Добавлено:

"Свой лик Царица Небесная снова обратила к нашей стране"

Из слова Предстоятеля Русской Церкви в Курской Коренной пустыни

24 сентября, в день попразднества Рождества Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества, посвященные принесению в Курскую Коренную пустынь чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери "Знамение". По совершении Божественной литургии в новоосвященном храме Рождества Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня великое и радостное событие для всей земли нашей, для всего народа нашего. В Курскую Коренную пустынь вновь вернулась чудотворная икона "Знамение", которая в годы лихолетья покинула Отечество наше и была Путеводительницей для всего Русского Зарубежья. До 2 октября благочестивый народ будет молиться со слезами перед этим образом в месте его первоначального явления. А затем образ сей вновь вернется в Русское Зарубежье, чтобы быть духовной опорой для всех православных людей, которые по разным обстоятельствам живут вдали от Родины, чтобы перед этим святым образом возносилась молитва о стране нашей, о Церкви нашей, о народе нашем.

Когда я сегодня при солнечном свете вошел в сию обитель и взглянул на возрожденную красоту, когда чудотворную Курскую икону "Знамение" вносили под своды этого храма, меня неожиданно поразила вот какая мысль: "А что все это означает? Зачем нужно было разрушать храм сей, уничтожать обитель, изгонять святой образ, когда все вернулось на круги своя и снова обитель сияет своей первозданной красотой и образ чудотворный здесь? Что же произошло в жизни нашего народа и что совершилось за то время, когда разрушена была обитель и когда она была вновь воссоздана?" Это тайна Божиего промысла, тайна воли Божией, и мы можем только отчасти прозревать смысл этой тайны.

Но что еще удивило меня сегодня, так это рядовое апостольское чтение, которое выпало на этот день. Вот какие поразительные слова мы находим в послании апостола Павла к Ефесянам, в стихах первой главы: Бог открыл тайну воли Своей во Христе об устроении полноты времен, дабы все, небесное и земное, соединилось под Главою Христом (см. Еф. 1:9-10).

И это, казалось бы, случайное совпадение: освящение Рождественского храма Коренной пустыни, торжество воссоздания этой национальной святыни, принесение великой чудотворной иконы в место ее явления и прославления - все это соединяется с великими словами апостола о том, что во Христе открывается нам тайна Его воли об устроении полноты времен, - той полноты времен, когда все небесное и земное будет соединено под Главою Христом. Конечно, апостол имел в виду полноту бытия в Царствии Божием. Но он говорит не только о Царствии Божием - он говорит и о человеческой истории, и его слова должны научить всех нас, особенно народ наш, прошедший через великий грех богоотступничества, тайне воли Божией об устроении полноты времен. Эта тайна заключается в том, что полнота времен и полнота человеческой жизни наступит тогда, когда Божественное соединится с человеческим, когда небесное соединится с земным.

Мы знаем, что в какой-то момент нашей истории народ пожелал небесное от земного отделить, от небесного отвернуться, посрамить и поругать свои святыни, сбросить с золотых куполов кресты, разрушить храмы и попытаться вычеркнуть слово Божие из своей жизни, думая, что тогда он освободится, будет свободным, счастливым, раскрепостит свои силы и, опираясь на свой собственный разум и человеческую силу, построит эту полноту времен без всякого небесного, опираясь только на земное. Мы знаем, что ничего не получилось. И, наверное, Господь попустил разрушение святых храмов, поругание святынь, пролитие крови мучеников и страдания народные не для того, чтобы в бессмысленной логике соединить начало и конец, но для того, чтобы открылась нашему народу, а, может быть, через его многострадальную историю и всему миру, Божественная логика бытия, тайна воли Божией об устроении полноты времен.

И для нас этот пройденный путь не был напрасным. Мы могли искупить свою вину пред Богом, искупить грех богоотступничества и страданием, и кровью, и несчастьями, и потрясениями. У нас была возможность о многом подумать и многое переосмыслить; и в какой-то момент Господь, и только Он, ибо никакая человеческая сила в том не присутствовала, в день Своего преславного Преображения сменил гнев на милость, и прекратилось более чем семидесятилетнее безбожное пленение.

И хотя последующие годы несли в себе много зла, в них было, может быть, самое главное - стремление людей к возрождению своей веры. Потому эти трудные годы мы не называем смутным временем, потому что смута на Руси всегда сопровождалась разрушением святынь. Это трудное время со своим беспамятством, со своим умопомрачением было тем не менее проникнуто тем, что является главным в новейшей истории нашего Отечества: постепенным обращением людей к Богу.

