Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн
Одоление смуты
Верую: воскреснет и Русь!
Сегодня, когда главный вопрос нашей жизни, нашей судьбы, нашего спасения вечного (и земного будущего наших детей) это - вопрос: «Воскреснет ли наша Россия?», равнодушие и промедление недопустимо.
Не первый год задаем мы его. Не первый год Православная Церковь, скорбя о померкшей русской славе, возносит ко Господу молитвенный вопль своих духовных чад, надеясь и веруя, что воскресение совершится.
«Давно, кажется, пора нам понять, что возможность положительного ответа на этот вопрос зависит всецело от нас самих, – писал в своем пасхальном послании, выше днем в разгар антицерковных хрущёвских гонений, архиепископ Аверкий, духовный вождь русского православного зарубежья. – Россия воскреснет только тогда, когда мы сами, сыны и дери ее, сохранившие верность ей, как Святой Руси, воскреснем душами своими.
Праздными, беспочвенными останутся все наши надежды на воскресение России, если мы будем оставаться все такими же, какими, по праведному суду Божию, мы потеряли ее.., ибо это мы сами, а не кто-либо другой, в первую очередь виновны в гибели нашей Родины. И теперь бессмысленно и неразумно толковать о том, как спасти Россию, если мы сами себя не желаем спасать; если мы нисколько не исправляемся, не изменяемся к лучшему, продолжаем упорно быть вольнодумцами и самолюбцами; если живем как неведущие Бога, в нравственной нечистоте и распутстве, отказываемся от своего православного русского имени, думая лишь об устройстве своего земного благополучия, земной карьеры; если страдая властолюбием, нелепым чванством и гордынею, понуждающими нас враждовать друг с другом по самому ничтожному поводу, мы не только не хотим по-братски, с любовью помогать и уступать друг другу, но, клевеща и злобствуя, «друг друга угрызаем и снедаем», по выражению Апостола (Гал. 5:15)».
И все же – есть нам надежда, есть упование, есть все основания рассчитывать на возрождение Отчизны. Внимательный взгляд просвещенного верой наблюдателя не может не отметить, что Своей земной жизнью Господь как бы прообразовал судьбу избранницы Своей – Святой Руси, исторический путь русского народа, народа-богоносца.
Быть русским
Как восстановить в себе черты народа-богоносца, с бесовским упорством вытравливавшиеся богоборческой властью? Как обезопасить себя от духовной заразы потребительства, этой поистине моровой чумы, растлившей и погубившей уже многие народы, бывшие некогда христианскими? Все эти и еще многие иные проблемы, стоящие сегодня перед нами, суть один и тот же вопрос: как дальше жить?
Думается, из сказанного выше уже многое проясняется. Прежде всего – надо вернуться в Церковь. Надо очистить место святое – душу человека – от тряпок и побрякушек, от навязанных ей ложных ценностей и восстановить в правах попранный и оплеванный смысл жизни человека. Жизни как служения Богу, зовущему нас к Себе: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11:28). Надо откликнуться на этот Отчий зов, прийти с покаянием, не скрывая нынешнего своего убожества и срамоты, прийти с молитвой и верой, и тогда – силен Бог очистить наши сердца и восстановить в них мир и покой осмысленного бытия.
Восстановив истинные ценности внутри себя, надо восстановить их и вовне. Жизнь общества, государства требует осмысленности так же, как и жизнь отдельного человека. Не может материальное благополучие быть целью всех стремлений. Сытое брюхо еще не значит – чистая совесть. Критерием государственного устройства должна стать его богоугодность, соотнесенность с тысячелетними святынями веры. Нужно во всей полноте использовать богатейший опыт русской государственности. Выкинуть на свалку наглую ложь об «империи зла», «России – тюрьме народов», «гнилом царизме», сказать правду о семидесятилетнем пленении Православной Церкви и русского народа. Нужно осознать, что у Православной России есть враги, ненавидящие наш народ за его приверженность к Истине, за верность своему религиозному служению, своим христианским истокам и корням.
