Причины и цена революционных потрясений в России XX века
26 октября 2020 года в Издательском совете Русской Православной Церкви была проведена всероссийская с международным участием научная конференция «100-летие «Великого Исхода». Причины и цена революционных потрясений в России XX века».
Проведение конференции приурочено к 100-летию исхода Русской армии Врангеля и многих тысяч беженцев из Белого Крыма. Изучение этого события имеет большое значение и для Русской Православной Церкви, и для научного сообщества профессиональных историков. Комиссия Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации на протяжении нескольких лет разрабатывает тему «Духовные причины революционных потрясений XX века». Эта встреча академических историков и исторических публицистов с представителями Церкви призвана заострить вопрос об ответственности за разрушение христианского идеала в дореволюционном русском обществе, создавшее предпосылки для революционных потрясений.
Поэтому у конференции два учредителя: Издательский совет Русской Православной Церкви и Комиссия Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации.
Конференция прошла под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента, главы Издательского совета Русской Православной Церкви.
Для обсуждения участникам конференции были предложены следующие вопросы:
- Чем являлся Великий Исход 1920 года: трагедией или избавлением? Около 160.000 человек покинули родину, большинство никогда не вернется; их интеллект, профессиональные навыки и умения, их нравственная позиция были бы полезны для России, но оказались для нее потеряны. С другой стороны, эти люди оказались спасены от массовых расстрелов, проходивших в Крыму на протяжении многих месяцев 1920 года.
- «Великий Исход» в узком и широком смысле: как эвакуация из Крыма в конце 1920 года и как массовая эмиграция за пределы России миллионов людей, не считавших возможным жить при новом, революционном правительстве.
- Сколь значительное влияние оказало на ход социальных катаклизмов России начала XX века размывание в ее обществе христианского идеала? Непримиримость конфликта, сделавшего для миллионов русских людей необходимым покинуть родную землю, очевидна, однако важно понять, каким образом создалась почва для этой непримиримости.
- Великий Исход как попытка сохранить русскую православную традицию в условиях ее слома под напором революции.
- Взгляд Церкви и взгляд академической науки на проблему социальных потрясений в обществе, лишенном нравственных эталонов.
- Исторические мифы о «Великом Исходе», насаждавшиеся в советское время.
Во вступительном слове митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, сказал: «Массовая эмиграция в годы Гражданской войны за пределы России — показатель глубоко нездоровья общества. Притом нездоровья, прежде всего, духовного. Обычно человек любит свою родную землю или хотя бы привязан к ней. Если он решается покинуть отечество, значит, он считает, что его жизнь в собственной стране стала невыносимой.
Можно сделать вывод: кризис, вызвавший столь негативное отношение к собственному государству, имеет глубинную духовную природу. Он не ограничивается проблемами материальными (финансовыми, политическими, общественными). Он проник в души людей, поскольку в них накопилось неверие, озлобление, отчаяние и уныние.
Мы говорим сейчас не только о событиях ноября 1920 года, когда Русская армия барона Врангеля покидала Крым, и с нею уплыли на кораблях толпы беженцев. Конечно, это явление печальное. Но исход из Белого Крыма — это эмиграция порядка 150 или 160 тысяч человек. Драматизм этого события не должен заслонять явления более масштабного. Исход происходил с 1917 года по середину 1920-х. Значительная часть беженцев участвовали в Белом движении — на Севере России, на Дальнем Востоке, на территории современных стран Балтии, в Крыму. Но помимо них из страны бежало огромное количество мирных обывателей, никогда не бравших в руки оружия. Так, например, массовым потоком шла эмиграция из Петрограда и прилегающих к нему областей в Финляндию по льду Финского залива и через леса Карелии. А в целом по России эмигрантов Великого Исхода следует считать не десятками и не сотнями тысяч, а миллионами.
В советское время историки чаще всего оценивали эмиграцию как предательство. Отношение к ней было безусловно негативным. Сейчас преобладает прямо противоположная точка зрения. Между тем, выявляя причины духовного кризиса, итогом которого стала массовая эмиграция из России, следует рассмотреть этот феномен со всех сторон и не прибегать к публицистическим клише».
В этом ключе митрополит Климент отметил, что, с одной стороны, колоссальное количество людей оказалось за пределами родины, притом, подавляющее большинство из них не могло и мечтать о возвращении. «Многие, — сообщил митрополит Климент, — жили впроголодь, не находили достойного места в обществе, утратили возможность реализовать себя в рамках избранной профессии. Это настоящая трагедия! Зато они остались в живых: не коснулся их красный террор. О факторе террора не следует забывать, он был очень серьезным. Например, после того, как Врангель и его армия покинули Крым, там в течение нескольких месяцев были расстреляны десятки тысяч людей. Специалисты говорят о разных цифрах, но, по всей видимости, не менее 50.000 расстрелянных. Так что бегство из России имеет два базовых смысла: трагедии и спасения. Государственный террор являлся еще одним показателем духовного кризиса: применение массовых казней не может быть оправдано никаким «общественным благом». Оно просто является следствием духовного развращения общества: тяжкий грех становится нормой».
С другой стороны, Великий Исход стал большой потерей и для самой России. По словам митрополита Климента, «…хорошо обученные военные, отличные администраторы, инженеры, талантливые писатели, ученые, деятели искусства оказались за рубежом. Что это значит? Их интеллект, профессиональные навыки и умения, их нравственная позиция были бы полезны для России, но страна уже не могла ими воспользоваться. Их таланты в ряде случаев послужили на благо иных государств. Многие из них дожили бы до 1941 года или хотя бы передали свои знания и опыт ученикам. Возможно, в этом случае первые годы Великой Отечественной войны не сложились бы для России столь трагично. Основной причиной, вызвавшей Великий Исход, стала непримиримость, охватившая умы русского общества в массовом порядке. Люди не прощали друг другу иного образа мыслей и действий. А непримиримость представляет собой нечто бесконечно далекое от христианской любви. Приходится констатировать: задолго до политических переворотов 1917 года, задолго до начавшейся вслед за ними вооруженной борьбы, общество получило трещину в недра свои. Эта трещина — размывание христианского идеала. Оно шло в Российской империи на протяжении всего XIX столетия, началось же еще в XVIII веке. А размывание идеала Православной Церкви и веры Христовой повлекло за собой отход от нравственных эталонов, заданных христианством. Образовавшуюся нравственную пустоту заняли идеи совсем иного свойства: революционные, разрушительные, предлагавшие относиться к врагу безо всякой пощады. Именно замена в умах и душах русских людей Христа на призрак революции создала почву как для гражданской войны, так и для Великого Исхода».
На конференции выступили митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством; помощник председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, доктор исторических наук Дмитрий Михайлович Володихин; заведующий кафедрой истории и исторического архивоведения Московского государственного института культуры кандидат исторических наук, генерал-лейтенант СВР в отставке Леонид Петрович Решетников; Лауреат премии имени Ф. М. Достоевского Вячеслав Васильевич Бондаренко (Минск); Директор Центра информационных и социологических программ Фонда исторической перспективы Александр Азизович Музафаров; кандидат исторических наук, доцент Московского государственного института культуры Ольга Игоревна Елисеева; главный редактор литературного конкурса «Лето Господне» имени И. С. Шмелёва, доцент Литературного института Сергей Сергеевич Арутюнов и другие участники конференции.
Сайт Издательского совета Русской Православной Церкви