, который по явлении иконы приезжал в Коломенское ее прославлять и благословил составить ей «акафист акафистов» – понемногу из других, ранее написанных акафистов Пресвятой Богородице.

«Ужели Господь до конца прогневался на нас?» – писал еще в 1905 году владыка Тихон, будущий Патриарх Московский и всея России. Но он же и молился все эти годы о России, молился весь наш верующий народ во главе с православным Царем. Молился Царице Небесной, Которая, являя Свою Державную икону, призвала православных и в это лютое время к молитве: «Пусть молятся». Историки свидетельствуют: в 1917 году толпы народа сутками ходили за Державной иконой.

В «Сказанiи о явленiи иконы Державной Божiей Матери», изданном отдельной листовкой и вложеном в этот же «Краткий акафист», говорилось:

«Святая Икона, по желанию верующих, посетивши все окрестныя селения, непрерывно приглашается для посещенiя святых обителей и храмов, фабрик и заводов столицы, пребывая в селе Коломенском только в воскресные и праздничные дни.

Дай же, Господи, молитвами Царицы Небесной утешение страждущей Родине!

Пресвятая Богородица, спаси нас!»

И Матерь Божия спасла землю Русскую, Церковь, народ наш от полного уничтожения.

Не люди прежде всего, добрые или злые, не исторические личности с их намерениями, но именно Державная Владычица решила судьбу Отечества. Она вняла горячим мольбам верующих русских людей, Она повелела – и глава правящей безбожной партии меняет отношение к Церкви, встречается, уже после важнейших побед в Великой Отечественной войне – тоже вымоленных, тоже дарованных нам Небесной Царицей, – с митрополитами, сам торопит срочно избрать Патриарха («большевицкими темпами»)!

Почему он это делал и говорил, насколько это было искренним его желанием, а насколько – голый политический расчет, – это знает Один Бог до конца. «Чужая душа – потемки», – говорит народ. Знал ли он сам, почему поступал так, а не иначе? Спаситель сказал другому правителю, Понтийскому Пилату: Не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано свыше (Ин. 19, 11).

Без Православия история нашего Отечества понята быть не может. Россия – Дом Пресвятой Богородицы, это – главное в ней, в любой век и час ее истории.

С конца 20-х годов место пребывания «Державной» святыни было верующим неизвестно. Теперь мы знаем, что она находилась на Красной площади в Москве, в запасниках Исторического музея. В год 1000-летия Крещения Руси на время была отдана в Издательский отдел Московской Патриархии.

В 1990 году тогдашний настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском протоиерей Святослав Юримский обратился с прошением к Святейшему Патриарху Алексию II-му ходатайствовать перед руководством Исторического музея о передаче образа в Казанский храм.

23 июля с Министерством культуры был подписан акт о возвращении иконы. 27 июля икона была торжественно встречена в Коломенском, в Казанском храме, где и пребывает с тех пор.

Икона вернулась накануне празднования памяти святого равноапостольного князя Владимира, которое совершается вечером этого же дня. Матерь Божия словно благословила второе Крещение Руси, которое широко началось именно в это время.

Вернулась икона, перед ней стали молиться – и держава наша стала стремительно меняться.

Уже в декабре того же, 1990 года совершилось неожиданное второе обретение святых мощей преподобного Серафима Саровского.

Ровно через год после второго обретения Державной иконы, 25-26 июля 1991 года, во дни всероссийского крестного хода с мощами преподобного Серафима из Москвы в Дивеево, состоялся и в самом деле исторический пленум ЦК КПСС. На нем коммунистическая партия признала несостоятельность своей исторической программы, а вскоре, спустя несколько дней, и вовсе перестала существовать. Началось массовое возвращение храмов, монастырей Церкви, строительство новых. Россия – хотя и не вся – вновь обрела свое имя.

