СТАРЕЦ ИППОЛИТ
В конце прошлого года, 17 декабря, преставился ко Господу настоятель Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря Курской области архимандрит Ипполит (в миру – Сергей Иванович Халин). Многочисленные его духовные чада, глубоко скорбя, ощущают эту потерю как очень близкого, любимого, мудрого человека. Первые минуты переживаний сменились огромной благодарностью отцу Ипполиту, сорок пять лет усердно прослужившему Божией Церкви. Его знали не только православные жители Курской области. Дорога в монастырь наезжена тысячами паломников из всех уголков России, находивших здесь приют раненой душе, исцеление своих недугов, вразумление и утешение, добрые советы и наставления. Сюда спешили за любовью, которой старец щедро одаривал всех, кто искал его помощи.
Родился отец Ипполит 27 апреля 1928 года в крестьянской семье в селе Субботино Солнцевского района Курской области. После окончания семилетки трудился рабочим по ремонту шоссейных дорог. В 1948 году был призван в ряды Советской Армии. Святое Крещение будущий монах получил на своей родине, в храме Иконы Божией Матери Казанской.
«Я ни разу не забывал о делах спасения своей души, – напишет он позже в автобиографии. – Посещал храм Божий, и Господь укреплял в моей душе любовь к святой Церкви, к чтению Священного Писания и житий святых, прочитывая которые, я стал искать и лучших условий для спасения своей души». С этой целью в 1957 году он поступает послушником в Глинскую пустынь, трудится на различных монастырских послушаниях.
Затем переезжает в святую Псково-Печерскую обитель, «имея решительное стремление продолжить свою жизнь по монастырскому уставу в условиях монастырской жизни». В ответ на его прошение архиепископ Иоанн Псковский в 1959 году благословил юношу на постриг в мантию с именем Ипполит. 14 июля 1960 года Ипполит был рукоположен в сан иеромонаха.
Новый период его духовного становления произошел в 1966 году, когда по благословению Его Святейшества Патриарха Алексия отец Ипполит был направлен для несения постоянного иноческого послушания на святую гору Афон, в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Семь лет он усердно творил святую молитву на священной земле. К сожалению, из-за влажного климата монах часто болел, с детства у отца Ипполита были слабые легкие.
Возвратившись в Россию в 1983 году, он нес послушание в Псково-Печерском монастыре. Через три года архимандрит Ипполит попросил благословения архиепископа Курского и Белгородского Иувеналия (ныне – митрополит Курский и Рыльский) принять его в свою епархию. На родной земле батюшка поднял из руин несколько храмов, везде усердно трудясь, собирая вокруг себя приходы православных чад.
В 1991 году в лоно Православной церкви был возвращен Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь. Настоятелем сюда и был направлен архимандрит Ипполит. Не могло не содрогнуться преданное Богу сердце при виде печального в ту пору состояния храма и построек монастыря. С горячей любовью взялся отец Ипполит за возрождение святой и ранее знаменитой обители.
За 11 лет служения настоятель проделал огромную работу по восстановлению монастыря. В хорошее состояние приведены двухэтажные братские корпуса, отреставрирована колокольня. В монастыре есть теперь свои баня, мельница, пекарня. Возведен трехэтажный братский корпус. Несколько скитов открылось на территории Рыльского благочиния.
По словам митрополита Иувеналия, отец Ипполит очень любил животных, и где бы он ни служил, особенно в сельских храмах, везде организовывал подсобное хозяйство. Не чурался тяжелой крестьянской работы. Вот и в монастыре теперь, в скитах – крепкое подсобное хозяйство с животноводческими фермами. Послушники и монахи обрабатывают 2 тысячи гектаров земли, выращивая на ней все, что кормит братию, подвизающихся в монастыре людей и многочисленных паломников. Владыка отметил, что почивший проявил себя как духовник, старец…
По молитве отца Ипполита и с Божией помощью исцелялись многие, чьи тяжелые недуги не поддавались земному врачеванию. Слова доброго батюшки согревали душу, озаряли ум, укрепляли в вере маловерных и вели их к спасительному покаянию. Чудеса, происходившие с людьми, никто в монастыре не фиксировал, считая это прикровенным делом батюшки и исповедавших ему свой грех людей. Он тоже об этом не любил говорить. О помощи Божией отцу Ипполиту люди узнавали друг от друга и, конечно, очень высоко ценили эту помощь.
