Добавлено: 05.01.2015

Почему и для чего мы болеем?

Пожалуй, большинство прихожан наших храмов привели к Богу болезни – свои или их близких. Перед этим они, может, и не молились, но рано или поздно на своем опыте убеждались в том, что ни сами они, ни врачи не могут ничего сделать для их выздоровления. И тогда приходилось обращаться ко Врачу душ и телес, к Матери Божией – нашей Целительнице, ко святым, прежде всего святым врачам. Люди приходили в храм, просили об исцелении, а то и исповедовались, причащались, соборовались, венчались. Может быть, давали какие-то благочестивые обеты. И получали исцеления. Эти исцеления могли приходить и через врачей – тут нет никакого противопоставления.
Напротив, речь идет о соединении молитвы, помощи Божией и усилий медицины. Ярчайший пример такого соединения – житие святителя Луки (Войно-Ясенецкого), исповедника, архиепископа Симферопольского. Он был хирургом, во время Великой Отечественной войны сделал огромное количество операций, был удостоен Сталинской премии I-й степени за «Очерки гнойной хирургии». Перед тем, как сделать больному операцию, святитель спрашивал его, верит ли он в Бога. Если тот отвечал утвердительно, владыка предлагал ему совместно помолиться. Если отрицательно – молился сам. И результат был наилучшим.

Получив исцеления после первого обращения к Богу, кто-то благодарил Господа, ставил свечки, заказывал благодарственный молебен Спасителю. А кто-то еще и оставался после этого в Церкви, понимая, что раз Господь действительно есть, раз Он такой сильный и добрый, то это обстоятельство – важнейшее для всей нашей жизни, важнее телесного здоровья и благополучия. Следовательно, нужно жить с Богом постоянно. Следовательно, нужно брать всё, что в Церкви нам дается, – всё это нам на пользу. То есть, их мировоззрение менялось, они становились верующими церковными людьми. И они уже не уходили из храма, начинали регулярно ходить на службы, приступать к Таинствам нашей Православной Церкви, соблюдать ее правила о молитве и посте. И оказывалось, что болезнь, от которой они хотели сначала просто отделаться и жить дальше, как ни в чем не бывало, оборачивалась для них благом, подтверждая истинность народной пословицы «Нет худа без добра». Оказывалось, что изменение их душ важнее телесного исцеления, потому что человек – это прежде всего его душа. Когда мы говорим про кого-то: «Он – хороший человек», – то имеем в виду его душу: он добрый, честный, порядочный, работящий, богобоязненный… Народ говорит: «Главное, чтоб человек был хороший». И в этом – важнейший смысл того, почему Господь попускает нам болеть. Болезнь – это не только сигнал о том, что что-то не так в деятельности нашего организма, болезнь – это прежде всего сигнал о том, что нужно что-то менять во всей нашей жизни, менять ее курс, задуматься о главной ее цели, о ее смысле, о душе.

Нарушения физической деятельности организма являются следствием грехов, и главного греха: попытки жить без Бога или так, словно Его нет в нашей жизни, нет вечной жизни души. Болезнь призывает нас остановиться в нашей суете, подумать о себе, о других людях, которых мы, видя каждый день, в суете по-настоящему не успеваем рассмотреть. Помогает стать чище и мудрее, обрести добродетель смирения, без которого нет спасения души. Надо только постараться в болезни не роптать, не унывать, не раздражаться, никого не осуждать: ни врачей, ни медсестер, ни своих близких. Подумать о том, в чем согрешил (без болезни, может, считал бы, что живешь нормально – раз тебе это вроде бы сходит с рук).

То есть, исцеление нужно начинать с покаяния.
И начать молиться. Один митрополит говорил так: «Господь положил тебя на одр болезни – Он посадил тебя в школу молитвы».

В наше время люди, к сожалению, стали часто болеть раком. Почему? Может быть, одна из важнейших причин – несоблюдение постов (с которыми так часто, увы, любят бороться врачи – как со злом). Посты – это ведь Божие установление, Сам Господь постился. Нарушение церковного Устава о питании приводит к нарушению естественной деятельности организма, которая, как и всё живое, управляется Богом, к неправильному росту и размножению клеток.

Господь всем хочет спастись, то есть избавить душу от вечных мучений, которые мы заслужили нашими грехами. Но как нас спасать, если мы сами, по своей жизни, этого не хотим? Не молимся, в храм не ходим, постов не соблюдаем, не исповедуемся, не причащаемся, живем супружеской жизнью без венчания – и считаем всё это нормальным, приемлемым. Приходится нас спасать скорбями, болезнями. Преподобный Амвросий, старец Оптинский, говорил: «Не будете в церковь ходить – будете болеть». Ныне покойный протоирей Василий Владышевский когда-то сказал слова, которые запомнились на всю жизнь, потому что жизнь постоянно подтверждает их истинность: «А не даст Бог здоровья – ничего не будет».

