Беседа с протоиереем Владиславом Провоторовым, настоятелем храма Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Павловская Слобода
– В эти рождественские дни хотелось бы начать с чего-то очень доброго и позитивного, поскольку всё-таки, такие праздники: Рождество Христово, Богоявление. Хотелось бы порассуждать на тему, как у нас народ в большинстве своём приходит или не приходит к вере. Для меня это больная тема, поскольку я постоянно наблюдаю за людьми в тех или иных епархиях, в тех или иных храмах и впечатления у меня не всегда положительные. Хотелось бы услышать и порассуждать на эту тему с Вами.
– Видите ли, я всего лишь настоятель прихода, который находится в ближнем Подмосковье. Последнюю четверть века эта местность активно осваивалась и заселялась. На глазах выросли многочисленные коттеджные поселки. Многие переселялись из столицы и приносили с собой московский уклад жизни. Вместе с местным населением это образует, на мой взгляд, неких срез нашего современного общества. В этой среде немало молодых семей, которые стремятся к православному благочестию. Милостию Божией и трудами духовенства Московской Епархии и многих благочестивых православных, построены сотни храмов, готовых стать местом обретения истинной веры.
Если мысленно вернуться в 90-е годы, когда разрушенные и оскверненные храмы и монастыри возвращались Церкви, радость от возможности восстанавливать святыни, устраивать в них молитвенную жизнь, определяло состояние многих, пришедших в Церковь. Ни отсутствие средств, ни тяжелое положение экономики и невнятность государственной политики, после развала великой России, не смогли остановить искреннего желания тысяч православных славить Господа в благолепных восстановленных храмах. Казалось еще немного, и все великая православная Русь явит себя в прежнем, утраченном в годы безбожия, сияющими добродетелями благочестии. Но это были лишь первые шаги на очень непростом пути. Кому-то хотелось немедленных плодов святости, кто-то был не совсем готов к твердому следованию церковных правил, а кто-то, как в притче « О сеятеле», затерялся в терниях многозаботливости и мирской суеты, не находя времени для самого главного.
– Я вспоминаю одну из бесед с покойным Патриархом Алексием, он так и сказал мне, что раньше, может быть, до революции родители детей в храм вели, а теперь дети ведут своих родителей.
– Полностью согласен. В течении 25-ти лет жизни нашего Благовещенского прихода мы пришли к необходимости создания православной приходской школы. Все началось с неоднократных обращений ко мне прихожан с настойчивыми просьбами учить и воспитывать их детей в православной вере. Отсутствие православного воспитания и просвещения в светской школе, оправдываемое многоконфессиональностью и свободой личности, попытки компенсировать это преподаванием светской этики и истории мировых религий, несмотря на подавляющее большинство православных в нашей стране, не устраивало многих прихожан. Мы хотим, чтобы наши дети выросли образованными и православными, говорили они.
Потребовались немалые усилия для создания соответствующих условий для обучения. Сейчас у ребят есть прекрасно оборудованное школьное здание. В прошлом году состоялся первый выпуск 11 класса. Выпускники поступили в МГУ, Бауманский и Первый Мед. В настоящее время в школе обучается 110 детей. Классы небольшие по 10-12 человек, что позволяет более эффективно вести преподавание. Используя программу «Россия» Минобразования РФ, мы стараемся давать знания детям в соответствии с христианским мировоззрением. Это касается истории, биологии, литературы и других предметов. Обращаем также большое внимание на ознакомление с великой христианской культурой. Ребята посещают богослужения, исповедуются, причащаются, принимают участие в клиросном пении. Надеюсь, что это принесет достойные плоды.
Вы правильно заметили, цитируя Святейшего Патриарха Алексия, что в нашей современной жизни, часто воцерковление родителей происходит благодаря детям с их искренней верой, чистотой и непосредственностью. Господь чрез них открывают глубину и красоту веры. «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» - Евангельские слова Спасителя.
Наши маленькие прихожане это не только будущее нашего прихода, но будущее всей нашей Православной Церкви, будущее России. Если удастся нам воспитать их как православных христиан, тогда Россия восстанет.
