Беседа с доктором медицинских наук, профессором В.М. Успенским
Наука сегодняшнего дня без религиозного подкрепления, без духовных евангельских ценностей, не сможет серьезно развиваться на пользу человека. Именно отступление от этих ценностей привело к тому, что серьезно нарушена гармония человека и природы. Прогресс науки и техники приводит к обратному эффекту – деградации общества и человека. Поэтому, чтобы избежать надвигающейся катастрофы, человечество должно восстановить евангельские духовные ценности во всех сферах своей деятельности, в том числе и в научном познании мира.
Публикации в «Руси Державной», связанные с именем доктора медицинских наук, профессора Вячеслава Максимилиановича Успенского, вызывают неизменный интерес у читателей. И мы вновь беседуем с нашим уважаемым автором об актуальных проблемах веры и медицины, об информационной функции сердца…
– Вячеслав Максимилианович, мне стало известно, что вы были на конференции, посвященной наследию нашего знаменитого святого, известного ныне во всем мире, Луки (Войно-Ясенецкого). Поделитесь, пожалуйста, с нашими читателями вашими впечатлениями об этом событии.
– Пятого июня была 6-ая научно-практическая конференция «Духовное и врачебное наследие святителя Луки (Войно-Ясенецкого)». Конференция проводилась на базе Филиала № 3 (32-го Центрального военно-морского клинического госпиталя) Главного военного клинического госпиталя имени академика Н.Н. Бурденко Министерства Обороны России. Конференция была очень представительная. В ней приняли участие врачи гражданского и военного здравоохранения, ученые научно-исследовательских центров и медицинских институтов. Были представители, митрополиты Греческой, Александрийской и Русской Православной Церкви. Все митрополиты выступили и поделились своими впечатлениями о жизни и деятельности святителя Луки как врача, и как, в первую очередь, духовной личности, вошедшей в историю Православной Церкви.
Моё выступление было посвящено «Информационной функции сердца в свете духовного и врачебного наследия святителя Луки – профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого». Исторически начало развития теории информационной функции сердца и практики использования ее с целью диагностики заболеваний внутренних органов было связано с именем профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого – будущего святителя Луки, а именно с его произведением «Дух, душа и тело». В 70-е годы прошлого столетия «тридцать третий» машинописный экземпляр в то время запрещенной книги мне подарил иерей Валерий – ныне протоиерей и настоятель храма во имя Святителя Николая Чудотворца в г. Павловске под Санкт-Петербургом. Я прочитал книгу, что называется, «на одном дыхании». Книга произвела на меня очень большое впечатление, потому что: во-первых, профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий как прекрасный ученый и хирург осуществил глубокий анализ работ выдающегося физиолога Ивана Петровича Павлова, а также физиков и математиков в области медицины; во-вторых, убедительно сумел связать религию и медицинскую науку, которые всегда рассматривались как противоборствующие системы – там, где наука, не должно быть религии, «мракобесия» и наоборот – религия исключает научные методы познания. На самом деле всё едино, но сферы интересов науки и религии разные: научные методы исследования должны использоваться при изучении природы, которую создал Господь, а духовные знания нам дает Священное Писание и Церковь. Единство науки и религии заключается в единении духовных помыслов и научных исследований.
Первый импульс для исследований сердца как информационного органа возник с одной стороны, под влиянием книги «Дух, душа и тело», поэтому, впрямую моя работа является продолжением духовного и врачебного наследия святителя Луки, а с другой – чтения Евангелия, где во многих местах прослеживается мысль: все идет через сердце – помыслы из сердца, сердцем мы обращаемся к Господу Богу, то есть сердце – это тот орган, который обеспечивает нам связь с духовным миром и духовного мира с нами.
Действительно, когда я стал серьезно заниматься этой проблемой, то в работах святителей я обнаружил ряд высказываний, которые очень красноречиво об этом писали. Так, святитель Лука в своей книге «Дух, душа и тело» рассматривал «сердце как орган высшего познания, восприятия духовных воздействий, общения человека с Богом», в сердце «престол благодати, ум и все помыслы душевные». При этом святитель пояснял, что эти свойства сердца нельзя рассматривать как свойства плотского сердца. Они отражают различные стороны взаимодействия духовного мира и духовной сущности человека с его физической сущностью, которые осуществляются в сердце и через сердце. В прямой параллели находится высказывание святителя Феофана Затворника: «Сердце телесное есть мускулистый серчак – мясо, но чувствует не мясо, а душа, для чувства которой мясное сердце служит только орудием, как мозг служит орудием для ума». Очень глубоко и образно сказано о роли сердца! Преподобный Никодим Святогорец тоже писал: «Дух, будучи идеей тела, хотя и не содержится посреди сердца (он бестелесен), но пользуется им как орудием и пребывает там (в сердце), как на колеснице, как на седалище».