Так что нам не нужно думать только о том, как бы избавиться от болезни, да еще любой ценой. Не дай Бог, обращаться для этого к экстрасенсам, знахаркам, колдунам, то есть к диаволу – от него человеку не может быть ничего, кроме зла. Он способен привлекать нас какими-то внешними эффектами, но берет за это непомерно дорогую плату: вечную гибель души. Тогда, когда Господь не освобождает нас совсем и сразу от какого-то недуга, это значит, что болезнь для нас лучше, чем телесное здоровье. Значит, нужно еще помолиться, покаяться, потерпеть, постараться сделать духовную жизнь главной частью нашей жизни.
Этой цели служит и книга, которую вы сейчас открыли.
Священник Николай Булгаков


Первая Заповедь


Я Господь Бог твой, да не будет у тебя никаких других богов, кроме Меня


Мы должны иметь истинное познание о Боге: дорожить каждым богослужением в Храме, понимать молитвословия и песнопения в Храме, достойно вести себя во время богослужения.

Последствия нарушения. Отсутствие высокой цели в жизни, духовная слепота, неумение вести свою жизнь, суета, незнание правил поведения, правил отношений с близкими. Ослабление или потеря незримой связи с Богом, святыми покровителями, ослабление даваемой ими защиты от воздействия темных сил, всегда толкающих нас на совершение плохих поступков, к нашей духовной и физической погибели.

Читать душеспасительные книги, Святое Евангелие, жития святых, поучаться в познании о Боге в беседах с людьми начитанными и благочестивыми.

Последствия нарушения. Это книги жизни, при внимательном их прочтении можно найти ответы на все возникающие вопросы, по всем проблемам в отношениях с близкими, знакомыми, на работе, в общении с природой, о том, как вести себя в Храме, как готовиться к совершению Таинств. Однако беседы с людьми начитанными и благочестивыми мы заменяем анекдотами, болтовней в курилках, гостях, на мальчишниках и т. д., теряя возможность узнать что-то действительно очень важное. Эта бесполезная трата драгоценного времени на болтовню усугубляется недостойными словами, мыслями, поступками, загрязнением своего внутреннего мира.

Мы должны иметь истинную веру в Бога, надежду на него и любовь к нему — не впадать в безбожие.
Последствия нарушения. Незнание о Боге, о бессмертии, о загробной жизни, о жизни после смерти, о мытарствах, о безусловной ответственности за совершенное в земной жизни приводит к жизни по принципу «возьми от жизни все», «оторвись», «оттянись». Это подталкивает людей, особенно молодежь, к бездуховной жизни, основной целью которой является получение, по сути, примитивных удовольствий от всевозможных напитков, дурманов, половой распущенности… В итоге — сломанные судьбы, потеря здоровья, жизни. Поступая таким образом, мы не чтим Бога, впадаем в безбожие, нарушаем Заповеди.

Действительно, получая эти сомнительные удовольствия, мы берем тяжкий грех на свою душу, подрываем здоровье, лишаемся счастья, сокращаем свою жизнь. В итоге сиюминутные удовольствия уходят в прошлое, остаются болезни и проблемы на всю оставшуюся земную жизнь. А ведь мы будем держать ответ на Страшном Суде. Стоит ли нарушать Заповеди?

Неверие в существование ангелов, злых духов, непочитание Матери Божией, святых угодников Божиих.

Последствия. Если нет «злокозненного» влияния, то и не надо от него защищаться, не нужна Божия помощь, помощь Божией Матери, ангелов и святых угодников Божиих. Непонимание роли Матери Божией в нашей судьбе, в судьбе всего человечества, непочитание Матери Божией – небесной покровительницы России, сохраняющей Россию все эти годы тяжелейших испытаний, чревато гневом Божиим на конкретных людей, на их окружение, на всю страну. Пренебрежение опытом, наставлениями, молитвами угодников Божиих кощунственно и неразумно.

Мы, как правило, не слышим своего Ангела-хранителя. Его советы тонут в море суеты и желаний нашей плоти. А ведь он нам худого не пожелает, на то он и Ангел-хранитель. Давайте будем внимательны к его тихому голосу, который выражается в возникающих мыслях и сомнениях по поводу очередного нашего поступка и, помолившись, сделаем так, как предписывают Заповеди.

Вероотступничество — боязнь или нежелание показать себя христианином на работе, в транспорте, перед соседями.

