Добавлено:

Трудный путь к преображению Державы

– Я бы хотел сегодняшний разговор, Дмитрий Николаевич, начать с кратких воспоминаний. Мы с вами знакомы уже много лет, и вспомнить я хотел петербургский Земский Собор, который проводил Вячеслав Михайлович Клыков, наш общий друг, и в котором мы оба участвовали. Современная молодёжь мало что знает об этом периоде новейшей истории, когда В.М.Клыков упорно продвигал идею монархии и пытался что-то сделать в этом плане. Но в силу разных причин это не вылилось ни в какую конкретную форму, разве что за исключением воссоздания Союза Русского Народа. Я буду с вами откровенен, с моей точки зрения, эта попытка была неудачной, прежде всего, потому что она не привела к консолидации наших патриотических сил, опять-таки в силу многих причин, в коих мы, наверное, и разбираться с вами сегодня не будем, а скорее всё-таки поговорим о дне сегодняшнем.

Недавно прошёл Учредительный Съезд Монархической партии «Самодержавная Россия». Я бы хотел, чтобы Вы поделились с нашими читателями своими планами, тем более, что отношение к этому проекту в обществе далеко не однозначное… Для чего это делается в наш смутный и непонятный век?


– Благодарю вас, Андрей Николаевич, за возможность высказаться в вашей уважаемой православной газете. Вы только что сказали об опыте Вячеслава Михайловича Клыкова. Действительно, мы оба участвовали в том региональном Земском Соборе, который проводил Вячеслав Михайлович. И он проводил не один такой Собор, был и Кубанский Собор, и другие... Он старался вернуть общественности эту историческую форму самоорганизации, подразумевая, что настанет когда-нибудь время и Всероссийского Земского Собора. Сейчас надо дать серьезную оценку этим его попыткам практической Соборности. Это была, на мой взгляд, позитивная попытка объединения русских людей вокруг общих целей. Однако разное время предъявляет и разные требования. В сущности, это было сердечное стремление без глубокой рациональной подготовки, попытка собрать людей на основе собственных предпочтений, объединить тех, которые близки по взглядам. Но для того, чтобы серьёзно изменить ситуацию в России, нужно нечто большее… Нужно учитывать реальную политическую обстановку, причём учитывать её по всей России и даже за рубежом. Я думаю, что Вячеслав Михайлович, как истинный лидер русского патриотического движения того времени, сделал свою работу достойно и плодотворно. Он и не мог, наверное, в то время достичь больших результатов. С тех пор прошло немало времени, и мы видим, что чем больше происходит событий, а они сейчас наворачиваются одно на другое, тем чаще на политическом поле мелькает идея Земского Собора. Если в начале 90-х она выглядела экзотикой, то сегодня это обсуждаемая идея в разных политических кругах, входящая в программы или идейные споры политических партий. Даже «Единая Россия» сравнительно недавно рассматривала этот вопрос, как предложение одного из членов своего руководства. То есть идёт обсуждение возможного возвращения в Россию национальной государственности.

Если говорить о сегодняшнем дне, то эта идея, на мой взгляд, становится всё более актуальной. То, что мы имеем – либерально-демократическое государство, построенное на основе Конституции 93-го года. Это государство слеплено по западным образцам, поверхностно схваченным, плохо применимым к российской действительности, ибо то, что хорошо для Запада с его более чем 200-летним республиканским опытом, может быть бедой для России, практически никогда не жившей в условиях парламентской республики. Так оно и случилось. Мы увидели, что за этими парламентскими формами нет того содержания, которое позволяло бы серьёзно способствовать улучшению нашей жизни. Мы поняли, что парламент – в переводе с французского «говорильня», – действительно то место, где много говорят, но где никак не могут добротно осуществлять идею народовластия, на которую претендует «демократия». Поэтому сама демократия в России переживает сегодня кризис.. Этот кризис касается всех областей: экономики, науки, культуры, образования… И мы имеем все основания ожидать в ближайшее время и общего политического кризиса.

В этих условиях возникает вопрос о том, что же нам делать, куда идти дальше? И в обществе есть несколько вариантов ответа на этот вопрос: один из вариантов, упорно предлагаемый «красной» частью политического спектра: это возвращение в Советский Союз. (Возвращение, конечно, в урезанном виде, поскольку восстановить СССР, конечно, не удастся, но вернуть хотя бы советские отношения и социалистические методы).

С другой стороны, есть проект полной либерализации, и он идёт со стороны сторонников Запада, они обвиняют нынешний строй в том, что он недостаточно последователен: вот, мол, если до конца всё либерализовать, тогда всё будет хорошо. В это уже мало кто верит. Поклонников этой точки зрения у нас всегда было мало, а сейчас их ничтожное количество, но зато они имеют возможность постоянно вещать в СМИ.

