Никита Михалков в авторской передаче «Бесогон» так характеризует ситуацию:
«Сегодня мы стоим на пороге последней, может быть, битвы за нашу жизнь, за наше будущее, за нас самих. Но если мы будем честно смотреть правде в глаза, не бояться говорить эту правду, понимать её, если мы будем верить в наше предназначение и отстаивать его, если мы не будем искать других выходов, более удобных, мягких, компромиссных, а поймём, что сегодня решается наша судьба, мы победим.
Мне кажется, обобщением, к тому, что я сказал, является видео, присланное из Киева: украинская девочка, которая стояла с украинским флагом, чтобы защитить Киево-Печерскую лавру и пела «Христос Воскресе». Она оказалась сильнее, мудрее и глубже всех вместе взятых украинских политиков и не только украинских, потому что в ней живёт вера, надежда и любовь».
+ + +
Из высказываний духовенства Русской Православной Церкви: «Распутство на войне оборачивается несчастьем. Ветхий Завет говорит: «Когда пойдёшь в поход против врагов твоих, берегись всего худого. Полководец с развратной натурой никогда не одерживает победы. Солдат-растлитель погибает без славы. Не ваша война, а Божия».
С нашей стороны ребята, к сожалению, очень многие пьют. А воюющим с той стороны дают очень сильные наркотики, с которыми они выдерживают три–четыре прямых попадания в тело.
«Живый в помощи вышняго» — псалом, который носили с собой солдаты. Был случай, когда явился один из погибших на поле брани и сообщил, что видел Бога. Он был неверующий, а стал верующим. И попросил, чтобы в часть, где он служил, привезли 500 поясов с молитвой «Живый в помощи вышняго». Из его сослуживцев в живых осталось 496 человек. Это на нынешней войне».
Участник СВО: «Книга, которую я бы посоветовал бы прочитать всем жителям России и Украины — это книга святителя Николая (Велимировича) «Война и Библия». Святитель Николай Сербский — это человек, который был в концлагере Дахау. Когда Гитлер завоёвывал Сербию, он приказал его, как духовного лидера, посадить в тюрьму. Между Первой и Второй мировыми войнами он написал эту книгу. Я её шесть раз перечитал за последние годы и всё время открываю что-то новое».
У ДОСТОЙНЫХ НАЧАЛЬНИКОВ В ДЕРЖАВЕ МИР И НА ВОЙНЕ ПОБЕДА
Старый пророк и судья Самуил, представляя народу Саула, первого израильского царя, так говорил Израилю: «Только не отступайте от Господа, но служите Господу всем сердцем вашим. И не уклоняйтесь вслед за идолами, которые не помогут вам и не спасут вас; так как ничтожны они» (1Цар. 12:20–21).
Итак: или Господь, или ничтожество! О третьем ни слова, так как не может быть третьего пути, третьего знамени. Начальники народа, чтившие Единого Живого Господа, жившие по Его закону, самою жизнью своею обеспечивали мир государству, и тогда или совсем не было войны, или же если война и была, то они побеждали врага. В том, чтобы иметь Господа знаменем своим, и была добродетель достойных народных начальников, судей, царей, первосвященников, воевод и князей.
Пока царь Давид правильно поступал перед лицом Господа, то побеждал всех, и своих и народных, врагов, так что всякая битва была вместе с тем и победой. Потому что Давид «следовал Мне всем сердцем своим, делая только угодное перед очами Моими» (3Цар. 14:8).
Во время царя Соломона постоянный и ничем не возмущаемый мир царил в стране, «и сидели Иуда и Израиль спокойно каждый под виноградником своим и под смоковницею своею» (3Цар. 5:5).