Итак, братия и сестры, соотечественники, люди русские! Молю вас усердно, вседушно – повинуясь своему архипастырскому долгу и голосу совести своей – воспрянем, опомнимся, одумаемся наконец! Господь милосерд и нелицеприятен: всякую искренне обратившуюся душу приемлет с радостью и любовию, омывает от грехов и неправд благодатию Своей, утешает утешением возвышенным, духовным, о котором суетный мир не имеет даже приблизительного понятия. Лишь только начнем нелицемерно – появятся и силы, и умение, и святая, жгущая сердце ревность. «Да будет общею всем такая преимущественно забота, чтоб начавши, не ослабевать и не унывать в трудах, и не говорить: долго мы уже пребываем в подвиге. Но лучше, как бы начиная каждый день, будем приумножать ревность свою». Шестнадцать столетий назад были сказаны эти слова святым преподобным Антонием Великим в утешение и назидание всем тем, кто унывает и сомневается в своих способностях к духовному возрождению. К нам, к нам, сегодняшним, обращены они. Прислушаемся к ним, ибо нераскаянны обетования Божии, и великая судьба России зависит ныне от нашего произволения. Мы – и никто иной – можем и должны воссоздать державу Святорусскую. Да будет так! Аминь.
Отрывки из одноименной книги
"Своих врагов Россия победит!"
Все зависит от православной веры русских людей. Как и во все века русской истории, как во времена святого благовернаго князя Александра Невского, сказавшего: «Не в силе Бог, но в правде» – и победившего численно большего противника.
Все зависит от веры патриотов, от веры армии и флота, от веры государственного аппарата, от веры госбезопасности и милиции, наших ракетчиков и десантников, врачей и учителей, рабочих и крестьян.
СУДЬБА РОССИИ ЗАВИСИТ ОТ ВЕРЫ РУССКИХ ЛЮДЕЙ.
От того, сумеем ли мы преодолеть, пересилить, переломить свое неверие – с Божьей помощью. Начнем ли мы молиться.
Победи себя – и будешь непобедим! – учил своих воинов генералиссимус А.В. Суворов.
Победим свое неверие – будем непобедимы!
Это хорошо понимают наши враги. Они говорят: «После развала Советского Союза наш главный враг – Русская Православная Церковь» (З. Бжезинский). Они понимают, кто их главный враг. А мы, увы, никак не начнем понимать, кто наш главный друг, в чем наша сила, наша главная опора.
Посмотрим, оглянемся назад: сколько партий, движений, союзов, демонстраций, митингов, восстаний было за последние двенадцать лет под самыми патриотическими лозунгами, – ведь ничего же не получилось.
В чем причина?
Они – с диаволом, а мы – без Бога. И что мы тогда можем?
По маловерию нашему мы думаем, что во всем виноваты наши враги. Про Бога забыли! На все воля Божия, говорит народ. Господь – всемогущ, и может в одно мгновенье в ничто обратить все козни врагов России, как мог Он в одно мгновенье расточить тех, кто распинал Его на Кресте. Но Господь не делает этого, желая нам несравненно большего, чем благополучная временная жизнь, – хочет, чтобы мы обратились к Нему и спаслись для жизни вечной.
Судьба России – в руках Божьих.
Господь допускает терзать Россию ее врагам для того, чтобы русские люди поняли, что без Бога, без молитвы, без Церкви Православной мы ничего не можем. Без молитвы, без веры, без избрания Патриарха в 1043 году, без наполненных храмов в тылу и молебнов на фронтах, без заступничества Божией Матери мы бы не выиграли и Великую Отечественную войну, которая закончилась на Пасху 1945 года, в День великомученика и победоносца Георгия.
ВСЕ СОБЫТИЯ ПОСЛЕДНЕГО ВРЕМЕНИ ГОВОРЯТ О ТОМ, ЧТО ГОСПОДЬ ЖДЕТ ВЕРЫ, ПОКАЯНИЯ, МОЛИТВЫ РУССКИХ ЛЮДЕЙ.
Россия – это Дом Пресвятой Богородицы. Вся наша земля полита кровью наших предков, которые жизни свои положили за Веру, Царя и Отечество, и прежде всего - за веру.
Что всегда делали русские люди, когда чувствовали, что их человеческих сил не хватает на то, чтобы избавиться от беды? Они просили: «МАТЕРЬ БОЖИЯ, СПАСИ ЗЕМЛЮ РУССКУЮ!» И чудесная помощь многократно приходила. И сегодня все больше русских людей чувствует, что по-человечески исправить положение, повернуть от развала страну к созиданию, к укреплению Державы Российской, избавлению от многих бед и напастей немыслимо. Но Матерь Божия поможет – и все это будет. Будет вера в наших детях, в молодежи, во всех людях – окрепнут держава, армия, наполнятся родильные дома, отступят пьянство, наркомания, страсть к стяжанию материальных благ…
Вера укрепляется в Церкви, в храме, в богослужении, в таинствах – исповеди, причащения, венчания.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
1. Некрещеным – креститься.