Есть люди, как правило, имеющие отношение к власти, которые в основном довольны современной моделью демократии, считают, что всё так и должно быть, но надо совершенствовать эту систему. Однако для того, чтобы её совершенствовать, надо тоже предпринимать серьёзные шаги. А этих шагов, именно в силу действия системных отношений, и не предпринимается.

Поэтому большое количество патриотов сегодня, видящих, что ситуация в России подвигается к своему краю, думают именно о Земском Соборе и о возвращении в Россию Государя. Это, конечно, активная часть патриотического движения, среди которых есть люди, находящиеся на разных позициях и по-разному понимающие, что такое монархия. Но они видят, что именно в монархической форме правления, в соборном представительстве, то есть в представительстве «всех сословий всея земли», можно видеть желанный образ будущей власти, образ выхода из сегодняшнего кризиса.

И вся эта ситуация и послужила причиной того, что мы в прошлом году решили, что пора уже от кабинетных разговоров, от отдельных публикаций в прессе переходить к строительству политического механизма, каким является партия. Мы не сторонники партийного разделения и не сторонники принципа партийности, мы – сторонники соборных принципов. Но на данном этапе в нашем обществе это единственный механизм, который позволяет влиять на политику, выдвинуть политическую альтернативу существующему положению вещей.

– Дмитрий Николаевич, я уже 18 лет издаю «Русь Державную» и сталкиваюсь постоянно с таким барьером, как непонимание многими нашими соотечественниками основ нашей православной веры, тем более института Самодержавной монархии. Человеку неверующему невозможно понять сокровенный смысл этого устройства власти. И, как мне кажется, нет ли в этом вашем начинании некоторого забегания вперёд? По моему глубокому убеждению, большинство нашего населения остаётся неверующим в той или иной мере. Поэтому может ли наш народ понять, будучи неверующим или мало верующим, преимущество монархического строения России? Я помню: Святейший Патриарх Алексий II говорил на эту тему, что сначала, наверное, надо возродить веру в народе… В то же время здесь мы тоже сталкиваемся с большими проблемами. Все усилия, предпринимаемые нашим священноначалием, Святейшим Патриархом Кириллом, дают благодатный и положительный эффект, но он рассчитан на годы, на десятилетия, потому что воцерковить целую нацию, великий народ невозможно в один момент. И как в этой связи вы смотрите на деятельность созданной партии? Чем, если сказать попроще, вы будете конкретно заниматься?

– Совершенно справедливо вы поставили вопрос о духовном содержании монархического строя в России. Православная Монархия отличается от протестантского понимания, от конституционных форм, она требует к себе именно религиозного отношения. И мы понимаем, что Царь есть Помазанник Божий, который обладает особой санкцией на власть, даруемой Богом через особый чин Церковного Миропомазания на Царство.

Конечно, большинство русских людей или современных граждан России далеко от понимания этого таинства. Но сказать, что большинство у нас в стране – люди неверующие также было бы неправильно, тут я не могу с Вами согласиться, потому что вера… она бывает разная. Ну, скажем, бывает и вера благоразумного разбойника, как известно, распятого на кресте рядом с Господом Иисусом Христом и несмотря на прежнюю разбойничью жизнь из-за своего предсмертного покаяния и прозрения попавшего в рай… То есть имеются люди, которые носят в себе этот потенциал, и таких людей в России много, и они интуитивно, душевно чувствуют, что есть святое, а что есть грешное. Поэтому у нас люди, которые самоопределяют себя как православные, верующие, большинство из них крещено в православии, таких около семидесяти процентов, они действительно являются потенциально верующими людьми. Ну и около двадцати процентов из них, которые причащаются у нас в храмах. Хотя бы раз в год, но люди причащаются. И вот статистика, хотя и коварная вещь, но тем не менее она позволяет надеяться, что эти люди рано или поздно поймут или почувствуют, что такое Царь для России, для их жизни.

