По словам Ф.М.Достоевского, русский человек - есть православный человек. В возрождении этого великого достоинства многие россияне видят сегодня ключ к воскресению Отечества.
Нынешний год непрост для нашего народа, для общественно-политической жизни страны. Впереди - выборы в Государственную Думу. А в 2004 году предстоит избрать Президента РФ. На политическом «небосклоне» уже определилось немало партий, занимающих самые различные, порой взаимоисключающие позиции. При этом известно, что многие из них далеки от духовных ценностей православной веры.
Между тем, простому человеку порой трудно разобраться, кого вообще-то стоит поддерживать. В обществе продолжаются разброд и шатания. Впрочем, и вполне искушенным людям можно растеряться, настолько пестра «палитра» взглядов и настроений. Не потому ли многие православные считают, что главная задача многих политических партий по-прежнему заключается в том, чтобы увеличить капиталы разномастных богатеев…
И пресловутая глобализация по-американски имеет ту же направленность — любыми путями добиться богатства… Но богатства, естественно, для американцев. Отсюда следует и война в Ираке, агрессию против которого совершили США и иже с ними. Ведь когда начинаешь говорить об этой арабской стране, первое, что вспоминается, — огромные запасы нефти. Многие аналитики склоняются к тому, что стремление обладать «черным золотом» и явилось важнейшей причиной войны…
О подобных явлениях в свое время метко сказал А.С. Пушкин:
«Все мое», — сказало злато;
«Все мое», — сказал булат.
«Все куплю», — сказало злато;
«Все возьму», — сказал булат.
И мириться с этим — не в православных традициях. Но для того, чтобы противостоять проявлениям зла, мы должны, добившись общенационального единства, вновь стать Великой Державой. В этом, если хотите, мировая миссия России.
Естественно, на пути живительных ростков единства нашего народа, на пути Отечества к обретению прежнего величия встретится много опавших, путающихся под ногами сучьев и листьев. Помочь молодым «побегам» — наша общая забота. Ведь в общенациональном единстве — залог успеха России.
Тысячелетняя практика нашей страны подтверждает, что все народы и конфессии, находящиеся на ее территории, не только могут, но и должны сплотиться вокруг основы нашего государства — русского народа.
На огромной территории нашей страны, в царстве ледяного ветра и палящего зноя, укоренилось до ста восьмидесяти племен и наречий, до тридцати конфессий. Благодаря этой симфонии народов, сплотившихся вокруг русского, составляющего ныне свыше 80 процентов населения, Россия обладает ярко выраженной культурной и цивилизационной спецификой. Столетиями «погоду» на территории, определяемой емким словом «Россия», определял русский национальный характер. К сожалению, и история, и культурные традиции в последние десятилетия в определенной степени преданы забвению и считаются «немодными».
Радио, кино, телевидение заполнены пропагандой чуждых православию ценностей. Но, видимо, есть у нас здравомыслящие люди. Если бы какая-то партия поставила перед Правительством вопрос об изменении положения дел в этом вопросе и добилась его решения, цены бы ей не было. Именно этого и должны добиваться православные, на мой взгляд, от партий. Именно такие партии они, очевидно, в первую очередь и поддержат. Иначе говоря, от партий требуется конкретная работа, направленная на восстановление исторически присущих России православных духовных ценностей.
Пытаясь выделить важнейшие черты русского народа, обратимся к памятникам его культуры. Сквозь туманную пелену истории до нас дошли пословицы: «одно слово правды весь мир перетянет», «лучше горькая правда, чем сладкая ложь». На Руси издревле уважали человека, который «правду-матку режет». Иными словами, правдолюбие, правдоискательство всегда были присущи русским. Да ведь и Александр Невский не зря изрек: «Не в силе Бог, а в правде!»
По словам Ф.М.Достоевского, русский человек есть православный человек. В возрождении этого великого достоинства многие россияне видят сегодня ключ к воскресению Отечества. Такое явно не по нутру ее противникам, тем, кто хочет и дальше унижать нашу страну и уж ни в коем случае не допустить возрождения ее державного величия. Поэтому и не прекращаются попытки отлучения России от ее религиозной основы. Были, в частности, попытки вызвать недовольство населения решением об объявлении в стране Рождества Христова нерабочим днем. Кое-кому не дает покоя то, что здоровые, патриотические силы сделали восстановление святынь Отечества — храмов, памятников истории — одной из важнейших основ своей политической программы. Выражается и неприятие позиции многих средств массовой информации, обернувшихся лицом к проблемам Православной веры. Под ширмой осуждения происходящего якобы нового огосударствления Православия делается далеко идущая попытка подорвать его крепнущее единство с русским обществом. Пытаются также уравнять, говоря словами Иоанна Кронштадтского, неуравниваемые вещи. Иначе говоря, Православие в России выстраивают в один ряд с другими конфессиями.
