Добавлено: 21.04.2022

Киево-Печерская святыня

Из проповедей митрополита Арсения (Яковенко), наместника Свято-Успенской Святогорской лавры

Преподобные Киево-Печерские — удивительные угодники Божии.
Это и преподобный Нестор Летописец, это и Агапит, врач безмездный, это и Алипий иконописец Киево-Печерский, это и Иларион, написавший «Слово о законе и благодати», бывший митрополит Киевский, а впоследствии схимник Киево-Печерский. Это и величайшие Антоний и Феодосий, зачинатели и основатели монашества на Святой Руси. Это колыбель монашества нашего Отечества — Киево-Печерская лавра.

И как эти угодники Божии даруют нам надежду. Ведь посмотришь сейчас, братья и сестры, кажется, и свеча нравственной жизни и целомудрия потухла, никому не нужна, и свеча любви уж не загорается, потому что люди стали самолюбивы и забывают друг о друге. Кажется, и свеча молитвы угасла, потому что умирает старшее поколение и все меньше и меньше молитвенников становится. Но преподобные Киево-Печерские — это свеча надежды, от которой можно зажечь и свечу молитвы, и свечу любви, и свечу жизни нравственной и целомудренной. Они дают нам свечу надежды.

Каким образом дают? С древнейших времен нетленными мощами в пещерах почивают преподобные Киево-Печерские. Много людей, посещая их, переосмыслили свою жизнь или получили начаток пути жизни в Бозе, жизни спасительной. Ведь подумайте. Монголо-татарское нашествие. Киев, который был соперником Царьграда, разорен до основания. Всего лишь двести дворов осталось от него. София Киевская стояла до XVII века в руинах. Великая Киево-Печерская лавра была полуразрушена. Но преподобные Киево-Печерские нетленными мощами остались в пещерах.

Пришло польско-литовское нашествие, где истреблялось все православное так, что наши предки — православное казачество должно было восставать против польского засилья и геноцида православного народа и защищать свое отечество. Поляки были в Киеве, и древние монастыри принадлежали католикам и униатам, но преподобные Киево-Печерские остались, и обитель была православная.

Сколько пронеслось лихолетий, сколько всяких бедствий пронеслось над городом Киевом, братья и сестры. Я приведу примеры уже близкого к нам времени. Это XX век. Когда возникла после октябрьского переворота безбожная власть, которая расстреливала священников, одним из первых был расстрелян митрополит Киевский Владимир. Когда взрывали храмы и рушили монастыри. Когда загоняли в тюрьмы, на каторги, подвергали пыткам и расстрелам и священнослужителей, и верующих. Когда атеизм грязной своей волной расплеснулся по всему нашему Отечеству, оскверняя души людей, которые были крещены и были, казалось бы, людьми церковными, отрывая их от спасительного пути и заставляя их забывать о Вечности, о безсмертии души. С младенчества учили, что человек произошел от обезьяны. Но не от Бога. Имя Бога не только хулилось, но всячески искоренялось.

И видя такое бедствие, митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), духовник святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, нашего угодника Божия, особо почитаемого, он, будучи митрополитом Киевским и по-человечески переживая за судьбу святыни — мощей преподобных Киево-Печерских, боясь их уничтожения безбожной властью, решил мощи вывезти из Киева. И вот были подогнаны машины, и он зашел в Дальние пещеры. Первыми лежали мощи преподобного князя Острожского. Одел на себя епитрахиль митрополит Антоний, открыл крышку гробницы и хотел уже брать мощи князя и выносить на улицу, и вдруг полыхнул огонь. Огонь опалил ему бороду и епитрахиль. Эта опаленная епитрахиль до сих пор хранится в Русской Зарубежной Церкви, которая составилась из эмигрантов. И митрополит Антоний, заплакавши, понял: преподобные Печерские не хотят покидать свое Отечество. Они остаются в нем. В безбожном, где идет гражданская война, где брат убивает брата, где всякое здравомыслие, кажется, отсутствует, а злоба и ненависть людей, которые друг в друге вдруг увидели врагов, такова, что не поддается человеческому пониманию. И тем не менее, когда в таком состоянии находился весь народ наш, преподобные Киево-Печерские остаются с ним. Лавра была закрыта. В ней был сделан музей. Но преподобных никто не тронул.