У меня есть и другое упование. Дело в том, что у Царской власти две ипостаси: духовная и мирская. Одна из них - мирская, которая даётся для приведения в порядок жизни народа. Как учили святые Отцы Церкви, есть два Богоустановленных учреждения: священство и царство. Вот Царство, даже в языческом мире, даже в другие эпохи и в других странах служило Богу тем, что спасало от анархии. Форма Царства дана Богом для того, чтобы пасти народы. Каково духовное наполнение этого Царства, это совершенно другой вопрос. Если говорить о России, то мы с вами должны помнить, что у нас есть великая традиция. Эта традиция начинается со Святого Равноапостольного Князя Владимира, который пришёл после своего святого крещения на берег Днепра и сказал народу: «Кто мне друг, креститесь!» Там было множество священников, в том числе греков, которых он привёз с собой… И русский народ пошёл креститься. Не потому ли он пошёл креститься, что, во-первых, на то была воля Божья, а, во-вторых, потому что он очень уважал своего Великого Князя, и даже вытерпел в тот момент поругание своих старых языческих богов.

Поэтому влияние Царской власти и авторитет её, связанный с определёнными деяниями мирскими, они тоже очень велики, значение их может быть очень большим. Скажем, если сравнить с царством современную республику и институт президентства, то у нас авторитет власти значительно ниже. Почему? Ну потому, что она зависима от каких-то людей, от партий, от сроков, от общественных институтов, от финансов, причём идёт какая-то борьба в верхах постоянно, партийная борьба. Если бы там было полное единство, то она имела бы больший авторитет и спокойнее чувствовала бы себя Церковь.

Поэтому есть ещё и понятие: политическая необходимость.
Что же касается задач воцерковления русских людей, то появление в России Царя позволит «заградить уста нечестивых» и открыть дорогу к широкому воцерковлению русских людей. Потому что сегодня вся информационная политика практически всех каналов телевидения, за исключением двух-трёх православных, нацелена на то, чтобы не допустить человека до истины, чтобы помешать ему воспринять истину. Сегодня мы видим огромное количество соблазнов, которые идут через эти информационные каналы, но это сознательная политика, мы знаем, кто стоит за этим, это не только бизнес, это работа по нравственному растлению, моральному уничтожению русского народа. Православный Царь никогда не допустит такого растления, происходящего рядом с властными структурами. Эти властные структуры опираются на те же средства массовой информации. Там существуют, по-видимому, какие-то договорённости не трогать друг друга. Так вот при Царе этого не может быть. Церковь получит очень большую помощь и поддержку, если во главе России станет Православный Государь.

– Дмитрий Николаевич, но откуда возьмётся Царь в нынешней обстановке? Вот вы говорите «Дарованный Богом…» Это ваши слова. Часто приходится участвовать в «круглых столах», где люди говорят: «Почему мы так плохо живём?» Я склоняюсь к тому, что мы плохо живём, потому что мы сами-то не очень хороши. Мало чего делаем для того, чтобы хорошо жить. Вспоминаю одно из интервью, которое было показано в телепередаче «Русский Дом», когда в селе Лужки Истринского района Подмосковья было явление иконы Державной Божией Матери, и батюшка рассказывал, почему это произошло и как этот произошло. Мне там задали вопрос: «Как же вот дальше-то жить?» Я, как мог, ответил, что мы сами во многом виноваты, что живём в таком хаосе, просто демократия позволила выбирать людей на те или иные посты, а разве не я виноват, что у нас начальник ЖЭКа такой несостоятельный депутат, которого я выбрал в горсовет, он не отстаивает народные интересы? Почему мы обязательно должны искать причину в ком-то, в каких-то заговорах, в злых силах? По-моему, основная злая сила находится в нас самих. Мы сами очень мало делаем. Поэтому мне бы очень хотелось узнать, а что будет делать эта партия до тех пор, пока народ не созреет и не скажет: да, нужен Царь в нашей стране. Чем вы будете заниматься? Высокая Цель должна быть, и она есть, Православная Монархия для большинства верующих - идеал. А вот конкретно чем вы будете сегодня заниматься?

– Мы верим, что Царя укажет Бог на Земском Соборе. Как укажет - это тайна Божия. А что касается занятий, то у нас большая программа, Андрей Николаевич, и там перечислено, чем мы будем в основном сегодня заниматься. Там есть задачи по возрождению национальной культуры, и соответственно по помощи народной культуре во всех её видах, сказано об образовании и воспитании молодёжи, которое должно быть духовным и должно восходить к понятию Образ Божий… Вот эта попытка сегодня разрушить Образ Божий в человеке, озверить его или роботизировать, она, конечно, будет нами пресекаться. И наоборот, людям, в том числе связанным с властью, будет объяснено, каков смысл воспитания и образования на практических делах. Там сказано и о развитии науки, здравоохранения, промышленности, армии, об армии у нас есть тоже своя определённая концепция, отличающаяся от современной… То есть на самом деле монархическая идея – это мировоззренческая идея, которая позволяет совершенно иначе взглянуть на множество наших общественных отношений, на все сферы нашей деятельности, предложить свой путь развития страны…

Но только имеется один вопрос: что сначала? Или сначала Царь, а потом изменение отношений, или сначала долгая и мучительная борьба за то, чтобы добиться таких отношений, причём борьба с неизвестным исходом, а потом уже появление Царя.

