Беседа с известным общественным и политическим деятелем, востоковедом Олегом Ивановичем Фоминым

— Я бы сказал, что свое восьмидесятилетие я встретил счастливо. Наверное, следует начать с того, что я считаю себя государственником и горжусь этим, по силе своих возможностей борюсь за усиление Российского государства. Все-таки я дожил до того времени, когда вырисовывается тенденция на победу патриотических сил, на победу русского народа и тех, кто себя считает русскими, хотя бы в силу принадлежности к русской культуре, несмотря на свою национальность. В 90-е годы многих охватило отчаяние, думали, что все уже, пропало наше государство, пропала Россия. Но сейчас, когда мне 80 лет, прошло 30 лет после тех событий, я вижу, что, слава Богу, мы все-таки идем в правильном направлении.
Благодарю Бога нашего, Иисуса Христа, что дал мне дожить до 80 лет, и я не сижу во дворе и не играю в домино, а активно занимаюсь общественно-политической работой. Являюсь президентом Благотворительного фонда «РУССАР» (Русь, Сирийская Арабская Республика). Уже 6 лет мы действуем. И нам удается помогать Сирии, сражающейся против мировых сил зла, и материально, и морально, и информационно. В Сирии находит положительную оценку наша деятельность, хотя наш Фонд небольшой, в нем всего 35 человек. Это и русские, и россияне сирийского происхождения. Недавно нам удалось собрать для Сирии около миллиона рублей помощи для борьбы с коронавирусом и приобрести средства индивидуальной защиты, респираторы, термометры. Это было передано в Министерство здравоохранения Сирии первому заместителю министра в присутствии нашего посла Ефимова Александра Владимировича. Он же недавно назначен, оставаясь послом, специальным представителем Президента Российской Федерации по развитию отношений с Сирийской Арабской Республикой. Это назначение говорит о том, какое значение у нас придают сотрудничеству с Сирией.
Горжусь, что я уже практически 40 лет состою в старейшей и славнейшей общественной организации России — в Императорском Православном Палестинском Обществе, основанном в 1882 году. После Октябрьской революции большевики запретили название «Императорское Православное», оно превратилось в Российское Палестинское общество (РПО) при Академии наук СССР. В основном занималось исследовательской деятельностью, не более того. Но в 1992 году, когда председателем Общества был Олег Герасимович Пересыпкин, российский посол в ряде арабских стран, избранию которого я способствовал, мы через Государственную Думу вернули себе историческое название. А еще до этого мы возобновили уже и паломническую деятельность.

Второе направление — оказание помощи местным арабским христианам, которые подчас страдали даже не столько от османского ига в те времена, сколько от католиков, которые занимались ловлей душ, и их миссионеры пытались перетянуть православных христиан в свою веру.
В 90-м году, когда при доселе неизвестных обстоятельствах погиб Евгений Семенович Евсеев — считают, что это было преднамеренное убийство известного борца с сионизмом, автора многих книг, таких как «Фашизм под голубой звездой» и др. — меня избрали вместо него заместителем председателя РПО. Один из членов Общества Игорь Беляев сказал мне тогда: «Ты не боишься, что тебя тоже могут убить, как убили Евсеева?»
