Добавлено: 28.08.2025

Человек великой силы и скромности

Известный русский кинооператор-постановщик, фотохудожник Анатолий Заболоцкий, чьё 90-летие мы отмечаем в сентябре нынешнего года, и сегодня продолжает своё служение — стремится запечатлеть русские характеры, нашу удивительную природу, русскую жизнь. Словом, пишет историю народа.

Он работал на девяти киностудиях СССР кинооператором-постановщиком. Как оператор участвовал в создании пятнадцати художественных фильмов. Вот лишь некоторые из них: «Альпийская баллада» («Беларусьфильм»), «Через кладбище» («Беларусьфильм», режиссера В. Турова, включенный ЮНЕСКО в 100 лучших фильмов о Второй мировой войне), «Безумие» («Таллинфильм»), «Печки-лавочки» (киностудия им. А. М. Горького), «Калина красная» («Мосфильм»), «Обрыв» («Ленфильм»), «Целуются зори» («Мосфильм»), «Слова матери» о Марии Сергеевне Шукшиной, как сценарист и режиссёр выступил в фильме «Мелочи жизни» — о судьбе исполнительницы роли матери Егора в «Калине красной.

С 1977 года Анатолий Заболоцкий занимается фотографией. За эти почти полвека вышло около тридцати альбомов с фотоработами Заболоцкого: два издания книги Василия Белова «Лад», книга Владимира Солоухина «Письма из Русского музея», юбилейное издание «Слово о полку Игореве: 800 лет» с предисловием Дмитрия Лихачёва, фотокнига «Лик Православия», воспоминания Заболоцкого о его соратнике и друге «Шукшин в кадре и за кадром»...

Анатолий Дмитриевич снимал фотокомпозиции на Афоне, на Святой земле, на Камчатке, в Белоруссии. В разных городах страны проходили его фотовыставки: «Русь. Веси, лики, земля...» — к 30-летию творчества; «Жизнь подарила увидеть…» — к 60-летию творческой деятельности, где было представлено 500 фотографий, сделанных Заболоцким с 1955 по 2015 годы, в том числе 40 пейзажных панорам прекрасных уголков России, к примеру, серии «Осень на Алтае. Улаганский район», «Жизнь в заказнике бурых медведей на Курильском озере» (Камчатка). Записано у меня такое воспоминание Заболоцкого: «В юности я выстрелил в сокола-копчика. Подбежав, увидел, что из глаза у него текла слеза. Остолбенел. И больше никогда не бывал на охоте. С тех пор только фотографирую живую природу. Меня впечатлили Камчатка и Алтай. Я узнал, что под Бийском на незамерзающем озере зимуют полторы тысячи лебедей. Увидел, что у этих птиц удивительная пластика, одним пером они регулируют посадку и взлёт, но снять их можно только современной скоростной камерой».

1 июля нынешнего года в Москве прошла премьера документального фильма «Жизнь в профессии», снятого режиссёром Лидией Бобровой о самом Анатолии Дмитриевиче Заболоцком. В него вошли фрагменты из художественных фильмов, ставших легендарными, в том числе благодаря его операторской работе — «Калина красная», «Печки-лавочки», «Мелочи жизни». Фильм «Жизнь в профессии» во многом построен на размышлениях и дневниковых записях Анатолия Дмитриевича. Это некое осмысление жизни, отданной служению профессии оператора.

На этой встрече после кинопоказа легендарный оператор рассказывал, как проходили съёмки самых пронзительных эпизодов фильмов, которые в основном он снимал с Василием Шукшиным. «Я часто ездил по четверо суток на поезде и видел, как закатное солнце отражается на стеклянных бутылках, — говорил Анатолий Дмитриевич, — и эту съёмку я использовал в «Печках-лавочках», это помогает зрителю подсознательно понимать, что герой едет в поезде». Рассказывал Анатолий Дмитриевич и про ковёр на стене, запечатлённый в фильме «Калина красная». Он увидел его у местной жительницы в Белозерске, где снимали фильм, долго выпрашивал, потом всё же купил за 25 рублей, его и использовали для съёмок.

С теплом говорил он и о документальном фильме «Полдень» (1969), снятом им о быте и природе дагестанского селения в Гунибском районе. Сегодня, в пору разобщённости и внешней угрозы нашей стране, дорогого стоит этот авторский взгляд, отношение к культуре, философии и быту одного из народов, проживающих внутри России.

А уж как рассказывал Анатолий Дмитриевич на этой встрече о своей работе фотохудожника — заслушаешься. Такое воспоминание у него связано со знаменитым снимком, где трое мальчишек стоят у реки (названа композиция «Славяне на Оке»): «Я увидел мальчишек лет двенадцати. А один из них и говорит: “Неужели мы втроём не отберём у него этот аппарат?”» А позже, как говорит мастер, он вглядывался в эти лица на снимке и дивился цельности, пассионарности этих мальчишек. Снимок был сделан во время съёмок «Обрыва» по Гончарову у города Павлова в 1982 году.