2. Надеть крест и ни на секунду его не снимать.
3. Как можно чаще правильно, благоговейно осенять себя крестным знамением: три пальца сложить в честь Святой Троицы, два пальца пригнуть к ладони, исповедуя Божественную и человеческую природу Господа нашего Иисуса Христа.
Рука не поднимается перекреститься – сделаем над собой усилие. «Гром не грянет – мужик не перекрестится», – говорит народ. Гром уже гремит!
4. Упорно учиться молиться, начав с самого простого: Господи, помилуй. Господи, прости. Господи, помоги. Господи, благослови. Господи, вразуми. Господи, укрепи. Господи, спаси. Слава Тебе, Господи. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.
А.В. Суворов учил русских воинов: "Молись Богу – от Него победа!
Пресвятая Богородице, спаси нас! Святителю отче Николае, моли Бога о нас! – без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай".
5. Каждое утро читать утренние молитвы, вечером светлым – вечерние, по молитвослову.
Хочется бросить молиться – сказать себе: «Ну еще одну молитву прочту». И так привыкнем, и не сможем жить без молитвы, молитва – дыхание души.
Преподобный Серафим Саровский дал нам кратчайшее молитвенное правило: три раза – Отче наш, три раза – Богородице Дево, радуйся, один раз – Символ веры.
Стараться молиться весь день, как можно чаще.
6. Молиться Евангельской молитвой: верую Господи, помоги моему неверию! Просить Господа, как и святые апостолы, чтобы Он приложил нам веру, приложил веру всем русским людям. Молиться Божией Матери, святителю Николаю, всем русским святым об укреплении веры в русском народе.
Бороться с помыслами неверия, не принимать их ни под каким предлогом.
Невидимый враг коварен. Он обманывает всегда под благовидными предлогами.
Говорят: «Мне пришла мысль». Пришла – значит, откуда-то пришла. От Бога или от дьявола? Как распознать? «Дерево познается по плодам», – сказал Господь.
Мысли: молись, иди в церковь, причащайся, постись, кайся в своих грехах, мирись первым, – от Бога. Мысли, рождающие в душе любовь, тишину, покой, радость, веру – от Бога.
Все мысли против веры православной, Церкви, таинств, постов, мысли, рождающие злобу, ненависть, уныние, отчаяние, тоску, мысли о самоубийстве – от дьявола под любым предлогом.
7. В субботу вечером, воскресенье утром, в церковные праздники и накануне вечером, если нет особых обстоятельств (дежурство, болезнь), – всегда быть в храме.
Трудно стоять в храме – все-таки стой. И старайся молиться. Лучшего для России, для ее освобождения, для нашего воинства, о котором молятся на всех службах во всех храмах, ничего не сделаешь. «Мiр стоит молитвой», – говорил преподобный Силуан Афонский.
Не понимаем, не видим никакого смысла в том, что делается в церкви – а все-таки начнем.
Не понимаем полностью языка церковно-славянского – не беда, что-то понятно. Господи, помилуй: понятно – и хорошо.
Блаженная Матрона Анемнясевская, исповедница ХХ века, говорила:
– В церкви-то надо три раза поклониться, а дома-то – триста раз.
8. Как можно чаще исповедоваться и причащаться святых Христовых Таин.
Главная сила наша – Господь. В таинстве св. причащения мы соединяемся с Богом, освящаются наши душа и тело. Полковые батюшки Русской армии, рискуя жизнью, шли на передовые позиции, плавали на боевых кораблях, чтобы перед сражениями причащать воинов.
9. Строго, по Уставу Святой Православной Церкви, соблюдать посты (не есть мясного и молочного) – среду и пятницу почти весь год, четыре главных поста: Великий, Рождественский, Апостольский, Успенский.
Преподобный Серафим Саровский за много лет предсказывал: «Страшные времена предстоят, реки крови русской прольются». А в чем причина? «Русские люди, – говорил он, – стали забывать среду и пятницу, разрешают на мясо даже в Великий пост».
10. Всем русским людям иметь у себя и читать постоянно Святое Евангелие.
Наш критик В.Г. Белинский писал: «Есть книга, в которой сказано все, все решено, после которой ни в чем нет сомнения, книга безсмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни – Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии заключаются только в большем проникновении в таинственную глубину этой Божественной книги… Основание Евангелия – откровение истины посредством любви и благодати».
11. Русская мать! Не убивай во чреве свое родное дитя.
