Добавлено:

№ 04 (106), 2003 год. ШКОЛА МИНИНЫХ И ПОЖАРСКИХ

Когда внимаешь Божественной Литургии, молебну, вчитываешься в строки Акафиста преподобному, в его житие, вслушиваешься в слова проповеди игумена Иоанна, выступления участников Иринарховских чтений; когда листаешь страницы истории этой земли, полные святости, всматриваешься в облик Борисо-Глебского монастыря с его могучими башнями и стенами, в неоглядные, словно напоенные неземным светом, богатырские дали, слышишь рассказы о прошедших и предстоящих крестных ходах участников Чтений к колодчику (источнику) преподобного; когда рядом со строгим докладом преосвященнейшего владыки о роли монаха Иринарха в судьбах России или докладом ученого академика соседствует сообщение студента, школьника как равных участников общего русского дела; когда слышишь звучащий с экрана голос младенца, призывающего нас под хоругви крестного хода, – устами младенца глаголет Господь, – тогда начинаешь осознавать, что ты оказался не на каких-то очередных Чтениях, каковых немало в нашем Отечестве, а что здесь, на Борисоглебской земле, стал очевидцем долгожданного, радостного для русского сердца события.
 Иринарховские чтения – это не разовое в году, ограниченное тремя днями мероприятие, а это часть большого общерусского дела, движения, собирания русских сил, которое совершается непрерывно.
 Преподобный Иринарх – великий духовный вождь народа русского в периоды смут – вновь собирает свою дружину, свое ополчение, собирает новых мининых и пожарских для одоления нынешней ненавистной смуты.
 Знакомим вас, дорогие читатели и друзья с некоторыми материалами чтений, поступившими к этому времени в редакцию. Все они даются в сокращении

Информационное сообщение о Шестых Всероссийских Иринарховских чтениях

 20-23 февраля 2003 г. на Ярославской земле - в городах Ярославле, Ростове Великом и в пос. Борисоглебский по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялись Шестые Всероссийские Иринарховские чтения, собравшие свыше 300 участников.
 Чтения открылись в г. Ярославле проведением совместного Круглого стола участников Ярославской региональной научно-практической конференции "Церковь и общество: пути взаимодействия в сфере образования, науки и культуры" и VI Всероссийских Иринарховских чтений.
 К участникам Чтений обратились с приветственным словом и призвали на них Божие благословение Высокопреосвященнейший Филарет, митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии и Преосвященнейший Кирилл, епископ Ярославский и Ростовский.
 В
приветствиях к участникам Чтений, в частности, отмечено: "Всероссийские Иринарховские чтения проводятся шестой год, что дает основание говорить о рождении традиции, просветительское и воспитательное значение которой имеет большой смысл в решении общегосударственных дел".
 В Чтениях приняли участие священнослужители, секретари и члены Союза писателей России во главе с председателем СП Ганичевым В.Н., руководитель Союза Михаила Архангела, Герой Советского Союза, генерал-майор Солуянов А.П.; президент Международного кинофорума "Золотой Витязь", народный артист России Бурляев Н.П.; вице-президент Международного Фонда славянской письменности и культуры Большаков В.И., войсковой старшина, помощник атамана Всевеликого Войска Донского Воронин В.В.; военнослужащие и ветераны Вооруженных Сил, сотрудники МВД; ученые (1 академик, 11 докторов и 18 кандидатов наук), преподаватели, аспиранты, студенты: Московской Духовной Академии, Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, Сретенской духовной семинарии, Института мировой литературы Российской Академии Наук, Института Российской Истории РАН, Института этнологии и антропологии РАН, МГУ, Российского Государственного Университета "Дружбы Народов", Академии Погранслужбы, Академии Управления МВД (всего было представлено около 20 вузов и научных учреждений). В работе Чтений приняла участие большая группа сотрудников и слушателей Российской Академии Государственной Службы при Президенте РФ.
 Участники Чтений прибыли более чем из 30 городов России, Белоруссии, Украины, Грузии, Бельгии; Москвы, Киева, Минска, Тбилиси, Брюсселя, Санкт-Петербурга, Ярославля, Читы, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Краснодара, Курска, Иваново, Орла, Костромы, Тольятти, Чебоксар, Нижнекамска, Йошкар-Олы, Великого Новгорода, Вологды, Нижнего Новгорода, городов Московской и других областей. Ярославская область была представлена участниками из Ростова Великого, Романово-Борисоглебска, Рыбинска, Гаврилов Яма, Переславля-Залесского, Углича. Несмотря на то, что круглые столы, пленарное и секционные заседания проводились в Ярославле и Ростове Великом, в Чтениях приняли участие более 50 борисоглебцев, многие выступили с докладами.
 Тематика Чтений традиционно охватывала следующие направления: преподобный Иринарх затворник (всесторонние исследования); значение подвига преподобного Иринарха в наши дни; история Борисо-Глебского монастыря и земли Борисоглебской; смутное время - история и современность; историческая связь времен - уроки для возрождения Отечества; проблемы духовно-нравственного воспитания.
 В Чтениях принимали участие представители 19 печатных и электронных СМИ.

