Добавлено:

№ 12 (102), 2002 год. ЗА ДРУГИ СВОЯ...

«Атмосфера храма, - говорил святитель Феофан, - в котором вместе со всеми его священнодействиями осимволена вся вера наша, чиста и божественна. Неведомо как - здесь то объемлет душу веяние любви Божьей, то освежает дыхание благоговейного страха Божья, как дыхание утренней прохлады, то оживляет движение теплоты сердечной… Побывавши в храме, мы выходим оттуда совершенно новыми, как бы освеженными. Другие уже после того бывают мысли в голове, другие чувства и расположения в сердце».
 Человеку в храме «дышится» легко. Не стоит даже прилагать особых усилий, чтобы почувствовать, как веровали в Бога наши предки, соединить их молитву со своей и перенести свое сознание в те времена, когда Православная религия, будучи государственной, пропитывала всю сущность людей от рождения до смерти. Она давала им самые высокие идеалы служения Отечеству, прививала честь, достоинство и беззаветную храбрость в борьбе за сохранение веры и ее чистоту.
 Только в храме поистине осознаешь все величие Православия, его могучую силу и целительную благодать. И невольно всматриваясь в храмовые иконы, позолоту лепных украшений, архитектуру строения и великолепную роспись сводов, проникаешься чувством гордости за наших великих предков, сопричастности к тем событиям, которые переживала наша многострадальная Родина на протяжении своей многовековой истории.
 Хочется не только прикоснуться к шероховатым стенам и потускневшим иконам, сохранившим в себе тепло рук и влагу губ тысяч и тысяч прихожан, но и узнать о храме больше, чем скромная надпись на его дверях, порой ничего не говорящая о его строителях, благотворителях и достойных современниках.
 Человек, знающий историю создания храма, его святынь, жития подвижников, познает обширный пласт культуры своего народа. Ведь храм - это не только училище благочестия, образец зодчества и средоточие веры. Здесь перед пытливым взором проходит вся тысячелетняя история Отечества. И каждый храм является ее частичкой, нетленной обителью Господа. Сколько храмов, монастырей и часовен было построено в России в честь какой-то памятной даты торжества русского оружия? Трудно даже перечесть.
 Это и Собор Покрова на Рву, или Храм Василия Блаженного, построенный в честь взятия войсками Ивана Грозного Казани; Новодевичий монастырь, заложенный по приказанию великого князя Василия III за взятие Смоленска; Храм Христа Спасителя, посвященный победе русского народа в Отечественной войне 1812 года; Донской монастырь, основанный в 1592 году царем Федором Иоанновичем, в память отражения нападения на Москву крымского хана Казы-Гирея, построенный на том месте, где стояли русские полки и где в особо устроенной палатке - походной церкви во имя Святого Сергия Радонежского находилась сопровождающая царя Донская икона Божьей Матери. Та самая, что была с Дмитрием Донским на Куликовом поле, и многие, многие другие храмы и монастыри.
 Есть храмы воинской славы, воздвигнутые на пожертвования народа и олицетворяющие собой отношение людей к памяти героев, отдавших свои жизни за Веру, Отечество и Царя. Одним из таких памятников является Часовня гренадерам, павшим в бою под Плевной 28 ноября 1877 года, во время Русско-турецкой войны, находящаяся в центре Москвы, в Ильинском сквере.
 Построенная на пожертвования гренадер, Часовня пережила драматический для русской истории XX век. Несмотря на желания ее уничтожить, Промысел Божий сохранил этот прекрасный памятник русского самопожертвования до нас.
 Согласно одному из проектов советского времени, металлические рельефы и конструкции Часовни планировалось перелить и использовать для постройки памятника одному из коммунистических вождей – Куйбышеву, который планировалось установить на месте Часовни. Этому кощунственному замыслу не суждено было сбыться. Господь не допустил уничтожения Часовни в память о тех, кто пролил кровь и отдал жизнь «за други своя».
 Но времена мракобесия наложили на Часовню свою скорбную печать запустения и разорения. Верхом кощунства было устройство в ней общественного туалета, надругательства над распятиями, иконами, фресками.
 В таком обезображенном виде Часовня простояла до середины 40-х годов, пока в обстоятельствах смертельной опасности для страны Советское правительство не обратилось за поддержкой к Церкви. К концу войны ее привели в порядок, восстановили крест, позолотили надписи. Но без совершения служб Часовня быстро разрушалась.
 В конце 50-х годов ее покрыли консервирующим составом, и Часовня стала напоминать своим видом огромный черный чугунный колокол. Со временем возле этого брошенного властями на произвол безликого изваяния начали собираться различные группы людей. Как очень деликатно выразился о некоторых их категориях архиепископ Орехово-Зуевский Алексий: «Подверженные влиянию чуждых для русского человека псевдокультурных традиций и греховных наклонностей».
 Случалось, это место представители различных политических течений превращали в площадку для митингов.
 Но время шло. Наступали иные времена. Общество пробуждалось от дурмана коммунистического сознания, освобождалось от оков безверия.
 Надо отдать должное болгарам и болгарскому правительству. Испытывая глубокую благодарность русскому народу, Посольство Болгарии в Москве всегда ежегодно возлагало венки к Памятнику гренадерам в день битвы под Плевной.
 С началом периода отстаивания духовных основ российской государственности, среди православной общественности возник вопрос о восстановлении памятника, о его передаче в лоно Русской Православной Церкви, по благословению которой в Часовне могли бы совершаться панихиды по русским воинам-гренадерам, совершившим подвиг ради единоверных братьев, во имя христианской самоотверженности и славянского братства.