– Да, а вот у меня такое мнение сложилось, что в девяностые годы, когда открылись храмы, перестали преследовать за веру, я даже вспоминаю, как я крестился втайне, поскольку работал в газете «Правда». И знакомый священник, отец Геннадий Огрызков, очень известный батюшка…
– Да, я знал его, он до принятия сана, был известным художником и архитектором.
– И вот, он меня крестил как раз перед моей командировкой в Афганистан.
И я помню, уже в Кабуле я стеснялся, что не дай Бог кто-то крестик увидел. Сейчас конечно это даже смешно вспоминать. То есть, такие были моменты. И очень многие люди, как мне кажется, сделав первый шаг, уже второй почему-то не делают. А здесь, мне кажется, уже вступает в силу окружающий мир, мир, полный зла и компьютеров, и чего угодно, телевизоров и интернета.
Вот я помню, на Афоне как-то с покойным схиархимандритом Иеронимом на эту тему разговаривал. Я его спрашиваю: батюшка, а вот как с молодежью современной разговаривать? Как ты будешь с ними разговаривать, если у них в руках эти электронные игрушки? Вот если они их выбросят. Но это же невозможно.
– Да, это невозможно.
– Никто ничего не выбросит. А какой выход в данной ситуации? Духовного и вообще просвещения, мне кажется, у нас очень недостаточно в стране. Просто не хватает его.
– Я люблю историю, стараюсь больше узнать, осмыслить прошлое. История России богата событиями, имевшим значения для всего мира. Такой и должна быть история Великой страны. Были периоды, когда духовная жизнь и Церковь, как ее отражение, расцветали, свидетельствуя об Истине примерами подвижничества угодников Божиих. Были времена оскудения и упадка. Вспомним 18 век - время Екатерины Великой. Россия – империя, но элита прежде всего стремится к куртуазности и наслаждениям. Церковь страдает: закрытие монастырей, лишение их собственности, государственное управление Церковью, ставшей при Петре Первом синодальной, во главе с обер-прокурором. Духовная жизнь угасает. Большое значение придается внешней презентативной стороне. В архитектуре, иконописи, церковном пении, и конечно, образовании, много свойственного западной, европейской, католической и протестантской культуре. Но несмотря на это русская земля приносит духовные плоды - великой народный старец преподобный Серафим Саровский, Святитель Тихон Задонский и многие другие подвижники веры Христовой, сохраняют и умножают ее в душах и сердцах русских людей.
Наполеоновское нашествие, страдание народа, сожжение, осквернение и разграбление стольного града Москвы с ее древнейшими соборами, храмами, монастырями и бесчисленными святынями, находившимися в них, можно понимать как кару Божию, вразумление, за оставление древнего благочестия, низкопоклонства перед Европой, которая и пришла в Россию, принеся ей смерть и разрушение.
В 19 веке при Александре Первом завершается полный перевод Библии. Великие православные просветители России митрополит Московский Филарет и святитель Феофан Затворник Вышенский, способствуют подъему духовного просвещения народа. Их мудрость и следование традиции нашего благочестия, открывает пути истинного православного духовного образования, как альтернативы схоластическому европейскому рационализму.
Сейчас на слуху выражение «Русская цивилизация», подразумевающее под этим уникальность нашего национального менталитета, приоритет духовного откровения и основывающегося на нем познания.
Конечно, 30 последних лет, это очень маленький отрезок нашей истории. Но и в нем можно увидеть взлеты и падения. Много сделано в сфере духовного образования: открыты духовные школы, совершенствуются учебные программы, но, к сожалению, я уже об этом говорил, начальное и среднее образование нуждается в более внятном отношении к православному просвещению.
– Меня больше беспокоит наше нравственное состояние вообще общества и, особенно, молодёжи. И в просвещении как таковом я не вижу положительных особенных сдвигов, скорее, наоборот. Люди не имеют сегодня, в особенности молодежь, просто даже понятия о каких-то важных исторических вехах нашей истории.