Конечно, у меня много воспоминаний о том, что нам удалось сделать по линии РПО и ИППО и что пока не удалось. Я сам писал много статей, выпускал книги с анализом палестинской проблемы, путей ближневосточного урегулирования. Был принят в Союз писателей России как публицист. Продолжаю оставаться членом Совета ИППО и заместителем председателя Московского отделения ИППО по международным делам. А Московское отделение — основной локомотив Общества, это 80–85 процентов его состава. И я горжусь, что именно мне, преодолевая сопротивление некоторых, случайно ставших членами нашего Общества, удалось поставить вопрос об оказании гуманитарной помощи христианам на Ближнем Востоке, в частности, в Сирии, когда в 2011 году началось вооруженное вмешательство во внутренние дела этой страны и когда США и другие страны НАТО натравили на нее международный терроризм и внушили нашим, так называемым либералам, что в Сирии гражданская война. Но это была отнюдь не гражданская война. На самом деле на страну науськали международный терроризм, рядящийся в исламские одежды, но преступающий и предающий все догматы ислама на каждом шагу. Я убеждал своих коллег, что наш долг — помочь сирийцам, и что помощь надо оказывать — гуманитарную и любую другую — не только христианам, но и мусульманам, которые страдают от террористов и их западных покровителей в одинаковой степени. Их так же убивают, так же разрушают их дома, также насилуют их жен и дочерей. В ноябре 2012 года на заседании Совета ИППО Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что поддерживает инициативу члена Совета ИППО и председателя его Международной секции Олега Ивановича Фомина, «направленную на усиление взаимодействия с РПЦ по Ближнему Востоку в защиту гонимых христиан в этом регионе». Возглавляющий ИППО с 2007 года Сергей Вадимович Степашин, без преувеличения открывший новую эру в жизни Общества, объявил, что отныне поддержка христиан и всех нуждающихся на Ближнем Востоке и в Северной Африке становится основным направлением деятельности ИППО.

Мы продолжаем оказывать помощь сирийскому и другим народам Ближнего Востока. Голос ИППО снова зазвучал на Святой земле, и в Сирии, и в Ливане, и Иордании, и, конечно, в Палестине. Нас стали принимать на уровне Президентов государств и на уровне Предстоятелей Восточных Церквей. В одной Сирии более десяти христианских конфессий, сунниты, шииты, алавиты, друзы. И почти со всеми из них мы общаемся и сотрудничаем по линии ИППО.
Сейчас мы действуем совместно с Межрелигиозной рабочей группой по оказанию помощи населению Сирии при Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России Владимире Владимировиче Путине. Возглавляет эту Рабочую группу иеромонах Стефан (Игумнов) — сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
Мы с ним год назад открывали отремонтированную за счет входящих в Группу объединений, как христианских, так и исламских, и ИППО, разрушенную террористами школу в дамасском районе Барза. Открыли в торжественной обстановке. До этого я также входил в состав делегации представителей разных российских Церквей, включая протестантов и других, кроме еврейской — не потому что мы антисемиты или против иудеев, а просто в настоящее время в Сирии нет партнерской иудейской организации. Мы тогда раздали 75 тонн продуктов у церквей и у мечетей в Дамаске, Хомсе и в лагере сирийских беженцев в ливанском городе Захле.
Я активно сотрудничаю и давно дружу с Сергеем Николаевичем Бабуриным, государственным, политическим и общественным деятелем, руководителем партии Общенародный Российский Союз. Так, я являюсь сопредседателем Комитета солидарности с народами Ливии и Сирии, а Бабурин его председатель. С Сергеем Николаевичем мы создали также Русский центр изучения и сохранения духовного и культурного наследия святого города Иерусалима (Русский Центр «Иерусалим»). Мы провели в 2015 году силами вновь созданной организации большую международную научно-практическую конференцию «Иерусалим через призму международного права». Она имела настолько большой резонанс, что сионисты подняли визг и вой от Тель-Авива до Канады и от Канады до Австралии и Новой Зеландии. И не исключено, что в связи с этим, когда я в очередной раз в 2015 году отправился на Святую Землю — у меня была миссия оказания помощи через Вифлеем жителям Газы, которая является самой большой тюрьмой народов в мире в результате израильской блокады этого сектора, — меня арестовали в аэропорту Бен-Гурион. Шесть часов продержали в израильском СИЗО, лишили права посещать Святую Землю, оккупированную Израилем. Не объясняя почему, в паспорте поставили штамп «Запрещен въезд», выдали бумагу о том, что я представляю опасность для государства Израиль. Я думаю, как раз из-за конференции по проблеме оккупированного Восточного Иерусалима. Слово имеет большое значение, и иногда не меньшее, чем боевое оружие.
