Добавлено:

№ 12 (102), 2002 год. "ВЕРА И ТРУД"

Под таким девизом седьмой раз собрался в Москве Всемирный Русский Народный Собор. Продиктованная самой жизнью тема нашла живейший отклик в сердцах всех собравшихся на этот исторический форум.

 Слова из послания Собору Патриарха Алексия II «блаженны давать, нежели принимать» и призыв к «служению нуждающимся» стали как бы лейтмотивом большинства выступлений его участников. Поистине вдохновляющими для всех собравшихся были слова патриаршего послания: «Да дарует вам всего Господь… Да укрепит вас духом любви, мира и единомыслия».
 И не случайно во главе угла обсуждения проблем стали такие понятия как духовная и нравственная сторона труда. Только она, подчеркивалась во многих выступлениях, способна преобразовать труд из суммы простых физических или умственных напряжений в деяния поистине творческие, способные приносить обеспеченность и радость не только самому трудящемуся, но и тому немощному, не могущему обеспечить себя, кому может быть оказана помощь людьми удачливыми, преуспевающими. К такому труду призывали православный люд Нил Сорский, Сергий Радонежский. Бесчестной они называли не работу, а праздность. Поэтому для общества сегодня как никогда важна идеология труда. «Несправедливое распределение в народе общего блага, – отметил с своем докладе митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, – причина для социальной и политической напряженности». Вот почему, подчеркнул владыка, духовная забота о ближнем есть религиозно оправданная мотивация к труду. Если труд только для себя, если постоянно поднимается «планка потребления, постоянно взвинчивается сама система потребления, то такая система греховна и порочна». Нравственная составляющая труда должна быть проста и понятна для всех: трудиться на себя и своих ближних и помогать тем, кто физически или по роду своей деятельности не может создавать материальные блага. Это закон Божеский и закон человеческого бытия. «Это и есть, – подчеркнул митрополит Кирилл, – духовное измерение экономики, иными словами, православная экономическая этика, столь необходимая сейчас нашему обществу».
 
На Соборе большое внимание было уделено взаимоотношениях Церкви и государства, единство усилий которых ради обеспечения общественного блага должно обретать форму соборности. К сожалению, отмечали ораторы, в нашей стране чиновник уже давно не является государственным человеком.
 Как главный путь к процветанию народа председатель Народно-патриотического Союза России Г.А. Зюганов назвал следующий: «Если к православной вере прибавить труд и умножить на русскую идею, то наше общество сможет выйти на высокие рубежи. Во время войны наш народ, вернувшись к вере отцов, сплотившись вокруг национальной идеи защиты Отечества, сумел во всеоружии встретить сильного хорошо оснащенного врага, создать лучшие в мире танки, штурмовики, «катюши»…
 … Самая большая наша беда,
подчеркнул в своем выступлении замечательный русский художник Илья Глазунов, в том, что происходит в нашей стране геноцид русского народа. Два миллиона ежегодно умирает, и лишь один миллион рождается. Тема сегодняшнего Собора «Вера и труд». Но экуменизм хочет отобрать у народа веру, а государство – право на труд. Идет разложение общества, «мозги» утекают на Запад, а «оборонка» делает кастрюли. По какому праву кучка олигархов присвоила огромные богатства страны, разваливает державу? Разве не пора наказать тех, кто совершил преступление в Беловежье, кто в Прибалтике пытается превратить русских в «унтерменшей», т.е. людей второго сорта? В стране процветает русофобия, коверкается великий русский язык, идет обезьянье подражательство американщине. У нас почему-то появился «Белый дом», но они почему-то не называют «Белым Кремлем». Мы у себя дома, и нам уже пора изучать во всех школах как язык-первооснову наш замечательный церковно-славянский язык. Как на западе когда-то изучали латынь. Да хранит Бог Россию! – эти слова, которыми Илья Глазунов закончил свое выступление вызвали бурные аплодисменты.
 На Соборе была высказана мысль о том, что и материальные и духовные блага должны создавать люди, имеющие помыслы и чистые руки. Жить и трудиться по заповедям Всевышнего – это было единодушно поддержано в солидарных с православием выступлениях представителей иных конфессий. Своеобразно высказала идею нравственности в труде депутат Госдумы Александра Буратаева. «У нас в буддизме это называется принципом золотой середины или «принципом струны: натянешь ее слабо – не будет звучать, натянешь слишком сильно –она оборвется. Забота о людях должна быть похожа на заботу о детях. И тогда нравственность станет подлинной основой всей нашей жизни».
 