 Инициатором этого процесса стало Общество Ревнителей Православной Культуры, руководимое профессором Д.И.Зарудным. В декабре 1992 года после нескольких лет переписки с государственными и городскими чиновниками Часовня была передана Церкви и приписана к Николо-Кузнецкому храму. 
 Вскоре по благословению Патриарха Алексия II был создан Попечительский Совет по восстановлению Часовни-памятника, который возглавил протоиерей Александр Салтыков, духовник Общества Ревнителей Православной Культуры.
 Начиная с 1993 года главным делом Общества наряду с возрождением красоты и пропагандой значения памятника в духовной жизни Первопрестольной столицы, стало возобновление регулярных богослужений в Часовне в дни поминания воинов, «…живот свой за Церковь и Отечество положивших».
 Знаменательным в жизни Часовни стал 1998 год - год 120-летнего юбилея освобождения Болгарии и подписания Сан-Стефанского мирного договора.
 1 марта, в Прощеное воскресенье, состоялось торжественное освящение и открытие Часовни-памятника в присутствии Патриарха Алексия II. 3 марта, в день национального праздника болгарского народа - Дня независимости, у вновь освященной Часовни состоялось торжественное поминовение воинов духовенством Русской и Болгарской православных церквей.
 Подтверждалась неиссякаемая дружба братских и единоверных русского и болгарского народов, высказывались пожелания устроить в сквере, на территории которого находится Часовня героев Плевны и памятник первоучителям славянским Кириллу и Мифодию, аллею Славы героям освободительных войн за братские славянские народы. 
 В декабре 1999 года, учитывая значение и роль памятника в деле возрождения традиций православного воинства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II взял в непосредственное ведение великую воинскую святыню, учредив при Часовне - памятнике гренадерам, Патриаршее Подворье.
 В сложное для братской Югославии время (1999 г.), когда натовские самолеты бомбили города и села, уничтожая не только инфраструктуру страны, но и древние православные святыни, в Часовне гренадерам при участии множества людей еженедельно проводились молебны и панихиды по невинно убиенным.
 Православная общественность горячо откликнулась на эти события. И это была не формальная дань моде выражения протеста, столь характерная в современном мире, при котором создается видимость недовольства чьими-то действиями, или заказная, хорошо оплаченная акция. Нет! Натовская агрессия вызывала у простых людей глубокую душевную боль, чувство личного сопереживания горю и страданиям, которые испытывали единоверные славянские братья.
 Так было и прежде. На протяжении всей многовековой истории нашего государства Православная Церковь всегда обеспечивала духовное окормление нации, помогала распрямлять пружину народного духа. Именно она сформировала духовно-нравственный, евангельский идеал нашего народа.
 В настоящее время стало доброй традицией регулярно совершать заупокойное богослужение на этом святом месте. На протяжении ряда лет у Часовни в торжественной обстановке совершаются панихиды по русским воинам-гренадерам, погибшим в боях под Плевной ради освобождения братских балканских народов от ига Османской империи.
 Наступил период созревания народного духа, возвышения героических страниц нашей истории. Видны первые следы возрождения Отечества. Лучшие русские люди своими делами, произведениями искусства, науки и культуры стараются показать обществу путь к реальной исторической основе бытия русского народа, в котором он пребывал многие столетия и черпал свою могучую силу.
 И когда мы говорим «русский», мы всегда подразумеваем не только человека, знающего и использующего русский язык для общения, но непременно - человека православного, живущего в условиях национальной культуры, следующего нашим исконным национальным традициям.
 Именно о них 125 лет тому назад говорил русский подполковник И.Я.Сокол. Он и все русские воины в то время без тени сомнения были уверены, что: «Памятник воздвигнут, и отныне на вечные времена в Часовне будут совершаться поминовения усопших, будут возноситься молитвы об упокоении души... Пусть этот памятник напоминает грядущим поколениям из года в год, из века в век, как умеют стоять за честь и славу Родины ее верные, когда они воодушевляются святой Православной верой, безграничной любовью к Царю и Отечеству».
 В настоящее время мы начинаем понимать, что все вопросы жизни в нашем государстве зависят от жизненной силы и крепости духовно-нравственных начал нации.
 Приближается великая дата в длинном перечне побед русского оружия на бесчисленных полях сражений - 125-летие битвы под Плевной. Думается, что этот юбилей следует отметить как светлый праздник русской военной доблести и славы.
 Плевненская часовня могла бы стать местом молитвы за всех православных воинов, отдавших свои жизни ради блага Отечества Российского и братских славянских народов, молитвы за тех, кто принял страдальческую кончину за веру Православную, ради благополучия и будущего нашей страны.
 И как было сказано Орехово-Зуевским епископом во время панихиды в год 2000-летия Рождества Христова: «Собираясь у Плевненской часовни, будем помнить о нашем долге хранить историческую память, созидать мир в наших душах, радеть о благе России, а значит, ответственно и с любовью совершать свое служение, с верой и христианской надеждой проходить свой жизненный путь».
 Проходя теперь мимо Часовни, склоним головы в знак вечной признательности перед подвигом героев…

Владимир Азаров

от 22.11.2024 Раздел: Декабрь 2002 Просмотров: 769
Всего комментариев: 0
avatar