В силу исторических обстоятельств школы СССР, где учились русские дети, оказались не русскими. Это были скорее русскоязычные школы, где отсутствовало глубокое знание родного языка, отечественной истории, великой русской литературы, русской географии. Будем объективны — в этой школе порой было хорошо налажено преподавание математики, физики, физкультуры. Были энтузиасты учителя, с помощью которых к сознанию учащихся подводилось истинное знание Отечества, создавался пунктирный образ великой России. После распада СССР в каждой республике сделаны серьезные шаги по созданию национальной школы. Россия же оказалась не подготовлена к этому. Не будем винить в этом только чиновных людей, новые порядки, ученых мужей от педагогики. Возьмем вину за это на себя самих. Попытаемся перешагнуть через идеологические и пропагандистские предрассудки, навязанные нам временем, предыдущей системой, агитпропом, преклонением перед чужеродием, нашей леностью и бесплодным ожиданием «манны небесной», то есть чужих усилий для собственного блага.
А между тем на земле Русской идет непрерывная и плодотворная работа, которую надо заметить, которую надо воссоединить, обобщить, сделать достоянием других и приступить к созданию подлинно русской, национальной школы.
Будем откровенны, создание национальной школы — нелегкая и отнюдь не только современная задача.
В прошлом XIХ веке далеко не все баварцы, саксонцы, гессенцы, пруссаки, голштинцы чувствовали себя единым немецким народом — германцами. Славу объединения государства справедливо приписывали «железному канцлеру» Бисмарку. Но он и его соратники не без основания считали, что войну за объединение Германии выиграл прусский учитель. Думаю, в числе тех, кто способствовал развалу державы, потере нашими людьми национального самосознания, распространяемому национальному нигилизму, исторической и культурной малограмотности был наш советский русский учитель. Да, не обижайтесь, коллеги, мы знаем тягчайшую меру ответственности, которую несут президенты, руководители партии, академики и доктора наук за распространившееся духовное и культурное невежество, но у вас не хватало смелости, страсти, духа и знания, силы, чтобы оторвать школьника от тлетворного телевидения, шоу, убийств, порнографии. Пресечь в нем дух низкопоклонства перед американскими образцами культуры, вдохнуть в него желание узнать про свое Отечество, про великих людей прошлого и настоящего, представить перед ним величайшие образцы отечественной культуры, перед которой преклоняется весь интеллектуальный мир. Можно сколько угодно говорить про нагрузки, расстояния, малую зарплату, но если не обладать мировоззрением и духом национального учителя, то общество будет продолжать деградировать. А что касается условий, то в 1946 году в полуразрушенной и восстанавливаемой учениками Камышнянской школе на Полтавщине, где я учился в третьей смене и где без всякого решения о государственном языке изучил «украинску мову», было 32 кружка, которые вели учителя, и все бесплатно. Сейчас вам могут сказать: «нема дурных». Но, к сожалению, дурных все больше и больше. Недоразвитых, полуграмотных, духовно ущербных, бескультурных. И вину здесь должен взять на себя учитель, воспитатель и, конечно, органы образования, правительственные и парламентские структуры, все те, кто обязан заниматься просвещением.
И все-таки без сознания того, что система образования должна быть национально сориентирована, мы не сможем возродить Россию. Посмотрите на столицу России. В ней десятки английских, французских, немецких, испанских школ. Несколько школ еврейских, школы армянские, татарские и другие. Прекрасно! Это говорит о России. А сколько же русских национальных школ? То есть тех, кто не убоялся объявить открыто, что они начинают углубленно изучать русскую историю, культуру, литературу, православие? Так вот, таких школ в Москве — одна! Или две? Это уже говорит о правителях. И о нас самих, и об учителях.
О недостатках нашей школы писали Фонвизин и Карамзин, Пушкин («чему-нибудь и как-нибудь») и Гоголь, Аксаков и Киреевский, Ключевский и Достоевский. Дореволюционная школа все время сбивалась на «зады европейства», разрушения национальных основ просвещения, гонения на Веру. Да, собственно, не сбивалась, ее гнали по этому пути хлыстами западничества, безверия, вседозволенности.
Василий Васильевич Розанов, предсказывавший крах дореволюционной России от нелюбви к ней со стороны тех, кто призван был учить этому чувству, писал: «У нас нет совсем мечты своей Родины. У греков есть она. Была у римлян. У евреев есть. У француза «chеre France», у англичан — «старая Англия», у немцев «Наш старый Фриц», только у прошедших русскую гимназию и Университет — «Проклятая Россия»... У нас слово «Отечество» узнается одновременно со словом «проклятие» (Розанов В. Уединенное. — М., 1990. С. 265).
