Добавлено: 11.05.2018

О причащении Святых Таин

«Русь Державная» продолжает публикацию проповедей афонского старца иеромонаха Николая (Генералова), настоятеля скита Крумица, любезно предоставленных автором главному редактору газеты Андрею Печерскому. Сердечно благодарим батюшку за доверие.

Дорогие паломники, находясь с вами на этом корабле, хотелось бы напомнить вам, что Святые Отцы часто Святую нашу Церковь уподобляют Кораблю и Ноеву Ковчегу. Как в Ветхом Завете от потопа спаслись лишь те, которые послушались Ноя и поспешили войти в Ковчег, так и Церковь Православная спасает всех, которые слушаются Христа, исполняют Его заповеди и пребывают в Церкви. Как вне Ковчега все погибли, так и вне Православной Церкви люди погибают для вечной жизни, ибо вне Православной Церкви нет Христа, а есть лже-Христы, волки в овечьих одеждах, антихристы, как бы эти еретики и сектанты ни назывались, прикрываясь христианскими именами.

В Ковчеге спаслись лишь потому, что Старец Ной позаботился и внес в Ковчег достаточно корма для зверей и птиц и продуктов для своей семьи и все питались этими запасами во время всемирного потопа и все живыми и здоровыми вышли на землю после потопа.

Так и Церковь наша предлагает нам, чадам своим, нетленную Пищу «Хлеб наш насущный» – то есть Тело и Кровь Христовы, и кто в простоте сердца «со страхом Божиим и верою» вкушает эту Пищу, тот имеет жизнь вечную.

Зная пользу для души от Святого Причастия, христиане первых веков причащались за каждой Божественной Литургией. Поэтому и Апостольские Правила № 8 и № 9 отлучали от Церкви тех, которые не причащались за Литургией, давали им епитимию, как пренебрежителям Тела и Крови Христовых.

Святой Василий Великий, отвечая на вопрос: «Как часто надо причащаться?» – говорит, что и каждый день причащаться хорошо и полезно, ибо «ядый Мою плоть и пияй Мою Кровь, – во Мне пребывает и Аз в Нем». И мы у себя, продолжает он же, причащаемся 4 раза в неделю и, если есть Великий Святой среди недели и бывает Литургия, то и тогда причащаемся, то есть за каждой Литургией.

Святой Iоанн Златоуст, между прочим, говорит, что при распятии Христовом и при прободении Его ребра, истекло два источника: вода и кровь. Вода – источник возрождения и очищения, а Кровь – это Святое Причастие. Как при рождении дитя, мать спешит питать его грудью своею, так и Мать наша Церковь, возродив Духом Святым при Крещение свое чадо – спешит напитать его грудью Духовною – то есть Телом и Кровию Христовыми. Поэтому, когда в Царских Вратах священник из алтаря износит Святую Чашу со Святым Причастием, то спеши к Ней, как к Духовной Материнской груди, Которая питает нас в жизнь вечную.

Святой Амвросий Медиоланский пишет, что «Хлеб Наш Насущный» – это Святое Причастие – даждь нам днесь, то есть каждый день, а многие христиане этот Небесный Хлеб принимают единожды в год.

Как видим из вышеприведенных примеров, христиане первых веков причащались за каждой Святой Литургией, они и представить себе не могли, как это не причащаться, когда принесена Божественная Жертва и Сам Спаситель призывает верных: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое … и пийте от Нея вси, сия есть Кровь Моя». Не причаститься для них – это значило отлучить себя от Христа, от вечной жизни. Так жили христиане первых веков, но а теперь мы наблюдаем совсем обратное – отлучают тех, которые часто причащаются, и совсем редко причащаться – это стало нормой, правилом для многих современных христиан. Многие целый год не приступают к Причастию, почитая себя грешниками, а вот в Великий Четверг почему-то все становятся святыми и все причащаются, а на утро опять становятся грешниками и опять на целый год. Забывают эти люди и не понимают, что они отказом и небрежением своим не только сами лишают себя благодати, но еще и оскорбляют Спасителя Иисуса Христа. Так Он некогда скажет этим людям: Я за вас страдал, Я пролил за вас Кровь Свою, Я искупил вас и отдавал вам Чашу Жизни и Безсмертия, но вы, неблагодарные, вы не хотели пить из нее, вы как будто издевались надо Мною своим небрежением. Многие, подобно Апостолу Петру, проявляют неразумное сверхблагочестие. Когда он не хотел, чтобы Господь умыл его ноги, говоря, что никогда, Господи, не умыешь моих ног, то Господь ответил ему, что если Он не умоет его ног, то не будет иметь общение с Ним, со Христом, и тогда Апостол возопил: не только ноги мои умой, Господи, но и главу и тело.