Помнится то время… В маленькой часовне в честь Державной иконы Пресвятой Богородицы – даже просто навесе над Распятием Спасителя – у тогдашнего бассейна «Москва», на месте разрушенного Храма Христа Спасителя, собиралась небольшая группа верующих, читали акафист Державной Владычице… Потом стали совершать крестные ходы – сначала вокруг бассейна на святом месте, потом – до Кремля, где уже восстанавливался Казанский собор, потом появился деревянный Державный храм-часовня, и вот – зримое чудо: не бассейн, но сияет восстановленный Храм! А рядом – храм-часовня в честь Державной Царицы, совершившей все эти чудеса.

Наши предки в благодарность Богу за победу в Отечественной войне 1812 года воздвигли величественный Храм Христа Спасителя. Но соизмеримый с ним храм в благодарность за Победу в самой великой брани в мiровой истории – в Великой Отечественной войне – до сих пор у нас не возведен.

Может быть, одна из главных причин, почему скорби от нас не уходят, а в чем-то и умножаются, – это то, что мы не оценили, не возблагодарили по достоинству Царицу Небесную за Ее неизреченные милости к народу нашему в ХХ веке.

Нам дана была в наше время вновь, может быть во второй раз после Великой Победы, историческая возможность возвращения России к самой себе, к вере отцов. Но, как и тогда, когда не было подобающей благодарности Царице Небесной за спасение Отечества, – так и теперь, если не будет горячей благодарности Царице Небесной за все Ее милости к народу нашему, то исторические возможности, может быть, вновь не раскроются в той полноте, какой ждет от нас Господь, какие усердно вымаливает нам Заступница наша.

Нам жизненно важно почитание Державной иконы Божией Матери. Жизненно важна благодарность Царице Небесной за спасение России в минувшем столетии, когда изнемогала надежда, когда даже верующим людям казалось, что наступает полный конец. Жизненно важно обращение к ней за помощью, когда вновь кажется: теперь уж, видно, конец России близок, народ наш действительно может сойти с исторической арены, – по-человечески сил для возрождения страны нет…

Но ведь и мы в нашем приходе совсем недавно, когда наш Державный храм еще не был построен, думали точно так же: «По-человечески построить в наше время такой храм невозможно. Но если Господь благословит, Матерь Божия поможет – будет здесь храм».

И вот он уже стоит!

В летний день Казанской иконы 1998 года Господь сподобил поехать на остров к Батюшке Николаю Гурьянову, попросить его благословения на строительство Державного храма. Он обрадовался, благословил.

– Батюшка, – говорю, – а где ж деньги-то взять?

– Деньги? – говорит он. – Да вот тебе деньги.

Достал из подрясника – и дал. Сто тридцать пять рублей.

И вот они всё не кончаются…

Тогда еще здесь была поляна, трава росла. Тогда, в день Рождества Пресвятой Богородицы – последний день Ея Рождества в XX-м веке! – по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, протоиерей Валериан Кречетов освятил здесь закладной крест и камень, – а больше-то на поляне ничего и не было – и вот уже 17 лет идет служба, и закончен пятиярусный иконостас трехпрестольного верхнего храма с приделами святого Царя-мученика Николая и Всех русских святых («Это – по вразумлению свыше», – сказал Батюшка Николай), – а в нижнем храме, Рождества Пресвятой Богородицы, освящается вода на Богоявление, совершается крещение детей и взрослых.

Значит, Господь благословил? Значит, Матерь Божия помогла?

Это ли не знамение милости Царицы Небесной к Державе Российской? Это ли не общая надежда наша?
Батюшка Николай Гурьянов особенно почитал Царицу Небесную. Часто он пел – словами преподобного Амвросия: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, рóсу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Почитание Царицы Небесной – важнейшая черта русской святости.

Русские святые словно заповедали нам особенно почитать Заступницу нашу Усердную.

А кто еще поможет нам, как не Матерь Божия, когда по-человечески помощи ждать неоткуда?

