Александр Юрьевич СУЧКОВ, беседа с которым состоялась у меня в эти предпасхальные дни, человек достаточно молодой, по его словам, родился и формировался в одной стране, а жить приходится уже в новых условиях. Он закончил Финансовую академию при правительстве Российской Федерации. В настоящее время работает в финансово-банковской сфере. Мне стало интересно, чем живет и дышит нынешняя молодежь… (Прим. автора.)
— В той стране, в которой я формировался как подросток, многие вещи были гарантированы, обеспечены. Это было на самом деле, и я это прекрасно помню. Однако в тех условиях, в которых мне довелось входить в жизнь, становиться на ноги, пришлось проявлять те качества, которые с детства в нас и не закладывали…
Преодолев какие-то трудности, которые предъявляла жизнь, добившись чего-то в профессиональном и личном плане, в какой-то момент начинаешь осознавать, что существуют понятия гораздо более значимые и важные, чем материальное благосостояние, к которому многие люди естественным образом стремятся и вокруг которого мы все так зациклены в последние годы. Начинаешь вдруг задумываться, а в каком мире, в какой стране будут жить мои дети и внуки?
— Среди сегодняшней молодежи, которая смогла в нынешних условиях в силу тех или иных причин, что называется, «выбиться в люди», есть немалый процент людей, которые предпочитают жить и работать не на своей Родине, а в других странах, чтобы избежать тех многочисленных трудностей, которые все мы постоянно испытываем. Я знаком с такими людьми, не буду осуждать их выбор, но хотел бы узнать ваше отношение к этому.
— Да, в России жить не просто по многим параметрам. За границей, я имею в виду цивилизованные страны, комфортнее живется. Немало моих однокурсников неплохо устроились за рубежом. Я сам прожил некоторое время в Лондоне. Но постепенно начал осознавать, что жизнь там отличается от жизни в нашей стране подчас не в лучшую сторону. Отношения между людьми там более прагматичные, я бы даже сказал, лицемерные.
Мне в России хорошо, интересно жить и работать, пусть и не всегда легко. Я у себя на родине, где живут мои родные и близкие люди, где жили и трудились мои предки. Я говорю на своем родном языке, где мне дороги и понятны многие исторические события и процессы.
Перед моим поколением — огромные задачи созидания великой российской державы. Мне интересно в профессиональном и в личном плане, и меня часто не покидает ощущение, что если бы нам удалось сохранить ту страну, в которой я родился и вырос, у которой были сильнейшие позиции в экономике, культуре и искусстве, мне было бы еще интереснее жить и работать, чем сейчас. И поэтому хочется приложить максимум усилий к тому, чтобы приблизить нашу страну к тем потерянным позициям во многих областях.
— Мы с вами живем в нелегкое время испытаний и надежд. Процессы, происходящие в нашем обществе, неоднозначны и порой противоречивы. Но в основной своей массе наш народ сохраняет или возрождает в себе те исторические корни и традиции, которые всегда были присущи православному миропониманию. Из этих корней как раз и произрастают славные подвиги наших дедов и прадедов, наших святых и новомучеников, пробуждаются во многих людях основы национального самосознания, гордости и уважения к своей истории. Да, жить сейчас сложно. Но у православного человека появляется четкая система координат, где есть верх и низ, правая и левая стороны. Все происходящее вокруг укладывается гармонично в эту систему координат, и человеку уже легче ориентироваться в, казалось бы, самой запутанной ситуации. В этой связи мне хотелось бы узнать, если это возможно, о ваших жизненных и духовных приоритетах.