Так и к Чаше страшно приступать нам грешным, потому что тот, кто недостойно приобщается Святых Тайн, тот «в суд себе яст и пиет». Но кто на свете может считать себя достойным причастия Святых Тайн? И самые великие святые, как Василий Великий, Иоанн Златоуст и другие признаются (читаем в их молитвах к Причастию), что они недостойно ядят Тело Христово и пиют Кровь Его. Для того и оставил нам Иисус Христос Тело Свое и Кровь Свою, чтобы мы, слабые и немощные, могли укрепляться этой безсмертной Пищей. Итак, дорогие мои, ради Бога, не отказывайтесь от принятия Святых Таин – не отлучайте себя от Христа.

Если первые христиане часто причащались и были поэтому истинными христианами, то и вы не лишайте сами себя такого Сокровища, как можно чаще питайте свою душу Хлебом Небесным, и утоляйте жажду души вашей этим источником безсмертия.

По Василию Великому причастник во Святом Причастии получает 23 дара (благодати, плода) Святаго Духа и такой человек страшен для врага рода человеческаго – диавола, а поэтому бес и старается, чтобы мы редко причащались, чтобы оставались его рабами, а поэтому внушает каждому разное, лишь бы человек не причастился, не питал свою душу Благодатию Святаго Духа. Как первым людям в раю диавол внушал вкусить от запрещенного им Богом плода, так он теперь внушает нам не вкушать Тела и Крове Христовых. Да не будем его слушать, но да послушаем Самого Спасителя, который Сам призывает верных: приимите, ядите, сие есть Тело Мое.

Приведу несколько примеров из жизни: один благочестивый батюшка, отчитывая бесноватую, именем Божиим заклял беса, чтобы он сказал, что он больше всего боится. Бес, не терпя силы Креста и святости, вынужден был сказать правду. Мы больше всего боимся, – сказал он, – Крещения, Причастия и Креста и, если бы люди знали, что такое Причастие и достойно причащались, то мы бы не могли к ним и приблизиться. И это так, ибо пока утюг в розетке и в него поступает электроэнергия, то он горячий и не может на него сесть ни одна муха, а когда выдернешь шнур из розетки, то он остывает и тогда кто хочет (может), тот и садится на него. Так и человек, когда он соединен в Причастие со Христом, он горячий, огненный, как раскаленное железо, и бесы не дерзают даже приблизиться к нему.

Также во время исповеди увидел однажды батюшка диавола, который подходил к людям, которые стояли в очереди на исповеди и что-то им шептал на ухо и раздавал им нечто. Батюшка поспешно взял Крест и заклял беса, чтобы он сказал, что он шепчет и что раздает людям. Вынужденный Силою Божиею бес признался, что он шепчет людям, чтобы они не исповедовались искренно и чисто, а раздает им стыд, который он отнял у них, когда внушал им, чтобы они грешили. Вот поэтому-то мы можем свободно рассказать о своих грехах и пороках кому угодно – родным, знакомым, взрослым, пожилым, но только не духовнику, ибо бес тогда внушает нам стыд, чтобы мы не во всем раскаялись и опять бы были его. Как видите, лукавый бес работает на погибель нам день и ночь, не ест, не пьет, не спит, верует в Бога и трепещет, знает Писание, знает богословие, чего и мы не знаем и не изучаем, имеет большой, более семи с половиной тысяч лет опыт, нас борет и искушает и справа, и слева и часто преуспевает. Чтобы избежать его сетей, нам надо со смирением и в простоте сердца исполнять все то, чему учит нас Мать наша Церковь и Святые Отцы Церкви, а не выдумывать новые правила и новые пути спасения, которые уводят от Христа и ведут в погибель.

Дорогие мои, если мы хотим получить Благодать Божию и жизнь вечную, то мы их получим только через Таинства Церкви. Путь в Царствие Божие – Один и Истина одна – Это Христос, с Которым каждый Православный Христианин встречается во время Литургии в Царских вратах, во Святом Причащении Тела и Крови, питается Ими, и Христос в нем пребывает.

Но как зарядные батарейки немного посветят и их снова надо заряжать, подсоединять к сети, так и мы, причащаясь, долго не сохраняем Благодати Причастия, а рассеиваемся, согрешаем, а поэтому чаще надо причащаться, чтобы снова и снова питать душу Телом и Кровию Христовою, чтобы она горела огнем Божественной Благодати и была страшна для демонов.