Оргкомитет Иринарховских чтений

ВСЕМ ЛЮДЯМ УЧИТЕЛЬ

 «Когда вырасту, так постригусь и стану монахом; буду носить на себе железа и трудиться ради Бога и буду всем людям учителем! (сказано в шестилетнем возрасте).
 «Стой за веру Христову с мужеством и храбростью».
 «Не убоимся посечения или пожжения от иноверных. Мы явимся новыми мучениками, получим венец на небе от Христа Бога нашего».
 «Подите вы в свою землю, и будете живы; если не пойдете, то будете убиты!» (завоевателям русской земли).
 «Дерзай, и Бог поможет тебе» (князю Михаилу Скопин-Шуйскому на одоление иноземцев).
 «Увидите над собой славу Божию» (Минину и князю Пожарскому).
 «Вы же по смерти моей пребудьте в посте и молитве, в бдении и слезах, а также в любви между собой...».
 «Если кто начнет притеснять сию обитель мою, свыше данную от Бога, то пусть их судит Бог и Матерь Божия».
 «Я ухожу от вас телом, а душою с вами буду неразлучно».

Из слов преподобного Иринарха затворника

ЗА ВЕРУ ХРИСТОВУ

 Из 38 лет монашеской жизни 30 лет провёл Преподобный в затворе. Повсюду на Русской земле дивились стойкому затворнику, что подчинил плоть душе, являя пример добровольного мученичества.
 В годы страшных бедствий людских, в разгар погибельной Смуты – прибавлял себе Преподобный Иринарх оков и тяжестей. Силой духа вооружал он соплеменников, дабы противостояли они лиходейству, пагубе и растлению.
 Были на нём плечные и нагрудные вериги, шейное путо и путы ножные, пудовые поясные связни, многие оковцы для рук и перстов, обруч для головы, 142 небольших кованых креста.
 Босой, в рубище (сорочке из конского и свиного волоса) он молил Бога за всех обиженных и несчастных, за порабощенное Отечество. Спал 2–3 часа в сутки. Сидя на берёзовом комле, к которому он приковал себя двадцатисаженной цепью (весом более 4 пудов).
 Далеко разносились пророческие слова Преподобного Иринарха из его убогой кельи. И слышала эти слова вся Русь. Его советам и предсказаниям внимал царь Василий Шуйский. Молодой полководец князь Михаил Скопин-Шуйский получил от Преподобного Иринарха крест и благословение на борьбу с поляками. С этим крестом князь победоносно прошёл до самой Москвы, совсем тогда погибавшей, спас её и навеки оставил славный след в истории.
 Даже поляки относились с уважением к трудам Преподобного Иринарха, в том числе сам Ян-Петр Сапега. «Правда в батьке велика. Нигде в этой земле, ни в иных землях такого крепкого в вере батьку я не видел», – сказал после посещения затворника Сапега и не велел трогать обители.
 В 1612 году у келии Преподобного коленопреклонно приняли от него благословение на поход в Москву и медный крест верные сыны Русского народа Минин и Пожарский. Перед иринарховым крестом многие из ополченцев клялись одолеть врага, исполнить свой долг, защитить и вызволить из беды родную землю.
 За великие духовные подвиги и труды Господь наделил Преподобного даром прозорливости, дал дар исцелять людей от многих болезней душевных и телесных. И после преставления старца ещё больше стал изливаться поток чудотворений и исцелений на людей, с верою к нему обращающихся. С трепетной любовью и почитанием относился православный народ к памяти Преподобного Иринарха затворника.
 В XVII веке появились иконы Преподобного Иринарха. Сохранились многочисленные молитвы, к нему обращённые. Особым поклонением почитались мощи Преподобного, его «труды» и все места, связанные с его земной жизнью. Одно из таких мест находится в полукилометре от села Кондаково. Это место, где любил уединяться для молитвы юный подвижник Илья. Здесь его руками был выкопан колодчик, из которого вот уже более 4-х веков бьет источник чистой воды. Здесь задумал он построить часовню, и Бог послал ему помощника в этом благом деле, вложив доброе намерение в сердце одного благочестивого земляка. Когда же многолюдно стало от приходящего к источнику народа у построенной часовни, отрок Илья стал уходить молиться за 4 км от того места, на Чёрную речку, и там было ему первое явление Пресвятой Богородицы. Место это становилось все более посещаемым. Ежегодно приходили сюда крестным ходом из обители Борисо-Глебской монастырская братия и многочисленные паломники.
 Опять на Руси смута и вновь востребован духовный вождь народа в смутное время Преподобный Иринарх.

