…То положение, в котором оказались сегодня русская интеллигенция и весь наш народ, не только результат неких внешних процессов, но еще и свойство того состояния, которое стало естественным для нас. Я бы определил это состояние если не как некое «братоненавидение», то во всяком случае как полнейшее братонепонимание.
Поразительно, но для современного русского человека его представления о том, как должно быть устроено будущее нашей Родины, порою оказываются дороже самого этого будущего.
Еще поразительнее, но мы гораздо менее терпимо относимся к несогласным с нами соратникам, нежели к тем людям, благодаря чьей деятельности и было сделано то, чего не могли сделать никакие внешние враги нашей страны.
И надо признать, что именно наше нежелание понимать друг друга, нежелание расставаться с мифами и ложными привязанностями и делают нас неспособными противостоять нашим врагам.
И ладно если бы дело касалось идеологических, как, например, с коммунистами или либералами разногласий, но ведь с таким же нежеланием понимать друг друга мы сталкиваемся и в православной среде.
Примером этому может служить дискуссия, развернувшаяся в прошлом году вокруг воина Евгения Родионова, местное почитание которого уже несколько лет как началось во многих Церквах.
Ну ведь всем же ясно, что прямо на наших глазах совершилось чудо: мальчик, выросший практически вне Церкви, ценой своей юной жизни исповедовал православную веру.
Это чудо и узнала душа народа, и тогда-то без каких-либо указаний свыше началось народное почитание воина Евгения, нужное, разумеется, не ему, не его матери, а нам самим, потому что христианский подвиг мальчика-воина Евгения целителен для наших душ.
И я понимаю, к примеру, почему негативную оценку моим очеркам о народном почитании Евгения Родионова дал священник Яков Кротов с радиостанции «Свобода». Известно, что радиостанция «Свобода» как раз более всего хлопочет, чтобы русский человек был как можно менее свободным в осуществлении национальных задач и чаяний.
Но почему с «разоблачением» - разумеется, я ставлю это слово в кавычки! – Евгения Родионова выступает секретарь конанизационной комиссии Русской Православной Церкви Максим Максимов, понять невозможно. Неужели его подвигло только желание объявить, что времена исповедничества в Русской Православной Церкви закончились.
Понятно только, что «разоблачения» нанесло вреда нашей Церкви гораздо больше, чем деятельность открытых врагов Православия.
И стоит ли удивляться нарастанию той откровенно антиправославной волны, которая поднимается сейчас не только в средствах массовой информации, но и среди простых наших соотечественников.
Увы… Враги России и православия пользуются нашим братонепониманием, более того, они делают все, чтобы усилить его, постоянно навязывая нам все новые и новые словесные упаковки, казалось бы, прежних, но при этом неуловимо на первый взгляд несходных идей и представлений.
Толерантность, о которой так много говорят сейчас сытые нерусские дяди с телеэкранов, – из этого ряда подмен.
Вроде бы это та же, только переиначенная на латинский лад терпимость. Терпимость, к которой и призываем мы друг друга…
Но это только на первый взгляд.
А на самом деле это терпимость исключительно к чужому.
Эта терпимость к чужому, которая доведена до степени ненависти к своему, не обладающему еще должной терпимостью к чужому.
По сути дела, навязываемая нам толерантность еще сильнее должна разъединить русских людей, еще более повысить в нашей стране градус братоненавидения.
И, заключая свое выступление, хочу напомнить о Божием чуде, свидетелями которого мы были еще совсем недавно. О чуде возвращения Тихвинской иконы Божией Матери.
Оно - свидетельство обетования, что мы все-таки сумеем окончательно преодолеть братоненавидение, столь гибельное для нашей православной страны.
Николай КОНЯЕВ