Что бы ни было, грех аборта – это не выход ни из какого положения. С момента зачатия Бог дает младенцу безсмертную душу, душу-то не убьешь, она страдает, страдает совесть матери-убийцы, страдают живые дети, тяжкий грех чадоубийства оборачивается безчисленными скорбями для всех. Россия страдает и потому, что русские люди убивают во чреве ни в чем не повинных русских детей.
12. Семейным – венчаться в церкви.
Недавно почивший всероссийский старец протоиерей Николай Гурьянов говорил: «Как же мне жаль невенчанных…».
13. С Божьей помощью решительно бросить курить, употреблять алкоголь, ругаться матом, блудить, покаявшись в грехах.
Дьявол лжет: закури – и успокоишься, выпей – и станет веселей, выругайся – и победишь «сильным словом». Ложь! От курения и пьянства – раздражительность и тоска. Черным словом мы призываем нечистую силу, от которой все беды. Матерным словом оскорбляются Матерь Божия, Родина-мать, родная мать, мать-сыра земля, кормилица наша. Блуд убивает любовь, разрушает семью, а без семьи, без любви – какое счастье? Курение, пьянство, сквернословие, блуд обессилили наш народ, русскую армию, отступать дальше некуда.
14. Русские матери! Молитесь за своих детей!
Молитва матери – сказано – поднимает со дна моря.
Когда протоиерей Сергей Лавров, недавно умерший в 90-летнем возрасте, настоятель храма Покрова Божией Матери села Игумново Раменского района Московской области, уходил в 1941 году на Великую Отечественную войну, его мать Елизавета, вдова расстрелянного в 1937 году протоиерея Николая, дала ему кусок хлеба и сказала:
– Откуси. Придешь – и доешь!
И он пришел в 1945 году – и доел.
Пришел майором связи, целым и невредимым, пройдя всю войну. И потом пятьдесят два года прослужил священником.
Такова вера, такова молитва матери.
«Были на войне чудеса», – вспоминал отец Петр, прошедший войну и лагеря, – молебны в Сталинграде и пред взятием Кенигсберга. Это все скрывается нашими врагами. Они и сейчас боятся, что в России будет чудо, что кто-то молит еще о ее спасении…»
В трагические дни 23-26 октября 2002 года в Москве, когда люди оказались заложниками бандитов, там, в здании Театрального центра, они решили: «Будем молиться, будем молиться всеми молитвами, которые знаем». И молились непрерывно. Не давали им молиться вслух – молились про себя, взявшись за руки.
Молился в это время Святейший Патриарх. Молились священники. Молился спецназ. Молился весь наш православный народ. Молился Афон, молился Кипр… И в день Иверской иконы Божией Матери совершилось чудо. В здании, до отказа наполненном взрывчаткой, во время штурма не взорвалась ни одна граната, ни один террорист не выполнил задуманного. Кто-то из наших бойцов сказал виновато: «Было везение». Нет, была молитва. Была Божия милость, было Божие чудо.
Матерь Божия Державная, спаси Землю Русскую!
Храм Державной иконы Божией Матери, г. Жуковский. Настоятель - священник Николай Булгаков
Так врут или нет календари?
Внимательный читатель, наверное, обращал внимание, и не раз, на то, что, когда речь идет об одном и том же историческом факте, даты этого события в разных источниках порой не совпадают и чаще даже не годы, а, скажем, числа и месяцы рождения или смерти человека. Особенно такому различному толкованию подвержены события, происходившие до февраля 1918 года, когда был введен у нас Григорианский календарь.
Как известно, большевики, придя к власти, один из первых своих Декретов посвятили введению нового летоисчисления. Это, видимо, присуще всем революциям – оценивать себя чрезвычайно высоко, ни в грош не ставя ни молчание усопших предков, ни возможное возражение на этот счет потомков. Так было во времена Великой французской революции, так произошло и в период не менее Великой Октябрьской социалистической.
31 января 1918 года граждане России, отойдя ко сну, проснулись, согласно Декрету СНК, не 1-го февраля, а сразу 14-го февраля. Большевики, одним махом прибавив 13 дней, ликвидировали временную разницу между существовавшим до этого в России Юлианским стилем и Григорианским, по которому к 1918 году жила практически вся Европа. Русская Православная Церковь была в то время бессловесна и покорно приняла новый календарь, указывая в своих бедно выглядящих изданиях церковные праздники как по новому, так и по старому стилю.