"Cоборность - краеугольный камень безопасности и единства славян"

ФИЛАРЕТ, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии

 Выступление на Круглом столе "Духовно-культурные традициии и национальная безопасность России" в г. Ярославле в программе VI Всероссийских Иринарховских чтений (20 февраля 2003).
 Духовные и культурные традиции русского и белорусского народов, - я намеренно расширяю этнические рамки этого понятия, - весьма обширны. И хотя они, несомненно, имеют свои национальные особенности, вызванные геополитическими и историческими причинами, всё же абсолютное большинство их были и остаются близкими вплоть до полного совпадения.
 Из всего множества этих традиций мне хотелось бы выделить одну, ибо она лежит в основании многих производных от нее особенностей национального образа мыслей и образа жизни белорусов и русских. Речь идет о соборности как о краеугольном камне национального характера и национальной безопасности наших народов.
 Говоря о единении славянских народов, мы нередко ограничиваемся поверхностным или самым общим пониманием смысла и сути единства. Наверное, это происходит из-за сиюминутного контекста скоротекущих событий общественной жизни. На деле речь идет не столько о политических или экономических преимуществах единства Руси Белой и Руси Великой, но о восстановлении многовековой исторической правды в отношениях между двумя братскими народами. А корни этой правды уходят не в пятнадцатый и не в семнадцатый века! Они произрастают из десятого и одиннадцатого столетий, из общей купели Крещения, единых святых. Соборных святынь и общих испытаний.
 Славянское единение и единство самого русского народа - это огромная тема, в течение многих веков питающая общественную мысль и задающая канву исторических событий. В ее основании лежит Евангельский образ соборности, ставший одновременно идеалом и межславянского, и внутринационального, и церковноприходского устроения: "Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня" (Ин. 17:21).
 Здесь изложена вся ценность и закон соборности. Понимаемой как норма жизни народа, семьи и личности. Нераздельность и неслиянность определяют принцип межнационального единения. Единосущность выступает главным залогом межнационального, национального и семейного согласия. Триипостасность предполагает разнообразие народа в общем союзе любви и мира. Трехсоставность как принцип лежит в основе и христианской антропологии, и системы мер, и музыки - перечисление можно было бы продолжить…
 Впрочем, приведенные слова Первосвященнической молитвы Господа Иисуса Христа указывают непременное условие подлинной соборности: "…Они да будут в Нас едино". Соборность немыслима вне Творца, - вне Церкви она становится всего лишь средством для достижения более или менее долговременных целей. Судьба огромной державы, построенной на руинах Церкви, - тому свидетельство. Никакой "интернационал" не может существовать вечно, будь он построен в древнем мире, в средних веках или в новейшей истории. Церковь же пребывает вовек.
 Наконец, обращаясь к Отцу небесному, Спаситель определил главный смысл соборности как принципа бытия человеческого рода: "…Да уверует мир, что Ты послал Меня". Всё остальное понимается лишь как ступень восхождения к этой высшей цели национальной миссии любого народа и всего мирового сообщества.
 Залогом национального величия, национальной безопасности и вообще национального бытия наших народов была и остается благословенная особенность славянской души: христианство стало для нее генетически неотъемлемой составной частью. Эта часть может быть атрофирована, искажена, подавлена злой волей - но она непременно воспрянет в грядущих поколениях несчастного, порою изуродованного бескультурьем и бездуховностью рода. По слову Писания, "обновляется, подобно орлу, юность твоя" (Пс. 102:5).
 Думаю, что при попытке определить символ духовно-культурных традиций русского народа, пред мысленным взором весьма многих людей возникает образ Пресвятой Троицы, созданный преподобным Андреем Рублевым. Мне кажется, этот образ отражает, а лучше сказать, вмещает в себя всю совокупность наших искренних соборных усилий по возрождению Церкви и Отечества, по восстановлению порушенных международных, межнациональных и межгосударственных связей, по обеспечению внутреннего покоя и мира для народа Божия, для граждан страны.
 Взирая на иконописный символ нашей веры и образ крестных страданий, понесенных народом нашим во все времена, позвольте мне повторить слова, звучащие из глубины веков и гулким эхом отзывающиеся в сердцах наших соотечественников и современников: "Сим победиши!"
 Уверен, что с Божией помощью наши народы сумеют осуществить свою соборную историческую миссию.