И результатом этого обращения стало воссоздание Божиих храмов, возрождение святынь, соединение небесного и земного - еще не в полной мере, когда еще очень часто небесное заслоняется нашим греховным земным, но тем не менее народ разворачивает лик свой к тем святыням, которые им были некогда попраны, а ныне трудом и молитвой народа нашего воссоздаются. И воссоздаются они не от богатства, не от избытка средств - воссоздаются во времена кризиса и экономических потрясений. И ничто не может остановить волю нашего народа к воссозданию святынь, ибо через это воссоздается духовная жизнь народа и небесное соединяется с земным под Главою Христом.

И еще один очень важный урок из этой истории страшных разрушений и чудесных воссозданий. В сей трагической истории народ наш должен получить такую прививку веры, которую бы никакие соблазны, никакие даже самые страшные силы не смогли бы преодолеть. Бог простил нам наше отступление от Него, и сегодня мы это воочию видим. И Царица Небесная, в иконе Своей чудотворной "Знамение" явившись на землю нашу, как бы еще раз свидетельствует о том, что начинается время созидания народной жизни в соединении небесного и земного.

Будем помнить обо всем: о страшной трагедии, постигшей народ наш, о национальном богоотступничестве и беспамятстве, о страданиях и муках, о возрождении страны чудом и силой Божией. Пропустим через наше сознание, через нашу волю, через наши чувства этот исторический опыт, чтобы никогда и ни при каких условиях не повторить прошлое, но со смирением и в покорности воле Божией, что открывается нам в Сыне Его, идти по тому историческому пути, который Бог определяет Святой Руси, храня веру в сердце и устрояя земную жизнь, соединяя небесное и земное под Главою Христом.

Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Иларион, епископат Русской Зарубежной Церкви, являющийся ныне неотъемлемой частью единой Русской Православной Церкви, за то, что сегодня мы имеем радость молиться перед чудотворным образом "Знамение" в этой возрожденной обители. Правильно сказал владыка Герман: есть что-то глубоко символическое в том, что именно образ "Знамение" сегодня здесь. Знамение - знак чуда, свидетельства о Божественной силе. Вот что означает "знамение" в нашем церковном лексиконе, и мы воспринимаем как явление чуда и Божией силы явление иконы "Знамение" сегодня в этой возрожденной святой обители. В память о нашей совместной молитве я хотел бы преподнести в дар эту святую панагию с благодарностью за Ваши труды и с благодарностью за принесение этой святой иконы в обитель Курскую Коренную.

Я хотел бы также сердечно поблагодарить владыку Германа за его труды, которые несет он на этой благословенной Курской земле, устрояя жизнь Церкви на возрожденных и обновленных началах, на которых основывалась религиозная жизнь нашего народа. В знак моей признательности и в память о сегодняшнем богослужении я хотел бы передать Вам эту икону Божией Матери, святую панагию: вспоминайте особо сей день, который выпал на годы Вашего архипастырского окормления Курской земли.

Воссоздание святынь - это дело всего народа. Каждый в нем принимает участие: и Патриарх, и иерархи, и духовенство, но более всего сам наш верующий народ. Это его средствами, это его волеизъявлением создаются сегодня храмы и монастыри и воссоздаются святыни.

Слово особой благодарности я бы хотел выразить Попечительскому совету по воссозданию Курской Коренной пустыни во главе с полномочным представителем Президента в Центральном федеральном округе Георгием Сергеевичем Полтавченко. Я хотел бы от всего сердца поблагодарить Вас, Георгий Сергеевич, за Ваши огромные труды, которые Вы совершили и совершаете не по должности, не по принуждению, а по благому и свободному волеизъявлению как верный сын Русской Православной Церкви. Я хотел бы сейчас сказать о том, что за свою особую роль в воссоздании Курской Коренной пустыни и оказании помощи людям в возрождении православных святынь Георгий Сергеевич Полтавченко будет награжден мною одним из высших орденов Русской Православной Церкви. Но по церковному порядку этот орден не может быть возложен ранее срока, потому что предыдущая награда была вручена Георгию Сергеевичу совсем недавно. Провозглашая свое желание и свою волю наградить Вас этим высоким орденом, я в знак благодарности от своего собственного лица, от лица владыки Германа, братии сей обители и всех, кто с большой признательностью воспринимает Ваше участие в возрождении церковной жизни, вручаю Вам этот образ Христа Спасителя с памятной Патриаршей надписью. Аксиос!

Патриархия.ru

от 19.04.2024 Раздел: Октябрь 2009 Просмотров: 692
Всего комментариев: 0
avatar