Особенно же возмутительно настырное проникновение других конфессий и религиозных культов в Россию с целью захвата идейных плацдармов и ослабления Православия. Святейший Патриарх Алексий II не раз выражал возмущение в связи с «нахлынувшей на нас со всех сторон и во всех формах западной миссионерской прозелитической деятельностью, стремящейся поскорее использовать все трудности нашего переходного периода от старых к новым формам общественной жизни».
Духовно-нравственное возрождение русской нации наталкивается на ожесточенное сопротивление. Отец Сергий Булгаков писал: «Легион бесов вошел в гигантское тело России и сотрясает его в конвульсиях, мучит и калечит». И происходит эта трагедия уже не менее века. Вспомним хотя бы позицию давнего оппонента российских ученых профессора Гарвардского университета Р. Пайпса, который категоричен до безобразия: «В сущности Россия отрекается ныне от своей истории в сегодняшних поисках новых путей… Может ли Россия иметь национальную идею? Мне кажется, что нет».
Но рецидив стремления лишить наше Отечество национальной памяти, отсечь его прошлое так же, как это пытались сделать радикальные интернационалисты и русофобы 20-х годов ХХ века столь же коварно, сколь и неосуществимо. Здесь явная попытка американского профессора углубить кризис и ускорить падение русской нации в пропасть. Важнейшая же задача России кардинально расходится с этим сценарием — на основе традиционных для страны православных ценностей обрести былое величие.
И это понятно, поскольку именно в здоровом национальном консерватизме, в возвращении народа к своим корням и истокам, как показывает и мировая практика, — единственный путь к спасению и к достижению общенационального успеха.
Возрождение веры дает надежду на подъем России, серьезный шанс на восстановление ее духовно-этических начал. И этот шанс тем более важен, что многие процессы, идущие в обществе, неоднозначны: плохое и хорошее, доброе и злое, материальное и идеальное пребывают в сложном взаимодействии и противоборстве. Недаром Ф.М. Достоевский отмечал, что в душе русского человека две бездны. По своему нравственному состоянию он может возвыситься до неба, но может и упасть в глубины ада.
Изменения в производственных отношениях, рост многообразия видов собственности, развитие предприимчивости и предпринимательства двояко влияют на нравственность. Появление фермеров, арендаторов способствует восстановлению инициативы, высоких духовных ценностей человека. Это и понятно, ведь крестьянский труд предполагает, как говорится, по определению, бережное, честное отношение к родной земле и природе. Возрождению чистоты и порядочности человеческих взаимоотношений способствует и процесс возрождения авторитета Православной религии и ее Церкви.
Однако обогащение немногих, восстановление чувства хозяина, бурное развитие частнособственнических отношений в условиях падения нравственности, ослабления порядка создают потенциальную серьезную опасность роста эгоизма, стяжательства, безудержного поклонения культу «золотого тельца». Об этом свидетельствует серьезный рост количества преступлений. В изобилии появились, так называемые, «рэкетиры». Пресса пестрит сообщениями о коррупции, хищениях в особо крупных размерах. Борьба с этими вопиющими безобразиями — одна из основных в деятельности русских православных мирян.
О том, насколько опасны бездуховность, эгоизм, халатность и безответственность, наглядно свидетельствуют заметно участившиеся случаи крушения поездов, катастроф на шахтах, возрастание количества взрывов и лесных пожаров, загрязнение воздуха и водоемов, другие поучительные уроки.
Но вожделенная дорога к гражданскому миру и согласию не усыпана розами. Недаром говорят, что сытый голодного не разумеет. А последних у нас предостаточно, а это – повод не только для серьезных раздумий, но и для серьезной тревоги… Не решена проблема безработицы. Несмотря на некоторые «подвижки» в решении этой проблемы, многие люди месяцами не получают зарплату. Страдают пенсионеры, матери и дети. Мы это видим, и, думаю, совместными усилиями мы все это наконец разрешим. Ведь для нас свята евангельская истина о том, что человек, не заплативший своему работнику, совершает смертный грех… Так что, и наш оптимизм держится на Православной вере. И еще, мы знаем народную мудрость: если человек начинает восхождение в гору, то он уже выше, чем те, кто остался у ее подножия.
Самый надежный путь к диалогу и взаимопониманию лежит через практическое внедрение в жизнь Русской идеи как доктрины социального служения, православной справедливости, экономической независимости и возрождения Святой Руси. Пора уже нам преисполниться мыслью знаменитого философа России В.С. Соловьева о том, что «великая нация не может спокойно жить и преуспевать, нарушая нравственные требования». И эта мысль тоже связана с важнейшим обстоятельством: само русское любомудрие сформировалось по существу в контексте Православия! Общество нужно строить согласно Правде Божией — таково жизненное требование, вытекающее из самой сокровенной сущности национального идеала.
Вся история Отечества, его культура убедительно показала, что русскому человеку мало прагматизма и рационализма, как бы внешне привлекательны ни были аргументы сторонников этих качеств. Не хлебом единым жив человек. Приверженность к Православию, несомненно, — один из критериев принадлежности к русскому народу. Более того, это путь не только к воскрешению нации, но и восстановлению ее соборности. Ведь еще апостол Павел сформулировал мысль: кто не печется о своих, тот хуже неверного.