Великие русские педагоги, писатели, общественные деятели всегда боролись за подлинную русскую школу, против жалкого подражательства, низкопоклонства, за воспитание высокого национального достоинства, благородного и честного человека Отечества. Актуально звучат и ныне слова нашего замечательного педагога К. Д. Ушинского, сказанные им с горечью после возвращения из Швейцарии: «Боже мой, думаю я про себя, вспоминая многие наши полуиностранные учебные заведения: когда же мы увидим такие же характерные русские воспитательные заведения и во главе их типически русские личности в высоко развитой, облагороженной форме, когда подобные личности будут развивать в воспитателях благороднейшие черты истинно русского характера, а воспитатели будут вызывать этот характер в молодых поколениях русского народа!» (Ушинский К. Д. Избр. педагогические сочинения. — М., 1954. Т. II. С. 201).
Ушинский был встревожен отсутствием русского воспитания в школах того времени (и не оттого ли все наши вселенские беды ХХ века?). Он писал: «Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда всего более и всего ближе знаком со своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением и т. д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе, со своей родиной и со всем, что к ней относится» (там же, с. 279).
Из-под его методического и четкого в определениях пера выходит страстная статья «О необходимости сделать русские школы русскими». По-видимому, и в наше время снова во весь рост встала эта задача. И речь идет не о какой-то национальной исключительности, национальной надменности, а, наоборот, о русской включенности в контекст мировой культуры. Речь идет об уважении к своему Отечеству, которое только самый мелкотравчатый, неблагодарный и низкопоклонный прощелыга отчуждает от себя и с презрением называет «эта страна».
Великий педагог взывал: «Еще недавно мы старались во всем подражать иностранцам: теперь другая мода. Но, право, нам не мешало бы занять, вместо всех прочих, одну черту из западного образования — черту уважения к своему отечеству, а мы ее-то, именно ее, единственно годную для заимствования во всей полноте, и пропустили. Не мешало бы нам занять ее не затем, чтобы быть иностранцами, а лишь затем, чтобы не быть ими посреди своей Родины» (с. 282).
К сожалению, на многие годы оказался прав ученый и педагог, когда нарисовал гипотетическую картину, обращенную к ее гражданам: «Нам кажется, что произошло бы прелюбопытное зрелище, если бы произвести экзамен из знаний, касающихся России, многим нашим администраторам, профессорам, литераторам, всем, окончившим курс в наших университетах, лицеях, гимназиях, и если бы ставить отметки с той же строгостью, с какой ставится за границей ученикам первоначальной школы по сведениям, касающимся их Родины; наверное можно полагать, что полных баллов было бы очень немного, а единицы запестрели бы бесконечными рядами...» (с. 283).
Да, думаю, что, проведи ныне мы такой экзамен среди представителей президентских и парламентских, коммерческих и государственных структур, работников ведомств и министерств, а еще достопочтенных профессоров, консультантов, экспертов, чиновников всех мастей, учителей и преподавателей, то ряд единиц был бы тоже впечатляющий. Нет сомнения, что жирные единицы сопроводили бы почти всех наших правителей последних десяти, а то и тридцати, и может быть, и семидесяти лет. Вполне вероятно, что почти все правители России в XX веке так и не получили русского образования. Не в этом ли корень всех наших бед в этом трагическом для страны веке.
Работа по воссозданию русской школы может быть только подвижнической и вдохновенной, освященной православной Верой и духовным служением. Вовлечение в размышления о Боге, о Церкви, о Духовности, Православии должно стать частью педагогики русской школы. В этом нет ни мистики, ни мракобесия, ни невежества, ни обскурантизма, которым пугают каждый раз начинающего духовно образовываться человека. Православная Вера не закрывает пути научным исследованиям и научному анализу, научным обобщениям. Она, наоборот, вдохновляет науку быть более осмысленной, направленной на служение лучшему на земле, учит спасать свой народ, порождает Любовь, Веру, Надежду, подвигает на борьбу со злом. Издательство «Русский Духовный Центр» выпустило книгу «Религиозная мысль России». Собственно, это переиздание одноименной книги, изданной до революции издательством Храма Христа Спасителя. Так вот, содержание этой книги, то есть перечень тех, кто высказывал религиозные взгляды, может потрясти воображение. Ее авторы: В. Жуковский, Н. Гоголь, Ф. Достоевский, А. Пушкин, И. Аксаков, Н. Пирогов, И. Киреевский, С. М. Соловьев, Ф. Тютчев, В. Ключевский, И. Тургенев, М. Сперанский, К. Победоносцев, Н. Страхов, С. Шевырев и другие достойные и умнейшие люди своего, да и нашего времени. И все они обратили свой взор к Вере, Евангелию, к Православию, к религиозной мысли. И ведь это касается не только интеллигентов гуманитарного образования, но и ученых естественно-математического, технического образования. Вспомним великих Менделеева, Пирогова, Павлова, Вернадского и других отечественных гениев. Сейчас, когда мы возвращаем в нашу духовную сокровищницу подлинные ценности, становится видным, сколь животворящей и многообразной была православная религиозная мысль, сколь плодотворно общение культуры, православия.
Задача создания русской национальной школы не одного дня и года, процесс ее созидания постоянный, саморазвивающийся, многообразный. Нами издана брошюра, где предпринята заявка обобщить первые шаги людей, которые пытаются создать определенный образ русской национальной школы. Энтузиасты педагоги, ученые и издатели вырабатывают варианты программ, методических пособий, книг для чтения, эскизы курсов по предметам.