Архитектура храма – старая псковско-новгородская – была для нас самих неожиданной (вероятно, по молитвам Батюшки). Так получилось: почему-то отказались от этого проекта в другом районе Подмосковья, а когда мы решили строить на пустом месте, нам любой проект можно было брать. И только потом, когда стали ездить к Батюшке Николаю в Псков, осенило: ведь Царя-то-мученика заставили отречься от престола – он карандашом подписал письмо об «отречении» (все равно, как! Власть они у него уже отобрали – арестовали, приказов не выполняли) – в день Державной иконы Божией Матери – в Пскове!..

Отец Валериан, когда приехал сюда через два года после закладки и увидел уже стоящий до неба храм, воскликнул:

– Матерь Божия вам храм построила!

А другой батюшка вошел внутрь – и сказал только:

– Как же Царь молится!..

– Батюшка, – спросил однажды у отца Николая, – в Коломенском сейчас – та самая Державная икона?

– Да, та самая, – подтвердил старец.

В 2001 году мы привезли Батюшке Николаю в подарок только что вышедшую книгу «Сим победиши! Православие, армия, дер­жава» – о соединении Церкви и армии. На обложке – крест и боец в БТРе, который держит в руках икону Божией Мате­ри. Батюшка заулыбался и стал вдруг нас ею благословлять, давал приложиться по многу раз к этой обложке.

За эти годы не раз приезжали с приходом в Коломенское, служили молебны перед «Державной». 9 мая 2002 года, в ясный, поистине Светлый Четверг, в День Победы, на автобусах, автомашинах приехали сюда со списком с Державного образа, написанным для нашего храма, и здесь, в Казанском храме, у явленной иконы, освятили его. Прошли по Коломенскому с крестным ходом, объехали с молитвой Москву по кольцевой дороге, прибыли в наш Жуковский, проехали всю, почти шестикилометровую, самую длинную в Европе, взлетно-посадочную полосу испытательного аэродрома, в самом ее конце отслужили молебен – и водрузили икону в храме.

Вскоре приехали к отцу Николаю Гурьянову на остров, в последний день его рождения на нашей грешной земле, 24 мая, он был такой веселый… Не успел попросить у него благословения на этот крестный ход – хотя думаю, что по его молитвам и самая мысль эта пришла в голову, – а он, даже не дав договорить, словно только того и ждал, сразу:

– Благословляю! В следующий раз пойдете – меня с собой возьмите.

– Батюшка, да вы мысленно всегда с нами.

– Нет, вы не мысленно, вы так меня возьмите…

В следующий раз поехали на молебен в Коломенское – и Батюшка, уже молящийся за нас в вечности, был с нами своей фотографией на лобовом стекле автобуса…

Однажды накануне летнего дня Державной иконы Божией Матери – дня второго обретения иконы в 1990 году, – одна наша прихожанка рассказала, что во сне ей явился Батюшка Николай Гурьянов – после того, как она долго молила святых угодников о своей маленькой дочери. И он, глядя ей прямо в лицо, сказал: «Что не сделала мать, должна сделать ты. Купи четыре лампады, и буду молиться за твою дочь».

– До сих пор, – рассказывала она, – вспоминаю его пристальный, но в то же время добрый взгляд. Батюшка назвал еще какой-то предмет из церковной утвари. То, что я тогда услышала от Батюшки, меня ошарашило, потому как задолго до этого моя мама собиралась купить в Державный храм паникадило. Все собиралась этим заняться, но не успела. Как-то, придя в храм, я увидела, как укрепляют новые паникадила…

И она протянула мне тогда пачку денег, перевязанную бумажными ленточками Сбербанка (что было нам очень кстати).

Перед этим я подумал: «Надоело деньги просить на храм, буду молиться: надо – Господь пошлет». И молился, в том числе и отцу Николаю.