Последствия. Мы не вешаем иконы в доме, а ведь они охраняют дом и помогают в жизни (не зря говорят: «намоленная икона»); не носим крестик, тем самым отрекаясь от Бога («Сказываю же вам: всякого, кто исповедует Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедует пред Ангелами Божиими, а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими» — Луки 12:8- 9), не приглашаем священника с духовными дарами напутствовать умирающего, совершая тем самым духовное убийство.

Суеверия.

Последствия. Веруя в различные приметы, сны, гадания, мы не верим в Промысл Божий, не верим, что все в мире происходит по воле Божией и на наше благо. Более того, тем самым мы программируем себя на те события, которые не произошли бы, если бы мы не верили в них, грешим, нарушая волю Божию, так как жизнь после этого идет по другому руслу, вопреки воле Божией.

Волшебство, колдовство, гадание.
Последствия. Призывание духов в помощь — тягчайший грех. Только величайшие святые, долгие годы трудившиеся в молитве, горячо верующие в Бога, получили дар Божий пророчествовать, излечивать больных, оживлять мертвых. Во всех остальных случаях подобные способности не от Духа Святого, а для погубления душ участников колдовства и чародейства. Известно множество примеров, когда они заканчивали свою жизнь преступлениями, пристрастием к наркотикам, разрушением семей, самоубийствами.

Человекоугодие, лесть.
Последствия. Это ложь. Своими чрезмерными похвалами мы навлекаем соблазн на тех, кого хвалим. «Своими речами мы обманываем тех, кому льстим и своими похвалами навлекаем проклятия на жизнь хвалимых и делаемся виновниками их осуждения вечного за то заблуждение, в кое мы вводим доверчивых людей, верящих нашей лести», — говорит Василий Великий.

Человеконадеяние.
Последствия. Надеясь только на свои силы, труды или на кого-либо более, чем на Божию помощь, мы тем самым пренебрегаем этой помощью, заботой Бога о нас, то есть не верим в его возможность помочь нам, по сути, не верим в Бога. «Проклят всяк, — говорит Господь через пророка Иеремию, — иж надеется на человека» (имеется в виду «только на человека»). Видать, испытаний, трудностей, проблем, с которыми мы встречаемся, еще недостаточно, чтобы нас повернуть к Богу. Недаром говорят, что на войне все верующие. В воинских частях, где есть храмы, многие обращаются к вере. Веруют и молятся даже в тюрьмах! Действительно, нужен край жизни, где больше не на кого и не на что надеяться — только тогда мы вспоминаем о Боге.

Несоблюдение молитвенных утренних и вечерних правил, посторонние мысли во время молитвы.

Последствия. Без регулярых молитв мы постепенно теряем связь с Богом, связь с нашими небесными покровителями и помощниками. Чтение молитв — особый труд, часто во время молитвы наши мысли уходят к другим предметам, молитва читается автоматически, отдельные ее отрезки не затрагивают сознание. Это следствие борьбы внутри нас духовного и греховного начал. Отвлекаясь во время молитвы, мы ослабляем или полностью прерываем ее действие, показываем неуважение к Богу. «Святой Иоанн Лествичник написал: как тот, кто перед земным царем стоит и, отвратив лицо свое от него, с врагами его разговаривает, бывает ему ненавистен, так и Богу несносен тот молитвенник, который при молитве своей нечистыми помыслами занимается».

Без регулярных молитв наши мысли и желания незаметно склоняются в греховное направление: мы не анализируем свои поступки, допускаем все большие и большие отступления от Заповедей, чистота наших мыслей и чувств постепенно теряется, мы все больше и больше терпимы к греху. Молитва возвращает нас к самооценке, более глубокому пониманию и исполнению Заповедей Божиих, способствует очищению души, дает ориентир для корректировки своего поведения, отношений с окружающим миром.

Не совершая утренние и вечерние молитвы, мы лишаем себя возможности без суеты перейти от сна к дневным делам или, наоборот, от дневных забот ко сну, успокоиться, наладить дыхание, а вместе с ним работу всех внутренних органов, настроиться на заботы предстоящего дня, испросив помощь Божию. По мнению ученых из Университета Павии (Италия), регулярное чтение молитв нормализует работу органов дыхания, снимает спазмы кровеносных сосудов, успокаивает, согревает, выстраивает жизненный путь. «О возможности посредством молитвы исцелять не только душевные, но и телесные недуги свидетельствуют многие факты церковной истории. Доктор Э. Лоран издал книгу «Медицина души», в которой с научной точки зрения доказал, что молитва есть великое целебное средство при всех болезнях — и нервных, и телесных». «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Матфея 21: 22).
Владимир КОСТЫЛЕВ
Священник Николай Булгаков от 25.04.2024 Раздел: Январь 2015 Просмотров: 3087
Всего комментариев: 0
avatar