Добавлено:

Великому подвигу жить

История одной провокации

"Идеологическая диверсия - это когда противник, маскируясь под доброжелателя, «стреляет» в спину нашим войскам. Не важно – из пушки, автомата или негативной по своей сути публикацией, репортажем, кино- видеороликом, любой другой клеветнической информацией."

Что такое идеологическая диверсия, думаю, понятно многим. Это – когда противник, маскируясь под доброжелателя, «стреляет» в спину нашим войскам. Не важно – из пушки, автомата или негативной по своей сути публикацией, репортажем, кино видеороликом, любой другой клеветнической информацией. Это давно освоенный метод пропагандистской войны, который широко используется противоборствующими сторонами не один десяток лет, фактически с момента появления СМИ. Его успех определял во многом сам ход боевых действий, когда конфликт перерастал в активную фазу. Примерам – несть числа.
 Испытали на себе воздействие этого «оружия массового поражения» и советские ВС на рубеже 80-90-х годов. Как считают специалисты, оно сыграло немаловажную роль в распаде Советского Союза, разрушении боевой мощи ее армии.
 Не ослабевал этот натиск и в постсоветские времена. Чего стоит вспомнить вчистую проигранную информационную войну первой чеченской кампании? Она же привела и к Хасавюртовскому соглашению. К сожалению, многие идеологические диверсии предпринимаются под прикрытием действия различных свобод: слова, печати, личности, совести – величайших достижений демократии! Иногда, натыкаясь на подобные «мины», заложенные на дно государственной машины, невольно задумываешься о реальной ценности этих достижений и вспоминаешь опыт Великой Отечественный войны. Можете ли вы себе представить, чтобы в какой-нибудь газете в те годывышла статья какого-нибудь доброжелателя, пытавшегося опровергнуть подвиг, например, панфиловцев? Но ведь, с другой стороны, не под страхом смерти создавались тогда бесценные художественные произведения композиторами, писателями, поэтами, художниками, кинематографистами, которые были приняты народом и на фронте, и в тылу. Та война дала огромный импульс для творчества, родила целую плеяду талантливых деятелей культуры и искусства. Тем и способов для самовыражения хватало тогда всем, кто хоть немного желал победы своей стране. Единым лозунгом для всего народа стал тогда знаменитый клич: «Все для фронта, все для Победы!». Что же мешает кинуть этот клич сейчас, ведь война уже давно идет на нашей территории? Вопрос, к сожалению, слишком щепетильный, чтобы ожидать на него однозначный ответ.
 Тем не менее есть простой и доступный способ избежать последствий этих диверсий на личный состав. Ведь вся их сила и состоит именно в воздействии на органы чувств потенциального читателя, зрителя, пользователя сети Интернета. Настоящая бомба наносит урон, уничтожая живую силу, технику, объекты, лишь при попадании в цель. Самая мощная бомба не принесет вреда, если ее взорвать на безопасном удалении. Другими словами, если «взорвать» идеологическую бомбу, начиненную, например, пропагандистскими листовками, вне пределов досягаемости солдатских и офицерских масс, то и потери соответственно будут минимальные. Пример несколько примитивный, но выражает суть способа. Проигнорировав дешевые публикации, погасив «ударную волну» профилактическими мероприятиями, разоблачающими, например, продажность автора, разъяснением антигосударственной направленности его позиции, можно значительно снизить «радиус поражения» осколками клеветы и ненависти, нацеленных в сердца защитников Отечества. Элементарный способ добиться этого - бойкот. Это значит - не читать подобные издания или произведения таких авторов, сократить просмотр телепрограммы, где раздуваются антиармейские, антипатриотические настроения; разоблачать сущность таких авторов, стремящихся привнести в сознание военнослужащих смуту и растерянность. Ведь фактически цель подобных произведений - разоружить воина, превратив его в колеблющегося, сомневающегося в правильности исполнения своего воинского долга, деморализованного человека, толкая его в конечном итоге на предательство. Сам автор, может быть, при этом вовсе и не задумывается о таких последствиях воздействия на психику военного читателя своего материала, стремясь удовлетворить лишь свои финансовые потребности или творческие амбиции. Если уж любой личности позволено самовыражаться, то должно быть предусмотрено и право государства для защиты других личностей от потоков лжи и клеветы в интересах самого же государства. Как гласит мудрая восточная поговорка, собаки лают, а караван идет. И не стоит думать, что, лишенные подобных негативных источников информации, военнослужащие станут от этого глупее или тупее своих «продвинутых» сограждан. При всевозрастающем объеме информационного потока, выливающегося ежедневно на головы наших сограждан, катастрофически падает уровень грамотности населения, снижается рост профессионализма. Хорошо заметно это на примере сегодняшней армии. Проблема состоит в другом: сами читатели и зрители в погонах давно находятся на крючке ловцов душ человеческих, зачастую и не подозревая об этом. Какие самые популярные в войсках газеты и журналы, телепередачи и фильмы? Какие книги пользуются наибольшим спросом в библиотеках воинских частей? И далеко не каждый военнослужащий в состоянии сразу разобраться, какую же мысль вкладывает автор в свое произведение? Верный способ - внимательно, что называется, прислушаться к своему сердцу: если после знакомства с произведением на сердце становится легко, несмотря даже на сложность или трагизм поднимаемой проблемы, от него будет польза, ну а если на сердце появляется тяжесть, даже после прочтения фельетона или юморески, данное произведение вне всякого сомнения пользы не принесло. Проще говоря, проблема в нас самих.