– Да, – говорю. – Нам, конечно, нужны лампады – вот и вдоль иконостаса нет ни одной…

Вскоре подошел летний день Державной иконы. Стою с кадилом перед нашим Державным образом – тем самым, освященным три года назад, – и вдруг меня осеняет: у нас же здесь только одна лампада! А ведь мы хотели-то – пять! Всё собирались, думали, как укрепить, потом даже и крючки купили – и всё не собрались!..
Поехали в Троице-Сергиеву Лавру, купили четыре лампады, повесили полукругом – так красиво стало, торжественно!

Так отец Николай с небес заботится об украшении, о почитании Державной иконы Царицы Небесной, именно ее летнего дня.

17 ноября 2019 года состоялось Великое освящение нашего Державного храма, которое совершил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении епископов Тихона Видновского и Романа Серпуховского, духовенства Московской епархии. Это событие, как и Великое освящение Святейшим Патриархом Кириллом Державного храма в Чертанове в августе нынешнего года, явились новыми знаками растущего почитания Державного образа Пресвятой Богородицы в нашей Церкви.

В настоящее время в нашей Церкви в церковном календаре имеется только один день празднования Державной иконы – ее явления 2/15 марта. День этот почти всегда приходится на Великий пост, и потому, по Уставу, по будням лишь в храмах, посвященных Державной иконе, совершается Литургия Преждеосвященных Даров, а в большинстве храмов опускается. В 2020 году исполнится 30 лет со дня Второго обретения Державной иконы – возвращения ее в Коломенское. Если, милостью Божией, милостью Царицы Небесной, в наш церковный календарь будет включен день второго обретения Державной иконы Божией Матери 14/27 июля, то будет возможность во всех храмах совершать праздничную службу с благодарностью Царице неба и земли за чудо русской истории, с упованием на новые Ее милости и воспевать стихиру, которую мы, по традиции, всегда поем по окончании вечернего богослужения:

О, преславнаго чудесе: Небесе и земли Царица, от святых сродников наших умоляемая, до ныне землю Русскую покрывает и лика Своего изображениями милостивно обогащает. О Владычице Державная, не престани и на будущее время во утверждение на Руси Православия милости и чудеса изливати до века.
Аминь.

Протоиерей Николай Булгаков


Великое освящение Державного храма


17 ноября, Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил чин великого освящения храма в честь иконы Божией Матери «Державная» в поселке Кратово Раменского района Московской области и Божественную литургию в новоосвященном храме.

Митрополиту Ювеналию сослужили епископ Видновский Тихон, епископ Серпуховской Роман, секретарь Московского епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, помощник управляющего Московской областной епархии по церковно-общественным вопросам протоиерей Петр Иванов, епархиальный древлехранитель игумен Серафим (Голованов), благочинный Раменского округа игумен Никодим (Лунев), благочинный Бронницкого округа священник Сергий Себелев, благочинный Егорьевского округа протоиерей Сергий Кожевников, благочинный Люберецкого округа священник Вячеслав Новак, благочинный Одинцовского округа священник Игорь Нагайцев, благочинный Королевского округа священник Димитрий Поповский, настоятель храма иконы Божией Матери «Державная» протоиерей Николай Булгаков, духовенство Московской областной епархии.

В храме присутствовали глава Рамен-ского городского округа В.В. Неволин, главный редактор газеты «Русь Державная» А.Н. Печерский, другие представители православных СМИ.

За Литургией архипастырь рукополо-жил Алексия Кичаева в сан диакона.

По окончании богослужения с при-ветственным словом к митрополиту Ювеналию обратился протоиерей Николай Булгаков.

