– Филипп Александрович, хочу заметить, что прошедшая в Манеже выставка, посвященная победе в войне 1812 года, вызвала большой интерес у наших зрителей. Какие музеи участвовали в выставке?
– Были представлены 11 музеев Москвы, среди которых «Бородинская панорама», музей-усадьба «Кусково», студия Грекова. «Мосфильм» представил целый зал с костюмами и рассказом о съемках «Войны и мира» Бондарчука. Были представлены и живописцы прошлых веков, выставлена форма разных полков, оружие, знамена и даже мебель того времени. Важно, что участвовали лучшие современные художники, например, скульптор Баранов, график Харламов.
– Основные ваши картины на этой выставке – портрет императора Александра I и образ святого старца Феодора Кузьмича.
– Портрет императора Александра I - Благословенного, написан мною в 2009 году. Император в черной форме и горностаевой мантии, с орденом и лентой Святого апостола Андрея Первозванного. Царь держит жезл победителя, на его главе золотой лавровый венец. Изображен он на фоне гвардейского знамени с Георгием Победоносцем.
Золотой венец, как мы знаем, возложил на себя Наполеон: после того, как папа Римский надел ему корону, он ее тут же снял и возложил на себя венец. И все-таки этот венец достался нашему императору. На медалях в честь победы над Наполеоном изображен профиль российского государя в лавровом венце. Я решил это ввести в портрет.
Значение Царя в победе над Наполеоном в советское время всегда умалчивалось. Говорят, что с врагом сражался народ. А кто его вел? Государь вел народ и фельдмаршал Кутузов, и не случайно в Петербурге возвышается Александрийский столп, где ангел с ликом императора Александра держит крест – символ нашего спасения и свободы, Царь уподобился Ангелу-хранителю России и в жизни, и после смерти, став чудотворцем.
– Господь Бог вел и помазанника Божиего. Недаром и на медали были выгравированы слова из Псалтири: «Не нам, не нам, но имени Твоему». Наверное, в очередной раз народ наш заслужил избавление от нашествия иноплеменных.
– Наш народ понимал, что Наполеон – это антихрист. В христианской Европе появился человек варварского типа, который осквернял алтари. И противостоять ему мог только православный монарх. Историк В.Соловьев говорит, что Наполеон был гений войны. А православный монарх был миротворцем. Когда наши войска вошли в Париж, император устроил литургию на том месте, где казнили Людовика XVI. Все парижане собрались и молились вместе с русским духовенством. Наш император как бы освящал оскверненное цареубийцами место. И когда ему граждане говорили, что вы теперь будете нами управлять, он отвечал, что теперь у вас будет мир, будет править династия Бурбонов. То есть наши государи были благородны, и лица у них были ангельскими, а не как у современных политиков; они не просто так становились потом святыми.
– Я так понимаю, что портрет-икона старца Феодора Томского имеет прямое отношение к теме «Война 1812 года», поскольку православные люди знают, что старец этот не кто иной, как император Александр Благословенный…
– Стремление Александра I искупить свой грех было связано с его участием в английском заговоре против Павла I. Зачинщики переворота хотели отстранить императора Павла I от власти, Александр дал на это устное согласие, но они его обманули, совершив цареубийство. Император Павел погиб как мученик на своем посту, а сын его всю жизнь мучился своим косвенным участием в этом злодеянии.
Когда, освободив свое государство от вторжения Наполеона, император Александр въехал в Париж, французы ему кланялись, целуя сапоги, говоря, что теперь он их император. Он же писал в своих дневниках, что его душа в этот момент просила уединения и больше всего жаждала уйти от этого мира.
Слишком уж таинственна была смерть государя в Таганроге. Должного прощания с императором не было. Супруга государя Елизавета Алексеевна тоже стала монахиней. (О ней вышел фильм «Молчальница Вера» режиссера Анны Москвиной). Лев Толстой ездил к старцу Федору Кузьмичу, он писал о нем рассказ от лица императора, писатель твердо был уверен, что это предание - не вымысел.