На экране проходили один за другим памятные зрителю по альбомам фотокомпозиции Заболоцкого, а он в такт тихой музыке вспоминал и вспоминал историю каждого снимка. Вот лучина горит, вставленная в железный светец, прикреплённый к бревенчатой стене, под ней деревянное корытце, чтобы пепел падал в воду. «Вскоре мне стало трудно дышать от дыма, а ведь при таком свете девушки плели кружево зимними вечерами», — говорил Заболоцкий о съёмках на Вологодчине. Вот пожилая женщина для кадра надела платье, которое ей оставила её мать, было это в 1969 году. Сегодня такое встретить в деревне, наверное, невозможно... А вот и Алтай, и воспоминания о том, как проходила работа скульптора Вячеслава Клыкова над памятником Василию Шукшину на горе Пикет, открытым в 2004 году. Установке памятника помогал тогдашний губернатор Михаил Евдокимов. «На открытии памятника, — вспоминал Анатолий Дмитриевич, — когда выступал Валентин Распутин, нависла грозовая туча и начался сильный ливень, люди достали зонтики, но никто не ушёл. Это и есть проявление настоящей народной любви и признания».

«Судьба подарила мне знакомство почти со всеми писателями деревенской прозы, — продолжал своё повествование знаменитый оператор. — Шукшин познакомил меня сперва с Распутиным, потом с Беловым, а с Астафьевым мы земляки, я в Абакане закончил школу, а он — в Красноярске. Солоухин сам попросил меня проиллюстрировать книгу «Письма из Русского музея». … А иногда фотография становится документом. Виктор Лихоносов пригласил меня к писателю Олегу Михайлову в Переделкино, он показывал нам литературные раритеты. Уходя, я щёлкнул его на телефон. На следующий день, 9 мая, мы узнали о пожаре, в котором погиб он, его архив и дом». Ещё важно отметить, что стараниями Анатолия Заболоцкого была открыта памятная доска Владимиру Солоухину.

Писатель Владимир Крупин, выступавший на этой встрече, обратил внимание зрителей на то, что Анатолий Дмитриевич, помимо кинематографа, овладел литературным мастерством — через слово Заболоцкого сразу возникает образ. Владимир Крупин часто говорит о том, что лучших русских писателей Валентина Распутина, Василия Белова и многих других продолжают уничижительно называть «деревенщиками». И на этой встрече весьма уместно писатель задал вопрос: когда же изменится отношение к ним?.. «Пахарь меняет соху на винтовку и идёт спасать Родину, — говорил Владимир Крупин. — Микула Селянинович — великий былинный герой, вся дружина Вольги не может его сошку закинуть за ракитов куст, а Микула одной рукой справляется. И Анатолий вернулся к этой сохе. Он — человек великой силы и скромности… Чего нам стесняться? Русские люди — главные люди на планете, они держат эту планету своей нравственностью, целомудрием, чистотой отношений и тем, что они верят во Христа. Почему мы непобедимы? Потому что мы со Христом. Как писал монах в келье, который не видел никого тридцать лет? «Если весь мир против меня, но за меня Христос, я сильнее всего мира»».

Помнится, как о фотоснимках русского быта, им запечатлённого, Заболоцкий сказал в нашей беседе 2016 года: «Да я люблю эту жизнь! Забор в деревне умирает, падает, но это красиво, я люблю это умирание, потому что это душа наша и она нам мила! Люблю Россию за язык, на котором мы говорим! Когда уезжаю заграницу, побуду неделю и мне охота домой, я не могу жить, не слыша русской речи. Даже по белорусским интонациям тоскую. У белорусов есть слово немовлёна — маленькая девочка, которая ещё не молвила ни одного слова. Какое ласковое название. И украинский язык — родной. Только теперь воздаяниями американских главарей нас разделили. И в Белоруссию вбрасывают множество средств, чтобы отбить её от России. Мы — один народ, всё равно, пройдёт время, и все мы соберёмся воедино, и никто нас не сможет разлучить».

Выступил на вечере и народный артист РСФСР Александр Михайлов, а заслуженная артистка России певица Евгения Смольянинова рассказала о том, как Куделиха, героиня фильма «Калина красная», повлияла на её судьбу: «Когда я увидела её десятилетней девочкой, то была ранена. Это судьба. Куделиха меня сделала как певицу. Мне было легко со всеми русскими бабушками, которых я слушала, у которых училась».

Мы не раз беседовали с Анатолием Заболоцким и, рассуждая о том, чем помочь сегодняшней молодёжи, он просто вспомнил, как воспитывали его поколение: «Детишек надо приучать к земле. Хотя бы летом вывозить их на природу. Отрывать от лени. Кто победит лень, тот станет человеком. Воспитывать надо собственным примером и даже понуждением. Я обижался на отца за то, что он лупил меня в 9 классе, когда я убегал из школы и неделями играл в футбол. Но потом я понял, что это наказание и заставило меня работать. Благодарю родителей за то, что они научили меня работать. Я разгружал машины угля — топили дом углём. Мы копали по сто мешков картошки, чтобы кормить корову, свиней, телят. Копали с матерью две недели, а так неохота было ночевать в поле, потом ждать машину. А прошло время — и вспоминаешь с такой радостью, что это ты сделал».

Памятны мне слова Валентина Распутина, которые процитировал Анатолий Заболоцкий: «У нас принимается много программ, а почему бы не принять программу о спасении деревни? Это суть программа спасения России. Не будет деревни — не будет России. Без деревни Русь потеряет лучшие свои качества: совесть, человеческую близость, мастерство, природное чутьё и любовь к природе…».

Ирина Ушакова
от 02.09.2025 Раздел: Август 2025 Просмотров: 74
Всего комментариев: 0
avatar