– На мой взгляд, одна из причин заключается в том, что отсутствие ясности духовной, идеологический вакуум у тех, кто это определяет, привели к разноголосице в историографии, пересмотру сложившегося понимания отечественной истории. Была написана масса учебников, по некоторым данным (более 50), в которых величие России, ее огромное значение для мировой истории искажалось и извращалось. Нельзя исключить, что за всем этим стоят ангажированные исполнители, так называемого плана Даллеса - чудовищной программы уничтожения Великой православной России.
Вряд ли можно рассчитывать, что наша молодежь, не знающая истинной истории своего отечества, будет любить его, не получившая элементарного представления о нравственной стороне православия, будет жить высоконравственной жизнью. А учитывая то, что сознание каждого из нас подвергается каждодневному информационному насилию, выстоять в этом мутном потоке лжи и безнравственности молодому человеку очень сложно.
– Его сагитировать можно будет в любую сторону.
– Это, к сожалению, так. Можно завтра начать декларировать позитивные духовные, нравственные и патриотические ценности, но великое совершается в малом в душе человеческой. Наша крошечная приходская школа, на мой взгляд, подтверждает непреложную истину, что воспитание и духовное, и нравственное начинается с младых ногтей. Я периодически встречаюсь с нашими учениками. Одна из последних тем: кто кем хочет стать. Конечно, учитывая серьезный уровень подготовки в нашей школе, ребята стремятся продолжить образование в высшей школе. Математика, физика, биология, история, медицина. Есть желающие принять участие в семейном бизнесе. Но о священстве тоже думают. Поскольку у нас есть школа алтарников и звонарей, ребята уже имеют представление о служении священников, о величайшем призвании человека предстоять перед престолом Божиим и быть совершителем посредством Духа Святого Великого Таинства Евхаристии. Надеюсь, что в скором времени какая-то часть учеников нашей школы будет учиться в семинарии. Вот это и есть достойный результат достойного воспитания и образования.
– И я сейчас вспоминаю именно девяностые годы, действительно, для многих это возрождение, оно было связано ещё с конкретными делами. Я помню, у моего друга протоирея Николая Булгакова в Подмосковье владыка Ювеналий освящал храм Державной Божией Матери.
Это рядом с Жуковским. И владыка очень проникновенные слова сказал о возрождении. На пустом месте, по сути дела, человек взял и построил храм, получив благословение у отца Николая Гурьянова. Он ему дал сто тридцать рублей и сказал: вот, возьми и построишь храм. И на эти сто тридцать рублей он построил огромный собор о шести приделах. Вы тоже ведь прошли через огромные трудности. Я ведь много лет мимо езжу и вижу, как за двадцать пять лет и более возродилось это место и мы праздновали двадцатипятилетие Вашего служения. И хотелось, чтобы Вы поделились вот такими воспоминаниями. Насколько это все было, действительно, радостно для всех людей. Я сейчас вспоминаю, например, такой момент, как установка памятника Кириллу и Мефодию на Славянской ныне площади, а раньше она называлась площадь Ногина.
И Патриарх Алексий, устанавливая памятник, сказал, очень интересные слова, которые я на всю жизнь запомнил. Он сказал тогда: «Хотелось бы, чтобы во главе всех процессов в России стояла духовность». Конечно, это глубокие слова, но насколько это происходит на сегодняшний день – это вопрос.
– Это идеал. Человек – сложное, противоречивое и страстное существо. По слову Апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Дарованной нам Господом свободе в купе со стремлением ходить путями Господними противостоит ненасытная плоть - это мы с вами.
Что касается нашего Благовещенского прихода 90-х годов, мы прошли стандартный путь многих приходов и обителей. Была особая радость, свойственная человеку, работающему Богови. Она не зависела от внешнего, служили Господу, восстанавливая храм. Он был разрушен и изуродован, но нам он казался великолепным и прекрасным. Мы не видели ободранных, покрашенных казенной зеленой краской стен, не видели изуродованных деталей убранства храма. Это была общая радость всей нашей Православной Церкви, которая наконец-то, после десятилетий надругательств и унижений, обрела утраченную свободу отстраивать свою жизнь в соответствии с Евангельскими Истинами.