И вот пришла война Великая Отечественная. Мы помним из песни Клавдии Шульженко: «Киев бомбили, нам объявили, что началася война». Наше Отчество тогда подверглось страшному завоеванию и разрушению. Воевали не только гитлеровская Германия. С гитлеровской Германией вместе воевали полки французского легиона и итальянцы, и венгры, и польские полки были в составе немецких войск оккупационных, и румыны, и множество других народностей воевало на стороне гитлеровской Германии, разрушая наше Отечество, убивая наших соотечественников, сжигая села, грабя наши святыни. Преимущественно они были католиками. Преимущественно католиками были и итальянцы, и венгры, и немцы, и австрийцы. Но на территории тогдашнего Советского Союза ни в Западной Украине, ни в Белоруссии, ни в Ленинграде тогдашнем, ни в Москве, ни в Прибалтике в монастырях и католических храмах не прекратили поминать Папу Римского. Это я в тему того, что сейчас предлагают не поминать Патриарха. Церковь стоит над миром. И католики в те времена, наши соотечественники, поминали Папу Римского, хотя католики пришли же и воевать, да и история самой Западной Европы знает, что Испания воевала с Францией, Франция — с Германией, Италия воевала и с Германией, и с Францией, но при этом во Франции, в Германии и в Италии,— везде поминали Папу Римского. Несмотря на безумие политиков и власть имущих, Церковь оставалась Церковью. Так вот, если католики так поступали, почему же у нас, братья и сестры, в наше время раздаются голоса, чтобы не поминать наших Предстоятелей или предложение уклониться в раскол, или перейти в другую Церковь, или еще что-либо?

И вот, братья и сестры, я просто к чему всё это говорю. Наши преподобные Киево-Печерские оставались с нами, когда мы были в крайней степени безбожия и греховности, не оставили нас. И вот Великая Отечественная война. Киев захвачен немцами, комендант решил посмотреть пещеры Киево-Печерской лавры. И зайдя, видя нетленные мощи, немецкий комендант спросил у сопровождающего монаха: «Что это за куклы?» Тот ответил: «Это не куклы. Это святые люди. И святость их отобразилась в нетлении их святых мощей». И тогда с насмешкой комендант немец взявши пистолет, рукояткой пистолета ударил по руке преподобного Спиридона Просфорника. На руке из образовавшейся раны вдруг потекла живая кровь. Потекла из руки угодника Божия, который жил в XII веке. В ужасе застыл немецкий комендант и сказал: «Есть еще монахи в городе?» — Ответили, что несколько монахов есть. — «Открыть монастырь». Открывается обитель и существует до 1961 года.

В 1961 году, в гонения хрущевские, когда вопрос стоял о закрытии Почаевской лавры и Троице-Сергиевой, была закрыта и лавра Киево-Печерская. Но не только закрыта. Памятники архитектуры решили оставить, но мощи было приказано вывезти и сжечь — уничтожить. Сначала подогнали машины. Господь попустил вынести мощи из пещер. Их погрузили на машины, но ни одна из машин не заводилась. Ругались шоферы,

открывали и закрывали капоты, но машины стояли намертво. Тогда пригнали гужевой транспорт — мощи перегрузили на подводы. Но лошади встали. Поведение их было такое, что к лошадям нельзя было близко подойти. Не смогли и на лошадях вывезти. Сняли мощи, занесли опять в пещеры, и на следующий день селевой поток (кто знает историю этого, а кто не знает, это можно сейчас легко найти и прочитать), прорвавший дамбу, затопил Куреневку в Киеве. Множество народа погибло тогда. И транспорт нужен был для расчистки этого района Киева, для того, чтобы хоронить тех, кого находили, занесенных слоем ила и грязи. И преподобные Киево-Печерские остались опять в Киево-Печерской лавре.

1988 год — Тысячелетие Крещения Руси. Открывается лавра Киево-Печерская. Сначала отдают Дальние пещеры, и мироточивые главы, которые были сухими во все время безбожного периода, пока лавра была закрыта и был музей там, вдруг обильно начинают источать миро. Понимаете, какая живая связь между угодниками Киево-Печерскими и событиями, происходящими в Церкви и в Отечестве нашем. Открытие лавры Киево-Печерской — и тут же начало нового мироточения.

