Из беседы с депутатом Государственной Думы Сергеем Анатольевичем Гавриловым
– Сергей Анатольевич, так получилось, что мы с вами знакомы столько лет, сколько существует наша газета «Русь Державная» – с 93 года, и известные события не прошли мимо всех нас. Если оценивать это двадцатилетие и упростить этот вопрос, что это все-таки: двадцатилетие созидания и возрождения или падение в пропасть?
– 20 лет назад я был юным почитателем «Руси Державной». Я в то время был молодым депутатом, это была драма 93-го года, во многом, конечно, отягощенная тем, что власть, прежде всего инициаторы этого конфликта, указа под номером 1400 не прислушались к примиряющему слову Святейшего Патриарха Алексия, как мы надеялись. И вот разразилась драма. Я думаю, что 20 лет России, это как срок на подводной лодке, где год за 3, если не за 10. То есть страна за 20 лет пережила не просто величайшую драму в своей истории, а прошла огромнейший, драматичнейший и в то же время не лишенный ярких озарений путь, который многие страны проходят, может быть, столетиями. И, конечно, загадка истории, что Россия не испарилась и не исчезла.
Я хотел обратить внимание, что мы создали в Государственной Думе межфракционную депутатскую группу. Мы считаем, что наши взгляды, наши действия, наши позиции должны основываться на национальных интересах нашей страны – с ее православным уникальным христианским опытом, – которые выше и значимей, чем политические, гражданские, фракционные разногласия, они во многом надуманы и принесены к нам извне. Как, кстати и слово «партия» – означающее только «часть целого». Я понимаю, что даже в традиционной России не приветствовалась фракционность. Нельзя разделиться внутри семьи, внутри организма на различные фракции и группы. И мы объединились, кстати, основываясь на этом опыте, на решении конкретных задач, которые кажутся разноплановыми. Это, в первую очередь, защита имущественных интересов Церкви, имущественных интересов образования, защита наших семей от разгула содомских греховников, от попыток просто убить нашу семью, нашу Церковь, от системно-информационной тотальной агрессивной войны против Церкви и Патриарха. Это задачи помощи нашим братьям, которые живут во всех регионах России, и в странах нашей исторической Руси. Мы организовываем такие же группы в парламенте Украины, парламенте Беларуси, парламенте Приднестровья, парламенте Сербии, и на этом мы не будем останавливаться, потому что понимаем, что и на Западе много людей, которые страдают от этого чудовищного, античеловеческого ига. В странах Европы, традиционно являвшихся раньше христианскими, мы должны искать пути помощи им.
После того как наша деятельность в межфракционной группе получила благословение Святейшего Патриарха, мы чувствуем себя спокойно и уверенно.
– Я сейчас вспомнил 1992 год, когда наш общий друг Вячеслав Михайлович Клыков привез впервые после десятилетий перерыва неугасимую лампаду из Иерусалима от Гроба Господня и Святейший Патриарх Алексий, ныне покойный, открывая памятник Кириллу и Мефодию, тогда произнес в своей речи одну фразу, на которую, как мне кажется, мало кто обратил внимания. Меня она просто потрясла. Смысл ее в следующем. Почти дословно: «Нужно, чтобы во главе всех основных процессов в России стояла духовность». Мне кажется, сейчас его слова начинают потихоньку сбываться.
– Я абсолютно с вами согласен, Андрей Николаевич, и благодарен вам за то, что «Русь Державная» всегда поддерживает наши усилия. У нас немало единомышленников, наших друзей, наших братьев, таких как Александр Порфирьевич Торшин. Мы всегда вместе и стараемся решать вопросы, которые касаются не только Нижней, но и Верхней палаты нашего парламента. Я считаю, что наша деятельность – активно миролюбивая, но при этом отстаивающая наши интересы, оказалась успешной. В том числе в ходе нашей весенней сессии и вообще в дальнейшем. Я думаю, что это правильно. Мы вспоминаем 90-е годы, нашего общего друга – Эдуарда Володина и раскрытый им удивительный сплав абсолютно целостной культуры. Это не культура фрагментарная, а целостная, единая культура, основанная на нашей тысячелетней истории. В его трудах об имперской культуре показывается, что имперскость, в лучшем понимании этого слова, это справедливость, правота, самоотречение, героизм, любовь к ближнему, вера в страну, основанные, прежде всего, на нашем уникальном опыте. И если ты чувствуешь себя русским, то совсем по другому смотришь на советскую историю, на дореволюционную историю, видишь там плюсы и минусы, и при этом ты любишь нашу страну, и ты не одержим ни антикоммунизмом, ни русофобией, ты понимаешь, с любовью воспринимаешь все наши драмы. Ты как участливый сын, а не как злобный циничный критик, готовый поругать все самое святое. Я думаю, что именно на этих путях нужно искать свою правду.
Я чувствую, что идет серьезный процесс восстановления, возрождения России после этого погрома 90-х годов, когда как при Троцком, слово «патриот» читалось только в приговорах и слова «русское» и «советское» шельмовались, когда все люди, которые просто любили своих папу с мамой, любили свою страну, получали ярлык «красно-коричневых».
Россия выздоравливает и в политическом плане, и в духовном, и в промышленном, но просто скорости выздоровления разные, и в этом я вижу проблему. Поскольку мы стараемся, чтобы наши дети, наше следующее поколение было более здоровым, было понятливым, было совестливым, чувствовало себя преемниками традиций прошлого, мы должны готовиться к марафону в десятилетия, может в столетия. И в то же время в области обороны, в области безопасности, в области экономического суверенитета, в области выстраивания независимой финансовой системы, в области укрепления мощи нашей промышленности, высоких технологий, прежде всего, электронных. Все эти проблемы мы должны решать уже сегодня, сейчас.
– Я сейчас вспомнил последние слова, которые произнес, в моей, по крайней мере, жизни, владыка Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский. Когда он сказал в конце нашего телефонного разговора: «Пока наш народ не победит в себе беса разъединения, ничего хорошего ожидать мы не можем». Через два дня он умер. Меня эти слова очень впечатлили. Поэтому вы абсолютно правы, когда говорите об объединении усилий.
– Так оно и есть, потому что попытка расколоть общество, унизить основную часть, попрать национальное достоинство, попытка приглушить стремление к правде, это не политика, это бесовщина. Я абсолютно с вами согласен. Чем более правильным путем мы пойдем, тем больше будет злобного воя, попыток расколоть, бесовских соблазнов, поэтому мы должны быть к этому готовы и быть спокойными, и не нервничать. Было все за эти 20 лет, для тех кто хочет строить серьезную державную конструкцию. За эти 20 лет мы прошли все уроки, какие только можно. Их нужно изучить и выписать правильные рецепты.
Мы при жизни нашего поколения испытали гораздо больше того, что некоторые европейские державы испытывали столетиями. Надо этим бесценным опытом воспользоваться, в том числе трагичным для нас, чтобы никогда его не повторять, а использовать его во имя усиления своего, а не ослабления. Потому что там было все – и перевороты, и референдумы, и импичменты, и дефолты, что хотите. И чеченская война, и геноцид русских в ряде республик Средней Азии, и все было, и Косово было и Ирак был, извлекайте уроки. Это единственный рецепт, который мы должны, внимательно взглянув на прошлое, использовать для себя.
2013, № 10