Добавлено: 03.01.2025

Фронтовое Рождество

Война не знает ни выходных, ни праздников. Увы, эта истина имеет немало исторических подтверждений. Суровые солдатские будни перед Рождеством мало чем отличались от обычных дней.

Далеко не всегда военным удавалось нарядить елку или отправить домой поздравительную открытку, а праздничный ужин и вовсе считался настоящей роскошью. В?российской армии солдаты соблюдали пост. Как правило, с приварочных денег, выделяемых на руки командиру роты, покупалась рыба и постное масло. Основу же рациона составляли каши. День накануне Рождества приходился на последний день Филипповского поста, начинавшегося 28 ноября и длившегося до 7 января (все даты даны по новому стилю). Согласно самым строгим правилам в сочельник есть запрещалось до первой звезды (зимой — где-то до 17–18 часов вечера). В армии в этот день голодовки не устраивали, но ели исключительно каши. Собственно, слово сочельник и произошло от «сочиво», одного из названий кутьи, постной каши из пшеницы и чечевицы (сочевицы), иногда с добавлением сарацинского пшена (риса).

На Рождество проводили смотр войск и праздничный молебен, а затем устраивался праздничный обед. В первый скоромный день солдаты угощались мясными блюдами. Мясо покупали заранее, готовили сытный обед и ужин.

О праздничном молебне. С 1812 года на это время выпадало празднование изгнания Наполеона с земли русской, а потому молебен официально назывался так: «Благодарственное и молебное пение ко Господу Богу, певаемое в день Рождества, еже во плоти, Спасителя нашего Иисуса Христа, в воспоминание избавления Церкве и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти языков».

+ + +

С началом Первой мировой войны рождественские елки оказались было «в опале» (как и все немецкое), однако за главный символ зимнего праздника вступилась Императрица Александра Федоровна. Будучи немкой по национальности, она и сама подвергалась нападкам. В 1914 году Императрица писала Николаю II: «Говорят, Синод издал указ, воспрещающий устраивать елки. Я постараюсь добраться до истины в этом деле… Чего ради лишать этого удовольствия раненых и детей? Только из-за того, что этот обычай первоначально позаимствован у немцев? Какая безграничная узость!» Вскоре рождественские елки действительно оставили в покое. В 1916 году искусно украшенное дерево установили в Аванзале Зимнего — для раненых госпиталя, развернутого во дворце. Было объявлено, что средства на нарядную елку пожертвовал наследник престола Цесаревич Алексей Николаевич.

В годы Первой мировой в Российской империи издавался журнал «Летопись войны». Его рождественский номер за 1915 год сохранился в библиотеке Генштаба. На первый взгляд он ничем не отличается от других номеров, выходивших каждую неделю. Указы Императора, публицистические статьи и очерки, стихи на военную тематику, доклады об успехах российской армии…и лишь на последних страницах читатель видит стихотворение «В святую ночь». Оно рассказывает о доблестных воинах, которые только накануне Рождества могут предаться мечтам о скорой победе и торжестве мира, а уже утром отправятся защищать свою страну.

Воспоминания солдат и офицеров русской армии на фронтах Первой мировой войны содержат отклики о том, что даже в условиях фронтового быта воины не забывали об этом Святом Празднике.

Старались найти возможность и раздобыть лесную красавицу ель или хотя бы несколько еловых веток — и, установив их в блиндаже или в землянке, приблизиться к мирной обстановке и окунуться в атмосферу Праздника. Причем праздничные елки устанавливались не только в офицерских землянках или блиндажах.

Трагические превратности войны могли сделать рождественское утро и таким, как на иллюстрациях изданий тех лет с могильными крестами, когда русские герои спали вечным сном в окружении могучих елей и сосен.

Рождественская молитва могла проводиться как в храме, так и на позиции.

Русские солдаты и офицеры, по возможности, отдыхали в этот святой день.

Ну и, конечно, важным элементом торжества были рождественские подарки — и бойцы ждали их с нетерпением: от родных и близких, общественных организаций и частных лиц.

Все это позволяло хоть немного забыть о тяжести войны, прикоснуться к таинствам одного из величайших Христианских Праздников и почувствовать себя немного счастливее.

Приведем строки прекрасного стихотворения Сергея Михеева, которое было опубликовано в журнале «Нива» (1914. № 1. С. 96.) и посвящено преддверию Рождества Христова — Сочельнику.

В СОЧЕЛЬНИК

Замолкли пушек разговоры,
Застыла даль в вечернем сне,
И только чуткие дозоры
Боятся верить тишине…
Снег тверд, как кованные латы,
Окопы — длинный ряд тесьмы,
А в них звучат, смиренно-святы,
Христу солдатские псалмы, —
Он нынче щедрою рукою
Раскинул звезды над землей,
И сколько ласки и покою
Льет в сердце свет их голубой!
Он приласкал зеленый ельник,
Застыл улыбками во льду,
И каждый взор нашел в Сочельник
Свою напутную звезду…
И каждый шел с ней к тихой дали,
Стучался у родных дверей
И слышал суженой печали
И видел слезы матерей…
.................…………………………………..
Лишь на заре, когда осколки
Разсыпет по снегу снаряд, —
Спадет наряд с небесной елки,
И свечи-звезды догорят…

Радостные традиции Рождества поддерживали людей в самые трудные времена, возвращали им надежду и дарили ощущение семейного тепла, даже если они находились вдали от дома. Это видно на снимках XX века.

«И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лука; 2:10-2:11).

+ + +

В 1904 году Рождество практически совпало с капитуляцией российского гарнизона Порт-Артура. Осада крепости японцами продолжалась 157 дней. Осенью того же года неудачей закончилось контрнаступление российской армии на реке Шахэ, предпринятое после поражения под Ляояном. Большинство раненных в этих боях солдат и офицеров прошли через госпитали Харбина.