Как видим, Святое Причастие является для души чудотворным лекарством, а как известно, лекарства принимают лишь больные и по указанию врача. А поскольку мы все грешим, стало быть, души наши больны, а поэтому мы должны спешить в больницу, то есть в Церковь Православную, показать язвы свои Врачу душ и телес наших, то есть покаяться и исповедать свои грехи перед духовником, и что он нам пропишет, то и исполнять. Но как известно, нет такого лекарства, чтобы его пил сильно больной один раз в год и был бы здоров, так и Святое Причастие, принимаемое нами один раз в год, недостаточно для исцеления наших грешных душ.

Если мы не имеем аппетита и совсем не хотим кушать и пить, то это значит, мы тяжело больны или уже при смерти, а то и мертвы уже. Так и те, мертвы душею, которые не каются, не исповедуются, не причащаются, хотя и бывают иногда в Церкви, ставят свечки, и иконы лобызают. Это мы видим из притчи о блудном сыне, когда Отец в ней говорит своему старшему сыну о младшем: «твой брат мертв был и ожил». Господи, но как же он был мертвым, когда он с блудницами изъел все твое имение, гулял, веселился, пьянствовал? – Вот тогда-то он и был мертвый душею, далеко от Церкви, от Любви Христовой, а когда вернулся к Отцу Небесному, когда покаялся, поисповедовался, «согреших, Господи, на Небо и перед Тобою», - то и ожил душею. Отец простил его, облек его вновь в светлые одежды Крещения и заклал тельца, то есть напитал его Телом и Кровию Своею, во оставление грехов и в жизнь вечную.

Как видим, Отец ни в чем не укорил своего блуднаго сына, не напомнил ему его распутство, а простил все, облобызал его. Так и всех нас, многогрешных, если мы раскаемся на исповеди перед духовником, Господь простит, и не помянет наши грехи на Суде Своем, а поэтому Господь ждет нашего покаяния, ради нашего же спасения.

В Святом Евангелии встречаем и другой пример, когда один из учеников Христовых просит у Него позволения пойти похоронить своего родного отца, но Господь ответил, чтобы он следовал за Ним, и оставил бы мертвецам, то есть мертвым душею родным его и знакомым, но телесно живым погребсти своего мертвеца.
Так и Адам духовно умер сразу же по своему падению, хотя телесно умер лишь через 930 лет. Отсюда заключаем, что человек имеет две жизни и две смерти. Естественная смерть – это когда душа покидает наше тело и духовная смерть – это когда душа, по грехам своим, отлучается от Бога. И те, которые не признают Таинства Церкви, они мертвы душею, а Церковь, как знаем, - это тело Христово. Христос – Глава Церкви, а мы его члены, а всякое живое тело извергает мертвые члены. Если, например, дитя умерло во утробе матери, то живой организм матери извергает его вон. Так и Христос извержет все мертвые члены, о чем Он ясно говорит в притче о винограднике и лозе. «Я, говорит лоза, а вы ветви, кто пребывает во Мне, и Я в нем пребываю, тот приносит много плода. Кто же не пребудет во Мне, извержется вон, как ветка и засохнет». Как ветка соединенная с деревом, берет из него сок и питается им и живет, так и мы, когда соединены с Господом, берем от Него силы и жизнь и живем Им, а когда не соединены с Господом, духовно мертвы, хотя и живем телесно. Итак, те, которые не каются, не исповедуются, не причащаются – духовные мертвецы, хотя, может быть, и имеют хорошее здоровье и при галстуке, и намазаны благовониями, но подобно блудному сыну, души их мертвы и смердят от грехов своих. Но поспешим же исправиться и вернуться в объятия Отца Небесного, как это сделали все мытари и грешники.

Что же нужно для того, чтобы нам соединиться со Христом, то есть достойно принять Святые Тайны? Надо верить, что это Таинство установлено и передано нам Самим Иисусом Христом в Великий Четверг перед Его вольным страданием. Веровать, что тот Хлеб, который ты вкушаешь, есть самое Пречистое Тело Иисуса Христа, веровать, что вино, которое ты пьешь из Чаши, есть Самая Святейшая Кровь Иисуса Христа, претворенная и освященная Духом Святым. Пред принятием Святых Таин необходимо искренне поисповедываться и получить от Бога через духовника разрешение в своих грехах.