* * *

 В качестве примера такой откровенной идеологической диверсии, хотел бы рассмотреть рассказ одного современного автора, недавно опубликованного, к сожалению, на страницах армейской печати. Имя его в целях ненужного ажиотажа и создания ему рекламы называть не буду.
 Рассказ «Последний парад» с подзаголовком «Реквием» посвящен известному подвигу шестой роты псковских десантников в горах Чечни. Об этом подвиге, унесшем жизни восьмидесяти четырех воинов, наверное, известно многим. По этому сюжету написаны книги, снят художественный фильм. Образ ратной дружины: сотни русских солдат, вставших на пути многократно превосходящей их по численности и вооружению банде наемников Хаттаба, потряс многих. Именно идеей жертвенности, святости выполняемого приказа проникнут весь их подвиг. Сомнений, кажется, в этом не возникало. И вот находится автор, который берется на свой манер проанатомировать подвиг русских воинов. Кинуть ложку густого, черного, дурнопахнущего дегтя в бочку меда - иначе, пожалуй, не назовешь эту творческую потугу. Именно жанр литературного произведения делает позицию этого автора вроде бы неуязвимой, дескать, фамилии солдат и офицеров я там конкретно не называю, все плод моих авторских размышлений. Удобная позиция еще и потому, чтобы никто не потянул автора в суд за клевету. За слова-то нужно отвечать. А здесь вроде бы как и не за что уцепиться. Известного писателя и бывшего офицера А.И.Куприна, например, за его «Поединок» вызывали на дуэль его сослуживцы. Теперь другие времена и нравы. Дуэль, очевидно, автору рассказа не грозит, тем более, что он не офицер. Но, может быть, еще скажут свое слово те, кто знал героев лично, - псковские десантники? Я со своей стороны, как русский офицер (а не как литературный критик) не могу пройти мимо такой диверсии и считаю своим долгом высказать свое мнение. Пусть нас рассудит читатель и время. В Евангелии написано, что дерево познается по плодам. Какой же плод принесло это «дерево»? Плод, к сожалению, горький, если не ядовитый, хотя и выглядит внешне вполне съедобным, ибо печется автор, конечно же о ней, многострадальной нашей "матушке - Расее". Не стоит, думаю, при этом обвинять автора в продажности врагам Отечества, он искренен в своих взглядах, что одновременно и гораздо трагичнее. Главная претензия к нему может быть предъявлена по следующему пункту: зачем автор, желающий, очевидно, как-то по-своему помочь России, угашает тем самым дух русского воинства, ведь, прочитав его творение и резко «прозрев», хочется, сняв погоны, оставить службу, а вместе с ней, может быть, и Родину, в столь трудный для нее час? Примечательно, что в том же номере военного издания опубликована статья, посвященная 100-летию русско-японской войны, где говорится и о роли СМИ в той бесславной и в общем-то малоизученной войне, где делается однозначный вывод: «Газеты, журналы в лице своих сотрудников, даже не принадлежавших к вышеуказанной партии (большевиков. - Авт.), работали для ее успеха, заливая грязью армию и ее представителей...». Напомним, для России та война закончилась неудачей, переросшей в кровавое классовое противостояние.
 ...Шестая героическая рота, по мнению автора, укомплектована была далеко не «отличниками боевой и политической подготовки».
 Следовательно, считает он, у воинов отсутствовало какое-либо понимание важности момента, их чуть ли не насильно, обманом загнали в Чечню умирать за непонятные им идеалы. Неясно тогда, почему же всё это рыхлое воинство не сдалось тут же в плен боевикам, не разбежалось при первых же выстрелах, а оказало яростное сопротивление и вело бой, уничтожив более 400 боевиков. Но ведь, как известно, бандиты предлагали командиру откупиться, пропустить их без боя и без потерь, значит, решение принять бой было все-таки чем-то обосновано. Чем? Автор не дает на этот вопрос вразумительного ответа, очевидно, что он ему непонятен, и это его злит. А ответ ясен, только автор его почему-то не видит. Ему явно претит дух «смирения и жертвенности» на «простых, скуластых, беспородных» лицах героев-десантников. Мало того, он просто возмущен народом, который «готов всех понять и простить», и за это обрекает его на уничтожение: «такой народ не имеет права на существование» - выносит он свой приговор. Исходя из этого, по мнению автора, нашему народу необходимо перестать понимать друг друга, своих сограждан и затаить на всех вокруг соседей жгучую обиду, поскольку, если хорошо разобраться, каждому из нас и России вообще все чего-нибудь да