Заседание вели члены Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора Сергей Иванович Котькало и Марина Валерьевна Ганичева, председатель Издательского совета РПЦ, митрополит Калужский и Боровский Климент, епископ Рыбинский и Романов-Борисоглебский Вениамин.
О глубинных проблемах нынешней войны, о героизме и самопожертвовании русских солдат и офицеров, о стойкости мирных жителей в приграничных областях говорили поэты и прозаики, профессора вузов и полковники запаса. Среди выступавших — Александр Владимирович Дробышевский, главный редактор журнала «Вестник военного образования», полковник запаса; доктор филологических наук Надежда Николаевна Дробышевская; редактор альманаха «Пересвет», писатель, фронтовой журналист Сергей Александрович Бережной (Белгород); корреспондент фронтового агентства «Анна-Ньюс» Виктор Носов (Курск); руководитель Центра Фёдора Ушакова ЛНР Владимир Николаевич Мельник (Луганск); публицист, военный журналист, полковник Геннадий Тимофеевич Алёхин (Белгород). Писатели и опытные офицеры запаса, в частности, обсуждали необходимость честного освещения в СМИ происходящих военных событий. Было вынесено конструктивное предложение о работе писателей и публицистов в зоне проведения Специальной военной операции и организации совещаний корреспондентов и публицистов в прифронтовых городах. В этом ряду хотелось бы добавить ещё и кинематографистов, не тележурналистов, а людей, которые взяли камеры и без редакционного задания поехали снимать правду о войне.
О тревожном несоответствии культурной политики нынешнему военному времени говорил писатель, лауреат Патриаршей литературной премии имени Кирилла и Мефодия Виктор Николаевич Николаев. Он убеждён в том, что сегодня не место навязываемой на телевидении, на радио, в СМИ вульгарной антикульуре. «Когда муж находится на войне, жена тоже на войне, и мать на войне, и дети на войне, — говорил В. Николаев, прошедший войну в Афганистане. — Если ранен муж, то и жена тоже ранена». Писатель напомнил о геройском поступке лётчика Александра Прохоренко в Сирии, вызвавшем огонь на себя, а также о капитане Дмитрии Колесникове, погибшем на подлодке «Курск», об их последних словах, обращённых к жёнам...
Виктор Николаев убеждён, что необходимо принимать федеральные государственные законы против «вульгарщины» на радио и телевидении. И на федеральных телеканалах говорить о героях, которые выполняют боевые задания, сегодня они — «золотая молодёжь».
Писатель затронул и остро стоящую сегодня перед нашим обществом проблему сквернословия, особенно среди молодёжи. Много работая в исправительных колониях с подростками, Виктор Николаев развенчивает миф о том, что эта дурная традиция пришла с зоны: «В зоне не сквернословят, там за мат можно лишиться здоровья сразу, и курят там, где положено».
И привёл один разговор заключённого: «Знаешь, чем отличается воля от своеволия? У меня была прекрасная семья, жена, дети, работа. И всё было благополучно, потому что мы жили по родительскому совету и по воле Божией, а потом я решил жить, как я хочу, и никто мне стал не указ. А когда не указ, то будет наказ. И теперь у меня ни жены, ни детей. Я здесь авторитет, а за колючкой я никто. Передай молодым такие слова. Вот говорят, что на нет и суда нет, а ты скажи им, что за одно только «нет» суд будет суровым и жестоким. Не буду воспитывать своих детей, не буду ухаживать за своими родителями, не буду жить со своей женой, с которой прожил тридцать лет, потому что нашёл лучше. За всё это будешь платить».
Виктор Николаев убеждён в том, что в России очень талантливые дети, но их необходимо воспитывать в отечественной традиции. Трудно не согласиться с писателем, когда он говорит: «Мы и с Европой разберёмся, и с американцами разберёмся, просто им надо знать историю России». Ведь если бы современные СМИ говорили с любовью о нашей стране, наверное, и в других странах к нам относились бы уважительно. Тогда, возможно, за рубежом поняли бы одну простую вещь, которую проговорила десятилетняя девочка. Её слова привёл В. Николаев: «На Россию не нападают, с Россией дружат и от этого становятся только богаче».
