Это второй приезд редакции в Северную Пальмиру, первый состоялся еще при приснопамятном владыке Иоанне Санкт-Петербургском и Ладожском.
«Русь Державную» пригласило в гости Леушинское подворье – чудом уцелевший островок «Похвальского» Северного удела Божией Матери, затопленного ныне водами Рыбинского водохранилища.
Столичных гостей тепло встретили настоятель Леушинского подворья священник Геннадий Беловолов с духовными чадами, секретарь Ленинградской писательской организации Иван Иванович Сабило, православные писатели Николай Коняев, Виталий Розе, Михаил Аникин, поэт Андрей Ребров и другие петербуржцы.
Вел вечер Николай Коняев, автор замечательной книги о владыке Иоанне «Облеченный в оружие света», которая является первой биографией великого святителя. Первое слово было предоставлено главному редактору «Руси Державной», секретарю Союза писателей России Андрею Николаевичу Печерскому.
«Старцы говорят: «Молись делами», – сказал Андрей Николаевич. – Я 11 лет проработал в газете «Правда». В 1993 г. мы издали приложение, целиком посвященное Храму Христа Спасителя, который тогда никто не собирался восстанавливать. Издание оказалось очень нужным, актуальным, быстро разошлось. Я понял, что православным необходим свой печатный орган. Мы все разобщены – нужна газета, которая бы согрела души, объединила всех, будучи при этом не чисто клерикальной, а издавалась бы на общедоступном, понятном языке. Такой газетой и стала «Русь Державная».
Я сразу почувствовал, что ситуация уходит из-под контроля: хочу сделать один номер, а получается другой. Один монах на Афонском подворье объяснил мне: «Пришло время Руси державной, ты просто встретился Царице небесной на дороге, и Она привлекла тебя к Своей небесной работе. Ты лишь исполнитель, а Хозяйка газеты Матерь Божия Державная».
Владыку Иоанна, которого любит вся Россия, а град Петров в особенности, я очень почитал. Мы с ним несколько раз встречались, последний раз – за два дня до его кончины. Он тогда сказал символическую фразу: «Пока русский народ не преодолеет беса разделения, ничего хорошего нам ждать не приходится». Эта фраза стала благословением на наше дело. Издавать газету непросто: духовное противодействие очень сильно. В этом особенно помогают молитвы моего духовника архимандрита Кирилла (Павлова). А газету «Леушино», которую издает ваш приход, я давно знаю и люблю. Это одна из немногих приходских газет которую я читал бы постоянно, потому что у нее есть свое лицо…»
Заместитель главного редактора Владимир Васильевич Танаков, по корням вятич, патриот Великорецкого крестного хода, участник и организатор многих крестных ходов, пригласил всех верующих принять участие в крестном ходе в честь столетия со дня прославления преподобного Серафима Саровского. Этот многодневный крестный ход состоится летом 2003 года и проследует из Курска в Дивеево. Присоединяйтесь, православные!
Сердечно приветствовала леушан многолетний автор «Руси Державной», член Союза писателей России Анна Всеволодовна Ильинская. С подворьем ее связывает большая дружба. О.Геннадий нарек ее почетной леушанкой и вручил ей орден игумении Таисии. Анна – участница Леушинского стояния на берегу рукотворного моря; паломничества в Великий Новгород по стопам матушки Таисии; в Северную Фиваиду, где после закрытия обители спасались гонимые леушанки; Первых Таисиевских чтений. Об этом ею написано несколько книг и очерков, встреча с которыми широкому читателю еще предстоит. Неисследованных материалов по Леушино много, поэтому творческие планы православной писательницы крепко связаны с этой таинственной обителью.
«Владыка Иоанн верно сказал про беса разъединения, – заметил секретарь Ленинградской писательской организации Иван Иванович Сабило. – Теперь нам предстоит искать ангела объединения. Объединяет же нас Слово Божие. Это краеугольный камень единства всех христиан, поэтому такое огромное значение приобретают сегодня православная литература, поэзия, журналистика. Они должны нести людям Христа…»
Виталий Розе, публицист, философ, издатель журнала «Всерусский собор», начал свое выступление со слов апостола: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами; а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2 Ин. 1, 12). «Дорогие, – сказал раб Божий Виталий, – вот сейчас мы и говорим с вами уста к устам, душа к душе. Сердечное общение читателей и писателей, которые едины в любви ко Господу и своей державной Родине – как нам это необходимо. Газета ведет подлинно державное строительство, строительство нашей державы. Россия не может быть никакой, кроме как державной!»
Михаил Аникин, искусствовед, сотрудник Эрмитажа, который на Таисиевских чтениях сделал запоминающийся доклад об иконографии Леушинской иконы Богородицы, рассказал собравшимся о поездке с о.Геннадием в Рыбинск на православную выставку, когда они чуть не погибли в автокатастрофе, но были чудесно спасены Леушинской Царицей Небесной «Аз есмь с вами, и никто же на вы».