Мы ощущали поддержку и понимание многих неравнодушных людей. Народ чувствовал насколько важно восстановить дома Божии, свидетельство нашей великой духовной культуры и истории. В то время в Церковь пришло много искренних и бескорыстных людей. Кто-то принял сан священника, кто-то своими руками месил раствор и клал кирпичи, кто-то жертвовал средства для реставрации и строительства. Наверное, этот период можно сравнить с младенчеством и присущими ему наивностью и искренностью; отрочеством, которое открывает глаза ребенку на взрослую жизнь; юношеским периодом - взрослением, выбором жизненного пути, началом взрослой жизни с ее взрослыми проблемами. Сейчас, наверное, мы только вступаем во взрослую жизнь. Сияющие убранством храмы - это не гарантия благочестия. Как говорили раньше: «Не в бревнах, а в ребрах Церковь моя».
Мы видим, как консолидируются силы, противостоящие Христу. По сути, христианству брошен вызов. Нас хотят превратить в маргиналов. В лучшем случае, в некий этнографический заповедник. Этому надо учиться противостоять. Бороться с разрушителями семьи, прикрывающимися так называемой ювенальной юстицией, хулителями веры, рядящимися в творческие одежды, модернистами, желающими так модернизировать Церковь, чтобы ничто не напоминало о нашей многовековой богослужебной традиции.
Брань усиливается, поэтому как это и было во все времена, мы видим некий отток, охлаждение среди тех, кто пришел в церковь не собираясь ничем жертвовать - ни благополучием, ни своей свободой. Истинные подвижники, носители веры и малым числом с Божией помощью, одолеют супостата. Вера, любовь к Богу, надежда на спасение – это наше оружие, страшное для врага Церкви Христовой.
Вы знаете, конечно, что у нас в Церкви все делается по благословению. После рукоположения меня в иереи, 25 лет назад, Владыка Ювеналий по-отечески благословил меня и произнес слова, которые я запомнил на всю жизнь: «Иди, отец, восстанавливай храм, а самое главное восстанавливай и воспитывай души человеческие в истинной Христовой вере. Тебе на это мое архиерейское благословение».
За четверть века было множество ситуаций, когда наши скромные силы и разумение только с помощью Божией позволяли при скудности и нищете 90-х достойно восстанавливать порушенную святыню - храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Вспоминаю один интересный эпизод. Мы вместе с архитекторами-реставраторами решили восстановить древнюю колокольню, разобранную «за ветхостью» еще во второй половине 19 века. А так как более поздняя колокольня была взорвана во время Великой Отечественной войны, необходимость этого была очевидна. Но что-то не заладилось: сооружение сложное, опыта строительного мало, средств не хватает. Я подготовил прошение на имя нашего митрополита Владыки Ювеналия с просьбой особо благословить возведение колокольни, и дело пошло.
Могу сказать, что за это время у нас на приходе сформировался прекрасный коллектив мастеров: архитекторы, реставраторы, строители, иконописцы и стенописцы, резчики и кузнецы. Всех нас объединил храм. Его великолепная духовная мощь и красота, возможность сделать что-то интересное и значительное. «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей».
Для меня 17 век, время сооружения храма, построенного боярином Борисом Ивановичем Морозовым, ближайшим сподвижником царя Алексея Михайловича, стало открытием. Чем глубже я проникал в историю этого времени, его богословие и философию, тем в большей степени меня поражал и потрясал высочайший уровень духовной культуры, открывавшийся в его символических иконах, храмовой архитектуре, убранстве, еще не искаженных европейским влиянием петровской эпохи.
– Как мне кажется, именно благодаря этому проникновению в историю и в искусство, поскольку Вы еще художник по профессии, Вы стали священником. Я не ошибаюсь?
