Добавлено:

№ 06 (108), 2003 год. ПОСЛЕДНЕЕ ПРОЩАЙ ЮГОСЛАВИИ

 4 февраля 2003 г. перестало существовать еще одно европейское государство – Югославия.
 Менее 100 лет значилось на карте это объединенное государство славян на Балканах. 1 декабря 1918 г. было образовано Королевство сербов, хорватов и словенцев. 3 октября 1929 г. государство поменяло название на Королевство Югославия. Во время Второй Мировой войны у него было два имени – Королевство Югославия и собственно только Югославия. 10 августа 1945 г. страна получила название Демократическая Федеративная Югославия. 29 ноября 1945 г. название изменилось на Федеративная Народная Республика Югославия, 7 апреля 1965 г. – на Социалистическая Федеративная Республика Югославия. С 27 апреля 1992 г. после отделения Словении, Хорватии, Македонии и Боснии-Герцеговины страна стала называться Союзная Республика Югославия.
 Теперь Сербия и Черногория составляют уже не союз, а непонятное еще государственное объединение – Сербия и Черногория. Что это за государственное объединение, все дальше уходящее от союза? Может быть, это свободная уния? Некоторые югославские политики сокрушаются по поводу того, с какой «невыносимой лёгкостью» уничтожается держава, и называют это «договором двух бюрократий для разбазаривания государственного достояния».
 Многие понимают, что завершающим шагом станет полное отделение Сербии и Черногории и образование полностью независимых государств, а также отделение от Сербии Косова. С образованием нового албанского полуфашистского, полубандитского государства, которое будет-де стабилизировать ситуацию на Балканах, возбуждая сепаратистские настроения в населенных преимущественно албанцами районах Черногории, Сербии, Македонии и Греции, дается возможность постоянного присутствия НАТО в этом регионе и возможность диктовать всем этим странам свои условия.
 То, что сейчас произошло с Югославией, фактически вбивает клин между Черногорией и Сербией и дробит на более мелкие гособразования единый, в сущности, народ (один язык, одна вера), а с мелкими государствами легче справиться, легче навязать им свою волю.
 По принятому Закону в объединении Сербии и Черногории должен быть единый Президент, Скупщина (парламент), в которой 126 депутатов (91 от Сербии и 35 от Черногории), Верховный Совет обороны (состоящий из всех 3х Президентов) и Совет министров. Едиными таким образом остаются внешняя политика, вопросы обороны, внешние экономические связи, защита прав человека и национальных меньшинств и внутренние экономические отношения. Но это всё на бумаге. Видимо, предвидя массу проблем, один из депутатов Скупщины Драган Тодорович называет принятие конституционной хартии и закона о ней «идиотским поступком» и «тяжелейшей трагедией, которая случится с нашим народом и нашим государством». Трагедия в том, что слишком сильны центробежные силы. Взять хотя бы внешнюю политику государства. Нет четкой линии и четкой концепции, а ведь страна долгое время была одним из лидеров движения неприсоединения. Югославия в последнее время часто шла на неоправданные уступки во вред своим государственным интересам. Подчас – из чисто экономических соображений. Обещанная же после натовских бомбардировок финансовая помощь так и не пришла в нужном размере. И как её теперь будут делить Сербия и Черногория? Что достанется Косово? Если что-то и будет получено, то по всей вероятности уйдет в Косово, которое затем отойдет от Сербии и она опять останется ни с чем. Черногория же будет перетягивать на себя решение некоторых внешнеполитических вопросов, особенно с Хорватией, тогда как Сербия должна стремиться к комплексному решению вопросов с этим государством. Черногория теперь спокойно может дистанцироваться от Сербии в решении многих внешнеполитических вопросов, так как теперь существует всего лишь объединение государств.
 Решение военных вопросов также будет затруднено. Еще во время натовских бомбардировок у Запада был дифференцированный подход к бомбардировкам территорий Сербии и Черногории. Черногория не так существенно пострадала, как Сербия. Армия Югославии теперь преобразуется в Армию Сербии и Черногории, и, вероятно, у каждого государства теперь будет свой Главнокомандующий? А если учесть, что во многих странах главнокомандующим становится Президент страны, то, значит, у нового объединения будет 3 главнокомандующих!!! Это ли не подрыв национальной безопасности и извне и изнутри. А что произойдет с Армией, когда государства окончательно «разведутся»? Весь флот Югославии сосредоточен в Черногории. Как они будут делить этот самый флот? Задача будет посложнее дележа флота между Россией и Украиной.
 Внешнеторговые отношения тоже могут вызвать ряд проблем. Основная часть предприятий, работающая на экспорт, находится в Сербии, а основные туристические районы находятся в Черногории.
 Уже на данном этапе весьма затруднительно решение внутренних экономических проблем, так как в едином государстве Югославия было две монетарные системы: в Сербии денежная единица – динар, а в Черногории – евро, которое заменило немецкую марку. Этот казус и ранее был камнем преткновения в отношениях между регионами одной страны. Теперь это может быть законодательно полностью закреплено, так как государства становятся всего-навсего объединением. Да и в Косово денежной единицей является евро. Потеря государством своей монетарной системы ведет к потере государственной независимости. Так что это за государство такое, где стремящаяся к независимости Черногория уже перешла на чужую денежную единицу, а в Косово, части независимой Сербии, денежной единицей тоже является евро?
 Кроме букета политических и экономических проблем, существует еще проблема государственной символики. Гербами Югославии, Сербии и Черногории являлся двуглавый орел, только теперь на щите на груди орла будут и черногорские символы – львы, и сербские – кресты. С флагом тоже более или менее ясно – красно-сине-белое полотнище, правда, в черногорском варианте синий цвет более светлый. Но его осветление произошло только в 1994 г., когда радикалы Черногории захотели подальше отойти от сербского флага. Сложнее всего с гимном. Предлагается вариант слов «Гей, славяне!», а музыка может быть сербско-черногорской, то есть будут играть два гимна. В Королевстве сербов, хорватов и словенцев игралось 3 гимна, и каждый со своими словами. Специалист по гимнам Миливое Павлович отмечает, что ни к чему хорошему подобное Югославию не привело.
 В конце концов сейчас мы имеем странное государственное образование, будущее которого весьма туманно. Какие еще трансформации его ожидают?
 Проблем много. Не урегулирован вопрос с беженцами, который будет сложнее решать при государственной раздробленности.
 Может активизироваться деятельность сепаратистски настроенных элементов по отделению Черногорской православной церкви от Сербской православной. Сербский Патриарх Павле в последнем рождественском послании призывает паству к терпимости и взаимопониманию, чувствуя обострение внутриполитической ситуации в стране. Обострение отношений между церквами наблюдалось и в 2002 г., когда нечистоплотные люди пытались вбить клин между двумя православными народами.
 Какое же будущее ждет Югославию?

Р.Д.Шурова

от 04.10.2024 Раздел: Июнь 2003 Просмотров: 710
Всего комментариев: 0
avatar