Деянием антигуманным и одним из самых больших грехов называли выступающие задержку предпринимателями выплат зарплаты за уже произведенный работником труд. Говорилось о внедрении в нашу жизнь принципов социальной справедливости, о разъедающей страну коррупции, о бизнесе, который для многих циничных предпринимателей стал просто средством наживы, личного обогащения. «Если капитал в России – тюрьма» (т.е. «сидит» и не работает – ред.), то он уже не работает на Россию, на укрепление ее экономической и духовной мощи, ее защитницы – Армии. Народ уже устал от постоянной критики в наших СМИ «федералов», «порядков в армии» и вообще всех институтов, связанных с обороноспособностью нашей Державы. «Разрушение наших вооруженных сил продолжается, сказал один из участников Собора, а надо поднять авторитет нашей армии так, чтобы любая невеста в нашей стране мечтала выйти замуж за военного» – эти слова вызвали оживленную реакцию в зале.
 Серьезным анализом экономического положения прозвучало выступление академика Дмитрия Львова. "Разрушение хозяйства страны, падение нравственности, «эпидемия смертности» – это крест над нашей Россией", – сказал он. Цифры, характеризующие наше положение, которые привел Д. Львов, для нас позорны и убийственны: 85 % населения страны принадлежат лишь 7 % ее богатства, а всего лишь 15 % владеют всем остальным. Ученый с цифрами в руках опроверг расхожий тезис о том, что «мы плохо живем, потому что плохо работаем». Однако расчеты показывают, что по сравнению с американским рабочим наш рабочий, в долларовом исчислении, в единицу времени вырабатывает втрое больше, чем его заокеанский собрат. Какое же это неумение работать? Дело совсем в другом – в заработной плате. Если по производству мы отстаем от США в 4 раза, то по зарплате в 20 раз! Вот где секрет всех наших бед.
 Тема «духовной составляющей труда» как сформулировал ее В. Зоркальцев, была на Соборе настолько доминирующей, что при всеобщем одобрении было решено обратиться в правительство и Госдуму с предложением разработать специальный закон об этике труда – чтобы оградить производителей от эгоизма и произвола работодателей.
 Ярким, насыщенным убедительными аргументами было выступление Сергея Бабурина. Говоря об острейшей необходимости воспитания в человеке уважения к труду, как основе нашей цивилизации и культуры, оратор привел знаменательные слова из «Домостроя»: «Труд – это деяние Богу в честь», а «дух хозяйствования, сослался он на высказывание философа С.Н. Булгакова, – это явление духа жизни».
 
Выступая на Соборе, выдающийся русский скульптор Вячеслав Клыков выразил озабоченность не только судьбами России, но и всего человечества. Привел данные науки о том, что из-за потепления климата на планете (среднегодовая температура в ближайшие годы грозит повыситься на два-три градуса), на земле произойдет великое затопление, подобное всемирному потопу; тогда исчезнет Нью-Йорк, уйдет под воду Голландия… Международное сообщество вместо искоренения России должно заняться проблемами всеобщего, в том числе собственного, спасения.
 Эмоциональным, пронизанным глубокой болью за Российскую Державность, нравственность и культуру народа было выступление Николая Бурляева. Соборное сознание, заметил он, созрело до понимания необходимости во имя развития страны и нации поставить экономику во главу угла. Но общество, где стала господствовать безнравственность, не в силах справиться с этой задачей. Ведь такие страны как, например, Франция и Китай, начинали именно с оздоровления общественной нравственности. И у нас она должна стать сутью государственных законов. В борьбе за это, подчеркнул он, немалую роль призвано сыграть наше отечественное кино.
 …Да, немалую лепту в осуществление девиза «Вера и труд» внес этот знаменательный Народный Собор.

от 23.04.2024 Раздел: Декабрь 2002 Просмотров: 750
Всего комментариев: 0
avatar