Всё изложенное привело к мысли, что сердце должно обладать функцией, которая обеспечивает информационную связь духовного и физического мира, то есть семантические воздействия духовного мира должны перекладываться на язык, доступный для восприятия материальными органами (мозгом, клетками организма). Такой функцией может быть информационная функция сердца. Все последующие мои исследования были направлены на то, чтобы выяснить, существуют ли у сердца признаки информационного органа.
В своем докладе на этой конференции мною приведены результаты многолетних исследований, свидетельствующие о том, что сердце обладает всеми свойствами информационного органа. Было продемонстрировано, что импульсы, которые рождаются в сердце и которые мы видим на электрокардиограмме – это не только импульсы, они больше, чем импульсы, они – сигналы. Электрокардиосигналы так же, как магнитные сигналы и пульсовая волна, рождаемые сердцем во время его сокращения распространяются в организме, достигают каждой его клеточки и способны передавать информацию. Предложенная теория информационной функции сердца оказалась в полном согласии с основными положениями современной теории информации, теории сигналов и их передачи.
В последующие годы, когда удалось разработать технологию информационного анализа электрокардиосигналов, открылась возможность расшифровать информацию, заложенную в них. Этой информацией оказалась информация нормы и различных заболеваний, то есть, по существу, – программа нормы и программы различных заболеваний. Открылось совершенно новое направление в диагностике заболеваний внутренних органов – диагностика с помощью информационного анализа кардиосигналов.
В настоящее время нами разработана диагностическая система «Скринфакс», которая позволяет диагностировать более тридцати заболеваний, наиболее распространенных среди населения и наиболее опасных для жизни человека. Среди них – ишемическая, гипертоническая, язвенная, раковая болезни, желчнокаменная и мочекаменная болезни, сахарный диабет и многие другие заболевания. Диагностическая система позволяет выяснить, имеют ли раковую направленность такие образования, как полипы, аденомы, фибромы, миомы. В настоящее время доброкачественные опухоли весьма распространены среди населения и возникает вопрос: опасны они в плане перспективы развития рака или нет, диагностическая система в большинстве случаев позволяет ответить на этот вопрос.
Доклад был воспринят положительно. Ко мне в перерыве подходили врачи, представители Церкви, поздравляли, поддерживали основные положения доклада. Среди них были врачи, профессора, в частности, из Института сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева, что для меня было особенно приятно, потому что они, являясь кардиохирургами, работают с сердцем, но как с плотским органом. Поэтому, когда они узнали, что плотское сердце обладает еще информационной функцией и является орудием духовной сущности человека, так же как мозг является орудием ума, по образному выражению святителя Феофана Затворника, то конечно, это вызвало у них интерес. Знание информационной функции сердца может иметь значение в их непосредственной практической деятельности.
Конференция по счету шестая, она стала традиционной. Практически на всех шести конференциях присутствовали представители духовенства Греции, причем, на уровне таких иерархов как митрополиты. Это говорит о том, что Греческая Православная Церковь очень большой интерес проявляет к святителю Луке. Кстати, когда я был на Афоне и в Греции, во многих храмах я видел икону святителя Луки, а в книжных лавках почти все работы святителя Луки, переведенные на греческий язык. святитель Лука – единственный представитель Православной Церкви, который объединил медицинскую науку и медицинскую практику со святительской духовной деятельностью. Он, конечно, является ярким представителем Православной Церкви XX века.
– Вячеслав Максимилианович, так получается, что с одной стороны, ваша система позволяет диагностировать самые различные заболевания, но ведь не все люди у нас веруют в Бога и, наверное, кого-то это может подвигнуть к вере… Сейчас многие слова в современной жизни потеряли всякое значение. Почему? Потому что люди слышат слово, но они не хотят вдумываться в его содержание, например: «Болезни по грехам вашим». Кто-то задумается, кто-то не задумается. Я так смотрю, что благодаря вашей системе очень многие люди, даже неверующие, наверное, задумаются об этой взаимосвязи.
