Публикуем выступление Первого Заместителя Председателя Общественного Совета при Министерстве культуры РФ народного артиста России, президента Славянского творческого союза «Золотой Витязь» Николая Бурляева на заседании Совета 21 марта 2018 года.
О взаимодействии Общественного Совета и Министерства культуры
Уважаемые коллеги!
Работая на протяжении трёх с половиной лет в двух составах Общественного Совета, соприкасаясь с сотрудниками министерства, хочу сделать некоторые выводы о нашем взаимодействии. Все члены Общественного Совета всегда стремились к уважительному сотрудничеству с Министерством на благо Российской культуры. Сегодня приходится признаться, что взаимодействия, полезного для Министерства и для всего культурного процесса страны до сих пор не получилось. И виноват в этом не Общественный Совет, а чиновничество Министерства, изначально рассматривавшие Общественный Совет, как спущенный свыше институт, которой обязан лишь послушно утверждать необходимые министерству документы. Общественный Совет не раз обращал внимание руководства Министерства на недопустимость игнорирования рекомендаций Совета и совершения чиновниками действий, противоречащих этим рекомендациям.
Напомню историю с ГАРКО «Боян». 24 января 2017 года, опираясь на требование Президента страны В.В. Путина и Председателя Правительства Д.А. Медведева «о сохранении и поддержке оркестра «Боян», Общественный Совет рекомендовал Министерству «восстановить в Уставе оркестра должность Художественного руководителя – Главного дирижёра оркестра», (полвека назад, создавшего этот уникальный коллектив, народного артиста СССР, профессора, лауреата Золотой медали имени Свиридова «За выдающийся вклад в музыкальную культуру – А.И. Полетаева), «с правом первого лица, ответственного за духовно-нравственное, эстетическое и профессиональное состояние коллектива». Рекомендация была принята единогласно всеми членами Общественного Совета.
Прислушалось ли Министерство к голосу Президента, Председателя Правительства и Общественного Совета? Напротив, в конце прошлого года Министерство подписало распоряжение о практическом уничтожении оркестра, увольнении его создателя – А.И. Полетаева, об изменении смыслового названия оркестра, о передаче остатков оркестра в ведение Филармонии. Оркестр «Боян» - гордость Русской и Славянской музыкальной культуры перестал существовать. Налицо – свершившийся акт беззакония чиновников, уничтоживших жемчужину национальной культуры, совершивших это вопреки решению Общественного Совета и Указу Президента «Об основах Государственной культурной политики», требующей сохранять, а не уничтожать традиционные ценности. В год 50-летия оркестра «Боян», вместо «сохранения и поддержки» коллектива, занимающего своё особое место в Русской, Славянской музыкальной культуре – оркестр ликвидирован. Для обеспечения законности данного приказа, департамент народного творчества собрал в пустом (без публики) зале Чайковского «семёрку» экспертов, (в недавние времена обходились «тройкой»), заслушавших программу в столь унизительной для оркестра и дирижёра форме. На основании приговора «семёрки» министерством вынесено решение «о не соответствии оркестра статусу профессионального коллектива».
Каждый из 7 экспертов, принимавших этот унизительный «экзамен» у народного артиста СССР, профессора А.И.Полетаева, имеет свой личный вкус и свои пристрастия, которые могут не совпадать с эстетическими категориями маэстро Полетаева и десятками тысяч поклонников оркестра. Спустя несколько дней после приговора «семёрки», ознакомившись с видео-записью выступления оркестра «Боян», которую удалось сделать несмотря на меры недопущения утечки информации, 10 других не менее знаменитых музыкантов, выразили свою профессиональную положительную оценку выступления оркестра и несогласие с приговором, уничтожающим талантливого дирижёра и его детище.
Вот имена этих выдающихся музыкантов, народных артистов СССР и России, профессоров музыкальных Академий, лауреатов государственных премий: Вячеслав Овчинников, великий певец, солист Большого театра Ведерников, композиторы и дирижёры – Муравлёв, Афанасьев, Чистяков, Дудин, Егоров, Блок, Обликин, Бывший Министр культуры СССР, Заместитель Председателя Мосгордумы, народный артист России Николай Губенко, поэт, композитор, народный артист России Михаил Ножкин, Члены Патриаршего Совета по культуре и члены Общественного Совета при Минкультуры. В адрес Президента страны были направлены обращения крупнейших деятелей культуры и Международного конгресса Славянских народов, проходившего в Сербии и вставшего на защиту единственного в России и в мире Славянского оркестра.
Вызывают удивление и прочие поступки руководства Минкультуры. В начале прошлого года Общественный Совет, получил 20 тысяч подписей граждан, протестующих против широкого показа фильма «Матильда». Общественный Совет, являющийся единственным мостом между гражданским обществом и Министерством, был вынужден реагировать на поступившие обращения, попросил устроить закрытый показ для Общественного Совета. Минкультуры проигнорировало это предложение и августе месяце прошлого года подписало прокатное удостоверение этому фильму.