Проблемы современного образования затрагивал каждый из выступавших, а профессиональное выступление профессора Воронежского государственного университета Евгения Петровича Белозерцева, конечно, было всеми ожидаемо, поскольку он чётко обозначает проблемы школьного и вузовского образования и представляет методы их решения. Доктор педагогических наук Е. П. Белозерцев убеждён, что российское образование находится под влиянием внутренней интервенции, отсюда и деструктивные процессы, снижающие уровень профессионализма во всех сферах деятельности. Отсюда и вопиющие примеры коррупции в образовательной сфере, о которых говорил Белозерцев, касаясь только Воронежской области.
«Образование есть производная нашей исторической памяти, производная культуры русского человека», — только так, по мнению заслуженного профессора, необходимо относиться к образованию, чтобы изменить что-то к лучшему.
Отметил он и то, что одной из основ государственного образования в нашей стране является Православие. «Образовательная деятельность, — говорил Е. П. Белозерцев, — складывается из трёх понятий: катехизаторство, умение христианина достойно вести себя во всех сферах жизни и деятельности человека. Вторая составляющая — миссионерство как распространение знаний о христианской культуре, овладение новыми областями знаний. И третья составляющая — просветительство». Подкрепляя это определение, он процитировал Н. В. Гоголя: «Просветить — не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но насквозь высветлить всего человека во всех его силах, а не в одном уме только, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь». Заключая своё выступление, Евгений Петрович отметил, что «смыслом и средством образования является человек, а результатом образования — духовно-нравственное состояние человека, а не миллион отчётов, которые учителя сегодня вынуждены заполнять».
О проблемах современного литературного творчества, о восприятии молодёжью ключевых и судьбоносных исторических событий прошлого и настоящего говорили поэт, публицист, литературный критик, советник по культуре Председателя ЦК КПРФ Г. А. Зюганова, заслуженный работник культуры РФ Лариса Георгиевна Баранова-Гонченко; поэт, заместитель главного редактора журнала «Родная Ладога» Валентина Валентиновна Ефимовская (Санкт-Петербург); доктор психологических наук, профессор факультета политологии МГУ им. М. В. Ломоносова Николай Митрофанович Ракитянский; писатель, историк Игорь Николаевич Шумейко.
Главный редактор «Роман-журнала XXI век» Марина Ганичева представила детское поэтическое творчество школьников — участников руководимых ею с соратниками международных «Ушаковских сборов», организованных в память о великом флотоводце и святом Русской Церкви.
Среди слушателей в зале присутствовали дочь заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Василия Колошенко Людмила Васильевна Лисина; главный редактор «Воениздата», создатель и редактор серии «Редкая книга», писатель, полковник Сергей Павлович Куличкин; поэт, инициатор создания «Энциклопедии русских деревень» Григорий Петрович Калюжный и многие другие — писатели, историки, работники культуры и образования.
Выступление одного из участников этой секции ВРНС писателя Михаила Кильдяшова мы приводим полностью.
Ирина УШАКОВА
А мы попробуем спаять его любовью
Говорят, быть может, намеренно смущая умы и сердца, что где-то в нашей стране с началом Специальной военной операции организован особый «госпиталь отказников», в котором пребывают покинутые и обездоленные бойцы, услышавшие вероломную фразу: «Я тебя туда не посылал». Но произнесли её не нерадивые чиновники, а жёны и подруги, дети и даже, Господи помилуй, родители воинов.
Дай Бог, чтобы этот госпиталь оказался обманом и мороком: страшно поверить, что русский человек способен породить такое.
И всё же есть тягостное ощущение, что в нашей действительности накануне СВО возникла чёрная дыра, подобная «госпиталю отказников». Возникла из противоречий между женой и мужем, отцом и сыном, между прошлым и настоящим, между земным и небесным. Противоречия скапливаются как смертоносные молекулы. И понимаешь, что причина всякой войны не политическое противоборство, не экономические претензии, а роковая сумма тупиковых противоречий, которые невозможно разрешить ничем кроме войны.
Неслучайно, во всех больших классических произведениях о войне повествование начинается не с боевых действий, а с предшествующих смут, ссор и раздоров, что клубятся в ещё мирной жизни. И «Тихий Дон», и «Война и мир» являют нам это. Война угнездилась в Андрее Болконском и Григории Мелихове, она укрепилась их терзаниями и сомнениями и после вырвалась наружу, война вторглась в мир, нарушила тишину.