Кто-то из святых уже близкого к нам времени сказал, что преподобные Киево-Печерские еще скажут свое слово. Говорил о нашем времени. Мы видим, братья и сестры, что преподобные Киево-Печерские не оставили нас. Тем же моментом мироточения, теми чудесами, которые происходят сейчас у их святых мощей, они показывают, что они с нами, несмотря на нашу развращенность, безпечность, забвение Бога, безсмертия нашей души, несмотря на это, они все равно с нами. Как сказали святые, они еще скажут свое слово. Что это будет за слово? Мы не знаем. Но для того, чтобы они сказали свое слово, чтобы они молитвами своими, чудом от своих святых мощей повлияли на сегодняшнюю ситуацию в нашем Отечестве, мы, братья и сестры, должны говорить слова им. Для того, чтобы они сказали слово, мы должны разговаривать с ними. И сегодня после окончания литургии мы будем служить молебен. Молебен преподобным Киево-Печерским. Мы будем разговаривать с ними, ожидая ответа от них. Ответа молитвенного. Ответа, который мы не знаем, какой в промысле Божием о нашем Отечестве.

Но скажу еще одно. Скажу еще слово надежды для каждого из нас. А надежда — это та свеча, которая никогда не тухнет и от которой потом можно зажечь все другие свечи: добродетелей веры, любви и молитвенности и благочестия. Еще скажу одно: если нас преподобные Киево-Печерские не покинули, значит, не всё у нас потеряно. Значит, у нас есть будущее. И у Церкви святой православной, и у Отечества нашего…

Мы, братья и сестры, не руки опускать сейчас должны, не унывать от тех или иных новостей, где всяким негативом просто перегружают нервную, умственную, чувственную составную человека. Мы должны сегодня, братья и сестры, вооружившись надеждой, молитвенно пережить это время, не просто говоря о нем, а молясь Богу и святым угодникам о том, чтобы все это прошло.

Еще одно скажу, братья и сестры, назидание, которое дают нам преподобные Киево-Печерские. Они заповедовали нам хранить единство Церкви. Государства всегда разделялись и разделяются. Границы всегда менялись и меняются. Будь то во времена княжеских междоусобиц, будь то во времена польско-литовских, шведских, немецких нашествий, будь то, братья, в наше время. За XX только век сколько раз изменялись границы нашего Отечества? Это всё переменчиво. Всё это земное, временное. Оно всё, братья и сестры, меняется, но не должно меняться единство Церкви. Церковь должна сохранять свое каноническое единство, каноническое пространство свое в единстве.

Это не только Киево-Печерские угодники Божии заповедали. Об этом нам говорили Лаврентий Черниговской, Амфилохий Почаевский, преподобный Кукша Одесский, схиархимандрит Серафим (Мирчук), отец Зосима, основатель монастыря в Никольском. Говорил о хранении единства приснопоминаемый, любимый всеми нами и любивший нашу Святогорскую лавру владыка Алипий. Они все оставили завещание нам хранить единство Церкви. Мы не должны смотреть на эти временные перипетии века сего. Сегодня так, завтра по-другому. Сегодня люди безумствуют, завтра они покаются и переменятся. Недаром преподобный Серафим Вырицкий говорил, что молодежь дойдет до бездны нечестия в своем богоотступничестве, но ведь они все-таки православные, ведь они все-таки русские. «И когда они до бездны нечестия, казалось бы, уже дойдут, то вдруг они, увидевши это нечестие в себе, спохватятся и скажут: да что же мы, с ума посходили. И покаянием превзойдут старцев», — это слова преподобного угодника Божия, который ныне прославен Церковью в лике святых, который скончался в 1949 году.

И мы, братья и сестры, в сегодняшний день выносим для себя несколько моментов, которые услышали из Евангелия, из жития святителя Григория Паламы, из житий наших преподобных Киево-Печерских. Мы должны, братья и сестры, жить с молитвой друг о друге, как молились за расслабленного и просили Христа о его исцелении его друзья и близкие. Мы должны, братья и сестры, жить искренней верой и благочестием, которая способна других светом просвещать. Фаворским, как жил Григорий Палама, что вся семья его приняла монашество: и мама, и братья, и сестры. Мы должны, братья и сестры, быть верными до конца Церкви Христовой, как были верными наши преподобные Киево-Печерские и обретать надежду в этих случаях, которые я вам приводил из истории Киево-Печерской лавры и преподобных Печерских.

Сегодня день нашей молитвы, облеченной в надежду, облеченной в веру и доверие к Богу, молитвы, которая, дай Боже, зажжет в наших сердцах потухший было огонь любви ко Господу и друг к другу.

Расшифровка видеозаписи
«Руси Державной»
от 16.04.2024 Раздел: Апрель 2022 Просмотров: 1338
Всего комментариев: 0
avatar