Годы его первосвятительства называют вторым крещением Руси. Пятнадцатый предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий II (23.02.1929 — 5.12.2008) возглавлял нашу Церковь восемнадцать лет. Миллионы людей тогда пришли в храмы, к голосу Церкви стали прислушиваться и общество, и государство. При Патриархе Алексии произошло объединение Русской Церкви Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.
Отец будущего Патриарха Алексия II Михаил Александрович Ридигер принадлежит к дворянскому немецкому роду, он закончил императорское Училище правоведения, с 1942 года был священником Русской Православной Церкви в Таллине. Дед Патриарха по материнской линии Иосиф Константинович Дунин-Слепец — командир 1-го Выборгского крепостного полка, герой Русско-японской войны.
С 14 лет Алексей Ридигер служил в храме алтарником, псаломщиком, ризничим, закончил Ленинградскую духовную семинарию, а в дальнейшем академию. Служил в Йыхве, Тарту (Эстонская ССР), был епископом Таллинским и Эстонским. После смерти матери в августе 1959 года решил принять монашество и 3 марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры был пострижен с именем Алексий — в честь другого святого: не Алексия, человека Божия, именем которого был наречён в крещении, а Алексия, митрополита Киевского, святителя Московского.
На Таллинской кафедре находился четверть века как епархиальный архиерей — до 1986 года: с 23 июня 1964 года — архиепископ, с 25 февраля 1968 года — митрополит; после перевода в Ленинград, в течение ещё шести лет продолжал управлять ею по совместительству до 1992 года, в том числе уже будучи Патриархом.
В многочисленных интервью Патриарх Алексий рассказывал, что в бытность на Таллинской кафедре противодействовал намерениям властей: закрыть Пюхтицкий монастырь, 38 приходов, переделать кафедральный собор под планетарий, снести старейшую в городе деревянную Казанскую церковь.
В 1983 году, после передачи Данилова монастыря Русской Православной Церкви, председателем комиссии по приему, реставрации и строительству в монастыре был назначен митрополит Таллинский Алексий. В кратчайшие сроки из полной разрухи был воссоздан старейший монастырь Москвы и в 1988 году там состоялись главные торжества, посвященные тысячелетию Крещения Руси.
Более двадцати лет управляющему делами Московской патриархии епископу, а затем митрополиту Алексию (Ридигеру) приходилось решать многие, подчас неразрешимые, вопросы и противостоять желанию государства разъединить народ и Церковь. В декабре 1985 года он направил письмо М. С. Горбачеву о том, что Церковь должна получить свободу, но тогдашний руководитель государства не был готов к таким переменам. Митрополита Алексия сняли со всех должностей и назначили на Ленинградскую и Новгородскую кафедру. За время его служения там были восстановлены и освящены часовня блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, Иоанновский монастырь на Карповке в Ленинграде.
Святейшему Патриарху Алексию пришлось с нуля возрождать приходскую и монашескую жизнь, восстанавливать систему духовного образования и укреплять веру миллионов людей, которые тогда переступили порог храма. Десятки больших и малых городов встречали своего Патриарха, никто до него не был так близок к своей пастве, он посещал несколько епархий в год, совершая богослужения не только в кафедральных соборах, но и в маленьких провинциальных храмах, встречался с людьми в больницах и школах, в детских домах и воинских частях.
Дважды в самое трудное для Сербской Православной Церкви время — в 1994 и 1999 годах — Патриарх Алексий прилетал на многострадальную сербскую землю, пытался остановить кровопролитие, в те тревожные дни молился в Белграде вместе с сербским народом.
В 1993 году над страной нависла угроза гражданской войны, тогда патриарх Алексий прервал визит на Аляску и вернулся в Москву. По его благословению из Третьяковской галереи в Богоявленский собор была принесена чудотворная икона Владимирской Божией Матери, перед которой молились о том, чтобы не пролилась кровь. Патриарх благословил устройство церкви в осаждённом Белом доме, где священник Алексий Злобин причащал людей. В патриаршей резиденции Патриарх возглавил переговорный процесс и сделал всё возможное для примирения враждующих сил.
Ещё об одном важнейшем событии в истории православного мира Святейший Патриарх Алексий II рассказывал так: «Это большое духовное событие, к которому мы шли 80 лет, и последние годы, когда стали возможны личные контакты между иерархами Русской Зарубежной Церкви, создана комиссия, которая обсуждала вопросы, разделяющие нас, мы пришли к единению и был подписан акт о каноническом единстве Русской Православной Церкви. У Московского Патриархата около 300 зарубежных приходов, около 300 приходов имеет и Русская Зарубежная Церковь. Сегодня это единая Русская Православная Церковь. 600 русских приходов совершают свое служение, окормляя русских православных людей, находящихся в рассеянии. Подписание канонического акта было не формальным актом, а дошло до приходского уровня, я почувствовал это единство, когда совершал молебен с акафистом в кафедральном соборе в Мюнхене. Собралось около четырехсот человек, и я ни на одну йоту не почувствовал, что нас что-то разделяет. Молитва объединяла нас, и я почувствовал, как будто я был в областном городе России. Те же верующие, которые так же ждали благословения Патриарха, также с любовью встречали и вместе молились».