Из затерянного в глухих северных лесах Леушина на всю Россию раздался голос, что жизнь Царя – в руце Божией и судьба Царя – судьба России, поэтому преданность Царствующему дому должна быть беспредельной.
Певица Леонилла Гурова исполнила песню «О великая Русь Державная, Русь могучая, православная!». В 1905 году уже прогремела первая революция, и россияне содрогнулись, увидев, что несут с собой «прогрессивные» преобразования. Тогда-то Игумения Всея Руси и написала эти стихи-видение, стихи-пророчество, которые достойны того, чтобы в наше смутное, апостасийное время стать гимном России. Приятным сюрпризом для всех стало выступление замечательной русской певицы Евгении Смольяниновой, которую так любят в Санкт-Петербурге.
Вечер удался… Это было подлинно живое общение, где счастливы были и гости, и хозяева, по слову Писания: «Сеющий и жнущий вместе радоваться будут» (Ин. 4, 36). У нас повелось, что православным прилично быть сухими в общении, сдержанными в проявлении своих чувств. Некоторые считают, что не надо говорить ближнему добрых слов, чтобы твой брат не возгордился. Но ведь это такое счастье, что мы еще живы и можем порадовать друг друга словами любви! Любить благословил нас Сам Спаситель: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей» (Ин. 15, 9).
Дух евангельской любви – вот что такое современное Леушино. «Все в общежитии должно создаваться на одном основании – любви, в ней же и на ней же да утвердит нас Сама Сладчайшая Любовь, Господь наш Иисус Христос», – этот завет игумении Таисии венчает Леушинский устав. Надо стесняться не нежности, а холодности, черствости, взаимного равнодушия. Любовь – Божий дар, и если это чувство посещает нас, значит, Господь благоволит к нам, и Его страшные слова: «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12) не стали еще нам безвозвратным приговором. Люди говорили благодарные слова приехавшим москвичам, о.Геннадию, подлинному солнышку Санкт-Петербургской епархии, которое не устает пламенеть, согревая мир теплотой своего неутомимого, щедрого сердца.
Врач Наталия Бычкова прочитала с места свое стихотворение, посвященное Леушинской иконе Божией Матери. Оно оканчивалось словом, полным надежды: «Аз есмь с вами – все две тысячи лет!»
Леушинскую икону похвалы Богородицы «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» в Петербурге почитают, как великую святыню. Она стала подлинной Хозяйкой града святого Петра. От нее совершаются чудеса и исцеления, в благодарность за которые люди жертвуют Владычице украшения. Сегодня икона на подворье вся в золоте.
Знак Царской власти, Держава, ныне в руке Богоматери. Не случайно именно «Русь Державная» прославила образ, который св.пр. Иоанн Кронштадтский назвал «Спасительницей России». В течение прошлого года о Леушинской иконе на страницах газеты было опубликовано четыре материала. Знаменательно, что в 2002 году Украинская Православная Церковь признала чудотворным один из списков иконы, перед которым молился преп.Серафим Вырицкий. Сегодня этот список находится за пределами России. Молниелучная Дева-воительница Вырицкого столпника пришла на помощь верующим охваченной ересями Малороссии. Таким образом, почитание Леушинского образа вполне канонично и оправданно. Икона «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» большим тиражом выпущена православным предприятием «Софрино».
Связь Леушинской иконы с Царской семьей очевидна. Игумения Таисия с сестрами шесть раз были приняты Помазанником и его домочадцами. Документально зафиксировано, что монахини вручили Цесаревичу вышитый ими Велико-княжеский Стяг. Скорее всего, они преподнесли Державной семье и список столь почитаемой в обители Леушинской Похвалы.
Санкт-Петербургскому списку Леушинской иконы пожалован дореволюционный царский червонец. В сентябре 2002 года, когда на брегах Невы гостила Феодоровская икона, Леушинская святыня крестным ходом была изнесена в Александро-Невскую лавру и приложена к образу Федоровской Царицы Небесной. Леушинская Похвала приняла благодать Царской иконы и сделалась как бы ее преемницей. По всей видимости, ей надлежит сыграть важную роль в восстановлении державной династии на Руси. Великая Леушинская тайна не разгадана, на этом пути нам надлежит сделать еще много поразительных открытий…
«Укрепляйтесь в духе, братья и сестры, и никто же на вы и на вашу замечательную газету, она на высоте духовной», – подвел итог встрече о.Геннадий. Хочется воскликнуть в ответ: свети, свет леушинский, разгорайся ярче и ярче! Пусть лик Леушинской Опоры немощным освещает тьму века сего на страдном пути к Руси державной. Белолилейная Радосте наша «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», укрепляй град Петров и спасай Россию. Боже, спаси своих!
Параскева Азаданова