Кроме этого, я являюсь членом Международной славянской академии науки, культуры, образования и искусства. И еще других организаций, но не буду все перечислять. Главное — это Благотворительный фонд «РУССАР», ИППО, Комитет солидарности со странами Ливии и Сирии и Русский Центр «Иерусалим», в которых я, уйдя на пенсию в 66 лет, до сих пор либо руководитель, либо заместитель руководителя.
Поэтому я рад, что Всевышний дал мне здоровья и сил, чтобы заниматься этой работой, иногда и утомительной, иногда и отчаяние берет, когда не находишь средств, чтобы помочь нуждающимся людям. Но я благодарю судьбу за то, что я занимаюсь своим любимым делом и работаю на благо арабских народов Ближнего Востока и Северной Африки, с представителями которых я связан и, как говорится, ломаю хлеб уже 50 лет.
Несколько слов о моей семье. Мой сын пошел по моим стопам. Он востоковед-арабист. На дипломатическом поприще. Служил России в Сирии, Ираке, Ливии, сейчас — в ОАЭ. Уважаем коллегами. Моя жена — поддержка в жизни и помощник в делах. У меня очаровательная внучка с красным дипломом о высшем образовании.
У меня много друзей, единомышленников, которые рядом со мной в названных организациях. Один из моих духовных центров — это Союз писателей России на Комсомольском проспекте. К сожалению, очень близких мне друзей уже нет в живых. Это Эдуард Федорович Володин и Сергей Артамонович Лыкошин — русские патриоты, писатели, философы.
— Мы с ними начинали издавать «Русь Державную».

— У меня вопрос, который обсуждается сейчас на всех уровнях, в средствах массовой информации, в Русской Православной Церкви, и мы в последнем номере опубликовали на эту тему заявление Священного Синода, — о превращении Храма Святой Софии, нашей великой святыни — в мечеть. Я задаю этот вопрос, потому что знаю, что Вы можете прокомментировать его с неожиданной стороны.
— Я считаю, что это, конечно, большой удар по христианству, оскорбление христианства и, в первую очередь, православия, потому что нам этот храм — Святая София Константинопольская, особенно близок и дорог. С ним связано имя равноапостольной княгини Ольги, крестившейся в Константинополе, связано принятие Русью святого православия. И, конечно, на фоне того раскола, который намечается в Православном мире и к которому привели предательские действия Патриарха Варфоломея — а он явно служит интересам ЦРУ США, врагов России, и ослабляет общие позиции Православных Поместных Церквей, — они тоже способствовали тому, что Реджеп Эрдоган принял такое наглое решение. Он осмелился сделать вызов всему православному христианству, осмелился сделать вызов России. Святейший Патриарх Кирилл в заявлении от 4 июля призывал руководство Турции подумать хорошо, прежде чем идти на такой безрассудный шаг. Но его не послушали. Потом наш парламент обращался к парламенту турецкому, но Турция не услышала и этого. И вот сухой остаток в том, что в разговоре с Владимиром Владимировичем Путиным Эрдоган пообещал, что не тронут они фрески и мозаики, которые представляют для христиан не только историческую и художественную, но и сакральную ценность. Но я считаю, что этого мало. Во-первых, османские султаны уже заштукатуривали эти фрески. Во-вторых, я считаю, что позиция России была чересчур сдержанной. Конечно, я понимаю, что мы заинтересованы в развитии отношений с Турцией: газопровод, атомную электростанцию строим, худо-бедно удерживаем их от дальнейших враждебных действий в Сирии. Но все равно слишком много поставлено на карту. В своей статье в газете «Русский вестник» под названием «Страсти по храму» я привожу материал, опубликованный одним из сирийских мусульман, который пишет, что, захватив Святую Софию, Эрдоган развязывает руки израильтянам для полного захвата мечети Аль-Акса. Раз это сделал Эрдоган, и христиане как бы с этим смирились, то почему бы и израильтянам не захватить окончательно мечеть Аль-Акса и не поставить на ее месте свой храм Соломона, презрев мнения и чувства мусульман. Автор этой статьи считает, что указ Эрдогана может стать спусковым крючком для усиления иудаизации Иерусалима и, в конечном итоге, чуть ли не превращения мечетей, остающихся в Иерусалиме, в синагоги.
