Добавлено: 06.04.2024

«Пусть идеал святости никогда не умирает в наших сердцах»

Из слова митрополита Псковского и Порховского Арсения в празднование иконы Божией Матери «Державная»

14 марта 2024 года, в день явления иконы Божией Матери, именуемой «Державная», митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил Божественную Литургию в храме Святых Царственных страстотерпцев города Дно.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный Порховского церковного округа, настоятель Никольского собора города Порхова иерей Виктор Шелухов; настоятель храма Архистратига Божия Михаила города Дно протоиерей Сергий Андреев; клирик храма Архангела Михаила города Дно иерей Антоний Пауков, многие другие священнослужители.

За богослужением молились: настоятельница Свято-Троицкого Творожковского монастыря игумения Магдалина (Бусыгина) с сестрами обители, студенты железнодорожного техникума города Дно, многочисленные прихожане и паломники.

По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом. Его Высокопреосвященство отметил:

«Два события, которые произошли 2 марта (по старому стилю) 1917 года, — это отречение Государя Императора Николая II от престола и явление, в тот же день, иконы Божией Матери «Державная», — оказались навсегда связанными в церковном, народном сознании между собою воедино. И для церковного народа стала очевидна внутренняя связь между уходящим, может быть, к великому сожалению, в прошлое монархическим устройством православной Российской Империи, и тем новым, тревожным временем, которое наступало, но в котором Русь не была оставлена Богом и Покровом Пречистой Матери Божией. Словно бы из рук Императора… Матерь Божия принимает эти державу и скипетр для того, чтобы быть не только Царицей Небесной, но, в каком-то особом смысле, нашей Царицей. Именно так относится к Ней благочестивый церковный народ. Именно так осмысливается явление этой иконы. И именно с таким почтением возносятся сегодня молитвы к Матери нашего Спасителя, Которая является ещё и нашей с вами Царицей.

Русь когда-то называлась святою. Понятно, что это — идеал, в реальной жизни фактически недостижимый… Но люди стремились к этому идеалу. И этот идеал — святость, который стал главным идеалом нашего народа, — особым образом возвышал человеческую душу и дух всего народа, оживотворял, давал новые силы в тяжелые времена, был импульсом для нравственного преображения, для многих великих духовных и исторических свершений. Люди жили этим идеалом, тянулись к нему — и в этом был глубочайший смысл.

И вот, 1917-й год ставит под сомнение этот идеал. Действительно ли Русь может называться святою? Массовый отход от веры, разрушение храмов, расстрелы священнослужителей, монашествующих и простых верующих, наконец, репрессии против собственного народа со стороны тогдашних властей — всё это переворачивало сознание, и многие думали, что действительно наступили последние времена, времена антихристовые. Но в душах многих и многих верных Богу людей теплилась вера, теплилась верность Богу и Церкви, верность Христу. Вот эти люди — и Царственные страстотерпцы, и святой Патриарх Тихон, и все новомученики Церкви Русской, и, наконец, благочестивые люди, ставшие исповедниками. Многие из них прошли лагеря, а многие, ещё больше, может быть, просто сохранили со смирением свою веру, не давая закрывать храмы, сохраняя церковные общины, передавая, пусть тайно, по крупицам, веру своим детям и внукам. В душах и сердцах этих людей продолжала жить Святая Русь.

И в каждую эпоху — и в нашу, и во все последующие — этот вопрос снова возникает и будет возникать: является ли Русь святою? Надо сказать, что идеал святости заключается в следовании Христу и Его слову. И вот от того, насколько мы с вами будем следовать слову нашего Спасителя, жить по Евангелию, стараться воплощать в своей жизни заповеди о любви и милосердии к ближним нашим, зависит не только внутреннее состояние нашей души, но и состояние мира вокруг нас, состояние умов и сердец вокруг нас, состояние нашего общества, нашего Отечества. Задумаемся над этим…

Призываю помнить о том идеале, которым жили веками наши благочестивые предки — предки и по вере, что важно, и по крови. Пусть этот идеал — святость — никогда не умирает и в наших сердцах. Будем стремиться к нему! Будем стремиться для того, чтобы быть верными Богу, прежде всего для того, чтобы наша жизнь в вечности имела продолжение в Царстве любви — в Царстве Христовом, но также и для того, чтобы и наше земное Отечество не было оставлено, по нашим общим молитвам — и святыми новомучениками, и Покровом Царицы Небесной, и прежде всего благословением Господним. Да благословит Господь всех нас Своею любовию, благостию и миром! Аминь».

По материалам Информационной службы Псковской епархии




К предыстории храма Святых Царственных страстотерпцев города Дно

На железнодорожной станции Дно, в 100 километрах от Пскова 14 марта 1917 года царский поезд с Императором Николаем II, следовавшим в Петроград, был остановлен. Вскоре он отправился в Псков, куда прибыл к вечеру. В городе находилась ставка Северного фронта. Его Императорское Величество никто не встречал, даже командующий армиями Северного фронта Н. В. Рузский демонстративно выдержал время и только тогда один поднялся в вагон Императора: «У Вас нет другого выхода! Отрекитесь! Тогда я Вам гарантирую жизнь!» В эти часы генерал забыл о грядущей расплате. А ведь ему Император поручил защищать столицу.