В царствование Асы, «делавшего доброе и угодное в очах Господа», в стране был мир «и не было у него войны в те годы, так как дал Господь покой ему» (2Пар. 14:2, 6). А когда Аса для большей, так сказать, безопасности собрал сильное войско, около полумиллиона воинов, и укрепил страну башнями и крепостями, то против него выступил Зерах-кушитянин с войском в тысячу тысяч и с тремястами колесниц. Аса вышел навстречу неприятелю, и войска выстроились друг против друга в долине Цефета. Увидев огромное войско врага, Аса в отчаянии воззвал к Господу: «Господи, не в Твоей ли силе помочь сильному или безсильному? Помоги же нам, Господи, Боже наш; потому что мы на Тебя опираемся и во имя Твоё пришли мы против этого множества. Господи! Ты Бог наш, да не превозможет Тебя человек!» И Бог помог праведному царю и его народу. «И поразил Господь Кушитян пред лицом Асы и пред лицом Иуды, и побежали Кушитяне» (2Пар. 14:11–12). Помощь Божия была так очевидна, что когда народ возвратился домой, то поразбивал всех идолов, ещё оставшихся в стране. После этого царствование Асы протекало мирно в течение 35 лет…
Царствование Иоасa было мирным, пока он «делал угодное в очах Господних» и пока был жив первосвященник Иодай. Иоас собрал много сокровищ, обновил храм Божий в Иерусалиме. Но после смерти Иодая Иоас отступил от Господа и вместе с народными старейшинами стал служить идолам. За это их обличал Зaxaрия, сын Иодая, говоря: «Для чего вы преступаете повеления Господа? Не будет успеха вам». Услышав эти слова, царь Иоас приказал побить камнями Божиего человека. Вскоре после этого поднялось на него небольшое сирийское войско дамасского царя, которое, войдя в Иерусалим, разграбило город и истребило всех народных князей. «Хотя в небольшом числе людей приходило войско Сирийское; но Господь предал в руки их силу весьма многочисленную за то, что оставили Господа, Бога отцев своих. И над Иоасом свершили они суд». Очень важное значение имеют эти последние слова. Хотя сирийцы были язычники, Господь призвал их совершить Его суд над вероломным иудейским царём. После этого Иоас тяжко заболел, и восставшие рабы убили его на одре болезни. Подобная судьба постигла и иудейского царя Амасию, сына Иоасa. Сначала и он «делал угодное в очах Господа», и Господь даровал ему блестящую победу над идумеянами в Соляной долине. Но после войны Амасия принес вместе с добычей много языческих идолов и «поставил их у себя богами», кланяясь и кадя им. А затем в ослеплении стал задевать израильского царя: «Bыходи, померяемся». «От Бога было это, дабы предать их в руки врага». Израильский царь напал на Амасию, вошёл в Иерусалим и ограбил его. В это время в Иерусалиме начался бунт против Амасии, и он бежал в город Лахис, но бунтовщики настигли его и убили…
Не ясно ли, генерал, из всех этих примеров, что:
1) ради добродетели достойных начальников Господь дарует народу мир и благоденствие;
2) ради добродетели начальников Господь отводит нападающих на народ и ему дарует победу;
3) если же начальники возгордятся своею силою, или мудростью, или богатством (что даруется им Богом) и отпадут от Бога, то Господь строго наказывает и начальников, и народ;
4) быть достойным начальником народа значит быть с Единым и Живым Богом и во всём слушать Его заповеди.
Из книги святителя Николая Сербского «Война и Библия»
+ + +
Святой Паисий Святогорец: «Однажды я не был на Божественной литургии целых пять месяцев, потому что в горах, где мы сидели, не было ни священников, ни церквей. Потом командир послал меня в Агринион за запчастями для рации. И по дороге я оказался рядом с храмом, где нараспев читали Акафист Пресвятой Богородице. Я перекрестился, приложился к иконам и заплакал: “Пресвятая Богородице, — прошептал я, — во что же это я превратился?”»
«Как-то мы пришли на стрельбище в Триполе и я увидел, как от оврага исходит необычный свет, который для других оставался невидимым. Свет разливался по всему стрельбищу, несмотря на то, что был день. Тогда я не мог понять, что это за свет. Позже я понял, в чём было дело: на этом стрельбище расстреливали осуждённых. Возможно, там были несправедливо убиты и некоторые невиновные. Поэтому был виден этот свет. Господи, помилуй! По милости Божией меня не посылали в расстрельную команду. Конечно, расстреливать я бы не смог».
По материалам СМИ
Епископ Геннадий (Гоголев)
Епископ Геннадий (Гоголев)
ГЕРОИ
Я вчера хоронил ярославских ребят,
Тех, кто верен присяге остался.
А на той стороне застрелился комбат —
И его батальон разбежался.
Как обманчива здесь в октябре тишина —
В пошехонских лесах непроходных.
И по-прежнему подлая косит война
Самых доблестных и благородных.
Гаснет алый закат в половецкой земле
И восходит луна золотая.
Плачет старая мать в малоросском селе,
А за Волгой — вдова молодая.
Третий год не прервётся мучительный сон,
Третий год мы во власти кошмара.
Кровью русских парней на сто верст окроплён
Каждый камень вокруг Угледара.
Где звенит под мостом деревенский ручей —
Панихида нестройно пропета.
И десяток суровых и скорбных речей
Отзвучал во дворе сельсовета.
И теперь в светлый рай ко Христу на поклон
Вас ведёт сам Никола-святитель.
А на Пасху десяток солдатских имён
Засияет на красном граните.
Половецкие степи пылают огнём,
Там гремят нескончаемо грозы.
А над Волгой под тихим осенним дождём
Облетевшие плачут берёзы.