Из проповеди епископа Городецкого и Ветлужского Августина
Сегодня мы с вами, живущие в XXI веке, оказались в очень странном состоянии. Мы с вами вроде бы ответили на многие вопросы. Наука показала нам то, что мы не видим с вами, например, субатомный мир. Наука показала то, что видит через микроскоп, через телескоп. Сегодня у нас научная медицина. Мы все это имеем сегодня, но мы видим, что всё больше больных, всё больше разводов, абортов, всё больше преступности.
Это не может не вызывать у нас некого недоумения. Казалось бы, мы сейчас должны учесть весь опыт, который был за эти века накоплен, хотя бы за двадцать один век, а чем мы больше размышляем, чем больше законов издаем, тем яснее видим, что становится хуже и хуже. Я уже несколько лет говорю, что мы стоим перед мировой войной.
Почему мы сегодня, имея такую медицину, ничего не получаем, кроме химических таблеток и, конечно, операций, когда у нас удаляют орган, который мы назад уже никогда не вернем, он не вырастет. Почему мы с вами желаем сделать наш брак лучше, чем у наших родителей, а он у нас еще хуже? Почему на наших глазах сегодня исчезают мужчины? Их фактически нет. И чем лучше ваша дочь будет — умной, красивой, размышляющей, подготовленной к жизни, — тем сложнее ей будет найти себе пару.
И самое главное: сегодня мы разбираем нашу уникальную планету Земля. Одни забирают нефть, другие — газ, третьи — золото. Четвертые — серебро, вольфрам, молибден. Мы ее разбираем, планету. И никогда уже не соберем. И все молчат. Иногда врачи говорят открытым текстом: мы сделать ничего не можем — онкология четвертой степени. Шизофрения. Сколько людей сегодня в психушках находится?
Сегодня многие учителя не хотят идти в школу. Они не знают, что делать с детьми. Парадокс. Мы можем войти в интернет и получить любую информацию, которая была в истории человеческого рода. Любую книгу можно найти. Открыть ее и читать. И мы видим, какое безграмотное население. Мы разучились говорить точно и ясно. Наш язык на глазах уничтожается. Сегодня даже ударения не нужно делать там, где их нужно делать. Сегодня говорят: говорите, как хотите. Я часто говорю детям: внимательно меня слушайте, к семи прибавить пять — Одиннадцать или Адиннадцать? Отвечают: Одиннадцать. Я говорю: нет, двенадцать. Внимания никакого.
Почему это происходит? Потому что мы, люди, что-то утратили. В животном мире, мире рыб, в мире птиц всё идет нормально. Они знают, когда нужно зачинать потомство, они знают, что есть, что пить, хотя мы их сейчас испортили своей пищей в городах. Но они еще живут в том укладе жизни, который им дан. В каком укладе жизни мы с вами живем? В американском, японском, московском, санкт-петербургском? Каком? Если бы мы через микроскопы посмотрели, что мы едим сегодня из магазинов; если бы мы через эти микроскопы посмотрели на воду, которую мы пьем; если бы мы сегодня посмотрели, что с нашими клетками происходит после просмотра фильмов, которые нам показывают: убили, зарезали, изнасиловали, ограбили (больше нечего показывать?). А у нас сто триллионов клеток в каждом человеке. Если бы мы видели, что с ними происходит!
Вот почему все люди сегодня болеют, страдают. Сегодня у нас у всех состояние безпокойства. Мы не понимаем, что с нами происходит.
Христос Бог говорит всем: «Без Меня творить ничего не можете». И мы говорим: «Господи, как так? Ну почему мы без Тебя не можем ничего творить? Посмотри, сколько мы сотворили всего, Господи!» Волгу перекрыли. Смотрите, она вся зеленая. На наших глазах исчезает. Узлы уже не действующие. Ветлуга уже давно не действующая. Воздух уж давно отравленный. Но мы настаиваем и говорим: «Ну, почему, Господи, мы без Тебя не можем творить ничего?»
Если бы мы сейчас взяли статистику дореволюционную о каждой деревне, селе, о каждом поселке, который когда-либо был на нашей земле, особенно в Российской империи, мы были бы потрясены. Фактически не было алкоголиков, не было воров, не было разводов, абортов, измен. А о том, что сегодня бесстыдно показывают по телевизору — об извращениях, — и речи не могло быть. Этого даже никто не знал.
Другой народ был, другой тип личности. Что же мы утратили? Оказывается, мы с вами утратили благодать Святого Духа. Если я употребляю спиртные напитки, я буду алкоголиком. Если я беру чужое — буду вором, разбойником. Если я буду заниматься кражей из казны — буду казнокрадом. Что посеешь, то и пожнешь, говорит Господь. А если я буду общаться с Богом, — получу от Него дары Святого Духа. Нигде никогда нам об этом никто не говорил.