Мудрость народная говорит: «Каков поп, таков и приход». Какова власть, таковы и люди, которые живут при этой власти. Вы утверждаете, что всё зависит от нас, что мы сами виноваты. Нашу вину я ни в коей мере не снимаю, в том числе свою личную, свои грехи, которые я стараюсь исповедовать и исправлять. Но я понимаю, что таким путём идёт меньшая часть, так называемое «малое стадо», большинство людей скорее склонны видеть проблемы своей жизни вне себя. Однако это всё не снимает вопроса о политическом устроении общества, а, следовательно, вопроса о том, какие отношения в этом обществе господствуют. Личный выбор, индивидуальный духовный выбор – это, безусловно, ответственность человека. Но есть ещё и ответственность власти, которая тоже состоит из людей, ответственность за общие правила отношений. Тем более что мы живём не в Древней Греции и не в Древнем Риме и даже не в современной Турции, мы живём в России, в которой существует тысячелетняя традиция общественных отношений, основанная на нравственном законе. Поэтому мы должны воспринять то лучшее, что было у наших предков, и перенести это в сегодняшний день, в том числе и политический идеал.

– Я с вами согласен. У меня есть в связи с этим скорее пожелание, чем вопрос. Мне часто приходится общаться с людьми, которые занимаются политикой, находятся на вершинах нашей власти, и я среди них знаю немало людей верующих, для которых идеалы христианина - не пустой звук. Мне кажется, что, может быть, основной упор следует сделать на работу с нынешней властью, духовно-просветительскую, политическую, но именно с теми людьми, которые находятся на различных уровнях административного управления. У нас много верующих людей и в городском хозяйстве, и в мэрии Москвы, в различных администрациях, и, мне кажется, можно людей воспитывать, чтобы каким-то образом повлиять и на продвижение самой идеи монархии. Не может Государь свалиться нам с неба, как какой-то подарок. Во-первых, подарок, с моей точки зрения, будет совершенно незаслуженный, а, во-вторых, что делать с теми, кто сейчас руководит?

– Я согласен, что идея монархии не должна вызревать где-то в катакомбах, а потом явиться нам в виде народного восстания с несомым на руках будущим монархом, я также не думаю, что она должна быть рождена где-то в масонских ложах, в клубах Европы и потом вдруг помпезно приподнесена нашему народу в виде уже свершившегося факта и какого-то конкретного лица. Я думаю, что идея монархии должна вызреть в самом народе.

Уже сейчас мы видим, что многие положительно откликаются на наше начинание. Причём это люди из самых разных слоёв общества, в том числе и из институтов власти. То есть мы действительно знаем, что последние двадцать лет прошли не бесплодно для многих людей, в том числе и для чиновников, как бы их сегодня ни ругали. Многие из них стараются воцерковляться и спасать свою душу, и, естественно, они являются нашими союзниками, потому что понимают, что в той системе, которая сегодня вольно или невольно сложилась, в которой чиновничество стало замкнуто на себя, и утвердились коррупционные отношения. В этой системе человек не может спасти свою душу, он должен или выйти из неё, или что-то преобразить, изменить вокруг себя.

Поэтому наша партия не мыслит себя как партия, она мыслит себя, прежде всего, как движение, как некая надпартийная структура, которая не собирается вмешиваться в межпартийную грызню, она хочет предложить выход, альтернативу для всех тех отношений, которые, к сожалению, сегодня бытуют, в том числе в административной среде, эти «откаты», эти всевозможные коррупционные сделки, круговая порука и прочее. Всё это должно быть прекращено самим духом монархической идеи, потому что православная монархия – это прежде всего служение Богу и Государю, служение, в котором есть цель – спасти народ, дать людям возможность спастись самим и воспитать детей так, чтобы обрести Царствие Небесное. Монархия исходит из того, что человек – существо духовное, что жизнь не кончается на Земле, что душа человека вечна. Поэтому у нас и есть такое ощущение, что нас поддерживают все наши благочестивые предки, с которыми мы молитвенно общаемся, обращаясь к святому благоверному князю Александру Невскому, к святому преподобному Сергию Радонежскому… ко многим выдающимся святым, принимавшим участие в становлении Российского государства. И, конечно, преображение России, и в том числе государственного аппарата, насколько бы это странно сегодня ни звучало, является оптимальным, то есть наилучшим вариантом для того, чтобы монархия вернулась в Россию. Хотя ясно, что какие-то люди, которые не захотят этого преображения, не захотят раскаяться в своих порочных привычках, не смогут понять, что происходит, они будут сопротивляться, и, очевидно, будут в этом процессе отброшены на обочину. Но это дело будущего. Сегодня же мы ищем сторонников и предлагаем руку сотрудничества.