Ушел Дух Божий

 Мы – коренное население страны – вроде добронамерены и веруем в Бога, но буксуем на месте, и ничего не происходит и вроде ничего не можем сделать. В Москве была предпринята попытка создания инициативной группы по закрытии растлевающих наших детей журналов, но дело застопорилось, не нашлось в тринадцатимиллионном городе ни одной матери, которая согласилась бы выступить истцом в суде. Родителям это оказалось ненужным: боялись, ленились, ссылались на отсутствие времени…
 Наши проблемы не решаются, потому что вроде бы веруя, мы, на самом деле, забываем о Боге. У нас нет такого сознания, как у Александра Васильевича Суворова, который говорил: Мы - русские, с нами Бог! А сейчас получается – мы русские, но Бог как будто и не с нами. Все не идет как по маслу, а как-то очень плохо. В чем же дело? Надо понять, что мы все во многом пред Богом неправы. Упускается самое главное – как достойно христианскому званию жить, как достойно дожить до смерти и достойно же умереть. Причина – в нашей духовной слабости, обезбожил народ, дух из него ушел Божий. Вернуть его можно только через внутреннюю жизнь…
 Поэтому, если мы и не только на Чтениях, а в обыденной нашей жизни, в уме и сердце, не будем к этому возвращаться, если мы не начнем учить своих детей жить действительно по-христиански, у нас ничего не получится.
 Энергию нашу надо направить на воспитание детей, всего поколения, а не только сирот, трудных подростков. Нужно создать альтернативу этому безбожному, развратному гвалту, который существует в стране. Это главное делание. Нужно создание фронта сопротивления как при очень серьезной духовной оккупации.

Протоиерей Дмитрий Смирнов, и.о. председателя Синодального Отдела по связям с Вооруженными Силами
и правоохранительными органами

Святая Русь жива

Со времен Святого равноапостольного великого князя Владимира в крестные ходы обязательно вели с собой детей, несли на руках младенцев. Народная соборная молитва, церковное пение, красота благоговейно носимых икон, хоругвей – все вместе оставляло неизгладимый след в детских душах. И для крестьянских детей, и для княжичей, и для царевичей крестные ходы становились первыми, самыми яркими впечатлениями картин народного торжества и народного покаяния. Так воспитывались патриоты православного Отечества, мудрые хозяева русской земли.
 Средство избавлений от беды было одно – покаянное всенародное моление крестного хода, чтобы Господь простил. И как же важно, чтобы к молитве присоединились чистые душой, безвинные дети, а за ними и Блаженные, и Святые покровители русской земли, и Пресвятая Богородица.
 Сейчас много детей участвует в крестных ходах по всей Руси. Когда много детей идет крестным ходом, то они друг за другом следят и помогают друг другу вести себя воцерковленно, помогают друг другу почувствовать радость от соборного действия. В конце июля 2002 года в трехдневный крестный ход от Борисо-Глебского монастыря до источника преподобного Иринарха затворника ходили 197 детей. Младенцев несли на руках родители, дети от 5 до 15 лет пели в церковном хоре. Детям школьного возраста священники доверяли одевать и с молитвой нести подлинные вериги св. Иринарха затворника. Одиннадцатилетняя Наташа Лектюхина сорок раз прочитала молитву, пока шла в веригах преподобного. Она заключила: «Силу от преподобного Иринарха почувствовала».
 Со святыми иконами пройти по святым местам родной земли – высокое счастье. Пока дети идут в крестный ход, Святая Русь жива.