Многолюдным было погребение настоятеля монастыря, множество паломников было доставлено сюда автобусами и на 40-й день. Как ничего в нашей жизни по воле Божией не бывает случайным, так и отпевание отца Ипполита совершалось в престольный праздник монастыря, которому он посвятил последние годы своей земной жизни. После отпевания гроб с телом почившего обнесли вокруг Свято-Николаевского храма. Погребен почивший в бозе архимандрит Ипполит с южной стороны соборного храма обители. Когда его хоронили, весь народ плакал, а монастырь сиял, появилась радуга. Сияние было видно и слева от могилы. Оно продержалось около 15 минут и рассеялось.
Сейчас его могилу покрывают живые цветы. Это очень трогательно выглядит на фоне снега, укрывшего все вокруг. На девятый день на дубовом кресте начало источаться миро. Оно было столь обильным, что снег, укутавший подножие креста, начал таять.
Духовные чада идут теперь к его могиле. Говорят, как с живым. И он их слышит! Здесь мне поведали такую историю. Несколько дней мучились от боли после неудачно сделанного в больнице укола одна из жительниц города Рыльска. Хирург посоветовал ей сделать операцию. Накануне она решила сходить в монастырь, к могилке батюшки Ипполита. А наутро обнаружила, что опухоль сама собой рассосалась. Отпала необходимость в операции.
Старец Ипполит не любил, когда его, монаха, за что-нибудь хвалили. Но сейчас, думается, можно рассказать о праведных делах усердного молитвенника.
Мамина болезнь отступила
– У меня случился третий перелом ноги, я еле передвигалась, опираясь на палку. В это время тяжело заболела моя мама. Я очень боялась, что она вот-вот умрет. Довести ее в монастырь к батюшке Ипполиту было невозможно, и я отравилась к нему сама. Мы знали его давно. В монастырском храме на втором этаже стоит небольшая загородочка, где батюшка выслушивал страждущих. Я села напротив, не успев еще отдышаться. Он опустил голову, задумался и говорит: «Мама твоя вот-вот умрет. Вези ее немедленно сюда!». Сразу выбраться в Рыльск мы не смогли, нужен был специальный транспорт. К тому же к нам то и дело приезжали врачи "Скорой помощи". Но, видимо, молитва батюшки за маму помогла ей какое-то время продержаться. Я вновь поехала в монастырь. Он удивленно воскликнул, увидев меня: «Как, ты ее еще не привезла?!». Я тут же поехала обратно, кое-как на попутных машинах мы добрались до монастыря. Батюшка ласково посмотрел на нас и посоветовал: «Поживите тут недельку». Мама присутствовала на всех службах, а я от рассвета до заката трудилась. Через неделю из монастыря мы ушли своим ходом. Мамина болезнь – сердечная недостаточность – отступила. Она прожила еще 4 года.
Раба Божия Люба, г. Курск
Он говорил моими словами
Это был человек удивительной кротости, Бог наделил его даром выслушивать других и, конечно, силами, чтобы принимать в день паломников, доставленных сюда 10-12 автобусами. Всех принимал! Заранее знал, кто и с какой бедой или радостью к нему едет. Очень бы хотелось, чтобы сейчас в отношении батюшки не было никаких кривотолков. Мне, грешнице, приходилось несколько раз привозить сюда паломников потрудиться. Мы выполняли послушание, а батюшка нас так сердечно потом благодарил, что рядом с ним мы ощущали благоухание от этой его бесконечной радости. Он, как солнышко, все озарял радостью вокруг. Иногда не успеешь ему о чем-то рассказать, и вдруг он начинает тебя обличать. Обиды не было, он говорил моими словами, которые я, пока ехала в монастырь, приготовилась ему сказать и покаяться.
Раиса Михайловна Суровцева, г. Курск
Устройство на работу решилось
– Я очень долго не могла устроиться на работу. В храме меня благословил священник поехать к отцу Ипполиту за советом. И действительно, вернувшись из монастыря, мое устройство на работу сразу решилось. Во время другого приезда мы работали на монастырском огороде. Моя спина так сильно в конце дня заныла, что, казалось, самостоятельно не доберусь до ночлега. Бреду я, вся скрюченная, по монастырской дорожке, а отец Ипполит говорит вдогонку: ничего мол, матушка, все пройдет. И правда, по моей спине пошло тепло, через несколько шагов я и забыла, что спина только что нестерпимо ныла. Несколько раз мы приезжали сюда потрудиться. Дома от такой нагрузки, наверное, слегли бы, а в монастыре с батюшкиным благословением много сил прибавляется. Он учил ненавязчиво, очень милостив был к людям. Всегда было желание долго с ним беседовать, не хотелось вставать со стульчика, но другие люди ждали.
Александра Федоровна Петрова
Случаи исцелений
– Из Москвы в обитель приезжала мать с двумя сыновьями. Одного она забрала из психиатрической лечебницы. В монастырский храм этого парня еле ввели. Мать потом уехала, а парни жили здесь недели три. Больной уехал от отца Ипполита в здравом уме.
