«Есть сегодня у многих людей страшный соблазн, когда откуда-то появляется горделивая мысль: «Я должен спасти Россию!». Я в это не верю. Вспомним слова Апостола: «Работай, будучи на своем месте. Не ищи другого. Делай то, куда тебя Господь поставил...».
«Будем здесь жить и поднимать эту землю! Кто же, кроме нас, это сделает? Кто же, кроме нас, будет на этой земле в Бога веровать?»
(Из разговора с сельским школьником)
Несколько дней тому назад наместник Сретенского монастыря в Москве архимандрит Тихон (Шевкунов) стал лауреатом национальной премии имени Петра Столыпина «Аграрная элита России» по номинации, которая называется «эффективный собственник земли».
Точнее сказать, из более чем двухсот претендентов награды удостоилось монастырское хозяйство «Воскресение», принадлежащее Сретенской обители.
На вручении награды министр сельского хозяйства Алексей Гордеев отметил: «Если говорить об отце Тихоне, то он не просто шефствует над колхозом. Он поднял хозяйство из руин…».
Свою премию в 200 тыс.рублей о.Тихон переводит на нужды колхоза, как с любовью называют монахи свое хозяйство.
О том, что отец Тихон строит скит где-то в Рязанской губернии, я слышал уже давно, знал и о том, что он с братией монастыря помогает возрождать соседний умирающий колхоз, но последняя новость о премии Столыпина заинтересовала меня настолько, что ехать в скит я решил без промедления…
Скит во имя преп.Серафима Саровского расположился в уютной лощине на месте бывшей конюшни. Правда, построенной в свое время известным русским архитектором Баженовым. Первое чувство, возникающее при подъезде, – удивление в связи с причудливой кольцеообразной формой здания. Башенки в форме шахматных фигур, узкие, стрельчатые окна… Такое впечатление, что попал в какую-то с детства знакомую сказку…
Заходишь внутрь, и удивление уже от другого: необычайно уютно и чисто, с большой любовью и вкусом оформлена каждая деталь: от светильников до деревянной мебели, сделанной своими руками…
В феврале 2001 года к отцу Тихону пришли в скит представители одного из соседних хозяйств - колхоза «Восход». Предложение было неожиданным – взять в свои руки хозяйство. У монастыря к тому времени уже были свои земли, где-то около ста гектар, и этого было для своих нужд вполне достаточно.
Колхоз «Восход» был самым разрушенным хозяйством в Михайловском районе. Четыре года люди не получали зарплату. Большая часть земельных угодий более восьми лет не обрабатывалась. Так, из 2,5 тыс. пахотной земли обрабатывалось всего 150 га. Бескормица, скуднейшие удои у коров – 1,8 литра, меньше, чем у козы. «Но самое страшное», – рассказывает отец Тихон, – было увидеть крайнюю нищету и повальное пьянство жителей, когда малых детей кормили комбикормом, практически никто не держал домашней скотины.
На все хозяйство – один трактор, остальная техника – растащена, разрушена и попросту сгнила. Был еще, правда, председательский «Уазик», масло из которого переливали в трактор, если была в нем нужда, и наоборот…
Монастырская братия посовещалась и согласилась – не оставлять же людей в такой страшной беде.
«Специалистов по сельскому хозяйству у нас не было, – говорит отец Тихон. – Многое пришлось осваивать заново. Но в первую очередь – главная проблема была – сами люди… Земля запущена, но люди были еще более запущены. Настолько нынешняя жизнь и реформы их покорежили, что слезы на глаза наворачивались…»
Когда монастырь принимал хозяйство, были поставлены четкие условия: земельные паи должны быть переданы ему в собственность. На колхозном собрании отец Тихон объяснил: «Первые пять–восемь лет доходов не будет, будем только вкладывать, иначе нам не подняться…» « Вы нас, наверное, будете заставлять в храм ходить», – задал вопрос один из местных жителей. «В храм ходить – это ваша добрая воля, а вот работать будем заставлять», – ответил отец Тихон. Зал изумленно притих…
Правление колхоза единогласно избрало о.Тихона председателем. Были введены очень жесткие меры в связи с пьянством и наркоманией. Тем, кто не мог самостоятельно справиться с этими недугами, оказывали соответствующую медицинскую помощь.