Но проходит время — и народ опамятовается, осознаёт, что надо латать эту чёрную дыру. А чем же латать её? Только любовью. Поэзия о Великой Отечественной войне, о чём бы в ней ни говорилось, всегда была поэзией о любви. Самые хрестоматийные стихи той поры, что стали нашей мыслью и нашей речью — о любви: «Бьётся в тесной печурке огонь» со смолой, что, как слеза на поленьях и с теплом «негасимой любви». «Жди меня», что переписанным от руки бойцы носили в нагрудных карманах гимнастёрок, уповая на врачующую и сберегающую любовь. «Враги сожгли родную хату» с неодолимой горечью того, кто «пришёл выпить за здоровье» и кому пришлось «пить за упокой». Поэма Твардовского «Дом у дороги», где сначала жена высматривает мужа то среди отступающих солдат, то среди гонимых пленных, словно вырывая его из мёртвой хватки войны, а потом уже муж, одолевший эту войну, ждёт возвращения семьи, и кажется ему, что чем ладнее обустроить поруганный дом, тем скорее семья вернётся.
Если же мы обратимся к сегодняшней поэзии об СВО, а это уже большая литературная летопись, то услышим в ней много огненных, правдивых, выстраданных слов о подвиге, силе нашего оружия, исторической справедливости, грядущей Победе. Но как мало пока здесь стихов о любви, о семейной преданности, о связи тоскующих друг по другу сердец. Как мало солдатской тоски по родному дому. Как мало женской молитвы и жертвенности. Как этого не хватает!
И понятно, почему не хватает. В своё время Варлам Шаламов писал: «Любовь приходит тогда, когда все человеческие чувства уже вернулись». Когда вернулась доброта, вернулась искренность, вернулась дружба. Всё это готовит дышащую почву для любви. Для любви ещё должен созреть язык нашего века. Должен созреть наш слух.
Михаил Дудин, замечательный поэт-фронтовик, который перед Великой Отечественной войной прошёл войну Советско-финскую, признавался, что уже тогда понял главное: «Надо жить не назло врагу, а на радость другу». С этим осознанием наши деды и прадеды пошли на Великую Отечественную. И победили, потому что жили и воевали во благо, а не назло. В этом завет самой высокой любви, которая способна преодолеть любые пропасти, залатать любые чёрные дыры.
Мы часто задаёмся вопросом: что дальше? Каким должно быть наше будущее после СВО? На чём оно будет строиться? Миру сегодня нужна спайка — самая мучительная из всех, но пока неизбежная:
Единство, — возвестил
оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом
лишь и кровью…
Но придёт время и для иной спайки мира:
А мы попробуем спаять его любовью.
А там увидим, что прочней.
Михаил КИЛЬДЯШОВ,
секретарь Союза писателей России, член Изборского клуба,
кандидат филологических наук,
доцент Оренбургской духовной семинарии
секретарь Союза писателей России, член Изборского клуба,
кандидат филологических наук,
доцент Оренбургской духовной семинарии
Расшифровка «Руси Державной»
Вместе — мы непобедимы!
Обращение писателей к соотечественникам
Уважаемые соотечественники, участники и гости Всемирного Русского Народного Собора!
Близится великий праздник — 80-летие Победы над фашизмом. День освобождения от фашистских захватчиков, день радости обретённой независимости и свободы, день нашей совести, которая вместо сомнений и тягостных раздумий подсказывает, что нельзя, недопустимо более ставить вопросы личного благополучия, покоя и комфорта выше гражданского долга и ответственности за судьбы Родины.
Мы должны соотносить свои действия со словами Михаила Шолохова, сказанными в 1942 году в «Науке ненависти»: «…если любовь к родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков…»
«Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими!» — взывала Святая Церковь устами митрополита Московского Филарета. «Восстань же, русский человек! — вторил ему святой праведный Иоанн Кронштадтский. — Перестаньте безумствовать! — Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу — и вам, и России! Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить, чтобы наследовать жизнь вечную…»
Всякий гражданин Святой Руси должен сделать конкретный выбор на своем месте. Мы не должны никому позволять помыкать нашим земным Отечеством.
