Октябрьские сочные краски южного Приморья. Восторг тихоокеанской тайги и вдохновение, наполняющее сердце. Океанские и таежные просторы приморской осени питают души русских поэтов, художников, певцов божественной красоты нашей дальнероссийской природы. Но, кажется, сегодня почти и некому воспеть эти дивные живые пейзажи с кедровыми сопками и солеными океанскими волнами. Современные художники, пишущие свои картины кистью или словом, не часто видят и чувствуют ту истинную Любовь, с которой Господь творил нашу удивительную природу. И отчего-то редко наши местные творческие натуры способны осознать сегодня, что красота тихоокеанских просторов, вся земля Дальневосточная и Сибирская была дана русскому народу, всей Руси Христовой Самим Богом. Русь полюбила Христа, и Господь наградил наших предков огромными землями от Океана до Океана. В творчестве наших предков из той истинной Руси ярко выражалась христианская любовь к Богу и Его великим дарам. Как славили наши поэты, художники, музыканты Русскую Землю, ее леса, поля, реки и ее синее небо. С какой любовью ко Христу и России творили вдохновленные русские живописцы! Пейзажи осени, деревенские зарисовки, картины со зверями и птицами, даже небольшой натюрморт в работах русских художников часто наполнены Божественной благодатью и тихой радостью.
Русь подарила миру великий сонм творческих талантов, многие из которых сегодня просто забываются, искусственно отодвигаются куда-то подальше, в запасники и архивы. Тогда как популяризируется откровенная серость, бездушие, мертвенный схематизм. Сегодня «не в моде» даже репродукции картин Шишкина, Левитана, Куинджи, Сурикова, Серова, Саврасова, Васнецова… Сегодня как будто угасает чистый и свежий взгляд на нашу родимую Русь. Этот взгляд гаснет в европейской части России — там, где веками воспевалась наша Великая Русь, где из поколения в поколение передавались традиции высокого русского искусства и существовали знаменитые школы русского творчества. А что уж говорить о Сибири и Дальнем Востоке, о Русском Приморье, где народ наш живет менее двух веков. Но стоит лишь открыть народу забытые имена, стоит хоть немного поддержать русскую культуру, освободив ее путь от завалов и всевозможного хлама современных постмодернистских, извращенческих и антихристианских поделок, наша родная православная культура возродится, окрепнет и принесет добрые плоды.
На Дальнем Востоке и во всей России сегодня мало кто знает имя выдающегося русского художника Василия Григорьевича Шешунова, выпускника Императорской Академии художеств, ученика знаменитых Шишкина и Куинджи. Василий Григорьевич самую насыщенную в творческом плане часть своей жизни провел в небольшом приморском городке Никольске-Уссурийском. Здесь он и скончался в 1922 году. А родился Василий Шешунов в 1866 году в Иркутске, в семье иркутского государственного чиновника. Удивительно, что год рождения художника совпадает с годом основания села Никольское, которому впоследствии Российским Императором Николаем II был присвоен статус города с названием Никольск-Уссурийский.
Один из братьев будущего художника был священником, и через него юный Василий стал приобщаться к церковной живописи, к письму икон. Он даже расписывал Иннокентьевский монастырь в Иркутске.
В одной из ранних картин Шешунова хорошо заметен стиль великого Ивана Ивановича Шишкина, хотя с Шишкиным он встретится позднее и станет его учеником. Картина эта называется «Река Иркут у Синюшиной горы», написанной в Иркутске в 1889 году. Здесь даже можно сказать, что это просто рука Шишкина, полюбившего Прибайкалье и воспевающего его в живописи. Сегодня картина находится в Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева.
Господь устроил так, что Василий Шешунов чудесным образом поступил в Императорскую академию художеств, получив материальную поддержку от известного сибирского мецената Иннокентия Сибирякова, потомственного золотопромышленника и очень богатого человека. Сам Иннокентий Сибиряков прошел удивительный путь, оставив мирскую жизнь, всё свое богатство и отправившись на Афон после встречи с игуменом Алексием (Осколковым), основателем Шмаковского Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря на Дальнем Востоке. На средства Иннокентия Сибирякова построены храмы в Шмаковском монастыре
Русского Приморья и на Афоне. Известно, что Иннокентий Сибиряков стал монахом на Афоне, и ныне почитается как местночтимый святой среди братии Андреевского скита.