Монастырь произвел большие вложения в хозяйство, в основном за счет своих средств от издательской деятельности. Помогали, конечно, районные власти и область. Пришлось закупать не только трактора, комбайны, сеялки, ремонтировать прогнившие коровники, делать дороги. В марте 2001 года пришлось покупать сено и силос, потому что, кроме соломы, коровам ничего не давали и не позднее чем через месяц пришлось бы пустить все стадо под нож…
К осени были обработаны все залежные земли колхоза. А это без малого – 2,5 тыс. гектаров. Справиться с этим было очень трудно, потому что на полях не то что бурьян – двухметровые березки подрастали. И надо было видеть улыбку и слезы на лицах людей, которые уже отчаялись увидеть какое-либо улучшение в своей жизни.
Но монастырь не был бы монастырем, если бы не занялся духовным окормлением крестьян. Никакой особой церковной пропагандой братия не занималась. Но на вопросы всегда отвечала охотно и доходчиво…
Первые два лета послушники и монахи монастыря работали вместе с крестьянами там, где не требовалась особая квалификация. По сути дела, шло взаимное духовное обогащение. А на праздник Казанской иконы Божией Матери прошлой осенью в храм пришло к причастию более трехсот человек, это вместо полутора десятков в прошлые годы…
В районе и в области инициативу отца Тихона и тружеников бывшего колхоза «Восход» встретили благожелательно. Да и как относиться к людям, которые взялись поднять одно из самых отсталых хозяйств. Земле действительно нужен хозяин, рачительный и заботливый. И таким хозяином стал в деревне Слобода Сретенский монастырь.
Все труженики получают теперь зарплату. По городским меркам, может, и небольшую, в среднем три – три с половиной тысячи рублей. Механизаторы во время посевной и уборочной страды получают 15 тыс.рублей.
У каждой семьи – сорок соток огорода, которые обрабатываются за счет хозяйства. Пустили автобус в районный центр. Значительное пособие получают семьи, где рождаются дети. Монастырь обеспечивает большую часть социального обслуживания. В случае необходимости жители села имеют возможность больничного лечения в районе и даже в столице, различного медицинского обследования. С каждого урожая, как в советское время, по 500 кг пшеницы или ячменя получает каждый колхозник.
Отец Тихон шутит: «Я с удовольствием устроил бы вам, друзья, жизнь, как при Царе Батюшке, но, к сожалению, я этого времени не застал. Я жил уже при советской власти… Поэтому будем равняться на более близкие и знакомые нам примеры…».
«Недоброжелателей практически не было, – вспоминает отец Тихон. – Когда мы впервые все вместе выехали посмотреть на вспаханные поля, люди попросту плакали… На День Победы обязательно поздравляем ветеранов, дарим им подарки… В общем, – улыбаясь, говорит батюшка, – живем, как в советское время. Правда, с православной духовной составляющей…».
Великая радость для монастырской братии – это крестьянские дети. Вот кто действительно восприимчив к вере, к возрождению. Двенадцатилетние подростки убежденно говорят: «Будем здесь жить и поднимать эту землю. Кто же, кроме нас, это сделает? Кто же, кроме нас, будет на этой земле в Бога веровать?»
Особой катехизической работы с населением не проводится. Живут и работают бок о бок монахи монастыря и сельские труженики. Нет навязывания своих взглядов, но есть пример, который видят крестьяне. Как постятся во время постов монахи, как скромно уходят в сторону от крепких выражений, которые нет, нет да и сорвутся с языка у крестьянина…
И все чаще приходят в скит за духовным советом, книгой. В домах появились иконы, духовная литература. Со следующего учебного года по просьбе жителей в сельской школе начнется факультатив по основам православной культуры.