Старец Феодор Кузьмич разговаривал с архиереями на разных языках, к нему приезжал святитель Иннокентий Вениаминов, иркутский архиерей Афанасий. С ним общались князья, ему приходили посылки от вдовствующей Императрицы. Почерк императора и автора зашифрованных записок – старца Феодора, – по показаниям экспертизы совпадают.
Старца причислили к лику святых в 1984 году как местночтимого святого. Мощи его почивают в монастыре в Томске. В Сибири его очень почитают: у раки его святых мощей совершаются исцеления, и почитание старца ширится, и без его икон нам никак не обойтись.
Я написал Феодора Кузьмича на фоне монастыря. Он заправил за пояс руку (по-военному) и стоит, чуть согнувшись, чем-то напоминая образ Серафима Саровского, который скорее всего и благословил императора на такой подвиг.
– В этой картине еще заставляет задуматься образ ухабистой русской дороги: гоголевская тема, тема странничества и поиска…
– Старец Феодор Кузьмич начал свой путь с Киева и прошел всю Россию. Его за бродяжничество посадили в острог. Кто-то из князей приезжал и просил, чтобы ему наказания не было. Но он сам упросил, чтобы его наказали.
Обходя деревни, старец учил детей грамоте, рассказывал им про войну; кто такие государи, кто такие архиереи. То есть Царь близко общался со своим народом. Некоторые солдаты и священники его узнавали и падали перед ним на колени. Тогда отношение к Царю было как к Помазаннику Божию.
И на его могильном кресте было написано «Великому Благословенному старцу Феодору Кузьмичу». Губернатор велел «Великий Благословенный» замазать белой краской.
– Расскажите о сюжете вашей картины «Нет, братцы – это не Наполеон!»: осенний лес, русские крестьяне прижали к дереву вилами пойманного ими французского генерала. Они могли и своего так же прижать. Откуда им разобрать, кто враг, а кто свой из этих офицеров, одетых в нарядную форму, говорящих на французском (только умирали они по-русски).
– Шла партизанская война. Наполеон писал письма Императору Александру о том, что русские воюют не по правилам, мол нужно шпагами и пушками. Но народ понимал одно: врага надо гнать со своей земли во что бы то ни стало. Нашим крестьянам очень хотелось поймать именно Наполеона: поймал - и конец войне; и они вылавливали всех, похожих не него. На моей картине изображено, как они зовут Дениса Давыдова, чтобы тот определил, Бонапарт иль нет. А он отвечает: «Молодцы братцы, но это не Наполеон». Денис Давыдов тоже с бородой, ему крестьянка посоветовала отрастить бороду, иначе в разгаре боя примут за француза, убьют. В восприятии народа лосины, эполеты, прически – все это французское, вражеское.
Знаково также то, что эти крестьяне, которые все наверняка с православными крестами на груди, у офицеров еще наградные кресты с изображением святого Георгия, идут с вилами на французов, которые уже перестали носить кресты, а наградной крест Наполеон заменил пятиконечным орденом со своим профилем в центре.
– Да, боролись за веру в первую очередь. Картина ваша выполнена в золотом свете: свет от эполет, от золотых листьев. По-видимому, вой-на близится к концу, скоро остатки французской армии будут за Одером и Вислой. И образ улетающей птицы над лесом, где разворачивается эта сцена, символизирует уходящую беду. Мы празднуем победу наших славных предков, почитаем их подвиг, и как православные люди мы вознесем молитвы к святому праведному Феодору Томскому чудотворцу, помолимся на панихидах о Михаиле Илларионовиче Кутузове, о всех известных и неизвестных героях Отечественной войны 1812 года, и тогда для наших душ этот юбилей не пройдет даром, он даст нам силу наших предков, ведь они тоже помолятся о нас пред Престолом Божиим.
Беседу вела Ирина Ушакова