Один из российских обозревателей, по-моему, в «Литературной газете» пишет, что если возможно это переформатирование, произошедшее с храмом Святой Софии, тогда возможен и вариант, например, превращения мечети Омейядов в Дамаске в церковь из-за того, что там покоится глава Иоанна Крестителя, а если идти дальше, то можно поднять и вопрос о пересмотре режима проливов Босфора и Дарданеллы. А если пофантазировать еще, то можно вспомнить, что при подготовке известного Соглашения Сайкс-Пико предполагалось что после победы в Первой мировой войне к России отошли бы и Стамбул (Константинополь), и проливы. Не будь Октябрьской революции, Константинополь точно был бы наш. Короче, я хочу сказать, что произвольное решение Эрдогана, возомнившего себя неоосманским султаном, опасно обострило обстановку в регионе Ближнего и Среднего Востока. Я считаю, что наша и мировая общественность недостаточно сильно выступила против вызова Эрдогана христианскому миру. В общем мы тут недостаточно применили так называемую «мягкую силу», хотя я не люблю этот термин, так как он придуман американцами, которые используют эту «мягкую силу» для подрыва России. Но есть же способы, пути общественного и политического воздействия на ту же Турцию, не все из которых были применены.
Я также считаю, что слишком сдержанная позиция России проявляется и в отношении решения палестинской проблемы, которой я занимаюсь всю жизнь. Создание палестинцами собственного государства со столицей в Восточном Иерусалиме у нас остается неизменной позицией, но в то же время она могла бы быть более решительной. Об этом мне и палестинцы-руководители говорят в личных беседах, и их послы. Правда, в ответ я упрекаю их в отсутствии палестинского единства, в раздоре между «ФАТХ» и «ХАМАС», без прекращения которого о ликвидации израильской оккупации говорить не приходится.

— Да, я неоднократно слышал пророчества святого Паисия Святогорца о будущем Турции. Если руководствоваться этими пророчествами, то Святая София все равно снова будет христианской.
— Вот и я в это верю, и немало мусульман на Ближнем Востоке тоже верят, что справедливость будет восстановлена.
Очередной удар по православию произошел в рамках общемировой борьбы, которую известно кто ведет. «Чтобы уничтожить Россию, надо уничтожить православие», — не только думают, но и заявляют они. Для них сейчас главный враг — православие, поэтому они стремятся взращивать агентов влияния как внутри России, так и наносить по ней удары извне. И у нас, к сожалению, находятся их единомышленники. Возьмите «Московский комсомолец» с его антицерковными статьями или выступления Александра Невзорова на «Эхо Москвы». От его кощунств над причастием и другими святыми таинствами, от издевательств над целованием «крашеных досок», воистину дьявольских речей у православных волосы дыбом встают на голове. Главного редактора «Русского вестника», директора Института русской цивилизации, глубоко православного человека и видного ученого вот уже пятый год таскают по судам и по навету обвиняют в необоснованно приписываемом ему экстремизме, а Невзоров безнаказанно использует эфир, чудовищно оскорбляя чувства верующих, духовенство. Все ему сходит с рук. Как это понять? Я и В.В. Путина не могу понять. Когда ему говорят про русофобские и антиправославные передачи на «Эхо Москвы», он отвечает: «Надо аргументами бороться». Как аргументами можно бороться с этим Невзоровым? А почему тогда не борются аргументами с Олегом Платоновым?