«Ваше Высокопреосвященство, доро-гой Владыка Ювеналий! В этот радостный, удивительный и прекрасный день мы вспоминаем, что двадцать лет назад на этом месте, где мы все стоим, абсолютно ничего не было, росла трава. Но было Ваше архипастырское благословение строить храм в честь Державной иконы Божией Матери. Было желание людей здесь молиться. По Вашему благословению храм тогда заложил протоиерей Валериан Кречетов. Здесь появились крест и закладной камень. Было положено самое главное и прочное основание, какое есть в жизни, – камень веры. И то, что мы видим здесь сегодня, – зримое тому подтверждение. Дальше были молитвы, труды, советы, творчество, пожертвования, участие очень многих людей. Некоторых из них уже нет среди нас. Хочется вспомнить архиепископа Можайского Григория, протоиерея Николая Гурьянова, Игоря Александровича Найвальта, Николая Николаевича Козлова, главного инженера проекта. Сегодня, слава Богу, радость обновления нашего храма с нами здесь разделяют отец Валериан, который все эти годы духовно участвовал в его созидании, многие другие его создатели. Все мы приносим нашу великую благодарность. Но все началось с Вашего, Владыка, благословения. Вы посадили семя, из которого и выросло это древо и которое, Бог даст, будет приносить плоды до скончания века», – сказал настоятель прихода.

Протоиерей Николай Булгаков пре-поднес в дар митрополиту икону Божией Матери «Державная».
Затем владыка Ювеналий произнес проповедь.

«Каждый раз, когда я посещаю приходы и на Литургии слышу полагающееся в этот день Евангелие, то стараюсь мысленно проникнуть в его значение для этого места, для этого храма, для этой встречи. Евангелие, которое мы сегодня слышали за богослужением (см. Лк. 8:41-56), как раз относится к событию, которое мы с благодарением Богу торжественно празднуем.

Я горячо и сердечно поздравляю вас с завершением строительства этого храма, с его великим освящением и выражаю глубокую благодарность отцу Николаю, всем жертвователям, строителям, благоукрасителям и радуюсь, что вы сегодня собрались во множестве, чтобы разделить наше церковное торжество. Благодарю Вас за подаренную мне святую икону Богоматери, и хотел бы попросить Вас, дорогой отец Николай, принять от меня для храма Божия этот образ мученика и страстотерпца императора Николая. Пусть он своими молитвами укрепляет Вас и паству Вашу в шествии ко Христу в вечность», – пожелал владыка.
Митрополит Ювеналий вручил Пат-риаршие и епархиальные награды усердным труженикам и благотворителям храма. Протоиерей Николай Булгаков был удостоен ордена прп. Серафима Саровского III степени. Медалями прп. Серафима Саровского были награждены председатель правления Фонда Патриарха Гермогена и Женского православного патриотического общества Галина Ананьина и глава строительно-реставрационной фирмы «Эфа+» Павел Слуцкий; медалью прп. Андрея Иконописца – руководитель иконописной мастерской при кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве Александр Жилин; Патриаршим знаком храмостроителя – главный архитектор храмового комплекса Людмила Павлова; медалями «Патриаршая благодарность» – Сергей Ветлужских и Александр Благов; Патриаршими грамотами – Павел Липунов, Татьяна Егорова, Александр Соколов; медалью Московской епархии «За просветительские труды» II степени – Андрей Печерский, главный редактор газеты «Русь Державная»; медалью «За жертвенные труды» II степени – Тамара Белова и Николай Беляков; медалью «За жертвенные труды» III степени – Алексей Емельянов, Наталия Макарчук, Вячеслав Коноплин, Александр Уразов, Игорь Саратовский, Елена Сапожникова.

Галина Ананьина на своей страничке в Фейсбуке поделилась впечатлениями об этом торжественном событии: «Мы этого освящения ждали очень давно. Этот храм построен по благословению старца Николая Гурьянова. Я поздравляю настоятеля храма протоиерея Николая Булгакова и всех прихожан с этим историческим событием. Именно отец Николай был консультантом и редактором моей книги, посвященной иконе Державной, и предоставил уникальные документы для издания: акафист, написанный Патриархом Тихоном в 1917 году, и Сказание об иконе того же периода».
от 18.01.2020 Раздел: Декабрь 2019 Просмотров: 347
Всего комментариев: 0
avatar