Григорий РОМАНОВ, член-корреспондент Академии архитектурного наследия

 

Оружие созидания

 Не только военные силы, оборонный комплекс, оборонные сооружения составляют реальную силу страны, но и морально-боевой дух народа, армии. Вспомним хотя бы 1812 год, когда морально-боевой дух народа позволил победить лучшую в Европе армию, сыграл решающую роль в изгнании завоевателей из страны.
 Вера, православие были основой русской армии. Это чудо-богатыри Суворова, это, по сути, морская гвардия Ушакова. Воины осознавали и свою ответственность перед общиной, которая послала их служить. Вера, общинное состояние русской армии, деятельность полковых, корабельных священников – одно из условий наших побед.
 Сегодня литература вносит свой вклад в укрепление морально-патриотического духа народа, армии. Это послевоенная военная литература: «Живый в помощи» Виктора Николаева, «Любите нас, пока мы живы» Виталия Носкова и др. Рядом боевая литература старшего поколения: Михаил Алексеев, Семен Шуртаков, Владимир Карпов и т.д. Послевоенная военная литература – одно из важных направлений патриотического воспитания, она помогает нам не забывать о своей истории.
 Сегодня мы вспоминаем о великом духовном подвиге преподобного Иринарха затворника, об одном из важнейших источников нашего духа, нашего патриотизма. Немногие современники знают у нас о подвиге монаха–затворника Иринарха. Тогда господствовала смута, Русь была на краю погибели. А об этом подвиге надо бы знать, и непременно, и всем!
 Преподобный Иринарх, этот гремящий «железами» монах – один из самых духоносных, спасавших Русь святых подвижников. Его невиданные подвиги поистине непостижимы для нас.
 О молитвенниках и духоносных старцах на Руси знали все, на них надеялись, к ним обращали взор в трудные минуты: «…моли Бога о нас!..»
 Два великих сына Отечества Минин и Пожарский, которых благословил на защиту родной земли преподобный Иринарх, возвещают ворогам на Красной Площади: «Не ходите на Русь! Погибнете!» А всех соотечественников призывают служить верно народу и быть достойными сынами Родины.
 Положить жизнь за други своя, спасти поруганное Отечество – эта высокая идея в нашем народе была и будет жить всегда.

В.Н.Ганичев, Председатель Союза писателей России, доктор исторических наук, профессор

Одоление смуты

Поможем, братья и сестры, выстоять Борисо-Глебскому монастырю. Неужели оскудела земля Русская на отзывчивых, добросердечных людей? Подставим плечо игумену Иоанну (Титову) - наместнику обители и братии, всем организаторам Иринарховских чтений, Крестных ходов, возрождения святой Борисоглебской земли. Ибо великую ношу принимают они на себя. Будем помнить слова историков: «На сем месте начинались победы почти над каждой русской смутой».
 И поддержим наших братьев молитвенно. Пусть каждый ежедневно молится поименно о тех, кого он знает лично, по Чтениям и Крестному ходу и в первую очередь за игумена Иоанна с братией, а также строкой «И за всех участников…». Посещая святые места нашей Родины, монахов-молитвенников, будем просить их поминать о здравии игумена Иоанна с братией.
 Редакция «Руси Державной» призывает к этому и своих читателей.
 Так да воздвигнем мы еще один молитвенный щит, еще одну молитвенную ограду в духовной обороне Отечества.
 Звучал на Чтениях с экрана голос младенца, призывающий нас, – а теперь, благодаря средствам информации – и всю Россию под хоругви Крестного хода к колодчику (источнику) преподобного Иринарха, чтоб пройти с молитвой по русской земле, испить из колодчика целебной воды, укрепиться духом для одоления смуты.
 Следующий Крестный ход будет совершаться 24–26 июля 2003 года.
 «Радуйся, о спасении Царства Российскаго богоугодный молитвенниче. Радуйся, о мире Державы Российския пред Господем предстателю. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение».
 «Преподобне отче Иринарше, моли Бога о нас!»

Редакционный совет

от 26.04.2024 Раздел: Март 2003 Просмотров: 619
Всего комментариев: 0
avatar