А вот наши враги, ненавистники России с нами не церемонятся. Посмотрите, как действуют израильтяне. Когда меня задержали и допрашивали в аэропорту Бен-Гурион, представителя российского консульства они просто выгнали. Я спрашиваю: «Почему этот допрос, обыск? Я десять раз сюда приезжал». А мне отвечают: «Ну, Вы работали в таком учреждении, занимали такие посты». Я отвечаю: «Да, я работал в ЦК КПСС, да, отвечал за связи с арабскими странами, но ранее я приезжал сюда, и меня пропускали к палестинским друзьям». Допрашивающий лишь многозначительно поднял свой перст к потолку. После обыска меня посадили в автомобиль и привозят в тюрьму. Заходим, открывают камеру, а там битком набито, и такие все волосатые, страшные, человек тридцать. Уставились на меня. Я думаю, ну все, сейчас меня сюда втолкнут, здесь мне и конец. Но не оказалось там ни одного места свободного, и меня отвели в какую-то маленькую камеру, там нары вверху, нары внизу, отобрали телефон и таблетки, и шесть часов я там сидел. А они выключили мне свет, ржали за стенкой, может, выпивали. Я требовал консула, посла. Потом открыли, вывели, посадили в машину, надели на себя робы служащих аэропорта, привезли к нашему самолету, подняли по заднему трапу, отдали мои документы. Смотрю: в паспорте на первой странице штамп «Въезд в Израиль запрещен». А в прилагаемой бумаге: «О.И. Фомин представляет угрозу для общественной безопасности Израиля». Так я побывал в израильском застенке. Однажды на «Эхо Москвы», когда мой большой и уважаемый друг Александр Проханов еще выступал в программах этой радиостанции, он что-то сказал о палестинцах, томящихся в мрачных застенках Израиля. А ведущая спрашивает его: «А Вы что, знаете, какие там застенки?» Проханов пошутил: «Да я же в этих застенках живу».

Уничтоженное помещение СКЦ мы арендовали у сирийского профсоюза врачей. Кстати, у них тоже двое человек погибло. Но у меня уже был заложен фундамент нового СКЦ и в не менее престижном районе сирийской столицы. На ранее приобретенном земельном участке я достроил здание в 1975 году, сдал его своему преемнику и уехал в Москву, где поступил на учебу и защитил кандидатскую диссертацию в Академии общественных наук при ЦК КПСС. Да, еще один, забавный момент: перед возвращением в Дамаск после похорон Калинычевой и встреч с руководством тогда еще Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами мне посоветовали: «Напиши в Министерство финансов, чтобы тебе компенсировали стоимость пропавших при израильском налете личных вещей». Я написал и мне пришел официальный документ: «Сообщаем, что Вы можете получить компенсацию за счет израильского правительства». И подпись.
Но вернемся в Дамаск, в октябрьские дни 1973 года. Египетские войска, героически преодолев хваленую израильскую «линию Бар-Лева» и форсировав Суэцкий канал, остановились на Синайском полуострове по предательскому приказу египетского Президента Анвара Садата. И вот наступил момент, когда израильтяне полностью бросили свои силы на Дамаск. Это было 11 октября. Идет налет, атакуют десятки израильских самолетов. Дамаскинцы на балконах, на крышах домов. Я стою у разрушенного Центра и слушаю, как по городскому радио объявляют: «Сбитых израильских летчиков захватывайте, сохраняйте им жизнь и доставляйте в полицейские участки». И вот в небе самолет, взрыв, желтое облачко, из которого появляется парашют и еще, и еще, и еще. В этот день над Дамаском было сбито не меньше 30 израильских самолетов. На зенитно-ракетных комплексах работали сирийские и наши боевые расчеты. И с каждым сбитым самолетом люди на крышах и балконах начинали скандировать: «Да здравствует советско-сирийская дружба! Да здравствует Брежнев!». Все это я слышал и видел своими глазами. Кстати, стервятника, который разбомбил СКЦ 9 октября, вдогонку сшибли нашей ракетой, привезли на руины Центра. Он был родом из Индии, приехал в Израиль, ему 25 лет, у него дочка только что родилась.