Со всеми примириться и не иметь никакой вражды, ни злобы и всех простить, ибо вражда и злоба есть великое препятствие к принятию Святых Таин, что никакие молитвы, никакой пост, никакие приготовления не могут уничтожить его. «Если принесешь дар твой к алтарю, и тут вспомнишь, что брат твой имеет нечто на тя: Остави там дар твой перед алтарем, и иди прежде примирись с братом твоим, и тогда пришедши – принеси дар твой». (Матф. 5, стих. 24).

Также надо иметь нам благоговение, страх Божий и веру, ибо священник, призывая верных чад Церкви к Чаше, взывает: «Со страхом Божиим и верою (у греков - любовию) приступите», - того-то и хочет от причастника Господь. Страх и трепет, как бы ты приступаешь к Самому Иисусу Христу, Судии твоему, ожидая себе приговора и всем сердцем и душею предай себя в волю Господа, прося его МИЛОСТИ.

Великое благодарение Господу, что на нашем корабле есть Церковь, в Которой совершаются Божественные Литургии и каждый из вас имеет возможность соединиться со Христом.

«Что пользы человеку, если он приобрящет весь мир, а душу свою погубит?» Поэтому-то, зная превосходство души над телом и цену ее, все святые, Богу угодившие, все свое внимание уделяли спасению души, заботились о ней, чтобы она была одета в светлые одежды покаяния и добродетелей, чтобы не была голодной, а поэтому питали ее Словом Божиим, молитвою, Святым Причастием. Чтобы не смердела – омывали слезами и покаянием, а потом уже, в меньшей степени, заботились и о теле своем.

Теперь же большинство из нас все заботы полагает о бренном нашем теле, забывая порой совсем о душе. Для тела имеем все удобства: свой дом, своя машина, мягкая постель, мягкие стулья, роскошные ванны с горячей водой, электрическая кухня, скороварки, холодильники, забитые продуктами, а на западе у нас и свой адвокат, свой зубной врач, свой терапевт, свой хирург и т.д. – и все это для тела, лишь бы работать, лишь бы не утомляться. Если же наше тело заболеет, то мы находим лучших врачей, не жалеем денег, едем лечиться за границу – лишь бы выздороветь. Совсем никакого внимания мы не оказываем душе, хотя она и больна, и нага, и безобразна: не имеем духовника и не обращаемся к нему, а чаще обращаемся к психиатру. А отсюда мир переполнен психбольными и психбольницами, люди от душевных болезней не спят, страдают безсонницей, а многие, отчаявшись, кончают жизнь свою самоубийством. А ведь лечебница рядом, врач – духовник не требует от нас ни денег, ни серебра, ни злата, приди, поисповедуйся, пролей слезы, и опустятся тебе грехи твои и душа твоя исцелится, но увы! Мы лучше к психиатру, а то и к колдуну пойдем и отдадим им все свое состояние, а в Церковь нас не пускают эгоизм, мир, диавол и наше нерадение.

Тело наше можно сравнить со скорлупой яйца, а душу с птенцом, который выводится из яйца. Заботимся о скорлупе, которая пойдет в землю: «земля еси и в землю отидеши» - а о душе не радим. И как цыпленок, выйдя из скорлупы, видит свет, видит людей, видит солнце и все, что его окружает, так и душа, когда покинет наше тело, увидит весь духовный мир и обязательно встретится со Христом. И горе ей, если она окажется смрадной от грехов, не имея брачной одежды. За гробом нет покаяния, а оно нам дано здесь, на земли, и что посеем здесь, то пожнем там. Здесь на земле – покаяние и милость Божия, а там – Праведный Судия, Который воздаст каждому по делам его.

Дорогие мои, поспешим одеть наши души в светлую, брачную одежду, которая нам выдается в Церкви, после искренного покаяния и исповеди и, одев эту одежду, мы уже сможем безпрепятственно войти на пир Агнца – Христа и, причащаясь Его Тела и Крове, достигнуть Горнего Iерусалима, идеже несть ни болезни, ни печали, ни воздыхания, а жизнь безконечная, чего достигнути всем от души и желаю.

В Ноевом Ковчеге спаслись не потому только, что вкушали пищу все, но и потому, что имели между собою согласие, дружбу и кротость, как Ной с семейством, так и звери и птицы, чистые и нечистые, домашние, и дикие, хорошие с виду и отвратительные и ужасные на вид. Так и вшедшие в Церковь Божию люди свои прежние дикие, злые и ужасные нравы с Божией помощью, отлагают и становятся кроткими, мирными и согласными. Но, если в Ковчеге всё время мирствовали все повелением Божиим, но среди нас, христиан, этого часто не бывает, а появляется зависть, осуждение, оскорбления, клеветы, а порой и ссоры и гнев, а то и суды. Поведение зверей в Ковчеге, пусть будет и всем нам хорошим примером.

