Где сокровище наше?
В Евангелии есть удивительные слова Иисуса Христа о сокровище, которое нужно собирать людям: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 19-21).
Как лично я понимаю эти слова Спасителя? Выскажу то, что пропустил через себя. Что есть истинное, непреходящее «сокровище»? То, что я считаю ценным и нужным для себя, что наполняет мою жизнь смыслом. Что есть «сердце»? Это душа человека, а если шире сказать — его разум, воля, сознание, одним словом — весь человек как таковой.
Почему Господь предостерегает нас собирать себе сокровища на земле? Очень просто: если самое важное и ценное в жизни для нас — деньги, имущество, власть, слава, почести, работа и им подобное, мы связываем со всем этим свое сердце. Иными словами, мы погружаем всего себя в эти тленные и бренные вещи, мы замыкаем себя только на них, делаем себя зависимыми от них, видя в них источник своего счастья и благополучия.
Но ведь эти так называемые «сокровища» истребляют моль и ржа, то есть мы в любой момент можем лишиться этих «сокровищ». Деньги могут украсть, дом — сгореть, автомобиль — попасть в ДТП, мы можем лишиться любимой работы, быть отстраненными от власти. Что тогда будет? А будет вот что — мы начнем страдать. Почему? Да потому что намертво связали с этим сокровищем свое сердце, то есть — всего себя. Свое счастье мы сделали зависимым от того, что может исчезнуть в любой момент. С исчезновением своего «сокровища» мы теряем покой, а самое страшное — смысл жизни.
Спаситель предлагает нам, людям, иное место хранения своего сокровища — небо, небеса. Иными словами, истинное наше Сокровище — Господь, ибо Он есть Творец неба духовного, Царства Небесного. Жизнь дана нам для приобретения этого, главного для нас сокровища — Христа. Но пока мы находимся в земной реальности, Христа, равно как и Ангелов, Царство Небесное, мы телесно не видим, не осязаем, не ощущаем. Все это богатство находится ВНУТРИ нас, о чем и сказал Христос: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Внутри — это где? В сердце! В душе! В воле! В разуме! В сознании!
Что же происходит с человеком, который собирает сокровище внутри себя, отдав сердце, то есть всего себя целиком — Иисусу Христу? Происходит удивительная вещь: человек делает себя зависимым от Христа, от Божией Матери, от Ангелов, от Царства Божия. Человек источником своего счастья делает не внешний мир, которому принадлежит телесно, а духовный мир. Мир, который никто никогда у него отнять не сможет. Если денег, имущества, карьеры, власти и прочего подобного можно вмиг лишиться по воле случая, то искренней, горячей веры во Христа никто человека лишить не может. Никто! А Христос — это благо, это радость, мир, любовь, одним словом — вечное счастье. И пока человек своим сердцем держится за Христа, он будет иметь полноту жизни.
Внутреннее, сердечное сокровище — самое надежное, самое устойчивое пред любыми внешними «ветрами». Оно всегда с человеком, где бы он ни был, каким бы материальным достатком не обладал, каким бы скорбям не подвергался. И Христос настоятельно советует приобретать именно это сокровище. Оно делает земную жизнь человека осмысленной, целеустремленной, ибо он ясно видит цель жизни — уподобление Христу, единение со Христом, которое возможно через жизнь по Евангелию.
Само слово — «СОКРОВИЩЕ» подсказывает нам, каким оно должно быть. Каким? СОКРытым, спрятанным. Где же? В душе. Оно должно быть СОКРОВенным, то есть глубоко внутренним, личным. Далее смотрим. В слове «сокровище» спрятаны еще два слова — «КРОВЬ», «КРОВ». Кровь человеческая течет по сосудам внутри тела, кровь символизирует саму жизнь. Потому духовное богатство есть сама жизнь наша, и жизнь эта — внутри нас. Кров же — это дом, это наша тихая пристань, это место, где мы живем.
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 19-21).
Эти вечные слова станут пронзительным звенящим глаголом и после смерти человека. Тот, кто собирал себе сокровища на земле, вместе с этой землей в посмертном бытие потеряет и сердце, то есть навеки погубит душу свою и войдет в вечное страдание.
А те, кто собирал себе сокровище на небесах, во Христе, по смерти вступят в абсолютное обладание этим сокровищем. Царство Божие, приобретенное на земле, носимое глубоко внутри себя, в реальности духовного мира «сольется», если так можно сказать, с «внешним» Царством Божиим. Человек войдет в мир, который давно стяжал внутри себя благодаря непрерывному труду во славу Божию. И это СОКРОВИЩЕ у него не отнимется никогда…
Волшебное слово ПРОСТИ
Волшебство, в детско-лирическом понимании, есть некое чудесное событие, которое не может произойти никаким иным, «обычно-человеческим» способом. Сказочное волшебство обычно так действует на человека, что целиком и полностью преображает его, делает другим — хочется верить, что лучшим.