Его снимал сирийский выпускник нашего ВГИКа на обломках СКЦ, говоря: «Смотри, что ты наделал». Вышел двухчасовой документальный кинофильм под названием «Убийца». Вот такие приключения я пережил, связанные с политикой Израиля. Одно — во время Октябрьской арабо-израильской войны, а другое, когда побывал в израильском застенке. В первом случае наряду с болью утрат я переживал чувство гордости за стойкость сирийцев и за советское оружие. А во втором, будучи в застенке, чувство беззащитности и гнева. Правда, потом меня успокаивали: «Ничего, Олег, считай, что ты как будто орден получил с этим запретом в Израиль». Но ведь в оккупированную Палестину минуя израильские блок-посты не попадешь. Осведомленные люди сообщили мне, что за последние десять лет я был единственный, не допущенный в страну по политическим мотивам. Но это по положению на февраль 2015 года. В самом деле, переживаю, потому что в Иерусалиме всегда с трепетом подойдешь к христианским святыням, помолишься, проследуешь по Скорбному пути. Там друзья. Но если мне сейчас дадут добро на въезд, я бы подумал, потому что если меня снова схватят, могут посадить уже не на шесть часов, а поболе. И я далеко не уверен, что наше государство меня спасет. Так, в США сидят наши люди, и у нас ничего не могут сделать для их освобождения.
— Недавно произошел взрыв в Бейруте. Там же тоже надо было давно разобраться с этим грузом.
— Существует много версий. Главная — халатность. Но рассказывают, например, что селитра была давно растащена, и ее оставалось не более 300 кг. В связи и с этим многие арабы склоняются к версии, что причиной взрыва была некая особая израильская ракета, целью которой были оружие и боеприпасы Хизбаллы, хранящиеся в порту как в безопасном месте, которое не осмелятся бомбить израильтяне. А те, в свою очередь, распространяют слухи о злостном умысле ливанских шиитов, которые этим взрывом попытались отвлечь внимание от реализации рассматриваемых мер по ограничению их позиций и влияния в стране.
Чудовищный взрыв нанес большой урон ливанской столице. До 200 человек погибли и пропали без вести. Официальные данные говорят о 300 тысячах потерявших кров. Но все же заявлять, что в результате взрыва снесло полстолицы, преувеличение. Я на связи с ливанскими друзьями, и они говорят, что многие здания уцелели, но подверглись разрушениям, в них выбиты стекла с рамами окон, искорежена мебель. О помощи России сообщали наши СМИ. На мой взгляд, меры по восстановлению Бейрута должна разработать Лига Арабских Государств (ЛАГ). Должны внести свою лепту и страны Персидского или Арабского, как его называют арабы, залива. Ведь Бейрут — излюбленное место отдыха и развлечений арабских шейхов. Меня беспокоит, что это бедствие коснется и Сирии, которая и без того тяжело переживает последствия почти десятилетней агрессии международного терроризма, поддерживаемого США и их союзниками по НАТО, и экономическую блокаду. А ведь Ливан и Сирия — сообщающиеся сосуды. Это две части Великой Сирии. Хочу сообщить, что Фонд «РУССАР» принял решение об оказании помощи жертвам бейрутской трагедии и уже приступил к сбору средств совместно с другими российскими партнерскими организациями.