должны? Но нет, это не в традициях великой русской души. Автор, нося русскую фамилию, демонстрирует глубокое непонимание русского народа, красота которого и заключается в его воистину великой душе. Отсюда великодушие - главнейшее христианское чувство великого народа, от которого и производятся и смирение, и жертвенность, как высшее проявление любви, ибо только за то, что по-настоящему любим, можно отдавать самое дорогое, что имеем, - жизнь. Не «за что-то», а «потому что». Это "две большие разницы"! «Вот и вся идеология русского солдата!» Независимо подчас от того, накачанный ли он богатырь - спецназовец или, по внешним данным, самый что ни на есть заурядный солдатик. Эти-то чувства и позволяли народу русскому терпеть годы лихолетья, смиряться в годы скорбей и неурядиц и хранить надежду на возрождение Родины. Именно потому, что народ русский был готов прощать и понимать всех, росла и крепла Россия в своих границах. А вот когда давали всходы посеянные в недобрую годину в нем либералами-правдолюбами всех мастей семена сомнений в этой великовечной истине, тут-то и начинала Россия - СССР разваливаться на части, что в начале 17-го века, что в 1917-18 гг., что в 1991-м. Хранила же эту святыню православная церковь и те самые «столпники» и «келейники»: Преподобные Сергий Радонежский, Геннадий Новгородский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Иринарх Ростовский, Серафим Саровский, Серафим Вырицкий и многие другие, которых автор позволил себе самым кощунственным образом оскорбить, не понимая их огромной значимости в деле духовного воспитания русского народа, ведь вера - это душа народа, самый настоящий духовный стержень, на котором держится до сих пор государство Российское! Недавно появилась интересная статистика: по результатам рассекреченной предвоенной переписи населения СССР, более 56 процентов граждан, несмотря на оголтелую антирелигиозную пропаганду, не побоялись признать себя верующими людьми. А сколько еще не решились признаться в этом из-за страха репрессий? Наверное, все же и этот фактор помогал им стоять насмерть в Бресте, под Ржевом и Вязьмой, в Мясном бору, под Москвой, Курском и Сталинградом. Ведь любой верующий человек знает, что, кладя «душу за други своя», он получает в награду жизнь вечную. Что же может быть выше этого? Автору рассказа, атеисту и богоборцу, никогда этого не понять, ведь он упорно считает, что нас ожидает лишь «ужасная бездна, вечная яма, куда всем нам предстоит уйти безвозвратно, уйти и никогда больше не вернуться», а «всякая религия, по его мнению, есть лишь форма подготовки к смерти», поэтому он и считает, что десантники перед смертью могли шутить: «Христос акбар? - Воистину акбар». Нет, товарищ автор, уверяю вас, что настоящий воин относится очень серьезно к вопросам жизни и смерти. И дивизионный священник отец Олег Тэор не крестит «всех скопом (даже двух татар)», потому что крещение - это таинство, совершаемое добровольно и индивидуально! То, что непонятно самому автору, вполне четко понимает герой рассказа, рядовой Егор Стрижов. Очевидно, под этим образом выведен один из немногих, оставшийся в живых рядовой Роман Христолюбов, который во время боя молился Богу, но уж не потому, что «убедил себя, что ТАМ души солдат встречает Святой Георгий Победоносец», а потому что верил, что жизнь его действительно в руках Божиих. Не стоит приводить массу примеров реальной помощи Его в самую трудную минуту. В подтверждение этому служит, например, жизнь самых, пожалуй, известных русских военачальников Александра Суворова и Федора Ушакова или замечательная книга воина-афганца и участника событий в Закавказье, майора запаса Виктора Николаева - «Живый в помощи». Ей-Богу, она принесет читателю гораздо больше пользы! В заключение от души желаю прозреть автору, ибо его профессиональная деятельность требует от него чистоты сердца, а отнюдь не помрачение ума, поскольку к писателям в России всегда прислушивались, усматривая в них пророков, мессий, способных лишь «сеять разумное, доброе и вечное». Ибо многие из нас хотят увидеть возрождающуюся Россию, но не все понимают, как ей в этом помочь. Слово - это действительно величайшая тайна и требует при обращении с собой большой осторожности! Ибо от слов своих осудишься, от слов же своих и оправдаешься и даже не когда-нибудь потом, а уже, быть может, завтра!

Подполковник Роман Илющенко, участник боевых действий в Чеченской Республике

от 22.12.2024 Раздел: Октябрь 2004 Просмотров: 666
Всего комментариев: 0
avatar