Далеко не всегда военным удавалось нарядить елку или отправить домой поздравительную открытку, а праздничный ужин и вовсе считался настоящей роскошью. В?российской армии солдаты соблюдали пост. Как правило, с приварочных денег, выделяемых на руки командиру роты, покупалась рыба и постное масло. Основу же рациона составляли каши. День накануне Рождества приходился на последний день Филипповского поста, начинавшегося 28 ноября и длившегося до 7 января (все даты даны по новому стилю). Согласно самым строгим правилам в сочельник есть запрещалось до первой звезды (зимой — где-то до 17–18 часов вечера). В армии в этот день голодовки не устраивали, но ели исключительно каши. Собственно, слово сочельник и произошло от «сочиво», одного из названий кутьи, постной каши из пшеницы и чечевицы (сочевицы), иногда с добавлением сарацинского пшена (риса).
На Рождество проводили смотр войск и праздничный молебен, а затем устраивался праздничный обед. В первый скоромный день солдаты угощались мясными блюдами. Мясо покупали заранее, готовили сытный обед и ужин.
О праздничном молебне. С 1812 года на это время выпадало празднование изгнания Наполеона с земли русской, а потому молебен официально назывался так: «Благодарственное и молебное пение ко Господу Богу, певаемое в день Рождества, еже во плоти, Спасителя нашего Иисуса Христа, в воспоминание избавления Церкве и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти языков».
+ + +
С началом Первой мировой войны рождественские елки оказались было «в опале» (как и все немецкое), однако за главный символ зимнего праздника вступилась Императрица Александра Федоровна. Будучи немкой по национальности, она и сама подвергалась нападкам. В 1914 году Императрица писала Николаю II: «Говорят, Синод издал указ, воспрещающий устраивать елки. Я постараюсь добраться до истины в этом деле… Чего ради лишать этого удовольствия раненых и детей? Только из-за того, что этот обычай первоначально позаимствован у немцев? Какая безграничная узость!» Вскоре рождественские елки действительно оставили в покое. В 1916 году искусно украшенное дерево установили в Аванзале Зимнего — для раненых госпиталя, развернутого во дворце. Было объявлено, что средства на нарядную елку пожертвовал наследник престола Цесаревич Алексей Николаевич.
В годы Первой мировой в Российской империи издавался журнал «Летопись войны». Его рождественский номер за 1915 год сохранился в библиотеке Генштаба. На первый взгляд он ничем не отличается от других номеров, выходивших каждую неделю. Указы Императора, публицистические статьи и очерки, стихи на военную тематику, доклады об успехах российской армии…и лишь на последних страницах читатель видит стихотворение «В святую ночь». Оно рассказывает о доблестных воинах, которые только накануне Рождества могут предаться мечтам о скорой победе и торжестве мира, а уже утром отправятся защищать свою страну.
Воспоминания солдат и офицеров русской армии на фронтах Первой мировой войны содержат отклики о том, что даже в условиях фронтового быта воины не забывали об этом Святом Празднике.
Старались найти возможность и раздобыть лесную красавицу ель или хотя бы несколько еловых веток — и, установив их в блиндаже или в землянке, приблизиться к мирной обстановке и окунуться в атмосферу Праздника. Причем праздничные елки устанавливались не только в офицерских землянках или блиндажах.
Трагические превратности войны могли сделать рождественское утро и таким, как на иллюстрациях изданий тех лет с могильными крестами, когда русские герои спали вечным сном в окружении могучих елей и сосен.
Рождественская молитва могла проводиться как в храме, так и на позиции.
Русские солдаты и офицеры, по возможности, отдыхали в этот святой день.
Ну и, конечно, важным элементом торжества были рождественские подарки — и бойцы ждали их с нетерпением: от родных и близких, общественных организаций и частных лиц.
Все это позволяло хоть немного забыть о тяжести войны, прикоснуться к таинствам одного из величайших Христианских Праздников и почувствовать себя немного счастливее.
Приведем строки прекрасного стихотворения Сергея Михеева, которое было опубликовано в журнале «Нива» (1914. № 1. С. 96.) и посвящено преддверию Рождества Христова — Сочельнику.
В СОЧЕЛЬНИК
Замолкли пушек разговоры,
Застыла даль в вечернем сне,
И только чуткие дозоры
Боятся верить тишине…
Снег тверд, как кованные латы,
Окопы — длинный ряд тесьмы,
А в них звучат, смиренно-святы,
Христу солдатские псалмы, —
Он нынче щедрою рукою
Раскинул звезды над землей,
И сколько ласки и покою
Льет в сердце свет их голубой!
Он приласкал зеленый ельник,
Застыл улыбками во льду,
И каждый взор нашел в Сочельник
Свою напутную звезду…
И каждый шел с ней к тихой дали,
Стучался у родных дверей
И слышал суженой печали
И видел слезы матерей…
.................…………………………………..
Лишь на заре, когда осколки
Разсыпет по снегу снаряд, —
Спадет наряд с небесной елки,
И свечи-звезды догорят…
Радостные традиции Рождества поддерживали людей в самые трудные времена, возвращали им надежду и дарили ощущение семейного тепла, даже если они находились вдали от дома. Это видно на снимках XX века.
«И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лука; 2:10-2:11).
+ + +
В 1904 году Рождество практически совпало с капитуляцией российского гарнизона Порт-Артура. Осада крепости японцами продолжалась 157 дней. Осенью того же года неудачей закончилось контрнаступление российской армии на реке Шахэ, предпринятое после поражения под Ляояном. Большинство раненных в этих боях солдат и офицеров прошли через госпитали Харбина.