Что мы видим в жизни Христа, когда Он вышел на проповедь? Мы видим, что все, к кому Он прикасался, с кем беседовал, после этого менялись в корне. За эти две тысячи лет через Церковь Божию прошли миллиарды людей. Эти люди стали совершенно другими. Бог, который стал человеком по Своей воле и по Своей любви к человечеству, которое больно вирусом греха, этот Бог нам показал, что происходило с людьми, которые начинали вступать с Ним в отношения.
Когда Он беседовал с людьми, Он часто указывал людям на то, что в них есть. В одном случае он говорил человеку расслабленному: не греши. То есть человек стал парализованным за грехи, которые совершал. Бог нам показывает Свои Божественные начала: укрощает бурю, ходит по воде и, наконец, через Иоанна Богослова, когда уже Христос вознесется, Он нам даст еще одно Евангелие, даст Апокалипсис, изложит всю историю человеческого рода до второго Его пришествия. Если бы мы умели сегодня читать эту книгу, там всё сказано: революции, войны, стихийные бедствия. Всё, что будет с людьми, всё изложено две тысячи лет назад. И мы вдруг утратили отношения с Богом. Утратили!
Во все времена народы всегда верили в Бога и Богу, всегда. Наука археология нам не находит народа, племени, который когда-либо не верил в Бога и не имел бы с Ним отношения. Впервые такое на земле — это Советский Союз, когда нам даже запретили думать о Боге. А сегодня нам разрешили верить в Бога, но сделали это очень хитро: дали свободу колдунам, магам, чародеям. Всем дали свободу. И человек не знает, по какому пути идти. Все говорят: мы правильно действуем, мы тоже от Бога. Нет, это не так.
+ + +
Что нам показывает Евангелие? Оно показывает отношение Христа к людям, которые уже обречены или на смерть, или на тяжелейшие болезни. Например, проказа, которая не лечится до сих пор. Гниет мясо. Болезнь заразная, никто не знает, откуда она. Люди содержатся в лепрозориях. Нам об этом даже не говорят и не показывают. Проказа существует до сих пор. Никто не знает, как ее лечить. Это страшнее онкологии, страшнее всего остального. И вот Христос, вступая в отношения с людьми, которые обречены явно на смерть или на муки, приводит этих людей в нормальное состояние.
Христос приходит к Овчей купели. Огромное количество людей вокруг, ожидают движения воды. Христос идет и вдруг останавливается у некоего человека, расслабленного, который лежит и двигаться не может. Расслабленный — значит парализованный, руки, ноги не работают. В Евангельских чтениях нам сообщается о некоторых людях, которые были парализованными. Одного из таких людей четыре человека принесли на плате и положили к ногам Христа, его Он тоже исцелил. То есть все, к кому прикасается энергия Бога, Дух Божий, исцеляются. С чем можно это сравнить? Когда мы с вами входим ночью в комнату, мы ничего не видим. Темно. Мы можем споткнуться, упасть. Мы не видим стулья, предметы, которые лежат на полу или вокруг нас. Но как только мы включим свет, мы всё увидим.
Как только мы от Бога получаем свет, который Он нам дает, мы начинаем видеть то, что не видят обычные люди. Мы начинаем так хорошо видеть себя, свою душу, свое сердце, волю, свою жизнь. И когда мы получаем эту энергию Святого Духа, эти дары Святого Духа, то мы восстанавливаемся. Человек ничего не понимающий, начинает всё понимать. Человек невидящий начинает видеть. Человек глухой начинает слышать.
Дух Святой, когда Он входит в человека, совершенно меняет качество наших клеток, наших глаз, ушей. Нашей души, сердца, нашей воли, чувств. Всё меняется. Вот почему люди идут вереницами, потоками к святым. К их мощам. Мы даже идем толпами, вереницами к чудотворным иконам. Мы знаем, что даже от этого рисунка, от этого образа, который нарисован, но освящен, мы можем исцелиться с вами.
Христос выбирает из всех людей человека, который 38 лет лежит у Овчей купели. Полежите 38 лет! Христос подходит к человеку, который уже всё, обречен. Почему он обречен? Он сам об этом говорит: «Когда воду возмущает ангел, я хотел бы туда попасть, но раньше меня уже входят другие люди». И за 38 лет никто ему не помог. Никто не помог! Каждый эгоист, ему нужно самому спастись, ему нужно исцелиться. Если сейчас начнется война, вы знаете, что будет самое страшное? Мародерство. Начнут грабить друг друга все. Забирать последнее. А найдутся ли люди, которые будут способны кому-то помочь? Или все будут только себя спасать? Я не знаю. Я на этот вопрос не отвечу. Посмотрим, когда это будет. Но будет страшное мародерство. Страшное. У нас будут, у слабых людей, все забирать. Не щадя мать, отца, бабушку, дедушку. Учителя. Страшно. Человек попал в беду, сломалась машина. Оставил ее, пошел найти мастеров, приходит, а машину уже полностью разобрали. Всё уже украли. Уже нечего там восстанавливать.