Ну, я думаю, что в завершение нашей беседы я должен рассказать, пожалуй, о главной перемене в моей жизни. И она прямо связана с развалом Советского Союза. С 1978 года я работал в Отделе международной информации ЦК КПСС инструктором, затем консультантом. В соответствии со служебными обязанностями я способствовал развитию дружбы и сотрудничества нашей страны с арабскими странами, разоблачению в российских СМИ теории и практики сионизма, и совесть моя была чиста. Я чувствовал, что в результате предательства наверху Советский Союз идет к своему концу, но не хотел уподобляться крысе, бегущей с тонущего корабля, и оставался на своем рабочем месте, решив испить горькую чашу сполна. Из здания ЦК КПСС в 1991 году я выходил с оставшимися сотрудниками под злобное улюлюканье толпы, которая затем отправилась свергать памятник Дзержинскому. Кстати, ныне к зданиям бывшего ЦК, сейчас Администрация Президента, не подойдешь. Они отгорожены от народа могучим решетчатым забором.
Я и мои коллеги получили документы об увольнении — практически, как говорят, «волчий билет». Итак, в 51 год я оказался безработным, опальным представителем бывшей, проигравшей системы, без средств и без будущего. В поисках места применения своих знаний и опыта, да и, надо признать, источника существования я пришел в Российский центр международного научного и культурного сотрудничества (РЦМНиКС), заменивший Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами (ССОД), представителем которого я был в Сирии с 1969 по 1975 гг. Меня принял первый заместитель тогдашнего председателя РЦМНиКС А.Н. Шохина. Стал рассказывать ему: мол, был представителем ССОД в Сирии, построил там Российский центр культуры, ныне действующий в Дамаске, построил дешево, отказавшись принимать взятки от подрядчика, так как был воспитан честным комсомольцем. Справился у него: «Не могли бы Вы меня как-то использовать? Опыт у меня есть». Он спрашивает: «Расскажите, где Вы учились, работали». Я говорю: «Учился в МГИМО, потом в Институте восточных языков, затем работал в Комитете молодежных организаций СССР, в ЦК КПСС, отвечал за связи с арабскими странами и как раз курировал деятельность Советских культурных центров за рубежом, а их около 90». Он сказал: «Нет. У Вас слишком старорежимная биография». А перед ним на столе была развернута пролиберальная в то время газета «Московские новости». Так что можно было и не начинать разговор.
Потом Валентина Владимировна Терешкова про меня вспомнила, когда сама возглавила РЦМНиКС. Однажды, в 70-е годы, она появилась в Дамаске как первая женщина-космонавт. Я принял ее в СКЦ, вывел на балкон. Внизу ее приветствовала многотысячная толпа жителей сирийской столицы. И она в 1994 году отправила меня в Тунисскую Республику представителем РЦМНиКС и директором Российского центра науки и культуры. Совсем захиревший Центр я поднял, не мог подвести эту великую русскую женщину, фактически спасшую меня. В 2003 году В.В. Терешкова прибыла в Тунис. Я организовал ее встречу с Президентом Республики, вручившим женщине, которой посвящено стихотворение, входящее в тунисскую школьную программу, высший орден страны. Перед своим отъездом Валентина Владимировна мне говорит: «У нас плохо дела идут в Египте. Командирую Вас в Каир». Там я проработал Генеральным директором Российского центра науки и культуры (РЦНК) в Каире и Александрии, советником Посольства России в Арабской Республике Египет три года и в 2006 году вернулся на Родину.
Оглядываясь на прошедшие годы, я благодарю Господа Бога за то, что он дал мне возможность потрудиться на благо России, на развитие нашего геополитического, взаимовыгодного сотрудничества со странами Ближнего Востока, в первую очередь, с Сирией — колыбелью цивилизаций и христианства, приобрести многочисленных друзей для нашей страны. Я счастлив, что продолжаю трудиться на благородной почве благотворительности и оказания гуманитарной, моральной, информационной и другой помощи и поддержки нуждающимся и страждущим. Остаюсь русским государственником, державником и верю в большое, светлое будущее нашей России!
И поэтому для меня особая честь беседовать с главным редактором газеты «Русь Державная».
Беседовал Андрей ПЕЧЕРСКИЙ