В новогодние вечера хочется смотреть добрые фильмы. Современное телевидение на всей тысяче каналов выплеснет нам немалую порцию «санта-клаусных», фэнтезийных и гламурных историй, среди них бывают, конечно, и отзывающиеся в наших сердцах, однако нам есть что вспомнить и посмотреть из своих родных, отечественных загашников. Посмотреть самим, да и детям показать. И не «Санте» отдать дань, а родимому Деду Морозу, резиденция которого, как рассказывают очевидцы, неподалеку от Великого Устюга, то есть на прекрасном Русском Севере. Ну что ж, пускай нынешние прозападные марионетки Киева и прочие манкурты отменяют русского Деда Мороза и насаждают вместо него «европейски ориентированного» Санта-Клауса, мы и наша детвора остаемся с ценностями своего народа: с Дедом Морозом и с его снежной внучкой Снегурочкой.
Нам всем желанны хорошие фильмы про Новый год, Рождество, зиму, чудесную зимнюю сказку, которая дарила бы чувство радости, надежды на то, что следующий наступающий год будет намного лучше прошлого. Конечно, если идти по шкале возрастов, то начать следует с мультфильмов. Наша анимация располагает немалым арсеналом зимних, да и пристально новогодних мультиков, которые, во-первых, можно смотреть всей семьей, от мала до велика, и все обязательно получат заряд положительных эмоций, а, во-вторых, что удивительно, даже созданные полвека назад они сохраняют свою эстетическую привлекательность.
Это и мультэкранизации «новогодней» классики - от Гоголя («Ночь перед Рождеством») и Гофмана («Щелкунчик») до шедевров, так сказать, текущей советской жизни, например грустно-философская, поучительная лента «Варежка» (1967) классика советской мультипликации Р. Качанова. Или «Новогодняя сказка» (1972 г., реж. В. Дегтярев) про Чудище-Снежище, пришедшее с ёлкой к детям на праздничный утренник, где пелась чудесная песенка «Ёлочка-ёлка, лесной аромат...», написанная О. Фельцманом.
Не забудем и более ранний мультфильм «Когда зажигаются ёлки», созданный Мстиславом Пащенко в 1950 г. Сценарий картины написан Владимиром Сутеевым, который известен как автор не одного десятка советских мультфильмов и рисованных книжек. В 1951 г. на Седьмом международном кинофестивале в Карловых Варах мультфильм получил премию как лучший детский фильм. А были также чудесное рисованное «Новогоднее путешествие» (1959) и еще более ранняя «Новогодняя ночь» (1948) режиссера и сценариста Ольги Ходатаевой, созданная в неповторимом рисованном стиле, всегда и неизменно вызывавшем приязнь зрителей всех поколений. И более поздний «Кто придет на Новый год» Кирилла Малянтовича с милыми кукольными зайчиками.
Сказав о мультиках, нельзя не вспомнить замечательный детский отечественный сказочный кинематограф, в первую очередь обаятельные, непревзойденные киносказки Александра Роу, снявшего запомнившиеся советской детворе фильмы «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный», «Марья-искусница», «Огонь, вода и... медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Золотые рога» и др.
Наряду с народными Роу экранизировал и авторские мистические произведения русской и мировой литературы. Среди них - «Конёк-Горбунок», «Майская ночь, или Утопленница», «Новые похождения Кота в сапогах», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Королевство Кривых Зеркал».
Нас в этой плеяде шедевров ввиду праздников Нового года и Рождества интересуют «Морозко» и «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Киновед Н. Клейман говорит о фильмах Роу: «Это кино вечное, ведь любой фольклор имеет приметы своего времени, которых мы, воспринимающие его современными глазами, можем и не замечать. Александр Роу проник в самую суть русского фольклора, поэтому в его фильмах чувствуется потрясающее обаяние доброты. Это один из самых добрых режиссеров мирового кино. Он даже зло изображает с таким юмором, что отчетливо видно, как оно разрушает само себя».