– Наше священноначалие, прежде всего, Святейший Патриарх Кирилл, последние два года являющийся Предстоятелем нашей Церкви, поощряет активную миссионерскую работу в обществе, налаживая взаимоотношения с общественными и политическими институтами. Нет ни одной проблемы нашего общества, на которую бы Русская Православная Церковь сегодня не реагировала. И, как мне кажется, одной из важнейших задач новообразованной партии является помощь в этих делах Русской Православной Церкви. Как вы считаете?

– Совершенно справедливо. Мы так и записали в нашей программе, что ставим перед собой задачу оказывать поддержку Русской Православной Церкви. Мы – люди верующие и понимаем, что Церковь есть тело Христово, но если говорить о земной её части, то, прежде всего, мы готовы оказывать помощь Московской Патриархии как Первенствующей в России, в её неустанной деятельности по воцерковлению общества и нашего народа. Тем более, что трудно представить себе, как может возникнуть монархия и как будет собран Земский Собор без участия священноначалия Русской Православной Церкви, без которого едва ли возможно Помазание на Царство.

– Дмитрий Николаевич, есть пророчества наших православных старцев о том, что рано или поздно Царь вернётся в Россию. Это, несомненно, вселяет оптимизм в православного человека. Как вы знаете, у нас на первой полосе «Руси Державной» эпиграфом стоят замечательные слова преподобного Серафима Саровского: «Господь помилует Россию и приведёт её путём страданий к великой славе!» Я так и думаю, что великая слава связана с православной монархией. Но, наверное, для того, чтобы это пророчество сбылось, поскольку не всякое пророчество сбывается из-за нашей греховности, верующему человеку нужно постараться, прежде всего, самому стать настоящим христианином, не на словах, а на деле. Вот и преподобный Серафим Саровский недаром говорил: «Стяжи Дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся»… Как вы думаете?

– Спаси Бог за такой вопрос. Я думаю, что вы совершенно правы. Потому что мы живём в эсхатологическом времени, то есть мы, православные христиане, мыслим, что время прежнего мира кончается, и мир переходит к этапу, когда, по пророчествам, именно с нашей земли должна начаться проповедь Православия, великая крестоносная проповедь последних времён, которая поможет остатку человечества духовно прозреть. Великая Слава, о которой говорит преподобный Серафим в своём пророчестве, не может явить себя в стране, в которой господствует либеральное растление, или безбожная коммунистическая идеология, где грехи и пороки людей объявлены нормой жизни. Слава эта – не материальной, а духовной, Божественной природы, она подразумевает жизнь народа по воле Божьей, а не вопреки заповедям Его… Чтобы явилась великая Слава Божья, необходимо наше покаяние как личное, так и общественное. Покаяние в отступлении от Бога и нарушении Его заповедей, в отречении от Богоустановленной власти – Самодержавия, в отказе от Царя-Помазанника Божьего, в попущении его пленения и Цареубийства, в предпочтении пагубного своеволия, так называемой «демократии». Всё русское высшее общество, за редким исключением, в начале ХХ века было пронизано духом цареборчества и прельщено западными идеями парламентаризма и социализма. За то и поплатились.
Смысл покаяния не в набивании шишек на лбу, а в перемене образа жизни, в принесении его плодов, то есть в возвращении на свой исторический путь, путь Третьего Рима, путь восстановления Самодержавной власти в России, которая будет удерживать мир от рвущегося в него зла, в том числе концентрированного и персонифицированного, господствующего в большей части этого мира. И тогда, после восстановления Царства, с нашей земли всем народам мира, трепещущим в ожидании конца, возсияет Свет Истины и прозвучит последняя проповедь покаяния. Ясно, что без великой помощи Божьей этого не произойдёт, ибо у человека нет иных сил противиться злу, кроме тех, которые даёт покаянная молитва и пост, кроме предания себя в волю Божью со всеми своими трудами и начинаниями.

Однако я твёрдо верю, что сказанное преп. Серафимом Саровским непременно исполнится: Господь помилует Россию… Царь в России будет.
На мой взгляд, недолго осталось ждать.
от 22.12.2024 Раздел: Март 2011 Просмотров: 787
Всего комментариев: 0
avatar