Ни Веры, ни Царя, ни закона — в эту пропасть велеречивыми словами обещаний рая на земле реформаторы России и их зарубежные друзья толкали нашу многострадальную страну. Это многовековое поле битвы за Православное Царство было и остается сегодня. Цели старые, методы изысканные и безпощадные. И тогда, в начале XX века, Помазанника Божия и Его Венценосную семью решили уже на земле довести до ДНА в псковском железнодорожном ТУПИКЕ, многомесячного скитания с унижениями, практически тюремного заключения с больными детьми и подлого расстрела в ПОДВАЛЕ, зверского расчленения и растворения тел в серной кислоте с родным для убийц-сатанистов запахом серы в урочище Ганиной ЯМЫ. Думали подлые, что справились не только с Царской семьей Русского Императора, который, восходя на Голгофу с Императрицей и пятью невинными детьми, по-христиански прощал своих врагов, мучителей и убийц… Возгордившись, думали, что наконец-таки справились с этой страной, величающей себя 500 лет Третьим Римом.

Все, что произошло в те часы в древнем Пскове, на городском вокзале, те часы и минуты ночи с 14 на 15 марта, особенно после визита Иуды — генерала Рузского — так напоминает то, что происходило 2000 лет тому назад в Гефсиманском саду. Помазанник Божий Император Российской империи, распростершейся от океана до океана, накануне решающих судьбу мира и страны сражений, остался ОДИН, как и Спаситель, в ту страшную ночь предательства. Невозможно представить, что пережил наш Император, начертавший в дневнике: «Кругом измена, трусость и обман».

Русский Царь, любивший свой народ, простой в обращении, с врожденным достоинством, который ни на минуту не забывал кто ОН, мистически относившийся к Своему Долгу, принял свою Чашу и без страха начал Свое восхождение на Голгофу.

Лишение Императора Николая II престола совершилось в Пскове. Отсюда, из Спасо-Елеазаровского монастыря в 1505 г. посланиями старца Филофея к вступившему на престол Василию III было провозглашено духовное преемство от Византии к России как новому центру мирового Православия. Он был сыном великого Московского князя Ивана III и византийской царевны Софии Палеолог.

Но Родина наша осталась под «Подлинным Покровом у Матери с Божественным Младенцем на руках» — о чем и свидетельствует то, что в день лишения Императора царского престола 15 марта 1917 года была обретена в храме Вознесения Господня в Коломенском икона Богородицы «Державная». Храм построен Царем Василием III, провозгласившим со своим сыном Иваном IV Москву-Россию Третьим Римом.

Вот уже многие годы на станции Дно стоит пятиметровый православный крест, установленный участниками крестного хода «Коломенское–Дно–Псков–Коломенское» в 2007 году в дни 90-летия явления Державной иконы Матери Божией. Но «умом Россию не понять»… При установке этого креста тоже произошло… чудо. Помолясь, участники крестного хода, жители города Дно, Пскова, Питера, священство и монашествующие, двинулись от храма Архистратига Михаила со святынями и хоругвями в сторону вокзала, к месту установки памятного креста. Но крест… забыли. Тяжелый пятиметровый крест остался лежать на паперти храма. Крест понесли дети-подростки. И казалось, что Сам Господь и Царственный страстотерпец Николай им помогали — Крест словно сам двигался, а дети его поддерживали.

Взрослые, сосредоточенные на молитве и важности события, даже не заметили, что произошло. А с прибытием детей и Креста, дружно принялись его устанавливать. Так сейчас на станции Дно стоят рядом Крест и паровоз Царского поезда. Во время установки Креста замироточили икона Богородицы «Державная» и икона-фотография страстотерпца императора Николая, на которой он смотрит на нас из вагона поезда на станции Дно.

Прошло десять лет. Столетие лишения Императора престола и столетие обретения иконы Богоматери «Державная» мы отмечали в 2017 году.

12 марта 2017 года после Литургии и молебна в Коломенском пред Державной иконой Матери Божией участники Крестного хода «Коломенское–Станция Дно–Псков–Коломенское» прошли от Казанского храма до храма Вознесения Господня, где в подклети храма Державная святыня и была обретена.

Эти священные минуты трудно забыть. Невозможно. Промыслом Божиим православным Царем Московским и всея Руси Василием III был заложен и построен сей чудный белый храм, который стал символом Москвы как Третьего Рима.

14 марта 2017 года, на станции Дно Псковской области состоялось освящение закладки храма Царственных Страстотерпцев. Это произошло день в день через 100 лет после остановки здесь Царского поезда и начала Голгофы Царской семьи. На станции этого небольшого города, но очень важного железнодорожного узла Северо-Запада России, собрались сотни людей. Митрополит Псковский и Порховский Евсевий (в то время глава Псковской митрополии), совершивший освящение, особо отметил, что «Царь Николай II был настоящим любящим отцом своего народа, любящим отцом своим детям».

Виктория Медунина
«Русь Державная», 2017, № 4
от 04.05.2024 Раздел: Март 2024 Просмотров: 1392
Всего комментариев: 0
avatar