Многие дворяне, купцы, служители церкви вели широкую благотворительную деятельность, содействовали строительству храмов, созданию культурных учреждений, помогали материально нуждающимся художникам, артистам и писателям. Меценаты усматривали в этих деяниях служение Богу. В патриотизме русских правдолюбцев органично переплетались идеи национального и гражданского самосознания.
Не случайно уже в произведениях древнерусской литературы в период господства феодализма не раз обосновывалась мысль о том, что простой пахарь, в сущности, важнее вельможи. «Всегда же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдайте сами, а не давайте сильным губить человека, — писал в завещании детям поседевший в боевых походах князь Вл.Мономах, — ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души». С какой теплотой и любовью А.С. Пушкин вывел образ станционного смотрителя Вырина, Н.В.Гоголь – чиновника Акакия Акакиевича, а Ф.М. Достоевский – Макара Девушкина! Эту великую линию уважения и сочувствия к человеку достойно продолжили А.П.Чехов, В.Г.Короленко, а в последние десятилетия – В.И.Белов, В.Г.Распутин, В.Н.Крупин и др. Вспомним и выдающееся полотно отечественного живописца Ильи Глазунова «Вечная Россия». На самом переднем плане по обеим сторонам от сына Николая II – царевича – Алексия – изображены братья князья Борис и Глеб. Думаю, что И. Глазунов выделил данный сюжет, понимая, насколько важна на данном этапе соборность русского народа, его единство. Здесь по своему запечатлен жертвенный подвижнический подвиг двух братьев, направленный против феодальных распрей. А они когда-то сильно ослабили Русь перед лицом внешней угрозы.
Могучая физическая и духовная сила и вместе с тем милосердие, доброта русского человека выражены в наших народных былинах. Илья Муромец, победив Соловья-разбойника, отпускает его, строго предупредив, чтобы он не слезил больше отцов-матерей, не вдовил жен. Русские войска, покорив Казань, проявили милосердие к побежденным. И это дало потом благодатные плоды. Несмотря на огромные жертвы, которые принес наш народ из-за гитлеровского нашествия, милосердие к немецким военнослужащим и гражданским лицам многократно проявлялось в годы невиданно тяжелой для Отечества Второй мировой войны. Кстати, выдающийся русский философ, теоретик отечественного консерватизма Иван Ильин отмечал в своей работе «О сопротивлении злу силою», что врага в сражении «должно убить, а частное имущество его семьи оставить неприкосновенным».
Духовность, терпимость, милосердие, внимательность к точке зрения оппонента, как воздух, нужны и сейчас в спорах между левыми и правыми, членами различных партий, верующими и неверующими, участниками обостряющихся межнациональных конфликтов. И восстановление незримой связи времен в Русской идее поможет утвердить дух справедливости и соборности в обществе наших дней.
В основание державного устройства, семейного быта и личного поведения граждан в России всегда закладывался «камень» единства религиозно-нравственного начала. Наши предки, вдохновленные горьким опытом многих столетий, оберегали это единство как зеницу ока. Они видели в Русской Православной Церкви «столп и утверждение истины», общее понимание которой является важнейшим залогом жизнеспособности и безопасности Российского государства.
Видимо, пора и нам, грешным, преодолев последствия десятилетий атеистического одурманивания, понять, что предлагаемый кое-кем из современных политиков в качестве панацеи от всех социальных болезней пресловутый плюрализм хорош лишь при обсуждении меню праздничного стола. Но при решении вопросов нравственного, этического, мировоззренческого характера он пагубен. «Всякое царство, разделившееся само по себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам по себе, не устоит», — предрек Господь.
Отсюда вытекает и вторая важнейшая черта соборности. Она предполагает единство государственной власти — надклассовой, надсословной, ограниченной в своем повелевающем действии лишь верностью народным святыням, соответствием общественным идеалам. По авторитетному мнению митрополита Иоанна (Снычева) «такая, укорененная в «небесных», надмирных, религиозно-нравственных идеалах власть — самодержавна и самодостаточна до тех пор, пока своим действием она защищает соборную душу народа от растлевающих внешних и внутренних влияний, вспомоществуя его духовному возрастанию и просвещению».
Не менее, если не более, важную роль в функционировании «механизма» соборной державности имеет единство духовной власти. Эта — церковная — власть, как известно, не имеет «рычагов» принуждения, основывается на осознании грешниками указанного Богом спасительного пути возрождения, понимании подвижниками пути дальнейшего совершенствования и уяснении всеми своего места в общем соборном служении народа-богоносца.
В понимании важности духовных ценностей Православия для достижения величия нашей державы, единства народа и общенационального процветания, уверен, мы найдем ключ к решению всех наших мирских проблем.
Олег СОТНИКОВ, председатель Жуковского движения России "Жизнь"