– Как Вы неоднократно подчеркивали, основными духовно-нравственными ценностями нашего общества являются семья, любовь к детям, уважение к старшим. Что могут и должны совместно делать российские законодатели, Русская Православная Церковь, представители традиционных религий для защиты и укрепления семейных ценностей?
– У Церкви никогда не было сил и средств, которые были бы соизмеримы с силами тех, кто стремится разрушить внутренний мир человека. Мы неконкурентоспособны, но с нами Бог, и благодаря присутствию Бога в человеческой истории эта история и продолжается.
Но Господь спросит с нас, спросит с каждого, и фактором Божественного присутствия в истории мы не должны снимать с себя собственную ответственность. Вот почему внимание Церкви, общества, государственных институтов должно быть сегодня направлено на то, чтобы правильным, ненабивающим оскомину, в хорошем смысле слова интеллигентным языком формулировались те ценности, которые определяют нравственное начало в человеке, которые скрепляют семью, которые скрепляют общественные отношения в рамках страны, – с тем, чтобы они становились доминирующими.
У нас нет положительного современного героя, а ведь без положительного героя не существует литературы. Все мы в школе учились, все писали характеристики положительных героев, все мы знаем, что это такое. На положительном герое сформирована психология нации, ее мироощущение. Что такое жития святых? Это описания положительных героев в древнерусской литературе. Что такое классическая литература? Формируясь в категориях культуры XVIII-XIX столетий, она базируется на том историческом пласте, который определили жития святых. Даже в советский период герой оставался тем же самым с нравственной точки зрения. Конечно, Бога убрали, добавили какие-то идеологические моменты, но с точки зрения нравственной, вне зависимости от идеологической ориентации, это был тот же самый положительный герой. Сейчас его нет.
А на чем же мы будем воспитывать? У нас много фильмов о хорошей семье, о жертвенной любви супругов? Есть положительный герой, который не бросает жену, которая в результате автомобильной аварии стала инвалидом? Нет такого героя, его вообще не существует. «Бери от жизни все!» А если «бери от жизни все», значит, живи по закону плоти. Тогда какая семья – мы лишь проливаем крокодиловы слезы.
Поэтому ваш вопрос обращен не только к Церкви, – хотя мы и не отказываемся, мы участвуем во всем этом процессе. Это вопрос к нашему обществу. Это вопрос к нашей информационной и культурной политике. Без формирования положительных ценностей в огромном информационном пространстве, в потоке, который сегодня обрушивается на нашего человека, мы не справимся с этими задачами. Здесь нам необходимо объединять усилия и приглашать к сотрудничеству как можно больше людей, в том числе представителей культуры – режиссеров, актеров. Среди них большое количество людей, которые мыслят так же, как и мы с вами. Но зажатые в прокрустовом ложе коммерческого кинематографа и коммерческих постановок люди просто зарабатывают на хлеб насущный. Важно, чтобы весь этот духовный, культурный потенциал нации сегодня работал на формирование высоких нравственных чувств в нашем народе.
Вот таково мое скромное мнение по этому поводу.
– Судьба многонациональной и многоконфессиональной России и ее успешное развитие в XXI веке непосредственно связаны с сохранением межрелигиозного мира и межнационального согласия. Какие шаги в сфере образования и воспитания молодежи, по Вашему мнению, можно предпринять для сохранения и укрепления межнационального согласия и добрых межрелигиозных отношений?
– Давайте зададим вопрос: что является движущей силой экстремизма, терроризма? Это неправильно прочитанная религиозная доктрина. Религиозные чувства очень сильны – мало с чем можно их сравнить, может быть, только с любовью к Родине, с любовью к родителям или к детям. Это очень сильные эмоции, и на протяжении всей истории политики пытались их эксплуатировать в тех или иных целях. Сегодня религиозные чувства людей, в частности, мусульман, эксплуатируются для того, чтобы подталкивать их на радикальные действия. Многие действительно искренне встают на страшную стезю террористических действий, думая, что тем самым служат Богу. Но ведь ничему подобному ислам не учит. От чего же такая интерпретация религиозной доктрины? От полной религиозной безграмотности.
Когда Церковь предлагала ввести Основы религиозных культур в школу, наш голос был почти не слышен, – был слышен в основном голос тех, кто говорил, что в результате введения Основ православной культуры, Основ мусульманской, иудейской культур дети разделятся, начнутся конфликты, – хотя ничего подобного нет и не будет. Но одним из аргументов Церкви был следующий: если в рамках преподавания своей собственной религиозной культуры у детей формируется доброжелательное отношение к другим религиям, то такое отношение входит в плоть и кровь. Почему мы говорили, что религиоведческое преподавание не принесет никакой пользы? Потому что преподавание различных религий с позиции религиоведения исключает воспитательный фактор. Даже если говорить «ребята, давайте жить дружно», как кот Леопольд, не получится этой дружбы. Надо, чтобы отношение к другим религиям произрастало из собственных религиозных обязательств. А как это сделать? Надо использовать, в хорошем смысле, собственную религию и религиозную аргументацию для воспитания доброго отношения к другим.
А откуда истоки терроризма? Как человек, не прочитав инструкцию, берет в руки опасный прибор и начинает использовать его, так что в результате происходят аварии или причиняется ущерб здоровью, – вот то же самое стоит за религиозной мотивацией экстремизма и радикализма.
Несмотря на значительные усилия, многие наши люди до сих пор остаются религиозно безграмотными. Одна из причин, почему заезжие эмиссары вербуют наших мусульман, и не только мусульман, вооружая их псевдорелигиозной аргументацией, заключается в том, что нет внутреннего интеллектуального отпора. Человек со всем соглашается. Какой-то, простите, проходимец сует ему книгу и говорит, что это правда, – а ведь тот никакой правды и не знает! Читает, затем это накладывается на его собственный конфликт с социумом, – если он человек одинокий, неудачник или еще что-то; а его начинают подкармливать, поддерживать соответствующей мотивацией, и он вырастает в экстремиста…
Поэтому главная задача – это религиозное воспитание и, в обязательном порядке, межрелигиозный диалог, который сегодня очень успешно осуществляется в России. Как неоднократно говорили наши иудейские собратья, нет другой такой страны, где бы на таком уровне осуществлялся межрелигиозный диалог, и мы с ними согласны.
И последнее, о чем я хотел бы сказать. Конечно, у государства должна быть воля, способность, эффективная сила для борьбы с радикализмом теми методами, которые государство вправе использовать. Для того у носителей власти, как говорил апостол Павел, и меч при бедре. У Церкви меча нет, Церковь не имеет право употреблять силу, – государство имеет право употреблять силу. Думаю, что законодательный фактор, фактор, связанный с исполнительной властью, огромная воспитательная работа и религиозное образование вместе с межрелигиозным диалогом и дадут нам возможность реально противостоять этой страшной угрозе.
Пресс-служба Патриарха
Московского и всея Руси