– Мне сложно сформулировать, как это конкретно происходило. Пространство истинного творчества всегда подразумевает наличие некоего высшего откровения. Проблема в том, что каждый по-своему это воспринимает. Чем больше человек подвержен своей гордыни, а среди современных художников таких не мало, тем сложнее ему ощутить Божественное присутствие, истинную гармонию, красоту и совершенство, которые есть проявление Божественного начала. К сожалению, служащий себе, своей гордыни, и это происходит не только в искусстве, становиться адептом и выразителем другого, чуждого христианину мира. Почему так болезненно и деструктивно современное искусство, уничтожившее, по сути, все то, что было Искусством с большой буквы? Почему болезненные комплексы, психические аномалии, насмехательство и издевательство над святынями, здравым смыслом и традиционной культурой, стало его отличительными чертами? Ответ для нормального и духовно здорового человека ясен: без Бога, опираясь на свою гордыню, человек ничего достойного сотворить не может.
Я знаю многих талантливых людей, тех, кто из творческой среды пришли в церковь и стали прекрасными священниками, архитекторами, иконописцами. Всех их объединяет вера и любовь к Богу. В какой-то степени могу себя считать причастным к этому поколению. 30 лет назад мне было бы трудно представить себе, что это станет реальностью.
– Постоянный вопрос на любой встрече с моим духовным отцом архимандритом Кириллом (Павловым). Он всегда спрашивал: «Евангелие читаешь?» Я не всегда мог ответить положительно на этот вопрос. Иногда каешься, говоришь, батюшка, телевизор мешает. Он так улыбнётся и, немного заикаясь, скажет: «А ты его выбрось». А поди-ка выбрось.
– Хочу сказать, что Евангелие читают многие, и я постоянно напоминаю об этом нашим прихожанам. Не будет достойной жизни при всем нашем благочестии без слова Божия. Это пища небесная, которой мы должны питать душу. Матерь Божию уподобляют Ковчегу Завета, вместившую Невместимого. Скрижали Моисея, проросший жезл Аронов и манна небесная, находившаяся в Ковчеге, предвозвещали приход Христа Спасителя, Который есть Слово, Хлеб Небесный и Вечная Жизнь. Житейская мудрость говорит, что человек состоит из того, что он ест. Так и душа человеческая - чем ты ее питаешь, то она собой и являет. Если это Слово Божие - то в душе вера и любовь, а если это гнилая растлевающая мерзость, которая в обилие изливается на каждого из нас посредством современных гаджетов, компьютеров, телевизоров, то душа болеет, в ней укореняются порочные страсти, злоба, ложь, блуд. Кажущийся успех этого зомбирования ни о чем не говорит. Любой согрешивший, преодолевая страсть падшей человеческой природы, может покаяться. Милость Божия, Его любовь и прощение исцелит любую заблудшую душу. И тут мы опять сталкиваемся с недостатками духовного просвещения и образования. Это огромная каждодневная работа.
– Но это как-бы отдельная тема. Мы, может быть, на эту тему сможем отдельно поговорить. Всё-таки, поскольку мы люди православные и оптимисты, хотелось бы на какой-то позитивной ноте закончить, да. Когда я создавал «Русь Державную», я хотел какой-то эпиграф взять. Ну, по примеру, может быть, «Правды», я не знаю. Но хотелось какой-то эпиграф. И я долго и Филарета Московского смотрел. А потом, поскольку часто бывал в Дивеево, я взял одну фразу Серафима Саровского, которая мне понравилась: «Господь помилует Россию и приведёт ее путём страданий к Великой Славе!» Хотелось бы на это надеяться, батюшка, что мы, всё-таки не пропадём.
– Россия поднимается, пусть не так быстро, как нам этого хотелось бы. Восстанавливается и становится частью жизни наших сограждан духовная основа, православная вера с центром нашего бытия, храмами Божиими. Будут и радости, и скорби, брань духовную Господь не упразднял. Надо быть готовым к испытаниям, посылаемым Господом, не боятся страданий, которые очищают, подобно злату в горниле душу и сердце человека от скверны и утверждают истинную веру.
Милость Божия, Его любовь и забота о нашем спасении совершается, если мы не отворачиваемся своею волею от Него и от Матери-Церкви. В Великой православной России есть все для того, чтобы жить достойной христианской жизнью.
Но это не просто.
– Не просто, батюшка. Будем стремиться!
Беседовал Андрей ПЕЧЕРСКИЙ