Святейший Патриарх Алексий II был участником множества церковных событий. В церковной и светской печати в России и за рубежом опубликовано несколько сотен его статей, выступлений и работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие и другие темы. Патриарх Алексий возглавлял Архиерейские Соборы 1992, 1994, 1997, 2000, 2004 и 2008 годов, неизменно председательствовал на заседаниях Священного Синода.
По материалам СМИ
Из высказываний Святейшего Патриарха Алексия II
В первую очередь я благодарен моим родителям, которые дали мне жизнь, привили мне любовь к храму, привили любовь к святыням, потому что ежегодно они ездили или в Свято-Успенский Печерский монастырь, или в Пюхтицкий успенский монастырь, или в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь (в то время на территории Финляндии). Общение со старцами Валаамского монастыря, с которыми мне довелось встретиться, произвели на меня очень сильное впечатление. У меня не было никаких сомнений, по какому пути я пойду. Я в шесть лет уже знал наизусть Литургию.
Я всегда молюсь о тех, кто своим примером, примером своей жизни наставлял меня и учил.
+ + +
Юношей и девушек России начала XXI столетия ни в коем случае нельзя называть «потерянным поколением»! Конечно, и меня кое-что смущает в нравах молодых современников. Но я говорю себе: надо быть снисходительным и терпимым.
Вера возникает и укрепляется не благодаря рациональным доводам, а потому, что ее дарует человеку Бог. Можно уверовать, даже многократно убедив себя в абсурдности религии с точки зрения разума. А можно доказать для себя существование Бога, видеть чудеса и не стать при этом верующим человеком. Православие не «доказуется, а показуется» — так еще по этому поводу говорят в народе.
+ + +
Были времена, когда долгом Патриарха было говорить горькие слова в лицо правителя. Теперь, кажется, приходят времена, когда еще более горькие слова надо говорить в лицо своему народу.
+ + +
Мы должны думать только о Вечном. Бесконечность Вечности — это то, что ожидает каждого человека. Мы идем навстречу смерти. Все. И оставим все: богатство, успех, власть, славу, почести — все, что мы накопили на этой земле. Все человеческое закончится ничем. То, что мы унесем с собой, будет только душа и добро, которое мы сделали. Это единственное богатство, которое пересечет вместе с нами границу смерти. Другого нет.
+ + +
Есть бесценное правило в сокровищнице вселенского православного христианства: если ты хочешь изменить мир в лучшую сторону и если тебе активно что-то не нравится в окружающем тебя обществе и людях и ты точно знаешь, что дальше так жить нельзя, начни непременно в первую очередь с себя.
+ + +
…мне казалось, что во время войны я встретился с проявлением самого большого людского горя и ничего страшнее уже никогда не увижу. Просто этого на свете не существует. Ан нет: выяснилось, что и во вполне мирное время в небольшом городке человеческие страдания могут сконцентрироваться до прямо-таки «гремучей смеси». Едва ли не ежедневно в допотопных шахтах под землей с людьми происходили несчастья: обвалы, взрывы… Люди теряли кормильцев, приходили в церковь отпевать их, хоронить. Как священник, я обязан был разделить боль каждого. Эту страшную жизнь сопровождали беспробудное пьянство, бессмысленные драки, нарушение всех мыслимых принципов семейного существования… В таких условиях Господь судил мне начать свое пастырское служение.
+ + +
Что такое Русская Православная Церковь, как не сам русский народ?
+ + +
Особенно много внимания уделяю словам молитвы: «Умири нашу жизнь, Господи». Мира нам не хватает, терпимости, взаимопонимания. Мы должны повернуться друг к другу лицом, понимать друг друга и вместе решать те задачи, которые сегодня стоят перед всем нашим обществом, перед страной, быть терпимыми друг к другу, и только тогда мы решим те глобальные проблемы, которые сегодня стоят перед страной и перед всем нашим обществом.
+ + +
Врачи категорически возражали против моей поездки в Киев, поскольку были определенные осложнения в области сердца. Поэтому они даже встречались с членами Священного Синода и с Президентом и сказали, что ехать опасно. Но, взвесив все, я принял решение поехать, иначе результаты были бы совсем другие. Если бы я не поехал, Патриарх Константинопольский возглавлял бы все праздничные мероприятия, и вся ответственность за происходящее лежала бы на нем. Местные СМИ использовали бы неприезд Патриарха Московского, чтобы сказать православным верующим: «Вот видите, Москва вас оставила». Мы предоставили Украинской Православной Церкви, как и другим самоуправляемым Церквям, решение всех вопросов касающихся административной, финансовой, учебной, хозяйственной деятельности, но мы сохранили духовное единство и молитвенную связь, и разорвать эту связь не дано никому.
+ + +
Церковь всегда — и в радости, и в испытаниях — была со своим народом, она молится о нашей стране. Когда некоторые политики говорят: «в этой стране», для людей, которые любят свою родину, знают ее историю, культуру, это звучит оскорбительно. Не «эта страна», а «наша страна», в которой мы живем.
+ + +
Каждый человек должен иметь свободные минуты для того, чтобы побыть одному, самим с собой и подумать о прошлом и настоящем. К сожалению, таких свободных минут мало, но надо их выкраивать, потому что побыть одному со своей совестью и заглянуть в свою душу каждому человеку нужно, особенно человеку, который достиг уже вечера своей жизни.