Здесь, в тылу, медики Российского общества Красного Креста не только лечили людей, но и старались организовать их досуг. Они обращались к жертвователям с просьбой присылать как можно больше книг. А на Рождество для пациентов наряжали елки.
Как отмечали праздник на фронте, можно узнать из дневника отца Митрофана Сребрянского (будущий священноисповедник Сергий). В декабре 1904 года он служил полковым священником в Маньчжурии.
«Завтра Сочельник, решили все попоститься, — пишет отец Митрофан. — Вдруг все мечты, все приготовления разлетелись в прах. Пришел приказ главнокомандующего выступить полку утром 25 декабря в полном составе и присоединиться к отряду Мищенко. Это значит, мы идем в набег, во фланг, будем впереди всей армии.
Везде солдатики метут сор около своих землянок, втыкают в землю сосенки, вешают на них красные и синие бумажки — одним словом, все готовятся к празднику, а мы… в поход!»
В Рождественскую ночь солдаты на позициях пели «Рождество Твое, Христе Боже наш», ярко горели костры. А богослужение состоялось уже в походе. Вот, как описывает его отец Митрофан: «Сблизились полки, выехали вперед штандарты, ассистенты открыли жалованные иконы; я и Михаил сошли с коней, достали из кобур ризы и, обернувшись на восток, запели молебен. Солдаты оставались на конях.
Не могу выразить состояние души, когда раздалось дружное пение «Рождество Твое, Христе Боже наш» и «Дева днесь Пресущественнаго раждает»… Можете представить чувства молящихся, с которыми они прославляли родившегося Спасителя, отправляясь на такое страшно опасное дело?
Да, от души молились, прося у Господа помощи на предстоящие боевые труды. Окончился молебен, я благословил оба полка, и мы сейчас же тронулись в дальнейший поход».
+ + +
В 1915 году российская армия вела тяжелые оборонительные бои, пытаясь сдержать наступление германских войск. Шла Первая мировая война. Участник Первой мировой прапорщик Бакулин 25 декабря 1915 года сделал в своем дневнике такую запись: «Вот уже третий день тает. И весь снег сошел. Солдатам делают везде елку, выписали гостинцы, как-то: орехи, пряники, конфеты-леденцы. Выдан белый хлеб, колбаса и улучшена пища. Также украшают елки, с которых раздают гармонии, балалайки, ножички, ложки, зажигалки… бумагу, конверты и всевозможную мелочь. Это вносит веселье и радость, а то все однообразие…».
Полковые священники обходили окопы с крестом и святой водой. «Обедню служили в сарае, очень красиво и хорошо приспособленном для церкви», — пишет генерал Владимир Джунковский. Он отмечал Рождество и с казаками, и с офицерами.
«В шесть часов вечера в помещении казачьей сотни конвоя состоялся спектакль и елка, на которые я получил приглашение, — вспоминает он. — Был целый дивертисмент — сочинение самих казаков, просто и остроумно... Потом зажгли елку, и каждый казак получил по подарку».
Офицерский праздник проходил на следующий день, в доме, где остановился сам генерал. «Около восьми часов начался съезд гостей, все проходили в комнату, где был накрыт чай. В девять часов зажгли елку, раздались звуки оркестра 29 полка, и фанфары возвестили, что гости могут войти. Раскрылись двери, и глазам гостей представилась разукрашенная елка с сотнями горевших свечей. Зрелище было эффектное, необычное. Стали разбирать подарки, ходили вокруг елки, а затем незаметно и как-то невольно заговорили о танцах Я лично протанцевал два-три тура вальса и прошелся в мазурке», — пишет Джунковский.
+ + +
Рождество 1946 года было первым после Великой Отечественной войны. Людям не хватало еды и предметов первой необходимости, у многих были разрушены дома. Праздничное богослужение 7 января было первым и для Патриарха Алексия I после того, как в феврале 1945 года его избрали на Поместном Соборе главою Русской Православной Церкви. Ранее он занимал кафедру митрополита Ленинградского.
В блокаду будущий Патриарх жил в Николо-Богоявленском морском соборе. «Сначала это была келья на хорах, а потом, когда владыка ослабел и не мог подниматься так высоко, ему оборудовали комнатку в алтарной части», — рассказывал протоиерей Богдан (Сойко).
Один из жителей Ленинграда вспоминал впоследствии, как проходили богослужения во время блокады: «Певчие пели в альто с поднятыми воротниками, закутанные в платки, в валенках, а мужчины даже в скуфьях Служба у нас шла без сокращений и поспешности, много было причастников и исповедников, целые горы записок о здравии и за упокой, нескончаемые общие молебны и панихиды».
После Победы, в 1946 году, гонения на православных в СССР временно стали ослабевать, расширились юридические права церковных организаций, началось возрождение Троице-Сергиевой Лавры.
+ + +
В 1991 году Рождество вновь стало выходным днем. Торжественное богослужение впервые транслировалось по телевидению. В праздничном послании Патриарха Алексия II, в частности, говорилось: «Возлюбленные, Родина наша переживает ныне трудное, но вдохновляющее время. Мы являемся участниками процесса становления подлинно демократического государства, в котором каждый его гражданин получит возможность на достойный человека образ жизни. Для нас всех очевидно, что этот процесс протекает далеко не просто и порой мучительно. Но не будем отчаиваться (2 Кор. 4, 8), ибо Младенец родился нам — Сын дан нам…»
Для многих людей именно 1990-е годы стали временем обращения к вере.
По материалам из открытых источников