Из многих причин и уроков Победы сегодня наиболее актуальны для нас те, которые доказали свою спасительную силу в годы испытаний и борьбы. Прежде всего, это беспримерный патриотизм народа, который рождал массовый героизм и самопожертвование, как на фронте, так и в тылу. За свою малую и большую Родину отдали жизнь миллионы лучших сыновей и дочерей страны.
Не было бы общей Победы, если бы народ не сплотился в единую силу, тем самым, проявив свою высокую историческую ответственность и национальную дисциплину. Мы победили, потому что любили, потому что были вместе, делили все радости и беды, потому что был совершён национальный выбор, «было всё на кону», — по слову Александра Твардовского, — либо мы погибнем, либо победим.
Соборяне могут сегодня с чистой совестью и доказанным опытом наших действий сказать: мы не были среди разрушителей нашей страны, среди тех, кто губил наши идеалы и ценности, кто искусственно и злобно прерывал историческую традицию, кто пробовал замахнуться даже на святая святых — на память о нашей Победе в Великой Отечественной войне. Союз писателей России и Всемирный Русский Народный Собор являлись той общественной опорой, которая последовательно и настойчиво, несмотря на отторжение и противодействие либеральных СМИ, отстаивала заветы и уроки наших отцов и дедов, с которыми они шли побеждать.
Мы все эти годы говорили о патриотизме, как о святом чувстве, без которого нам не возродить Отчизну. Мы призывали к единению всех созидательных народных сил в борьбе с разрушителями нашей Родины, исходя из тысячелетнего исторического опыта Святой Руси.
Может быть, наш голос плохо слышался, но то, о чём мы все эти годы говорили и писали, доказало свою истинную праведность, когда Россия столкнулась со смертельной угрозой, а в жизнь каждого из нас ворвалось страшное слово — война!
Мы гордимся, что и сегодня наши солдаты и офицеры, также как и их предки, героически сражаются, не сдаются врагу.
Великой нравственностью, добротой, поддержкой друг друга победили мы в Великой Отечественной войне.
Эти качества не растеряли наши люди и сегодня. Они отдают последние сбережения, кровь, принимают в своих домах беженцев, обогревают сирот…
«Всё для фронта! Всё для победы!» — это не лозунг агитпропа, это призыв народного сердца.
Законы милосердия и сострадания, любви, красоты и истины — это фундамент, на котором стояла, стоит и будет стоять Святая Русь!
Но нельзя бесконечно эксплуатировать народную доброту. Народ вправе спросить у власти, почему сегодня миллиарды долларов уплывают из России? Почему выросла до невероятных размеров коррупция?
Нельзя бросать на алтарь войны народное доверие. Мы должны сохранить приобретённые качества в ходе борьбы с нацизмом в послевоенном мире.
Писатели России всегда были вместе с народом, являясь плоть от плоти его духовной и гражданской частью. На книгах отечественной литературы воспитывались поколения российских читателей — от «Науки побеждать» Суворова до «Русского характера» Толстого, от героев Пушкина и Лермонтова до героев Николая Островского, Александра Фадеева, Юрия Бондарева и Михаила Алексеева, Сергея Викулова и Сергея Орлова.
И мы, современные писатели, должны поднять на такую же высоту духа образ России и её героев, как это звучало и звучит в «Слове о полку Игореве».
Мы просто не имеем права уронить знамя нашей духовности и верности служения Родине!
В канун года Великой Победы мы обращаемся ко всем соотечественникам, к деятелям науки, культуры и искусства: объявим год 80-летия Победы — Годом духовной мобилизации! Годом нашей Победной совести!
Со своей стороны, соборяне, и в первую очередь писатели-фронтовики СВО, отправляются в экспедицию «Дорогами Победы» — к читателям в разных уголках нашей страны, где первой остановкой стал Мариуполь, чтобы донести своё слово, свои думы, свои чувства нашему народу-труженику, народу-созидателю и народу-воину, встречающему великую Победу на полях сражения в зоне СВО!
Вместе — мы непобедимы!
Москва, Комсомольский проспект, 13,
27 ноября 2024 года
27 ноября 2024 года