Поэтому надо стремиться и стараться любить мир, сеять мир вокруг себя и не допускать вражды друг с другом. Враг сеет всякую тревогу в сердца людей, неустойчивость, разделение, разногласия, раздоры и даже междоусобную брань.
Все эти явления противны Божиему установлению, Божией воле. Господь, наоборот, призывает всех к мирной жизни, к миру, чтобы создание его пребывало в мирном устроении. «Мир даю вам», — говорил Господь своим ученикам пред своими страданиями. Но злобный враг человеческого рода не терпит этого мира. Его излюбленным делом является сеять вражду между людьми, ненависть, кровопролитие, убийства, нарушать мир и спокойствие. Когда при рождении Христа Спасителя явились пастырям Ангелы Божии, они воспели хвалебный гимн «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». То есть перед Своим Рождеством Христос должен принести мир на землю, умиротворить людей, ибо мир может быть только во Христе.
Поэтому в наши дни особенное значение приобретает, чтобы каждый из нас помнил бы и знал, что мир — это великое духовное сокровище, которое дал нам Господь и что только в мире жизнь может быть радостной, веселой, а поэтому и каждый христианин должен стараться и сам водворять в своей душе мир, утверждать его и быть миротворцем вокруг себя.
Если мы посмотрим на человека в двояком состоянии: в мирской области человек, который живет в своей семье с родителями и который ищет счастья, заботится о счастье, или человек христианин, пребывающий в духовной области, который верует в Евангелие, верует во Христа, ожидает Царствия Небесного, то при мирном устроении душевном и в первом случае такой человек счастливый, у него всегда бывает благополучие и все ему удается, и как христианин он является совершенным христианином, он с миром и легко спасается. И наоборот, без мира он несчастный человек, он фальшивый христианин. Он жалкий в этой жизни и трижды жалкий в будущей жизни. Настолько необходим мир для людей и в мирских делах, и в духовной будущей жизни.
Древняя мудрость языческих мудрецов оставила нам общеизвестное изречение, которое во все времена во всем мире признавалось как истинное, а именно, что при мире и согласии малые вещи увеличиваются, а при раздоре и большие вещи уменьшаются. Благополучно то общество, тот дом, где обитает мир, где люди живут в мире, где дети чтут родителей, родители заботятся о детях, где муж и жена живут в единодушии и согласии. Там Божие благословение, там радость и веселье, там земное блаженство. Наоборот, там, где господствует ненависть, где раздоры и вражда, там уже разномыслие, разделение между родителями и детьми, ревность между мужем и женой, там неустройство, там зависть и сварливость, разорение, нищета, убыток, одним словом, там все худое, там ад.
И мы знаем, что вражда разрушила не только отдельные дома, от вражды погибли крупные города и сильные государства. Мир любезен, сладок мир, который должен пребывать на земле, и блаженна та земля, в которой обитает мир, блаженна та страна, где мир есть, и блаженны те люди, которые наслаждаются миром, «блаженны миротворцы, яко тии сынами Божьими нарекутся».
Надо сказать, что весь закон Господа нашего Иисуса Христа основан на благороднейшем свойстве нашей человеческой природы — на любви. Возлюби Господа Бога и ближнего своего. На этих двух заповедях основывается весь закон и пророки — на любви. Господь для нашего спасения не заповедал быть нам мучениками или подвижниками, но Он нам заповедал для нашего спасения любить друг друга и любить любовью не простой, которой мы любим своих друзей, но любовью особенной, той любовью, которой мы могли бы любить и врагов своих. Любите враги ваши, — вот, что Господь нам заповедал. И пред своими страданиями Господь даровал нам самое ценное сокровище — это мир Свой: «Мир Мой даю вам».
Поэтому истинный признак совершенных христиан состоит не в том, чтобы поститься, молиться, творить милостыню или тысячу чудес, или быть мучимыми за имя Христа, или быть подвижниками и горы переставлять, но истинный признак христиан — это стоять в любви. Любовь — вот отличительный признак истинных христиан. Апостол Павел говорит, что если бы я все это творил, то есть и горы переставлял, творил бы чудеса и знамения, отдал бы свое тело на сожжение за имя Христово, но если бы я не имел любви, то я ничто. Если же мы угрызаем друг друга завистью, осуждением, ненавистью, то мы уже не являемся членами Церкви Христа. Мы уже сами себя как бы вычеркиваем, изгоняем из лона церковного и навлекаем на себя гнев Божий, лишаем себя спасения. А если мы сами себя изгоняем из Церкви Христовой, то мы, можно сказать, и не достойны, и не достигнем Царствия Божия.
Поэтому, дорогие, мы должны обратить сугубое внимание на то, что заповеди Христовы мы должны строго соблюдать и в своем поведении стараться руководствоваться этими заповедями и оправдывать свое христианское звание. Не быть только по имени христианином, но по своему поведению, по своему сердечному устроению мы должны быть истинно христианами, должны быть миротворцами, любящими мир, и всякой вражды должны избегать, должны способствовать миру в своем сердце и миру вокруг нас. Только при таком нашем настроении возможен мир, когда мы будем стараться, даже когда преткнемся, должны покаяться, и вновь в своем сердце возводить мир и быть людьми миротворящими, памятуя, что «блаженны миротворцы, яко тии сынами Божьими нарекутся». Аминь.
Из проповеди архимандрита Кирилла (Павлова)
Расшифровка «Руси Державной»
Расшифровка «Руси Державной»