Добавлено: 07.07.2024

На Косово разыгрывается борьба между добром и злом

Сегодня мы вновь обращаемся к трагическим событиям 1999 года и помним о 25-летии НАТОвской агрессии на суверенную Югославию, которая унесла тысячи сербских жизней. В течение 76 дней — с 24 марта по 10 июня — на территорию бывшей Югославии было сброшено около 80 тыс. тонн бомб, в том числе кассетных и с обедненным ураном.

Так писал о тех событиях славист, переводчик Илья Числов: «То была недолгая, но самая настоящая война, одна из самых тяжелых, какие пришлось вести США и их союзникам со времен Кореи и Вьетнама. Показательно, что натовские потери в этом «конфликте» далеко превысили совокупные военные потери американцев и их союзников в Сомали, Ираке, Ливии и Сирии, хотя армии той же Ливии и Ирака не только по численности, но и по технической оснащенности намного превосходили Югославскую народную армию (ЮНА). Только США потеряли на Балканах десятки боевых самолетов и вертолетов, в том числе два «Стелса» (из пяти «невидимок», находившихся в составе их воздушного флота на тот момент). Было сбито немало самолетов и других стран НАТО. Даже в Польше есть памятник летчикам-агрессорам, погибшим на балканской земле в качестве американских наемников. В живой силе американцы также понесли гораздо большие потери, чем сербы: были уничтожены практически все десанты, высадившиеся на югославской территории; ощутимые контрудары по захватчикам сербский спецназ нанес на границе с Албанией и Македонией (после одного такого рейда пленных американцев показывали по белградскому телевидению: янки плакали, молили о пощаде и последними словами ругали Клинтона и Мадлен Олбрайт). Через Салоники шел поток цинковых гробов с американскими морскими пехотинцами…».

Есть книга, вышедшая в издательстве Черногорской и Приморской митрополии, изданная совместно с Российским институтом стратегических исследований, книга митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия (Радовича) «Летопись нового Косовского распятия». Дневниковые и другие записи с марта 1999 года по декабрь 2000. В те дни сербский патриарх Павел, митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий и другие священнослужители были вместе со своим народом.

В предисловии к книге Александр Конузин, бывший в 2008–2012 годах послом России в Сербии, подчеркивал, что драматические процессы по переустройству мирового порядка на рубеже XXI века «высвободили глубоко запрятанные гео-стратегические инстинкты с целью добиться силового превосходства; началась волна натиска на восток, на славян». На этом пути небольшая по территории Сербия оказалась очень сильной, слишком живучими оказались те духовные скрепы, которые соединяли народ в единое целое».

Тяжело читать эти документальные сводки…

В Презрене при покровительстве немецких сил КФОР разрушены памятник царю Душану и русскому консулу Ивану Степановичу Ястребову. В книге приведены десятки имен тех, кто погиб, кого похитили и убили: захвачен Стоян, 47 лет, лесник Йордан, захвачен Зоран…. Иностранные журналисты замалчивают насилия, которые совершаются над сербами.

В главе «Долгая Косовская Варфоломеевская ночь сгущается» сообщается, что албанцы покидают Девич с награбленным, вывозят и тащат с собой все, что можно — трактора, автомобили, телефоны, холодильники, мебель, продукты. А прибывший Святейший патриарх Павел над разбитым кивотом девичского святого служит молебен об изгоняемом и распинаемом народе. Около 20 тысяч сербов из Урошевца покидают свои дома.

На пшеничном поле в Старо Грацко 14 сербских жнецов убито албанцами. За ними охотились по полю, стреляли уже в убитых и давили их тела машинами. Местные жители несколько раз пытались вызвать силы КФОР, но переводчик отвечал, что у них нет свободных машин. На месте событий представители КФОР равнодушно констатировали, что по полю лежат разбросанные тела сербов. Фотографии изувеченных людей, представленные в книге, мы не можем поместить на страницах газеты из эстетических соображений.

На страницах этой книги памяти, к примеру, есть фотография, на которой Святейший патриарх, архиепископ Печский и митрополит Белградско-Карловацкий Павел (Стойчевич) с епископом Рашско-Презренским Артемием и епископом Захолмско-Герцеговинским Афанасием (Евтичем) в монастыре Грачаница совершают Божественную литургию в день Видовдана в 1999 году, а затем панихиду на Газиместане на месте самой битвы недалеко от Приштины.

Еще одна фотография — Святейший патриарх Павел и епископ Рашско-Призренский Артемий с последними защитницами Православия в Джаковице, благочестивыми старушками в сербском лагере для беженцев при храме Успения Пресвятой Богородицы, в центре древнего города, в результате геноцида «очищенного» от коренных сербов преступной рукой албанцев в 1999 году.

В книге представлена карта, где отмечены разрушение и осквернение сербских святынь в Косово и Метохии в 1999–2000 годы. Карта, где Старая Сербия разделена на зоны ответственности между Германией, Италией, Великобританией, США.