Вот такой подвижник благословил и поддержал будущего выдающегося русского художника Василия Шешунова, помог ему поступить в Императорскую академию художеств и получить там образование. Удивительная связь: сибирский художник Василий Шешунов обрел покровителя в лице знаменитого Иннокентия Сибирякова, который помог церковному строительству в Приморье и на Святой Горе Афон. При этом сам Иннокентий Сибиряков принял монашество и ушел на Афон благодаря знакомству с игуменом Алексием (Осколковым), основателем святой обители на реке Уссури в Приморье и Приамурье. Очевиден Промысл Божий в устроении этих связей между такими замечательными людьми. Ведь впоследствии Василий Шешунов воспел в красках
Русское Приморье и Приамурье, много-много потрудился на ниве художественного образования и духовного развития в Приморье. А игумен Алексий (Осколков) примерно тогда, когда Василий Шешунов уже переехал в Никольск-Уссурийский, прислал с Афона в наш край икону «Объятия Отча Уссурийская», написанную собственной рукой.
В Приморье, в Никольск-Уссурийский Василий Шешунов переехал в 1906 году из Благовещенска, куда ранее перебрался из своего родного Иркутска. До Благовещенска в Иркутске художник пожил еще некоторое время после возвращения с учебы в Санкт-Петербурге. Иркутский период уже после окончания Академии художеств отражается в замечательных картинах Шешунова, где явно чувствуется стиль его наставника, великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина.
В городе Благой Вести на Амуре Василий Григорьевич тоже сумел стать своим, сплотил сообщество живописцев, провел первую выставку картин в городе и познакомил местных художников с новыми направлениями живописи. По сей день в Благовещенске почитают этого замечательного художника, который до конца своей жизни сохранял связи с городом на Амуре.
Наиболее яркий и плодотворный период жизни и творчества Василия Шешунова прошел в Южном Приморье, в городе Никольске-Уссурийском. Удивительно, что сегодня в Приморье и Уссурийске, изначальное название которого напоминает о покровителе города Святителе Николае Чудотворце, невероятно мало знают о художнике Василии Шешунове. Хотя имя Шешунова в мире искусства имеет большое значение. Шешунов не вписывается в рамки провинциальных представлений о местном городском художнике, каким его иногда представляют отдельные дальневосточные краеведы. Это великое имя в сонме выдающихся русских живописцев. И то, что художник Шешунов до самой своей кончины в 1922 году долгое время жил и творил в Никольске-Уссурийском свидетельствует о том, что красота нашего края, его христианское значение, глубоко вдохновляли выдающегося живописца. Полотна его выражают уникальность, неповторимость южно-уссурийских просторов, тайги, рек, сопок в отрогах Сихотэ-Алиня. Василия Шешунова называют певцом уссурийской тайги, но это, пожалуй, слишком узкое, однобокое представление о его творчестве. Скорее, он вдохновленный певец Божественной Любви, сотворившей один из самых уникальных уголков мира — Приморье и Приамурье. И он часть далеко не только краевой приморской истории, как пишут нередко местные исследователи, он часть великого русского искусства.
Чтобы воспевать Любовь, нужно самому носить Её в сердце. Василий Григорьевич выражал свою любовь к Богу и людям, ко всему, что сотворено Господом, не только в прекрасных картинах, но и в своем педагогическом творчестве, в работе с учениками, с учащимися женской учительской семинарии, реального училища в Никольске-Уссурийском.
Вот как вспоминали о нем его ученицы из семинарии: «Воспоминания самые светлые, образ его как учителя и человека обаятелен. Прямой, чистосердечный, ласковый он был, как родной отец». И вот еще: «Я помню его уроки с 1913 по 1917 год: он разъяснял просто, умно, доходчиво, интересно, а главное, сам художник, глубоко любящий свое дело, он и нам привил любовь к рисованию... Василий Григорьевич научил меня рисовать акварелью и масляными красками, не говоря уже о перспективе. Особенно помню его передовые методы обучения: он все приемы рисования давал на практике, рисовал во дворе школы... на семинарском участке, рисунки делал с натуры. Разве можно было не любить уроки рисования?»
А вот из воспоминаний его ученицы Дашковой: «Мы ходили в его квартиру и смотрели как на чудо на его картины и этюды, букеты осенних листьев и трав в вазах».