Что же делают «волшебные слова»? Они часто меняют полярность человеческих отношений, насыщают их невидимыми токами добра и света. Что это за слова? На ум сразу приходят два: «пожалуйста» и «спасибо». Волшебные слова, знакомые с детства. Привитые с малых лет к растущему стеблю души, сращенные с ним частым вдумчивым употреблением, они и вправду способны сотворить чудо, главное чудо человеческой жизни: человек вырастает добрым, отзывчивым, благодарным и благожелательным к окружающим.
«Пожалуйста» и «спасибо» часто слетают с его уст, и их сердечная сила порой способна ломать «стены» и крушить метровые «льды». Но только до тех пор, пока эти сильные слова имеют остроту, то есть душевность. Стоит только им войти в безрассудочную привычку, стать «американской улыбкой» — без души и тепла, всё: «волшебные» слова перестают быть таковыми, превращаясь в сухой словесный песок.
Однако существует менее заметное — в ранге «волшебных», — слово, способное одарить его пользователя величайшими благами. Это слово «ПРОСТИ». Всего шесть букв, два слога. Но какая мощь заключена в них! Какая сконцентрированная энергия — энергия созидания! Что же она может созидать? Мир! Мир с другими людьми и, как прямое следствие, мир в собственной душе — редкую драгоценность в наше время.
Прости! Как легко сказать это слово! Как легко выпустить его на свободу, свободу творить добро! Легко тому, кто жаждет мира с другими, кто бежит всякой вражды, сторонится злобы и неприязни, но всюду ищет любви, тепла и света. Как часто это маленькое слово, сказанное с искренним сокрушением, спасало чью-то семью от развода, дружбу — от ссоры, любовь — от расставания! Да, «прости» трудно произнести человеку гордому, высокомерному, считающему правым только себя самого, поглядывающего на других «сверху вниз». Но скажите, много ли среди таких «сверху-внизовцев» счастливых людей?
Зато те, кто поверил в великую силу волшебного слова «прости», могут называть себя счастливцами. Уверен: умение просить прощения за любую, малейшую вину, — а во имя сохранения мира и согласия даже при ее отсутствии — одна из главнейших школ жизни. Говоря «прости» другому, человек смиряет себя, признает мнение собеседника важнее своего собственного. И — всегда побеждает! Всегда!
Бывает, оппонент в гневе готов тебя «с грязью смешать», уже мысленно готовит уничтожающие тирады, предвкушая твое унижение… «Прости меня, пожалуйста, я не прав». И всё. Всё! Где гнев? Где злое торжество победителя? Растерянность, смущение и… прощение.
Кстати, раз уж мы заговорили о смирении — этой наиглавнейшей христианской добродетели, уместно сопоставить его с нашим волшебным словом. Вглядимся в саму «графику» слова «смирение». Что же мы видим? С-МИРение, сМИРение, при-МИРЕНИЕ. При таком взгляде, в прожекторном луче слова «прости», «смирение» блестит непривычными гранями.
Смирение начинается с приМИРения с ближними. Желая приобрести дар смирения, мы должны идти к ближним.
С МИРом, желая им только добра и света. Разве «прости» не желает того же самого? Разве у «прости» не та же задача? Вот и получается, что, учась просить прощения, что, в общем-то, не так и сложно, мы, в то же время, потихоньку научаемся величайшей добродетели смирения, то есть полной покорности воле Божией.
Не будет у нас мира с ближними, тем более — с близкими людьми, не будет приМИРения с ними — напрасно надеяться, что смирение каким-то чудесным образом свалится на нас из ниоткуда и сделает учениками Христовыми, Который сказал: «...научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем...» (Мф. 11, 29).
Где нет мира, там нет и любви.
А где нет любви, нет и Бога.
Сколько друзей помирилось после «прости» одного, а потом, в ответ, и другого? Сколько пар сохранили «парность» только потому, что отсекли главу змея вражды мечем взаимного «прости»? Сколько добрых семян сеет это волшебное слово в сердцах тех людей, кто просит прощения не для проформы, а от души? Когда тебе говорят «прости», на язык сами собой просятся слова «прощаю». А потом — «и ты меня прости». Так торжествует любовь! Так главенствует всякая правда!
Простое, тихое, смиренное слово из шести букв:
«п р о с т и». В этом слове «спрятаны» еще два, раскрывающие его глубину: «просто» и «рост». Говорить «прости» просто, легко, незатруднительно. Говоря об этом простом «прости», как не вспомнить слова преподобного Амвросия Оптинского: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено — ни одного!»
Второе — «рост»: «пРОСТи». Прося прощение и прощая других, мы растем, врастаем в Бога, Который ждет от нас этих простых слов, обращенных к Нему: прости, помилуй и спаси!
Артемий Слёзкин,
г. Севастополь
г. Севастополь