Здесь, в тылу, медики Российского общества Красного Креста не только лечили людей, но и старались организовать их досуг. Они обращались к жертвователям с просьбой присылать как можно больше книг. А на Рождество для пациентов наряжали елки.

Как отмечали праздник на фронте, можно узнать из дневника отца Митрофана Сребрянского (будущий священноисповедник Сергий). В декабре 1904 года он служил полковым священником в Маньчжурии.

«Завтра Сочельник, решили все попоститься, — пишет отец Митрофан. — Вдруг все мечты, все приготовления разлетелись в прах. Пришел приказ главнокомандующего выступить полку утром 25 декабря в полном составе и присоединиться к отряду Мищенко. Это значит, мы идем в набег, во фланг, будем впереди всей армии.

Везде солдатики метут сор около своих землянок, втыкают в землю сосенки, вешают на них красные и синие бумажки — одним словом, все готовятся к празднику, а мы… в поход!»

В Рождественскую ночь солдаты на позициях пели «Рождество Твое, Христе Боже наш», ярко горели костры. А богослужение состоялось уже в походе. Вот, как описывает его отец Митрофан: «Сблизились полки, выехали вперед штандарты, ассистенты открыли жалованные иконы; я и Михаил сошли с коней, достали из кобур ризы и, обернувшись на восток, запели молебен. Солдаты оставались на конях.

Не могу выразить состояние души, когда раздалось дружное пение «Рождество Твое, Христе Боже наш» и «Дева днесь Пресущественнаго раждает»… Можете представить чувства молящихся, с которыми они прославляли родившегося Спасителя, отправляясь на такое страшно опасное дело?

Да, от души молились, прося у Господа помощи на предстоящие боевые труды. Окончился молебен, я благословил оба полка, и мы сейчас же тронулись в дальнейший поход».

+ + +

В 1915 году российская армия вела тяжелые оборонительные бои, пытаясь сдержать наступление германских войск. Шла Первая мировая война. Участник Первой мировой прапорщик Бакулин 25 декабря 1915 года сделал в своем дневнике такую запись: «Вот уже третий день тает. И весь снег сошел. Солдатам делают везде елку, выписали гостинцы, как-то: орехи, пряники, конфеты-леденцы. Выдан белый хлеб, колбаса и улучшена пища. Также украшают елки, с которых раздают гармонии, балалайки, ножички, ложки, зажигалки… бумагу, конверты и всевозможную мелочь. Это вносит веселье и радость, а то все однообразие…».

Полковые священники обходили окопы с крестом и святой водой. «Обедню служили в сарае, очень красиво и хорошо приспособленном для церкви», — пишет генерал Владимир Джунковский. Он отмечал Рождество и с казаками, и с офицерами.

«В шесть часов вечера в помещении казачьей сотни конвоя состоялся спектакль и елка, на которые я получил приглашение, — вспоминает он. — Был целый дивертисмент — сочинение самих казаков, просто и остроумно... Потом зажгли елку, и каждый казак получил по подарку».

Офицерский праздник проходил на следующий день, в доме, где остановился сам генерал. «Около восьми часов начался съезд гостей, все проходили в комнату, где был накрыт чай. В девять часов зажгли елку, раздались звуки оркестра 29 полка, и фанфары возвестили, что гости могут войти. Раскрылись двери, и глазам гостей представилась разукрашенная елка с сотнями горевших свечей. Зрелище было эффектное, необычное. Стали разбирать подарки, ходили вокруг елки, а затем незаметно и как-то невольно заговорили о танцах Я лично протанцевал два-три тура вальса и прошелся в мазурке», — пишет Джунковский.

+ + +

Рождество 1946 года было первым после Великой Отечественной войны. Людям не хватало еды и предметов первой необходимости, у многих были разрушены дома. Праздничное богослужение 7 января было первым и для Патриарха Алексия I после того, как в феврале 1945 года его избрали на Поместном Соборе главою Русской Православной Церкви. Ранее он занимал кафедру митрополита Ленинградского.

В блокаду будущий Патриарх жил в Николо-Богоявленском морском соборе. «Сначала это была келья на хорах, а потом, когда владыка ослабел и не мог подниматься так высоко, ему оборудовали комнатку в алтарной части», — рассказывал протоиерей Богдан (Сойко).

Один из жителей Ленинграда вспоминал впоследствии, как проходили богослужения во время блокады: «Певчие пели в альто с поднятыми воротниками, закутанные в платки, в валенках, а мужчины даже в скуфьях Служба у нас шла без сокращений и поспешности, много было причастников и исповедников, целые горы записок о здравии и за упокой, нескончаемые общие молебны и панихиды».

После Победы, в 1946 году, гонения на православных в СССР временно стали ослабевать, расширились юридические права церковных организаций, началось возрождение Троице-Сергиевой Лавры.

+ + +

В 1991 году Рождество вновь стало выходным днем. Торжественное богослужение впервые транслировалось по телевидению. В праздничном послании Патриарха Алексия II, в частности, говорилось: «Возлюбленные, Родина наша переживает ныне трудное, но вдохновляющее время. Мы являемся участниками процесса становления подлинно демократического государства, в котором каждый его гражданин получит возможность на достойный человека образ жизни. Для нас всех очевидно, что этот процесс протекает далеко не просто и порой мучительно. Но не будем отчаиваться (2 Кор. 4, 8), ибо Младенец родился нам — Сын дан нам…»

Для многих людей именно 1990-е годы стали временем обращения к вере.

По материалам из открытых источников
от 05.01.2025 Раздел: Январь 2025 Просмотров: 324
Всего комментариев: 0
avatar