Но вот что получилось. К 1-му февраля 1918 года разница между обычными и високосными годами при исчислении времени обращения Земли вокруг Солнца составила 13 суток (по 24 часа за 128 лет). Подобную «чертову дюжину» можно было бы считать приемлемой для нашего времени, но…
Дело в том, что эти 13 суток справедливы лишь для последних 128 лет, а, скажем, для событий 150-летней давности разница составит меньше 12 суток, еще 128 лет назад – 11 суток, и так далее.
Большевики же, привыкшие к волевым методам решения всех буржуазных проблем, и в вопросах космических тел подошли с революционной категоричностью – прибавив 13 суток, будь то 1917-й или 1017 год. Для них, как известно, история Советской России начиналась с октября 1917-го, остальная 1000-летняя история страны для них не существовала. Такой кавалерийский наскок в вопрос, связанный с системой небесных тел, был, мягко говоря, ошибочен. К дате смерти, скажем, Владимира Мономаха (19 мая 1125 года) и дню рождения Владимира Ульянова (10 апреля 1870 года) прибавили по 13 календарных дней. И получилась неразбериха.
Печально, что Русская Православная Церковь, которая в те годы находилась под гнетом большевистской идеологии, пошла на поводу и все свои праздники также пересчитала с учетом 13 дней. И это положение церковного календаря не изменилось и по сей день.
Надо учесть, что и до большевиков Россия пережила несколько реформ календаря – Новый год и миряне, и Церковь отмечали то с 1 сентября, то с 1 марта, затем – с 1 января. И сейчас уже нелегко (если это вообще возможно) выяснить, какого числа и месяца, с пересчетом на наше время, родился россиянин или произошло историческое событие того или иного века.
Поскольку в российских источниках сплошь и рядом случаются разночтения, необходима реформа российского календаря или хотя бы правка всех материалов, содержащих даты отечественной истории. Конечно, эта работа - колоссальная, превосходящая по объему Никоновскую реформу. О необходимости подобных исследований давно говорят ученые Российской Академии наук, время от времени появляются статьи и в газетах, журналах. Но потом все забывается, а снежный ком исторических ошибок, разночтений продолжает расти.
Подобная работа под силу разве что целому коллективу, скажем, специальному институту. На худой конец отделению НИИ русской истории, что потребует больших материальных затрат. В одиночку здесь никакой Максим Грек не справится, ведь исправлять надо все энциклопедии, справочники, документы. Кстати сказать, энциклопедические издания у нас до последнего времени, как правило, издавались без указания дней и месяцев рождения исторических лиц, а даты событий приводились без уточнения, по какому календарю они предлагаются вниманию читателя.
Поскольку в России реформа календаря проводилась не один раз, то и ошибки, о которых говорим, имеют древнюю историю. Не случайно еще во времена А.С. Грибоедова ходило в народе выражение: «Все врут календари», произнесенное одной из героинь поэмы «Горе от ума». Хотя и до 1917 года были авторы и издатели, которые понимали проблему календаря и к датам относились очень внимательно, – пример тому Биографический словарь Половцова, да и словарь Бантыша-Каменского (хотя в последнем и встречаются ошибки). Очень внимательно относился к датам Митрополит Евгений Болховитинов при работе над своими словарями.
В наше время можно доверять разве что академическим изданиям, где скрупулезно указывается две даты – по новому и старому стилю. Исследователю, желающему иметь точные данные о датах жизни исторического лица или какого-либо политического события, необходимо использовать именно эти издания.
Но если указана точно хотя бы одна дата по тому или другому стилю, не трудно будет найти и вторую дату, обратясь к следующей таблице:
14 (1) февраля 1918 года – начало Григорианского летоисчисления, март 1900 г. – 31 января 1918 г.: 13 дней
1772 г. – март 1900 г. – 12 дней
1644 г. – 1772 г. – 11 дней
1516 г. – 1644 г. – 10 дней
1388 г. – 1516 г. – 9 дней
1260 г. – 1388 г. – 8 дней
1132 г. – 1260 г. – 7 дней
1004 г. – 1132 г. – 6 дней
876 г. – 1004 г. – 5 дней
748 г. – 876 г. – 4 дня
В «Русском календаре», который наша газета начинает сегодня публиковать (см. 7-8 стр.), все даты до 14 (1) февраля 1918 года приводятся как по старому, так и по новому стилю.
Большая просьба к читателям: если обнаружите где-либо в источниках разногласия в датах с нашим календарем, присылайте такую информацию, указав название, место и год издания, а также лицо или дату, которые вас заинтересовали.
Георгий Крылов