Итак, мы с вами видим, что Христос подходит к этому человеку и начинает с ним беседовать. И человек ему говорит о том, что он уже 38 лет здесь лежит. И Христос не говорит ему: давай Я тебя опущу в эту воду. Он говорит: «Ты хочешь стать нормальным человеком, ты хочешь освободиться от свой немощи, от парализации?» Кто не скажет, что не хочу? Конечно, хочу. Человек говорит: «Но кто меня опустит в эту воду?» И вдруг неожиданно слышит, что Христос говорит ему: «Не надо опускать никуда. Не надо входить ни в какую воду. Я есть Вода Живая. Я могу тебя сейчас исцелить». А он 38 лет лежал. Что, у евреев не было хороших врачей? Да у них сегодня медицина лучшая в мире. Христос когда-нибудь пользовался какими-нибудь лекарствами? Нет. Он делал операции? Нет. Он говорил нам, что «нужно водички попить, нужно вот эту травку»? Нет. Он Бог. Ему это не надо. И вдруг неожиданно Он говорит расслабленному, парализованному: «Встань, возьми свою постель, на которой ты 38 лет лежал, и иди домой». Страшно подумать.
И вдруг человек почувствовал в себе силы. Расслабленные члены, руки, ноги, — всё пришло в движение. В нем появилась опять энергия, привычная для человека, и он встал. На глазах тех, кто видел его 38 лет лежащим на этом месте.
А дальше Христос увидит этого человека в храме, потому что человек пришел поблагодарить Бога. Господь часто нам дает чудеса какие-то, исцеляет нас от чего-то, а мы не благодарим за это Бога. Мы забыли об этом. И когда Христос его увидит в храме, Он скажет ему: «Больше не согрешай». Этим Он дает нам понять, что человек был парализованным за то, что когда-то совершил какие-то грехи. Совершил то, что совершать нельзя.
Христос нам показывает, что Он Бог и показывает нам, что без Духа Святого, без Бога ничего у нас не получится. Мы не сможем сегодня наших детей подготовить для будущей жизни, если наши дети не будут знать, что такое заповеди Бога.
Что такое заповедь? Заповедь — предел свободы человека. Отсюда слово заповедник. Каждому из нас, кто начинает иметь отношения с Богом, Бог дает Духа Святого. И через этот Дух Святой у одного ушла болезнь неизлечимая; у другого восстановился брак; третий простил тех, кто его обидел; четвертый перестал брать чужое, что было его профессией. Сегодня мы с вами страдаем, болеем, сегодня мы с вами деградируем и вырождаемся потому, что у нас нет Духа Святого.
И еще второе — мы не знаем Закон Божий, как жить по Закону Бога на этой земле. И если бы мы правильно учили наших детей и нас в свое время правильно учили, мы не совершили бы с вами столько ошибок, мы не совершили бы столько преступлений, мы не сказали бы с вами столько ненужных злых слов, которые когда-то разрушили наши браки.
Иногда мать не выдерживает своего сына, который ведет себя безобразно. БезОбразно. И говорит ему мать: «Лучше бы я тебя не рожала». Так ведет себя сын. Но мать не думает о том, что лучше бы она научила его отношениям с Богом, а она этого не дала. Она страдает, сын страдает, и никто не понимает, почему. Ни одна тюрьма еще никого не исправила. И ни одна больница еще никому не дала здоровья.
Евангельское чтение нас обращает к самому главному, без чего не получится ни государственной жизни, ни научной, ни образовательной, ни законодательной. Ничего не получится в этой жизни. Без Бога не до порога. И будем иметь огромное количество денег, и не будем знать, что с ними надо делать. Вот это очень важно.
А люди до революции, которые имели деньги, — купцы и другие люди — они знали, что делать с этими деньгами. Они строили, в первую очередь, храмы, больницы, помогали людям нуждающимся.
Поэтому я умоляю и прошу вас: будьте внимательны к этой жизни. Не случайно вдруг нам разрешили войти в храмы. Не случайно нам всем сегодня разрешили ходить в Церковь, не оглядываясь, что кто-то нас выгонит с работы. Не случайно! Это перед особыми событиями. Нас готовит Господь к этим событиям. И чтобы из нас никто не сказал: «Господи, нам запретили в Тебя верить, нам запретили ходить в Твою Церковь, нам запретили читать Твои книги». Чтобы никто из нас об этом не сказал, Господь нам всем дал свободу. Пожалуйста, можете идти в храм, можете молиться, поститься, можете собороваться, исповедоваться, креститься, венчаться.
Мы должны воспользоваться сегодня этой удивительной, уникальной возможностью. Чтобы не только самим исправиться и измениться, но и помочь тем, с кем мы связаны: помолиться за наших умерших родителей, помолиться за родных, учителей, соседей. Сегодня у нас особое время, и я желаю, чтобы мы этим временем воспользовались.
Странное состояние /
Епископ Городецкий и Ветлужский Августин
Расшифровка видеозаписи «Руси Державной»
Епископ Городецкий и Ветлужский Августин
Расшифровка видеозаписи «Руси Державной»