Вспоминают, что у Роу было потрясающее чутье в подборе актерского «сказочного» состава. Пятнадцатилетнюю фигуристку Наталью Седых, сыгравшую трогательную Настеньку в «Морозко» и не менее трогательную Алёнушку в ленте «Огонь, вода и... медные трубы», режиссер случайно увидел по телевидению. Светлокудрый, лучезарный Алексей Катышев, исполнивший главную роль в этом же фильме, тоже стал звездой по воле случая. Он работал на студии помощником звукооператора. Говорят, что случайно заметив парня, Роу произнес: «Такие глаза созданы для сказки». Тепло запомнилась Анастасия Зуева в роли сказочницы, «открывавшей и закрывавшей» на экране сказки Роу, большой и добрый Александр Хвыля в роли снежного деда Морозко.
Фильм «Морозко» признан вершиной сказочного творчества Роу. В 1965 г. картина получила Гран-при на XVII Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Венеции, а в 1968 г. художнику было присвоено звание «Народный артист РСФСР».
Известная актриса Инна Чурикова, сыгравшая в «Морозко» роль Марфушки, вспоминает: «Сказка мне безумно нравилась, сценарий нравился. Мне нравился Александр Артурович - он был такой огромный, большой, строгий и в то же время очень похожий на ребенка. "Морозко" была моя первая картина, и я с удовольствием делала все, что он просил. Я даже в болоте у него тонула с восторгом и на снегу сидела, и с азартом ела лук вместо яблок - потому что он так требовал. У Роу была душа ребенка, и на его съемках все было волшебно: люди, придумывавшие необыкновенные фокусы, умные хрюшки, пни, которые расцветали. Но этот сказочный мир сам режиссер очень тщательно выстраивал».
К слову, 40-летие со дня кончины А. Роу отмечалось 28 декабря 2013 года. Сказочник словно ушел навсегда в декабре в созданный им самим новогодний мир зимней сказки.
Многим памятен чудесный фильм Анатолия Граника по сказке Е. Шварца «Двенадцать месяцев» (1972), а ведь был и замечательный одноименный мультфильм И. Иванова-Вано (1956). Кстати, наш классик Иванов-Вано снял мультик «Зимняя сказка» - как лесные зверушки решили встретить Новый год, еще в 1945-м!
На Новый год нашей детворе неизменно показывали и «Золушку» (1947) Надежды Кошеверовой и Николая Шапиро с плеядой известных актеров. Нынче ее подкрасили с помощью новых компьютерных технологий, но она и черно-белая была хороша. Это тоже сценарий Е. Шварца по известной сказке Ш. Перро. Сердечно прикипела к нашему зрителю и андерсеновская «Снежная королева» (1966), снятая Геннадием Казанским, - с юной Леной Прокловой в роли Герды.
Детям и взрослым запомнился телефильм «Чародеи», снятый Константином Бромдергом по сценарию братьев Стругацких. Режиссер привлек в фильм немало популярных артистов, премьера состоялась на ЦТ 31 декабря 1982 г., однако, положа руку на сердце, более всего об этом фильме сейчас зрители помнят прекрасные «зимние» песни Евгения Крылатова, прежде всего «Три белых коня».
Вообще отечественное телевидение старалось радовать к Новому году яркой кинопремьерой, и действительно, эти фильмы, как правило, музыкальные, остались с нами на десятилетия. Скажем, необычная «Эта веселая планета» с яркими песнями Давида Тухманова вышла и отдельной пластинкой многомиллионным тиражом.
К Новому году приближают нас такие фильмы 1961 года, как «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Девчата» и «Карьера Димы Горина». Новый год отмечают наши бойцы в неожиданном фильме Владимира Мотыля с музыкой удивительного Исаака Шварца «Женя, Женечка и "Катюша"» (1967), где главный герой в исполнении Олега Даля даже забредает с новогодней посылкой конфет на позиции немцев. По-своему переломно и драматично Новый год отмечают на даче героини Н. Фатеевой «Джентльмены удачи» (1971). Необычный, необъяснимый для иностранца русский праздник отмечают герои фильма «Старый новый год» (1980), а подарившая нам Штирлица и тополя на Плющихе неповторимая Татьяна Лиознова в ленте «Карнавал» (1981) свою героиню (роль Ирины Муравьевой) тоже в одном из эпизодов отправляет праздновать Новый год.
Кстати, о карнавале как таковом. Впервые это слово в кино употребил, так сказать, во всеуслышание Эльдар Рязанов, пленивший советского зрителя на десятилетия кинокомедией «Карнавальная ночь» (1956) с ярчайшей харьковчанкой Людмилой Гурченко в главной роли.