– Когда я работаю с больным и пытаюсь понять причины того или иного заболевания, естественно, на каком-то этапе беседы начинаю внедряться в духовный мир человека. Если, допустим, у женщины имеется раковая ситуация и у нее имеются заболевания женской репродуктивной системы и я узнаю, что она сделала аборт, то, естественно, я в таких случаях делюсь тем опытом, который у меня есть. В частности, у большинства женщин, которые совершают аборт (детоубийство), диагностическая система «Скринфакс» выявляет раковую программу, нацеленную на органы детородной системы и которая может реализоваться в виде рака молочной железы, рака яичников, рака матки, рака шейки матки, т. е. тех заболеваний, которые в настоящее время получили распространение и очень беспокоят современных женщин. Важно, чтобы женщина осознала, что совершив аборт, она совершила детоубийство, которое в православии рассматривается как тяжкий грех, влекущий за собой смертельную болезнь. Однако, духовная практика Православной Церкви свидетельствует о том, что эта ситуация не безнадежная и, когда люди принимают крещение, совершают искрению сердечную исповедь, раковая ситуация исчезает и наступает исцеление. И, когда я приводил примеры из своей практики, когда у больных после исповеди раковая ситуация исчезала, это производило сильное впечатление. При этом важно, чтобы исповедь была не от ума, а из сердца: глубокая, искренняя, с осознанием тяжелого преступного греха, нередко с плачем.
Я ничего не навязываю в таких случаях больному, но на больных это всегда серьезно воздействует. Если, допустим, у женщины рак молочной железы или риск рака молочной железы, когда она узнает об этих фактах, конечно, она начинает задумываться над своей духовной жизнью и начинает понимать, что аборт – это не только физический, но и серьезный духовный акт, более того – в первую очередь, духовный. Это не просто зачатие ликвидировали по ситуации, надо или не надо, выгодно или не выгодно, к моменту жизни или не к моменту, к удобству или неудобству. В период богоборческой власти нас учили планировать семью, и если беременность не вовремя, надо ее ликвидировать. Такой потребительский подход к беременности и к принятию решения: делать аборт или не делать, к сожалению, бытует и в наше время. Когда я привожу такие факты из своей практики, больные начинают понимать, что аборт – это детоубийство, серьезный преступный духовный акт, который порождает в организме раковую ситуацию. Вот вам и болезнь по грехам вашим – смертельная болезнь по смертельному греху.
Осознание совершенного греха как причины заболевания нередко становилось тем начальным пунктом, от которого человек начинал совершать определенное духовное движение в сторону православия, Церкви. Больные узнавали от меня, что у православных людей, которые «отмаливали грех», исчезала раковая ситуация. Вот вам и ответ на вопрос, как лечиться! То есть лечиться физически с помощью медицины и духовно через таинства Церкви. Именно такой путь лечения оказался наиболее эффективным. Больные люди все чаще начинают понимать, что кроме усилий медицины необходимо участие Церкви. Приобщение к Церкви, к её таинствам (крещение, венчание, исповедь, причастие) порой решает судьбу человека.
– Вячеслав Максимилианович, я сейчас вспомнил выступление президента Академии наук, это было лет 15 назад, когда Всемирный русский народный собор проводил такое слушание, которое было посвящено науке и религии. Я запомнил высказывание президента. Он сказал, что если бы наука все эти атеистические годы развивалась параллельно с религией, мы бы достигли намного больших результатов. Как вы считаете?
– Я в этом тоже уверен. Вот, например, моя научная судьба. До крещения, которое я принял в 52 года после увольнения из Армии в «запас», я занимался научными исследованиями в области гастроэнтерологии. Вторая половина моей жизни после крещения совершенно другая. Изменился научный интерес, изменились методы исследования, работа с больными стала проходить в другом стиле и качестве. В частности, началом моего нового творческого научного пути после крещения стало предположение о возможном присутствии информационной функции сердца, которое возникло во время чтения Евангелия, где черным по белому написано, что все идет «через сердце». Вот тот случай, когда Евангелие оплодотворяет науку, когда Евангельская истина становится объектом научных исследований. Я все время чувствовал поддержку со стороны Церкви, я брал благословление на самые ответственные этапы научных исследований. Духовная поддержка меня укрепляла и вдохновляла.