На одном из отчетных собраний спросили батюшку: «А когда вы нам храм стоить будете?» «Храм строить? – удивился отец Тихон. – Коровник новый я построю, а храм, если желаете, сами строить будете. Так и было всегда на Руси…»
И решено было восстанавливать полуразрушенный Казанский храм в пяти километрах от села. А возить людей на службу будет автобус. В деревне жепостроят небольшую часовню.
«Драгоценно и особенно дорого, когда люди сами этого захотели, а не когда их к этому тащишь», – говорит отец Тихон.
«Я воспитывался как монах в Псково-Печерском монастыре, и меня тогда радовало и поражало – сколько удивительных людей объединилось вокруг обители, съехавшись со всех концов России… То же самое происходит и продолжает происходить вокруг Троице-Сергиевой Лавры, Почаевской, Дивеевской обители, других православных обителей.
Самое главное – дать людям верное направление, чтобы они правильно развивались: духовно и в повседневном своем житии. Мы ведь никого со стороны не привлекаем, – продолжает батюшка. – Исполнительный директор хозяйства и главный агроном Надежда Михайловна Жилина, главный зоотехник, главный инженер и другие специалисты – это те самые люди, которые в течение восьми лет не находили себе применения, опустили руки…»
Новые руководители хозяйства дали возможность всем, от скотника и доярки до комбайнеров и механизаторов, реализовать свои способности. И когда люди увидели, что их труд востребован, достойным образом оплачивается, к ним относятся с уважением и христианской любовью, как к нечто драгоценному и самому главному на этой земле… Эти люди оттаяли, проснулись от летаргического сна, поверили в свои силы, по сути дела, заново воскресли. Недаром бывший колхоз называется теперь «Воскресение».
И, наверное, опыт Сретенского монастырского хозяйства не останется без последователей и продолжателей.
«Увидеть в человеке образ Божий и колоссальный творческий потенциал, который заложен в нем Создателем, и дать ему раскрыться – это задача пастыря по отношению к любому человеку…», – говорит отец Тихон.
Святейший Патриарх благословил отца Тихона на новые труды, получил благословение батюшка и от своего духовного отца – архимандрита Иоанна Крестьянкина.
«Помощь Божия настолько ощутима, – говорит отец Тихон, – представить себе трудно… И это новое дело не отвлекает от молитвы, наоборот, помогает. К примеру, засеял ты поле, а нет ни капли дождя. Что делать – конечно же, все горячо молятся. И Господь всем управляет…». В прошлом году в засуху с некоторых полей снимали по 42 ц пшеницы с гектара.
В прошлом году троих выпускников сельской школы направили на учебу в сельскохозяйственный институт, один юноша поступил в семинарию при Сретенском монастыре. Он был принят, по сути дела, условно, так как не обладал той необходимой суммой знаний для учебы в семинарии. И за год этот парень расцвел, вырос, проявил недюжинные способности к духовным трудам, и в его будущем наставники уже не сомневаются.
«Есть, наверное, сегодня у многих людей страшный соблазн, который многие из нас пережили и переживают: когда откуда-то появляется горделивая мысль: «Я должен спасти Россию!» – произнес после небольшой паузы отец Тихон. – Я в это не верю. Вспомним слова Апостола: «Работай, будучи на своем месте. Не ищи другого. Делай то, куда тебя Господь поставил. И надо максимально делать то, что ты можешь на своем месте…» И когда хоть одну маленькую клеточку в большом теле нынешней России мы оздоровим, то и Слава Богу! Надо нести свой Крест. И только тогда может произойти истинное возрождение России…»
Батюшка внезапно замолчал, любовно оглядывая в окно машины, пробегающие вдоль дороги изумрудные поля озимых… И как последний подарок – из включенного приемника внезапно полилась песня: «…Это русская сторонка, это родина моя». Ясному юношескому голосу густым басом вторил монастырский хор Сретенского монастыря…
Андрей ПЕЧЕРСКИЙ