Наша отечественная история под пером академиков Минца, Федосеева, Константинова и других ученых мужей, а также из-за постоянных чисток от тех, кто был неугоден политикам в силу идеологических установок, конъюнктуры, научно обоснованной русофобии, оказалась совершенно «не заселена» личностями. В русской истории действовали только формации, классы, общественные силы, режимы, бесплотные слои населения. А где же были ее святые, созидатели, воители, гении, радетели за державу, милосердцы, дела делатели? В историю допускались в усеченном виде немногие. Родились целые поколения, которые не знали, кто такой Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Гермоген, Киреевский, Хомяков, В. Кочубей, Горчаков, Победоносцев, Чижевский, Вернадский, Аввакум Петров, Тенишевы, Гааз, Флоренский, Щербатов, Болотов, Суворин, Сытин.
Называю почти наугад, глядя в содержание книги «Выдающиеся Россияне», которую мы подготовили в серии «Воскресный лицей». Ее задача заселить историю, сделать ее полнокровной — с личностями, идеями, их самобытностью, независимостью мышления и поступков. Их появление перед учениками наполняет их мир представлений о России живыми образами, зрелых же людей заставляет расстаться со многими иллюзиями и возвращает в мир национальных интересов и национального мышления. Оторвавшемуся от своей истории, культуры, духа россиянину надо возвращать его ценности. Мы задумали и заканчиваем подготовку хрестоматии «Русские ценности». Как хотелось бы, чтобы по вечерам русские люди, собравшись, пели свои песни (для начала лишь 30 народных и авторских песен станут в ряд в этой книге). Хотя бы 30 книг, начиная от Библии, «Слова о полку Игореве», томиков Пушкина, Гоголя, Достоевского, Есенина, Шолохова, Твардовского, должны стоять на полке в каждой семье. А молитвы, которые должен знать каждый ребенок, да и взрослый, а обычаи, праздники, а трудовые навыки, сказки и колыбельные, пронзительные одухотворяющие слова о Родине и символы ее природы — березы, дубы, тихие речки и разливистые реки, птицы и звери, которых надо беречь и сохранять, чтобы не опустынела Русь. В один ряд с «Русскими ценностями» встают книги «Русский фольклор в семьях и школе», «Пение во спасение», «Русские народные традиции в играх», «Русская кухня», «Русская душа (отечественные любомудры)». Сюда же примыкают книги-хрестоматии «Отечественный флаг», «Боевые, батальные, воинские песни русской армии с древних времен до наших дней», «Русские школы борьбы», издания о праздниках «Святого Воскресения», «Рождества Христова» и другие большие и малые книги.
Уже вышла и получила одобрение читателей книга писателя и публициста В. Бугромеева «Русская история для всех». Подготовлена к изданию замечательная книга Н. Мироновой «Путешествие в Древний Новгород» о нашем древнерусском языке, на котором написаны сотни старинных книг, на котором говорили и писали наши предки и не знать который нам, русским, грешно и постыдно.
Было бы наивным думать, что небольшая энергичная группа энтузиастов может решить все вопросы, связанные с возрождением русской школы. Нет, думаю, что, создав объединение «Русская национальная школа», мы сможем лишь дать серьезный толчок поискам, обобщениям, находкам в деле построения необходимого здания нашей отечественной школы. И дай Бог, чтобы эта попытка помогла встрепенуться тем, кто хотел бы вызвать к жизни знание об Отечестве, не политизированные программы, не отсекающие целые эпохи, века, годы издания, не бестелесные, лишенные персоналий учебники, не разухабистые погромные статейки, а увлекательные, объективные, проникнутые любовью, порой горечью и радостью книги и повествования о России. Мне кажется, что наш великий педагог как никогда сегодня прав, написав: «Мы положительно убеждены, что плохое состояние наших финансов, частый неуспех наших больших промышленных предприятий, неудачи многих наших административных мер, перевозка тяжестей туком, рядом с железными дорогами, наши непроходимые проезжие пути, наши лопающиеся акции, пребывание громадных дел в руках безграмотных невежд и пребывание ученых техников без всякого дела, нелепые фантазии нашей молодежи и не менее нелепые страхи, которыми так легко пользуются люди, ловящие рыбу в мутной воде, — все эти болезни, съедающие нас, гораздо более зависят от незнания нами нашего Отечества, чем от незнания древних языков. Мы убеждены, что все эти болезни и многие другие сильно поуменьшились бы, если бы в России вообще поднялся уровень знаний о России, если б мы добились хоть того, что наш юноша, оканчивая курс учения, знал о полусветной России столько же положительных фактов, сколько знает о своей маленькой Швейцарии десятилетний швейцарец, окончивший курс первоначальной школы». Итак, насущная, необходимая и обязательная задача взрослых и маленьких граждан России — «поднять уровень знаний о России».
Валерий Николаевич ГАНИЧЕВ (1933–2018),
доктор исторических наук
доктор исторических наук
Из сборника «Русская школа» (издание Союза писателей России)