Удивляешься и Ноеву терпению. Живет со зверьми, с птицами, с гадами разных пород, которые издавали и смрад, и зловоние, и нечистоту, но Ной с семейством все терпят и всех терпят. Им и в голову никому не пришло, чтобы изгнать хотя бы смрадных животных, как волка, собаку и др. из Ковчега и создать себе хоть какие-то жизненные условия, но все претерпев, они все живыми и здоровыми достигли Арарата.
Если и мы хотим достигнуть Небесного Арарата, то и мы обязаны «тяготы друг друга носить и только так исполним закон Христов». Да не забываем и того, что Церковь – это лечебница душ и телес, а, как знаем, в больницах друг друга терпят, сочувствуют больные друг другу, а поскольку мы все грешны и больны душею, то будем же друг друга терпеть и сочувствовать.

Если спаслись в Ковчеге Ной, звери, птицы, гады, то как обидно, что погибли люди и даже все мастера и строители Ковчега, ибо они по неверию своему, эгоизму и нерадению о спасении своем все погибли, все до единого. Многие, подобно строителям Ноева Ковчега, думают спастись лишь потому, что строят храмы, помогают монастырям, подают нищим и уверены, что обязательно наследуют райские селения, ради своих добрых дел. Но вот строители Ковчега - а Ной строил его 100 лет и наверняка за это время имел много рабочих - нас вразумляют и просят не повторять их ошибок. Они, по неверию своему, не вошли в Ковчег и погибли. Никто не войдет из строителей и вообще добрых людей в селения райские, если они вначале не войдут в Церковь Божию и не будут жить Таинствами Церкви, ибо для спасения души мало быть хорошим человеком, надо быть и хорошим христианином, то есть иметь правую веру и добрые дела.

Царствие Божие – наследуется, а не покупается, о чем и сказано в Евангелии Спасителем: «приидите, благословеннии Отца Моего – наследуйте (а не получите) уготованное вам царствие от сложения мира».
Но кто же является наследниками Царя? – тот, кто имеет царскую кровь, то есть царские дети. А как же нам быть, не имеющим Царской Крови, ни рода? Для этого-то Господь, Царь Небесный, и дает в Святом Причастии нам, христианам, Свою Святую Кровь, происходит как бы переливание Крови, и мы, таким образом, становимся братиями Христу. Богу-Отцу – детьми по благодати и наследниками Царствия Небеснаго. И со дерзновением многим можем призывать в молитвах Отца Небеснаго: «Отче наш, иже еси на небесех…».
Заканчивая, хочу напомнить, что Церковь Христова подобна еще и вот чем Ноеву Ковчегу:
В Ковчеге Хозяин и Кормчий – Ной, в Церкви – Христос.

Ковчег по водам плыл – Церковь на море житейском находится и плывет.

Там Голубь – здесь Дух Святый, а масличная ветка в клюве, которую принесла голубка Ною – Человеколюбие Божие в Церкви.

Ковчег пока плыл, всякой буре, непогоде и ветрам подвергался, так и Церковь Святая, пока в мiре имеется, всяким напастям и искушениям подвергается, и соблазнами мiра сего, как волнами, колеблется, и от любителей мiра гонение терпит. Но сказано о Ней во утешение Самим Кормчим Ея – Иисусом Христом, что и «врата адова не одолеют Ей».

Благодарение Господу, что и мы с вами все ныне находимся на корабле и в Церкви Святителя Николая, в которой совершаются Божественные Литургии и где каждый верующий православный христианин имеет возможность получить билет, но не билет на корабль, который каждый из вас имеет, а билет в Царствие Небесное, который приобретается при исповеди через Духовника, ставится подпись и печать «красными чернилами», то есть Причастие Тела и Крови Христовых. И таким образом, мы имеем возможность войти на борт Небеснаго Корабля – Царствия Христова.

Еще совсем маленькое пожелание всем вам от меня: желаю, чтобы каждый из нас был подобен капельке масла. Капля масла, но ее не могут потопить даже океаны, она всегда плавает сверху. Так и каждый христианин, подобно капле масла, должен не смешиваться с грязными делами житейского моря.
Простите.
С любовию о Христе,

недостойный иеромонах Николай
Св. Гора Афонская, 23 октября 1997 г.
от 23.11.2024 Раздел: Май 2018 Просмотров: 1386
Всего комментариев: 0
avatar