4 октября прошлого года, за несколько дней до выхода фильма на экран, нам объявили о показе фильма членам Общественного Совета. После просмотра фильма нам было категорически запрещено его обсуждать. Вместо этого, неожиданно для всех Министр поставил на голосование отставку Председателя Общественного Совета П.А.Пожигайло. Руководство Минкультуры пошло на откровенное нарушение Положения об Общественном Совете. Напомню два пункта данного Положения:
3.24. Замена членов Общественного Совета допускается в случае грубого нарушения кодекса этики члена Общественного совета. Нарушений кодекса этики П.А.Пожигайло не совершал, являясь профессиональным мотором Общественного Совета и образцом толерантного отношения ко всем членам Совета и к руководству министерства.
3.25. Вопрос об исключении члена Общественного совета инициируется решением Общественного совета. С подобным решением Общественный Совет ни к кому не обращался. Однако, дело было сделано с ошеломляющей быстротой и с полным пренебрежением к Общественному Совету.
Приведу несколько примеров, заставляющих задуматься о компетентности некоторых ответственных работников Минкультуры. Один из высокопоставленных чиновников Минкультуры, в ответ на предложение поддержать проект благословлённый Патриархом – создание фильма о Сергии Радонежском, сказал так: «Сделайте блокбастер о Сергии Радонежском, экшен Куликово поле…» Другой высокопоставленный чиновник, откомандированный на панихиду по великому русскому артисту Алексею Баталову, спросил: «а кто это такой?». Ему ответили: «Как кто? Это… – Гоша…» «Какой Гоша..?»
Мне довелось принять участие в комиссии министерства, экзаменующей кадровый резерв желающих работать в Минкультуры. Я задал вопрос одной из молодых соискательниц: «Назовите, пожалуйста поэтов 19 века». В ответ молчание. Когда она вышла из комнаты, один из руководителей комиссии обратился ко мне: «Ну зачем вы их смущаете?» «Позвольте, но где они намереваются работать..? В Министерстве культуры России».
Общественный Совет не разделяет эйфории руководства министерства по поводу состояния современного Российского кинематографа, о чём мы говорили на обсуждении работы Фонда кино. Есть вопросы и по работе департамента кинематографии Минкультуры. Никакого «движения вверх» российского кинопроцесса Общественный Совет не наблюдает. Количественные и финансовые успехи фильмов, считанных на пальцах одной руки и раздутых агрессивной постановочной рекламой заинтересованных телеканалов, не могут служить подтверждением истинности восторженных заявлений руководства Минкультуры, Фонда кино и нескольких, богатеющих «рыночным кино» продюсеров и прокатчиков. Общественный Совет наблюдает «движение вниз», сползание киноискусства в «доходный промысел», в беспомощную драматургию, неумелую режиссуру и серую бездуховность актёров. Заметна полная сдача высот, достигнутых великим Советским кинематографом. Есть немало вопросов и к кадровой политике Минкультуры, и к распределению бюджетных средств. Анализируя эти и другие тревожные моменты, в Общественном Совете назревает естественный вопрос о доверии руководству Минкультуры. Сегодня этот вопрос мы не ставим, но необходим серьёзный разговор руководства Общественного Совета с Министром для разрешения возникших противоречий. Надеемся, что такой разговор состоится в ближайшее время.
Разработка Закона о культуре требует конструктивного подхода на основе культурной доктрины Российской нации, которой пока не существует. Общественный Совет должен рассмотреть этот важнейший для жизни нации вопрос на очередном заседании.
Поскольку ряд важнейших вопросов, поставленных Общественным Советом, находятся вне компетенции Руководства Минкультуры, ОС принял решение обратиться к Президенту страны со следующими предложениями:
• О выведении государственной культуры из системы рыночных отношений. Культура и рынок – понятия несовместимые. Задача культуры – сохранение и приумножение традиционных духовно-нравственных ценностей, укрепление и возвышение души и сознания народа, для передачи грядущим поколениям морально-этических основ национальной культуры. Задача рынка – извлечение из культуры прибыли любыми способами, часто служащими понижению духовного и нравственного уровня народа.
• О возвращении ответственности Министерства культуры и Общественного Совета при Минкультуры за выполнение Государственной культурной политики.
• Об увеличении бюджета Министерства культуры Российской Федерации, ибо культура – есть оборона души человека, не менее важная, чем оборона страны.
• О назначении на руководящие должности Министерства культура личностей профессионально компетентных в вопросах культуры.
• Об обязательном согласовании руководством Минкультуры с Общественным Советом стратегически важных решений бюджетного финансирования, кадровых назначений и политики Министерства культуры в области кинематографии, театра и других сфер культурной жизни страны.
• О подчинении всех региональных и муниципальных культурных ведомств страны законодательным решениям Министерства культуры Российской Федерации.
• О приведении деятельности государственных телевизионных каналов и Фонда кино в соответствие с «Основами государственной культурной политики».
• О введении Роспечати и государственного телерадиовещания в сферу ответственности Минкультуры Российской Федерации.
(В сокращении)
Николай БУРЛЯЕВ,
народный артист россии
народный артист россии