Вера и труд – слова, связанные единой мыслью о созидании. Без веры не может созидаться человек, без труда – не создается ничто в человеческом мире. Вот почему смысл, заданный нашему Собору, плодотворен. Следует помнить и слова апостола: вера без дел мертва. Живая вера возможна, когда труд утверждает человека, чтущего Господа или работающего не против Его воли, Завета и заповедей.
Эти азбучные истины трудно осуществлять в современных условиях. О том, как этому содействовать, и пойдет речь.
Вера, – писал И.А.Ильин – «главное, ведущее тяготение человека, определяющее его жизнь, его воззрения, его стремления и поступки».
Это неоспоримо.
Есть ли у современного русского человека такое «главное ведущее тяготение». О каком человеке наша забота? Речь идет о человеке, соприродном в своем мироотношении народу. Ибо какое нам дело до одного человека или группы лиц. Интерес, соборно мыслящих русских людей, связан с преимущественной верой и с основным взглядом на мир нашего народа.
Можем сказать с уверенностью: у русского народа триединое могучее основание веры: православие, многовековая история и культура. И при этом ныне практически господствует – многоверье. Я имею в виду не религиозную сторону мироотношения, но все разнообразие духовных, социально-исторических и житейских представлений, то есть мировоззрение.
При таком состоянии народа возрождение России, требующее совместного целенаправленного труда основной массы народа, – невозможно. Необходимо утвердить единую веру: опять же я имею в виду не столько религию (хотя, конечно же, и ее), сколько мироотношение, мировоззрение народа–труженика, народа–созидателя, его вождей и представителей.
Очевидно, что я не имею в виду сплошного единомыслия, но единство в представлении о целостном образе России и системе стратегических к ней отношений. Такое единство есть по отношению к своей стране у любой нации, способной самостоятельно существовать и развиваться. Такое единство нации непременно связано с национальным достоинством и самосознанием. При этом сознание чего-либо и самосознание, без которых не может быть и мировоззрения, требует ясного представления об их предмете. Но чтобы предмет мог быть осознан и реален, он должен быть назван, должен иметь имя. «Недозревшая до имени вещь «собственно» и не есть вещь, – пишет один из известных ученых, – она подобна недостроенному зданию, о котором нельзя сказать ничего определенного… Или же она подобна человеку, которого в просторечии называют недоделанным».
Неполноценным, ущербным, как бы несуществующим становится явление, которое лишается имени. Лишение имени, несомненно, имеет сакральное значение.
Жизнь народа, в том числе трудовая жизнь, может полноценно осуществляться среди других народов, если это определенный народ.
Национальность – имя народа, создание русских людей, русских тружеников, сегодня глубоко оскорблено, ибо народ, создавший Россию, объединяющий ее народы, лишен по паспорту нынешними временщиками своего имени.
Повторю: это имеет и сакральное значение. И если Всемирный Русский Народный Собор открыто, решительно, настойчиво и самоотверженно не потребует вернуть русскому народу имя, то, по моему убеждению, он не выполнит своего предназначения. Всякие умолчания, увертки, «дипломатия» в этом деле – в сущности антинародны.
Официальное возвращение имени должно стать и станет стимулом возрождения сознания, самосознания, веры и созидательного движения в истории, в том числе – трудового.
ЗА ИМЯ РУССКОЕ
Не ждите, нам не будет оправданья,
Не помнящим народа своего,
Отринувшим священное преданье,
Что слово – всё, а вещи – ничего.
И станем мы, отпавшие от рода,
Предавшие наследие отцов,
Без имени среди других народов –
Ничтожнее униженных рабов.
Мы – русские. Мы не одни на свете.
Но нам за Русь ответ держать сполна.
Пристойно ль ныне так бросать на ветер
Священные для предков имена?!
О, Господи, я – русский, православный
И верю в воскресение Твое.
Я знаю, что без имени – бесславно,
Бессмысленно земное бытие.
Я знаю, кто проделал так умело,
Что из письмен наш вычеркнули род…
Сограждане! Ведь слово – это дело.
За имя русское поднимемся!
Вперёд!
Всеволод Юрьевич ТРОИЦКИЙ, доктор филологических наук, профессор