Песню «Пять минут» (речь идет, кстати, об оставшейся пятиминутке до Нового года) поют и сейчас, но форменный переворот в эмоциональной жизни наших зрителей режиссер совершил фильмом «Ирония судьбы, или с Легким паром» (1975), в котором, кроме прочих достижений, осуществил, если можно так выразиться, особую «культурную прививку». В фильме прозвучали положенные на чудесную музыку Микаэла Таривердиева в исполнении неузнаваемой А. Пугачевой и интимно-доверительного С. Никитина удивительные романсы на стихи прекрасных русских поэтов: М. Цветаевой, Б. Пастернака, Б. Ахмадуллиной, Е. Евтушенко, М. Львовского, А. Аронова.
Хитами сразу стали романс «Я спросил у ясеня» на стихи В. Киршона и прозвучавшее в фильме стихотворение (в проникновенном закадровом исполнении А. Мягкова и В. Талызиной) «Баллада о прокуренном вагоне», ушедшая в народ с названием «С любимыми не расставайтесь».
С тех пор без этого фильма уже и Новый год не Новый год. Да он попросту невозможен. Ибо уже замыкает в нас некую ценность и целостность. Фильм «Ирония судьбы» стал частью национального достояния - личного и общего.
А ведь у Э. Рязанова была забавная новогодняя история и в картине 1968 года «Зигзаг удачи», где В. Талызина (столь многоипостасно выступившая потом в «Иронии») сыграла одну из ярких ролей в паре с Е. Евстигнеевым, в компании с Е. Леоновым.
Есть яркие, теплые и неожиданные новогодние события и в нашей новейшей кинематографической истории. Два из них сняты по пьесе Н. Птушкиной.
Первое событие - комедия Виктора Титова «Плачу вперёд» (1999) с блеснувшими в нем актерами - М. Боярским, Л. Лупиан, Н. Даниловой и К. Раппопорт (всего четыре действующих лица). Как пишут кинокритики в аннотации к фильму, «знаменитый актер, Михаил Александрович, сердцеед и "гений любви", в канун Нового года оказывается в окружении трех очаровательных женщин, с каждой из которых его связывают непростые отношения».
Второе событие - замечательная новогодняя современная счастливая сказка «Приходи на меня посмотреть» (пьеса Птушкиной называлась «Пока она умирала»), снятая О. Янковским и М. Аграновичем в 2000 г. В тонком лирическом фильме тоже четверо действующих лиц, которых играют О. Янковский, Н. Купченко, Е. Васильева, молодая актриса Н. Щукина, и звучит прекрасный романс В. Бибергана на стихи Ахматовой, чьей строкой названа картина.
Не всё пропало и в наши дни. Романтизм отношений, оказывается, присущ всем эпохам, даже прагматичным и жестким. Люди всегда ждут «возвышающего обмана».
И вот даже любитель фантастического экшена и компьютерных наворотов Т. Бекмамбетов снял в 2007-м вполне теплое продолжение «Иронии судьбы». Кто-то критично относится к такого рода «продолжениям», но кто-то предлагает отнестись к добрым попыткам как к «другому кино». И в самом деле: разве не хороши здесь Е. Хабенский и Е. Боярская, С. Безруков и Р. Мадянов (в роли начальника райотдела милиции), органичный М. Ефремов в роли пьющего «на работе» Деда Мороза и Е. Добровольская как Снегурочка?
И если мы четыре десятилетия смотрим на Новый год, да и на Старый новый год, да по несколько раз по разным каналам рязановскую «Иронию судьбы», то уже вполне прилепилась к нам за семь лет и «Ирония судьбы-2» с финальной лейтмотивной песней К. Меладзе «Опять - метель, и мается былое в темноте...», каждого из нас отправляющая в прошлое не только личное, но и в общее - где мы были большой, единой страной, и жили в любви, вне зла и насилия, вне удушающей алчности, и были одно, одним огромным народом, хоть и состоящим из разных этносов. И песни мы пели общие, и книги читали одни, и фильмы смотрели все вместе. Надо бы попробовать снова стать такими.
Станислав Минаков
Проект "Одна Родина"