Фотографии разграбленных и разрушенных святынь в каждой из этих зон ответственности: Церковь Пресвятой Богородицы в честь ее иконы «Одигитрия» в Мушутиште — задужбина Иоанна Драгослава и его семьи, памятник XIV века. Фрески этой церкви относили к лучшим творениям эпохи короля Милутина. Храм осквернен албанцами, церковь взорвана и сожжена, сожжены и старые сосны, находившиеся на территории церковного двора. Монастырь Девич, в марте 2004 года сожжен в присутствии военных КФОР. Гробница Иоанникия Дечанского открыта и осквернена. Монастырь Святого Уроша, Свято-Троицкий храм в Петриче… Количество оскверненных и уничтоженных сербских святынь в зонах ответственности КФОР в Косово и Метохии — 76. Это было только начало…

В конце книги фотография, на которой Святейший патриарх Павел и начальник гражданской миссии ООН по Косово и Метохии, позже министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер на одной из встреч в монастыре Грачаница. За столом Кушнер сидит с поднятым в руке стаканом, а Патриарх Павел, с горечью во взгляде, отвернулся от натовского начальника.

Вот названия некоторых глав книги: «После самых немилосердных бомбардировок — капитуляция», «В лето Господне в Куманово гибнет Косово», «Распятие тех, кто уехал, и тех, кто остался верный до смерти»…

На вопрос о причинах совершившегося именно в Косове и Метохии Владыка Амфилохий дает ответ в своей лекции «Косовская константа сербской духовности», которая была прочитана 4 апреля 2008 года на филологическом факультете Белградского университета на торжественном собрании по поводу 50-летия со дня кончины сербской писательницы Исидоры Секулич.

В ней владыка Амфилохий приводит цитату из записей о Видовдане сербской писательницы: «Не спит наше видовданское сознание, но оно коснеет…Разлад и унижения в большей степени растерзали его… Стряхнем с него все мертвое… Пусть не будет для нас видовданское сознание музейным и славой сухих лавровых листьев и желтых восковых свечей, но пусть будет живым и бодрым сознанием соколов и воинов, и культурных деятелей. Видовдан не должен быть только днем панихид, но пусть будет он днем рождения и восстановления одной великой и живой идеи. Идея, которая сделает нас не падающими стенами, идея, которая объединит нас в одну цепь для того, чтобы мы любовью и культурной силой укрепили и обняли семь разобщенных частей нашего народного тела».

По мнению владыки Амфилохия, одна из важнейших причин произошедшего — это вымирание косовского самосознания сербов, процесс, который начался на рубеже XIX — XX столетий, во время политической и интеллектуальной экспансии Запада. Большая часть сербских интеллектуалов, обучаясь в немецких, австро-венгерских университетах, удалялась от православного христианского духа, превращаясь в рупор чужеземных интересов в собственной стране. Это разрушение, как говорит владыка, получило новый виток в межвоенный период правления Иосифа Броз Тито. До сих пор мы встречаемся с потерей косовского заветного ума в той части народа, которая избрала землю вместо Небес Христовых.

«Из сербского сердца постепенно истреблялась память о воскресшем Христе Спасителе, забвение как один из видов духовной слепоты не позволяло увидеть свет Божией правды. И сегодня, — заключает Владыка, — в Косово судят нас, судят наш выбор, смотрят, за что мы готовы умереть, чему приносим свою жизнь». Поэтому именно на Косово «разыгрывается и будет разыгрываться впредь борьба между добром и злом, правдой Божией и людской несправедливостью до скончания мира и века».

И еще одна запись 22 июля 1999 года. Советник американского конгрессмена Патрика Бьюкенена открыто признается в интервью для издания из Баня-Луки: «Правительство Штатов не занимает вопрос, что будет с сербами, которые для него представляют собой неприятную преграду для экспансии НАТО в регионе… НАТО оставит сербов в покое, как только они перестанут быть сербами и начнут вести себя как чехи, т.е. как только забудут свою историю и веру и сосредоточатся на том, чтобы делать деньги и принимать советы Всемирного Банка…»

Приведено в книге Слово из вводной части письменного донесения о страданиях Старой Сербии и Македонии, поданного архимандритом Савой Дечанцем (1831–1913) на Берлинском конгрессе в 1878 году, обращено оно к сербской интеллигенции: «Сегодня, как никогда прежде, необходимо, чтобы имели вы сербские желания, сербскую гордость и порядочность, сербское понимание о родолюбии, чтобы в ваших печатных органах распространяли вы сербские природные, подлинные потребности и добродетели, разносили подлинные, чистые, ничем не зараженные мысли сербской души, сербских чувств и сербского гения…»

Разве не к нам, русским, относится этот призыв?.. И не нам ли в сию годину испытаний, как никогда прежде, необходимо, чтобы имели мы русские желания, русскую гордость и порядочность, чтобы в наших печатных органах распространяли мы русские природные, подлинные потребности и добродетели?..

Пресс-центр Общества русско-сербской дружбы
от 03.12.2024 Раздел: Июль 2024 Просмотров: 1356
Всего комментариев: 0
avatar