Добавлено:

№ 04 (106), 2003 год. ХРАМ-НА-КРОВИ - СИМВОЛ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

Просматривать прожитое и определять самое значимое принято к концу года. Но иногда можно и предвидеть, что станет Событием будущего. Год только начался, а уже можно предположить, что историческим событием для Екатеринбурга, для Свердловской области станет открытие летом 2003 года Храма-памятника на Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших. О храме говорили десятилетие как минимум. Немало слухов и возни было вокруг идеи. Она подвергалась и принципиальным сомнениям. Альтернативная идея музея собрала достаточное количество сторонников, но идея храма все-таки восторжествовала. Разные силы брались за исполнение, неоднократно проводились конкурсы. С 1999 года, когда храм вошел в губернаторскую программу, строительство началось. Созданное примирило стороны. Все понимают: нужно покаяние.
 Параллельно существовала и другая насущная потребность: Екатеринбургу нужен символ. Открывшись миру, мы увидели, что будущее за теми городами, что сумели найти яркое выражение своей особенности.
 Храм-на-Крови имеет все возможности стать истинным символом Екатеринбурга, по которому город будут узнавать во всем мире.
 По сосредоточенным же в нем произведениям искусства он также становится уникальным.
 Православные соборы прославлены не столько архитектурными деталями, сколько интуитивным умением строителей подобрать место для храма или монастыря (всегда – на горе, на виду), так скомпоновать внутреннее пространство, что оно оказывается больше, чем видится, и мощно воздействует на человека. Этими качествами обладает и строящийся храм.
 О внешнем и внутреннем содержании Храма-на-Крови наш разговор с главным архитектором Свердловской области, руководителем авторского коллектива по строительству Храма-на-Крови Григорием Мазаевым.
 – Григорий Васильевич, вы – один из авторов архитектурной концепции храма. В чем ее суть?
 – Основа – в комплексе: храм и памятник. Мы создаем не просто религиозное сооружение. Храм-памятник имеет одновременно и церковное и светское значение и предназначение.
 Собор состоит из двух частей. Прием, достаточно распространенный в русском церковном зодчестве, использован, к примеру, в Храме Христа Спасителя в Москве. Нижний храм заупокойный, посвященный семье Романовых. Верхний носит название, ставшее единым для всего сооружения, – во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших. Известному планировочному приему мы постарались придать идеологическое звучание. Нижний храм – место нашей исторической памяти, верхний же посвящен будущему России. Нельзя только каяться, нужно двигаться вперед. Но будущее не может существовать без прошлого, оно на нем основано, в Храме-на-Крови – в прямом и переносном смысле.
 – Заложено ли в структуру храма нечто такое, чего больше нет нигде?
 – На месте гибели Царской Семьи прямо в храме будет воссоздана «расстрельная комната». Она оказалась действительно «между прошлым и будущим». Поднявшись на несколько ступенек из нижнего храма или посмотрев в специально оставленный прогал в иконостасе верхнего, можно увидеть комнату, где погибли последний русский Царь и его родные. Сама комната не сохранилась, но место зафиксировано, в ее оформлении используются кирпичи и каменные блоки от дома Ипатьева. Подобное внедрение музейных элементов в структуру храма уникально.
 – В чем еще проявляется сочетание церковного и светского?
 – Будет зал для проведения как религиозных, так и светских мероприятий (лекций, конференций) на 260 мест с отдельным входом. В техническом плане сооружение получается достаточно современное: с системой кондиционирования, двумя лифтами, которые доставят желающих на ротонды, обращенные в сторону городского пруда.
 – Сколько людей одновременно может находиться в храме?
 – Около 4 тысяч человек. Однако собор – как айсберг: его невидимая, подземная часть в 2,5 раза превышает надземную. Поскольку храм находится в центре города, мы были ограничены площадью, и вопрос объема решали вертикально. Возник цокольный этаж, в нем располагается административная часть. Высота же собора около 55 метров, уже сейчас он является зрительной доминантой большого района.
 Важно отметить, что все архитектурные решения согласуются с Церковью.
 – Григорий Васильевич, по поводу выбранного для храма русско-византийского стиля мне довелось слышать разные мнения от уважаемых архитекторов города, в том числе и такое: «устаревший подход». Каково ваше мнение?
 – Мы решили выполнить Храм-на-Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших, в русско-византийском стиле по двум причинам. Во-первых, Николай II любил этот стиль и активно внедрял его в стране. Во-вторых, мы хотели связать разорванную нить истории: на чем закончилось храмовое искусство в России почти век назад, с той точки сегодня оно и продолжается.
 Русская Православная Церковь вообще придерживается строгих канонов. Увидеть в России ультрамодерновую церковь, как на Западе, невозможно. Лично я в этом нахожу очень важный для нас всех элемент стабильности. Должно же быть что-то постоянное в жизни.
 Перед собором будет стоять монумент погибшей Царской семье руки (резца) известного екатеринбургского скульптора Константина Грюнберга. В нижнем храме развернется «Романовский зал» – портреты 17 царей династии Романовых, выполненные в виде барельефов.
 Главный элемент храма, его сердцевина, конечно, иконостас. Всего пишется 60 икон общей площадью около ста квадратных метров.
 Строится храм. Создается произведение искусства. Формируется символ. Храм-на-Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших, уже открыл свои двери – здесь прошла Рождественская служба. Однако полностью он должен быть готов к дням поминовения Царской Семьи в середине июля.

Марина РОМАНОВА, «Областная газета», г. Екатеринбург

от 29.03.2024 Раздел: Апрель 2003 Просмотров: 752
Всего комментариев: 0
avatar