Еще был случай. Принесли в монастырь девушку на носилках. Жених очень о ней беспокоился, сказал, что за две недели до свадьбы у нее отнялись ноги. Надо бы уже к венцу собираться, а невеста захворала. Девушка попросила у отца Ипполита разрешения ночевать в храме. Ей позволили. А утром ее застали на ногах: она ходила по храму и зажигала лампадки возле икон. Потом не один раз эта пара приезжала в наш монастырь. Любо-дорого смотреть на их счастье.
Екатерина Ивановна Скосарева, мать семерых детей, деревня Износково Рыльского района
Он лишь поменял келью
– 8 лет батюшка был моим духовным отцом. Не рассказать словами, каким он был добрым! Массу стихов знал, песен. Меня и мою семью он поднял со дна ада. Благодаря ему я заново родилась. На все брала у него благословение. Когда батюшка скончался, думала, и мне конец пришел. Огромное было у меня отчаяние, страх и одиночество. На книжной полке стояла его фотография. Смотрю на нее, слезы текут. Подошла к ней на девятый день утром, а вся фотография словно маслом закапана. Рассердилась я, думала, кто-то из моей семьи брался за нее грязными руками. Не сразу я поняла, в чем дело. Принялась пятна оттирать, а они опять выступают. И только когда позвонили мне знакомые, тоже его духовные чада, и рассказали, что у них замироточили фотографии отца Ипполита, я поняла, какой знак утешения он мне посылал. Как же я могла не заметить этот неземной аромат? Я сразу взяла себя в руки.
Когда мы познакомились, после этой встречи я ездила сюда каждую неделю. Через разговор с ним приходила любовь, уверенность, что она все победит. Он учил любить врагов своих, всех любить. У одной из моих знакомых долго не было детей. Она попросили взять ее с собой к батюшке. После благословения отца Ипполита в их семье родилась девочка, ей уже 7 лет.
Очень велика была его молитва за всех. Несколько раз привозила я в монастырь людей неверующих. Он руку положит на голову этому человеку, и тот уходит от него другим. Говорил он, как притчами, вразумлял через прибаутку, шутку.
На многих фотографиях монастырской братии рядом с архимандритом Ипполитом можно увидеть молодого монаха Ипполита. Несколько лет он прожил в монастыре, учась у настоятеля мудрости и терпению, монашескому подвигу. В редкие минуты Ипполит-старший был откровенен с братией, но по вскользь пророненным фразам можно было хоть что-то узнать из его прежней жизни.
Ипполиту-младшему запомнилось из рассказов, как в 29 лет батюшка пришел в Глинскую пустынь. Он совсем умирал от болезни легких. Его вымолил у Бога старец Андроник. Батюшка, по словам молодого монаха, был во всем похож на этого глинского старца и тоже имел большую духовную силу. Лечить духовные и телесные недуги в Рыльский монастырь приезжали даже из-за рубежа. Несколько человек было иноверцев: католиков, мусульман. Они приходили на вычет. Человек, когда ему тяжело и трудно, готов на все.
– Он для нас не умер, – говорит молодой Ипполит, – он лишь поменял келью. Мы будем ему меньше мешать молиться. Надеемся, что он у Престола Божия и молитва его будет и больше, и сильнее. Мысленно с нами его наставления, благословение. Батюшкина молитва над монастырем сохраняется.
Раба Божия Людмила
«Не плачь, я с тобой»
– Я бы могла говорить о батюшке Ипполите, о его благочестивой жизни не один день и не один месяц. Знала его еще по Глинской пустыни. Ушел от нас великий Божий светильник. Он всех принимал. Его жизнь была трудной и радостной. Он поднял из руин за свою жизнь более 30 храмов. Вложил всю душу в них и в людей, как в храмы Божии. Несколько раз пыталась узнать, почему он ушел из Афона? Сказал, что заболел очень, и старцы благословили вернуться в Россию – «климат лучше». Он очень себя таил, свое духовное. Был истинным святителем Православия. На девятый день мироточил крест на его могиле и многие его фотографии. Потеряв высокой духовности наставника, нашего помощника, я много плакала. На девятый день он явился мне во сне, сказал: «Не плачь, я с тобой». Это укрепило силы. Для многих наших монахинь он был духовным отцом. Трудно с ним расставаться.
Монахиня Николая (Чуйченко), настоятельница женского монастыря во имя Казанской иконы Божией Матери
Материал подготовила Людмила КУТЫКИНА, Курск–Рыльск–Курск