Отзываются о нем как о высококультурном человеке, который прекрасно разбирался не только в живописи, но и в музыке, сам играл на виолончели, чем радовал и вдохновлял своих гостей из числа учеников и близких друзей. Его младший брат Константин, живший в Благовещенске, был выдающимся музыкантом, играл на струнных инструментах, преподавал музыку, главным инструментом брата была гитара.
Творческое начало Василия Шешунова формировало особую атмосферу вокруг него. Такие люди приносили на наши дикие тихоокеанские просторы истинно русский дух, пропитанный христианством, устремленный ко Христу. Художник Шешунов — это то лучшее, что давала Россия ради просвещения и облагораживания еще мало освоенных просторов на востоке, у границ с дикой Азией. В небольшом городке Никольске-Уссурийском в начале XX века до революции сосредоточились русские высокодуховные, интеллектуальные силы. Учительская женская семинария, в которой преподавал Василий Шешунов, возглавлялась глубоко верующим православным человеком, выдающимся сибирским и дальневосточным педагогом и ученым, выпускником Казанского университета Петром Николаевичем Рябининым. В женской семинарии преподавались Закон Божий, русский язык с церковно-славянским, арифметика, геометрия, русская и всемирная история, география, естествознание, чистописание, рисование, пение, гимнастика, основы педагогики, обязательно проводилась педагогическая практика. Закон Божий и церковно-славянский язык, конечно же, преподавал священник.
Василий Григорьевич Шешунов входил в плеяду лучших педагогов учительской семинарии, причем эти преподаватели наряду с директором гимназии были выпускниками ведущих российских образовательных учреждений: Санкт-Петербургского университета, Казанского университета, Императорской Академии художеств, Петровско-Разумовской академии (ведущее аграрное образовательное учреждение в Москве), Бестужевских женских высших курсов (Высшие женские курсы в Санкт-Петербурге). Большинство педагогов были настоящими подвижниками, людьми, любившими свое дело и осознававшими свою великую просветительскую, педагогическую миссию на Дальнем Востоке.
Художник Шешунов много сделал для нравственного, эстетического воспитания будущих учителей Приморья и Приамурья. Сделал своим личным жизненным примером, своей христианской любовью, выдающимся талантом живописца и педагога.
Как дороги русскому сердцу, знающему и любящему Русь у Океана Великого, образы и пейзажи, созданные художником Василием Шешуновым! Он выражает в своих картинах Божественное начало, приоткрывает замысел Творца. И обращается не только к разуму, но изначально — к сердцу. Дух Русского Приморья — особый и невыразимый словами. Но в живописи Шешунова этот дух невидимо передается в своей полноте. Вот картина «Вид на реку Суйфун на Хениной сопке». Вроде бы невзрачный маньчжурский пейзаж. Но всмотритесь в него, постойте перед этим полотном… Вы почувствуете здесь, может быть, Азию, но уже совершенно русскую, особую, со вкусом тайги и ковыльных степей, с запахом тихоокеанского ветра, с розоватыми красками осеннего неба. Река Суйфун несет свои мутноватые воды в Амурский залив. С Хениной сопки видна широкая даль речных берегов, окаймленных синими сопками на горизонте. Эти дальнероссийские просторы, сопки и река, устремленная к Океану, как бы приоткрывают на картине Василия Шешунова Вечность и устремленность к ней человеческой души.
Великий живописец много времени проводил в Уссурийской тайге, рисовал приморские пейзажи, деревья, скалы, реки. Он оставил после себя более полутора тысяч произведений, которые крайне редко выставляются и в основном пылятся в запасниках Дальневосточного художественного музея в Хабаровске и Приморской государственной картинной галерее во Владивостоке.
Многие работы Василия Шешунова штрихами карандаша, мазками кисти отражают духовную глубину нашего неповторимого Дальнероссийского края, в котором Россия созидала храмы и монастыри, утверждала Церковь Христову ради того, чтобы проповедовать Христа всей древней и языческой Азии. Василий
Григорьевич Шешунов — миссионер, который своими живописными произведениями ненавязчиво, смиренно и кротко проповедовал Христа через образы дикой дальневосточной природы, сотворенной Божественной Любовью.
Романов Игорь Анатольевич,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»,
город Никольск-Уссурийский
(ныне Уссурийск)
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»,
город Никольск-Уссурийский
(ныне Уссурийск)