Добавлено:

№ 04 (106), 2003 год. С РОССИЕЙ В СЕРДЦЕ!

Из века в век, из поколения в поколение хранили русские люди свою неизбывную, подчас непонятную иным племенам «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Это были те, кто для спасения Руси вступал на лед озера в Чуди, на поле шел Куликово, в «гражданина Минина» ополченцы, сражался с ворогом в Великой Отечественной… Это были все те, кто пахал и обустраивал землю, по праву считая ее – в бедности и благе, в горе и радости – своей и священной. Но горе было тому, кто поступился этим заветом, кто предал и землю свою, и народ.
 Перед вами, читатель, рецензия на книгу известного писателя–публициста Александра Казинцева.
 – А в чем замысел Вашей книги? – еще не читая ее, задал я вопрос автору.
 – Видите ли, предаваться сегодня умствованиям о «путях-перепутьях» России, фантазировать о них, когда речь идет о самом существовании нашего Отечества, по меньшей мере неэтично. Ведь есть уже опыт – и наш собственный, и наших соседей, совсем ближних, прямо под боком, и дальних, дотянуться до которых не так уже просто; и хотя мы страна особая, уникальная, но общие черты этого опыта все равно просматриваются. Надо лишь распознать и умело использовать приемлемые для нас черты развития – экономического, политического, нравственного…
 – В чем Ваш оптимизм в таком случае? Если он все же «наличествует»?
 – В том, что такой опыт уже есть – ничего не надо выдумывать. Да и мы, народ русский, кажется, все-таки о многом начинаем всерьез задумываться, умнеем, что ли. Перед нами во весь рост встает тема «защиты Отечества» – а это уже вдохновляет.
 В этом смысле книга представляет собой четкое единство замысла и содержания. Как опытный аналитик, А. Казинцев не только привлекает огромное количество фактов, свидетельствующих о преступной деятельности сегодняшнего режима, вовлекшего страну в позор, в нищету и нравственную деградацию, о «механизме предательства», но и убедительно показывает, почему, несмотря на всенародные лишения и тяготы, у нашего народа «экономическое сопротивление в политическое не переросло», почему до сих пор по большому счету «народ безмолвствует». Весомость аргументов автора не только в обилии фактов (иногда кажется, что книга ими прямо-таки перегружена – но нет! Не они водят пером писателя, а он сам умело, словно строем бойцов, оперирует ими), но и в самой методологии их использовании. Словно предвидя контраргументацию, резкие несогласия особо «демократических» читателей, он попросту выбивает у них из рук оружие: обильно подкрепляя свои доводы выборками из их же источников – из «МК» и «Независимой газеты», из «Известий» и «Моску ньюс», из «Санкт-Петербургских вестей» и передач ТВ… Не обходит автор и высказывания тех, кто уже давно подвизался в активнейших перестройщиках России по американскому образцу (вернее, по указке), и простых людей, которые на сегодня отражают то «мнение народное», которым, как писал Пушкин, как раз и держится любой режим.
 Читая книгу, я невольно вспомнил известное высказывание Флобера: «Какова бы ни была вещь, о которой вы заговорили, имеется только одно существительное, чтобы ее назвать; только один глагол, чтобы обозначить ее действие, и только одно прилагательное, чтобы ее определить… И нужно искать до тех пор, пока они не будут найдены». И здесь как отличный стилист Казинцев лингвистически точен – говоря о расширении НАТО, видит в этом показательное изгнание России с Запада; подчеркивает, что чувство непобежденности надо воспитать в народе; часто (к примеру, в беседе с А.Лукашенко) он просто афористичен: «На хозяйственников, случается, учатся и цари – на царя выучиться невозможно»… В полемике с «борцами за свободы» в Белоруссии он вдруг делает весьма неожиданное и забавное для читателя открытие: попав в компанию немногочисленных, но ярых и крикливых «белорусских националистов», он, к удивлению своему, не слышит от них "ни одного белорусского слова! Толпа, собравшаяся протестовать против воссоединения с Россией, говорила по-русски…" Нужно ли задаваться вопросом над тем, кто и кого организовал для этой злой, но прямо-таки смехотворной акции?
 Кроме опыта наших ближних западных братьев, который убеждает, что Русь (по крайней мере Белая) жива: ведь Белорусская армия – самая боеспособная в Европе, которой лучше бы не связываться с «партизанской республикой», автор привносит в книгу еще два весьма оптимистических для нас момента – опыт Иракский и Китайский. И тот и другой и впрямь заслуживают написания с большой буквы! Как специалист по Востоку и историк, он приводит, в частности, весьма любопытный факт: Ирак в разное время воевал с 48-ю самыми развитыми государствами мира и… живет. Дай Бог, выдюжит и после нынешнего удара. А с Китаем что «глобалистам» делать? Два крупных раздела книги, посвященных этой проблеме, убеждают, что в мировом лесу, который Америка хочет пустить в «распиловку», еще есть опаснейшие для нее «звери». Да и мы, грешные, уж никак для них со счетов не списываемся.
 Не раз я задумывался: а почему это Запад так ненавидит Россию? Готов прямо-таки сжить нас со света. Нашел ответ у А.П. Чехова, который писал, что низменной натуре человека свойственна ненависть к тому, кто его прилюдно выручил из беды, «облагодетельствовал», что тот склонен рассматривать как «унижение» и при случае готов отомстить за это. Вспомним: Россия трижды выручала Запад, когда тому вполне реально угрожал «глобализм», – во время татаро-монгольского, наполеоновского и гитлеровского нашествия. А Соединенные Штаты по крайней мере – один раз, когда боролись за независимость и были «унижены» поддержкой России, иначе, как знать, не были б они сегодня заурядным, захолустным английским доминионом? Так вот книга А. Казинцева убеждает, что истоки ненависти к нам со стороны «закатных стран» надо искать еще и в этом.
 Не все для меня представляется бесспорным в умном, обстоятельном исследовании маститого публициста. В частности, его размышления об «универсальности русской и американской культуры», о том, что «только противоборство на уровне общемировой культуры может переломить исход битвы» с американизмом. Беда в том, что эта общемировая культура все больше американизируется, а выступает опять-таки против нашей культуры, нашей православной цивилизации.
 Но итог таков: книга Александра Казинцева «В поисках России» – хотя и не развлекательное и легкое, но весьма полезное чтение.
 Для патриотов и для врагов России.

Валентин Николаев

от 20.09.2020 Раздел: Апрель 2003 Просмотров: 367
Всего комментариев: 0
avatar