— Хотя я и считаю себя человеком мало религиозным, но, не покривив душой, скажу: в Церковь меня тянуло с детства, здесь мне становилось всегда хорошо и спокойно. Может быть, потому, что русское церковное пение благотворно действует на душу и сердце, или потому, что завораживали лики святых на старинных иконах и умиротворяюще действовало тихое потрескивание свечей… Но это было скорее внешнее ощущение, завязанное на что-то глубинное, внутреннее. И лишь со временем начинаешь понимать, что существуют незыблемые вечные истины и ценности, разрушение которых чревато пагубными последствиями не только для отдельной личности, но и для всего общества. Та низкопробная мораль общества потребления, которая навязывается через средства массовой информации всему нашему народу, не отвечает его духовному настрою и будет всегда вызывать противодействие. По крайней мере хотелось бы на это надеяться. И хотелось бы соответствовать своей жизнью этим незыблемым духовным ценностям.
— Каждый человек старается соотносить себя с какими-либо идеалами. Это было везде и во все времена. И мне кажется, что не случайно после краха коммунистической системы общество вновь находится в поисках национальной идеи, которая могла бы объединить нашу страну. По моему глубокому убеждению, поиски эти и не нужны, если исходить из того, что идеалы Святой Руси, идеалы православия и есть эта национальная идея. Если взять ее за основу, то можно многого добиться во всех сферах деятельности.
— Я с этим полностью согласен. Мы получили в наследство великую державу с ее огромной тысячелетней культурой и историей. И все мы, люди, живущие в этой стране, объединены этой историей и культурой. Православие в нашей стране всегда играло огромную роль.
Поэтому вот она — эта идея, ее не нужно искать, мы «стоим» на этой идее, как, собственно говоря, мы стоим на нашей земле. Ведь каждый для себя может найти в этой общей идее свою собственную идею. Художник может найти великих мастеров, которые веками создавали нашу культуру, музыкант — своих великих предшественников, военный — наших великих полководцев, инженер — великих конструкторов, изобретениями которых пользуется весь мир.
Наша задача состоит в том, чтобы бережно сохранять и приумножать это наследство. К сожалению, все то, что нам приходится наблюдать в нашем обществе, явилось следствием тех сумбурных и трагических процессов, которые происходили в нашей стране начиная с конца 80-х годов. Именно отсюда исходит катастрофическое разобщение нашего общества.
До сих пор не могу забыть сцену в троллейбусе, когда с военных сбивали фуражки, поскольку для тех, кто это делал, люди в погонах стали олицетворением того государства, которое эти существа стали вдруг ненавидеть. Происходили и более глубинные процессы: расслоение общества на правых, левых и т. д. Очернение советского строя и всего с ним связанного стало просто модой и правилом поведения. Мне как представителю бизнеса очевиден тот факт, насколько неудобна наша страна как самостоятельная держава, отстаивающая свои политические и экономические интересы, для могущественных и влиятельных сил на Западе. Но я убежден, что живительная сила самосохранения и сознательная воля к преодолению трудностей, здоровые моральные устои, которые сильны еще в нашем народе, не позволят уничтожить нашу страну и ее народ. Общаясь с большим количеством людей, видишь, что я в этих рассуждениях не одинок — так начинают думать уже многие. И я верю, что наши соотечественники, здоровое их ядро, несомненно, объединятся во имя сохранения и спасения своей Родины. В моем понимании Россия может существовать только как великая держава.
— В приветствии нашего Президента недавно прошедшему в Москве XI Всемирному Русскому Народному Собору, посвященному теме «Богатство и бедность: исторические вызовы России», есть такие слова: «… Огромное значение имеют и состояние нравственного здоровья общества, его способность заботиться о нуждающихся, защищать законные права и интересы каждого человека…» Эти справедливые слова должны, по-моему, дойти до сознания каждого человека…
— На людях, чего-то добившихся в жизни, лежит двойная ответственность. Кто, как не они, являются локомотивами того процесса, который позволит нам преодолеть многочисленные сложности нашего бытия. Эти люди должны понимать, что это, прежде всего, в их собственных интересах. Можно счастливо жить, успешно работать только в сильной стране, которая на деле, а не на словах заботится о народе в целом.