По его словам, проведенные под началом Александра II реформы «и сегодня могут служить образцом того, как ответственная власть способна реагировать на необходимость глубоких общественных перемен».
Он заявил, что в шестидесятых годах XIX века правящему классу России «хватило мудрости на то, чтобы отказаться от части своих наследственных привилегий», и это опровергает часто повторяемый тезис о том, что «люди способны руководствоваться только своим корыстным интересом, что общество есть баланс эгоизмов, уравновешиваемый балансом сил».
«И ныне преобразования не могут быть выгодны всем без изъятия, кому-то придется поступиться личной выгодой ради блага других, это потребует и мудрости, и мужества. Но без способности разделять с другими свои ресурсы – интеллектуальные, материальные – невозможно осуществить глубокие преобразования, которые столь необходимы сегодня нашей стране», – убежден патриарх Кирилл.
Давая оценку реформам Александра II, предстоятель отметил, что они были призваны содействовать восстановлению социальной справедливости, дать право на свободный труд, справедливый заработок, достойную жизнь. Манифест был толчком к последующим реформам в области народного просвещения, земского управления, городского суда и военного дела.
При этом он заметил, что в жизни России и других стран подобные преобразования нередко сопровождались смутами, кровавыми столкновениями, революциями, гражданскими потрясениями, «но в те годы в России реформа произошла без смуты, братоубийства, мирно и упорядоченно».
Как напомнил патриарх, в лице святителя Московского Филарета, литературного автора манифеста, епископат принял «прямое и деятельное участие» в подготовке этого документа, «а потом на Церковь легла вся тяжесть ответственности за то, чтобы народное сознание восприняло эти реформы».
«Впервые в послепетровской России модернизация национального масштаба не была связана с механическим копированием чужого опыта государственного управления, социального устройства, технического оснащения, но осуществлялась с опорой на нравственные нормы, духовную, культурную традицию народа. Это удачный опыт гармонизации новаторства и традиции, государственного мышления и полной преданности промыслу Божьему», – сказал он.
Вместе с тем предстоятель подчеркнул, что модернизация без нравственного измерения превращается «в безудержную погоню за мирскими благами и удовольствиями, бездушный технократизм порождает изуродованные отношения между людьми».
Он убежден в том, что, хотя действия государственной власти для преодоления существующих в России проблем «абсолютно необходимы», эти проблемы не могут быть решены «исключительно сверху, без участия самих людей, без пробуждения творческой активности простого человека, без способности людей к самоорганизации, к созданию того, что сегодня мы называем институтами гражданского общества».
Интерфакс