Сопротивление некоторых представителей официального научного медицинского мира все время было очень большое. Люди по инерции продолжали считать, что там, где наука, там не должно быть церковных мыслей и евангельских истин. Опыт второй части моего жизненного пути убеждает в том, что наука должна базироваться на евангельских истинах и само Евангелие дает очень много побуждений или помыслов к научным исследованиям, которые осуществляются в совершенно другой духовной атмосфере, при этом открываются более плодотворные перспективы для научных изысканий. Я уже давно пришел к выводу, что наука сегодняшнего дня без религиозного подкрепления, без духовных евангельских ценностей, не сможет серьезно развиваться на пользу человека. Именно отступление от этих ценностей привело к тому, что возникла экологическая опасность почти во всех районах мира, серьезно нарушена гармония человека и природы. Прогресс науки и техники приводит к обратному эффекту – деградации общества и человека. Поэтому, чтобы избежать надвигающейся катастрофы, человечество должно восстановить Евангельские духовные ценности во всех сферах своей деятельности, в том числе и в научном познании мира.
– Вячеслав Максимилианович, информационная функция сердца, по моему скромному мнению, это открытие мирового уровня. Как мне кажется, официальная медицина, так же как и наше священноначалие, должны уделить этому особенное внимание.
– У меня возникает двоякое чувство, когда задают мне такой вопрос. Во-первых, это не открытие, а известная Евангельская истина, Сам Господь открыл нам эту истину. Моя задача состояла в том, чтобы осознать эту Истину, придать ей понятную научную форму и определить сферу применения, в частности, в медицинской практике. Признание информационной функции сердца и внедрение в медицинскую практику метода диагностики заболеваний внутренних органов на основе технологии информационного анализа электрокардиосигналов происходит с трудом. Этому есть несколько объективных причин. Во-первых, все новое внедряется в медицинскую практику только после тщательной экспертизы и проверки на что требуется время. И это очень важно, особенно в области медицины. Во-вторых, сопротивление в ряде случаев имеет идеологический корень. Причина тому – жизнь общества в течение нескольких десятилетий в условиях богоборческой власти. Выросли поколения, которые были далеки от Церкви и которые считали, что там, где наука, не должно быть Церкви, потому что это «мракобесие».
Поэтому информационная функция сердца как научное исследование либо не воспринимается, либо воспринимается с осторожностью и недоверием. Я выслушивал такие фразы: «Быть этого не может» – категорическое отвержение. Второй вариант, это когда «Ну да, что-то в этом есть, но это надо еще проверять, перепроверять, давайте новые научные факты». Я говорю: «Самый лучший факт, давайте я вас обследую с помощью технологии информационного анализа электрокардиосигналов. Вы знаете свои болезни, а я их не знаю». И когда диагностическая система в течение нескольких минут подтверждает известные человеку заболевания, возникает, как правило, либо «шоковое» состояние, либо недоумение: как это вообще возможно с помощью компьютера, каких-то программ, какой-то технологии информационного анализа враз все мои болезни диагностировать. Такого быть не может!
Должен сказать, что люди старого поколения в медицинской науке, действительно, в силу своего консерватизма с трудом воспринимают предлагаемую теорию информационной функции сердца. Напротив, молодые доктора как-то сразу схватывают. Их даже учить легко. Они в процессе обучения налету воспринимают, что такое информационная функция, теорию, а также практику ее использования. Есть врачи, которые уже работают на этих диагностических системах и очень довольны.
Кстати, предлагаемая диагностическая система «Скринфакс» заставляет врача работать в совершенно другом стиле. Например, при обычном приеме врачом всё определяют жалобы больного. В случае использования диагностической системы «Скринфакс» весь последующий контакт: беседа, обследование – определяются не только жалобами, но и тем, что высветилось на экране диагностической системы. Человек может даже не подозревать, что у него зреют серьезные заболевания, у него еще и жалоб-то нет, но врач уже видит, что такие заболевания есть, хотя протекают скрыто и не проявляют себя в виде клинических симптомов. Врач ведет беседу с учетом выявленных заболеваний, направляет на те лабораторные и инструментальные исследования, которые позволяют уточнить степень развития и актуальности заболевания. Поэтому, конечно, работа врача существенно углубляется, она приобретает предупредительный, профилактический характер. Диагностическая система, обладая способностью выявлять программы заболеваний на «донозологическом» этапе, может оказать помощь в выявлении рисков заболеваний с последующим контролем их развития и в организации специфической целенаправленной профилактики этих заболеваний.
– Мне остается только поблагодарить вас за потрясающий рассказ.
Беседовал Андрей ПЕЧЕРСКИЙ
«Русь Державная», 2014, № 8