Утром Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Спасо-Бородинский женский монастырь, куда епископом Смоленским и Вяземским Пантелеимоном из Успенского кафедрального собора г. Смоленска была принесена чудотворная Смоленская икона Божией Матери. Перед этим образом войска под командованием М.И. Кутузова молились накануне Бородинского сражения.
На соборной площади монастыря, где были установлены чудотворный образ Богородицы и престол с сенью, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в сослужении архипастырей и пастырей. За Литургией молились настоятельница монастыря игуменья Серафима (Исаева) и насельницы Спасо-Бородинской обители, а также настоятельницы женских монастырей Московской епархии.
На богослужении присутствовали заместитель Председателя Правительства Московской области А.П. Насонов, министр культуры Московской области А.Н. Губанков, глава Можайского муниципального района Д.А. Беланович, глава города Можайска И.В. Сунгуров, директор Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника М.Р. Черепашенцев.
За богослужением были вознесены молитвы о упокоении души «благочестивейшего государя императора Александра I и всех вождей и воинов наших, в годину нашествия иноплеменных душу свою на Бородинском поле брани и во иных сражениях за ближних своих и за Отечество наше положивших». Епископ Зарайский Константин огласил Послание Святейшего Патриарха Кирилла к 200-летию Отечественной войны 1812 года.
По окончании богослужения Его Святейшество приветствовал митрополит Ювеналий, отметивший, что история Спасо-Бородинского монастыря неразрывно связана с событиями Отечественной войны 1812 года: «Генерал Александр Тучков перед сражением передал своей супруге образ Нерукотворного Спаса. После его гибели, приняв монашество, первая настоятельница этого монастыря создала здесь храм во имя Спаса Нерукотворного, и этот образ всегда находился в сердце этого храма». В дар Предстоятелю Русской Православной Церкви митрополит Ювеналий преподнес икону Нерукотворного Спаса, написанную монахинями Бородинской обители.
Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с кратким словом:
«Радуюсь душой и сердцем, совершая Божественную литургию в этой исторической обители в день 200-летия Бородинской битвы. Мы сейчас пройдем к батарее Раевского и там помянем всех тех, кто погиб, защищая Отечество, и тех, кто остался жив, но подвигом своей жизни избавил страну нашу от нашествия двадесяти язык, от страшной агрессии, которая угрожала самим основам бытия нашего народа.
В память об этом торжественном богослужении и в благодарность я хотел бы преподнести сей святой обители редкий образ Божией Матери, Царицы Небесной, чтобы он напоминал и сестрам обители, и всем паломникам о замечательном богослужении, которое мы совершили в день 200-летия Бородинской битвы. Мы принесли сегодня Смоленскую икону – ту самую, пред которой молились Кутузов и наши воины. Мы и сегодня молились пред нею. Пусть Царица Небесная защищает страну нашу, воинство наше, народ наш и сию святую обитель, укрепляя всех нас на путях спасения. Храни вас Господь».
В дар Спасо-Бородинской обители Святейший Владыка передал список Юровичской иконы Божией Матери.
На соборной площади обители Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен перед чудотворной Смоленской иконой Божией Матери. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил крестный ход из обители на батарею Раевского. Здесь, у монумента русским воинам – героям Бородинского сражения, Его Святейшество прочитал молитву. После отпуста была пропета «Вечная память» «благочестивейшему государю императору Александру I и всем вождем и воинам нашим, на Бородинском поле брани и во иных сражениях убиенным».
Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
К монументу были возложены цветы от Предстоятеля Русской Православной Церкви.
Затем Святейший Владыка посетил Государственный Бородинский военно-исторический музей.
Вечером в Москве в Храм Христа Спасителя была принесена чудотворная Смоленская икона Божией Матери.
9 сентября Святейший Патриарх Кирилл возглавил общемосковские торжества в честь 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя, храме-памятнике героям войны 1812 года.
На богослужении присутствовали Председатель Государственной Думы РФ С.Е. Нарышкин, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда. Богослужение транслировалось на экранах, установленных на площади перед Храмом Христа Спасителя.
После чтения Евангелия митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн огласил Послание Святейшего Патриарха Кирилла к 200-летию Отечественной войны 1812 года.
За Литургией были вознесены молитвы о упокоении души «благочестивейшего государя императора Александра I и всех вождей и воинов наших, в годину нашествия иноплеменных душу свою на Бородинском поле брани и во иных сражениях за ближних своих и за Отечество наше положивших».
По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл возглавил крестный ход и молебен перед Смоленской иконой Божией Матери на паперти Храма Христа Спасителя.
На молебне были вознесены прошения «о еже благосердием и милостию призрети на победоносное воинство и всех защитников Отечества нашего, в годину нашествия иноплеменных души своя на поле Бородинском и в иных сражениях за ближних своих положивших, яко да дарует им Царь славы в день праведного Своего воздаяния жизнь вечную и венцы нетления, нас же всех в их духе, вере и единомыслии утвердит».
Его Святейшество зачитал Патриарший указ: «В ознаменование 200-летия годовщины победы в Отечественной войне 1812 года кафедральному соборному Храму Христа Спасителя даровано право совершения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш»». После чего Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:
«Дорогие владыки, дорогие отцы, дорогие братья и сестры!
Сегодня у Храма Христа Спасителя, который был возведен благодарными потомками в память о великой победе народа нашего над грозным противником, мы благодарственно воспеваем Богу слова, исходящие от сердца. Ведь тогда, 200 лет назад, вопрос стоял не о том, что какая-то чужая армия пришла в страну нашу и уйдет восвояси. Речь шла о самом существовании страны нашей, ее святынь, веры нашей, тех принципов нашего общежития, которые народ впитывает с молоком матери, с теми истинами духовными и нравственными, что пришли к нам от Самого Господа.
Что же это была за война? Враг, во много превосходящий возможности России в военном отношении, перешел наши границы. Более полумиллиона людей, двадесять язык, многие страны Европы под водительством опытного, целеустремленного, жесткого полководца. Полководец тот был непростой. Он взял высшую власть во Франции в результате революции – той самой революции, которая не только стремилась установить справедливый порядок (да так его и не установила), но и стремилась разрушить святыни собственного народа, искоренить из своего народа веру. То был полководец, никак не связанный с христианской традицией, человек, не признающий Бога, и не случайно, что он, войдя в пределы России и увидев в каждом селении храм, в каждом городе святыни, поставил своей задачей не только пленить народ наш, подчинив его своей власти, но и уничтожить веру. И мы знаем, как осквернялись храмы, как выбрасывались иконы, как спиливались кресты, как уничтожались знаки и символы нашей веры, а значит, и основы нашего бытия духовного и нравственного.
Полководец тот был опытен и вел свои войска к духовному центру нашего Отечества. Ему не нужна была тогдашняя политическая столица России – ему нужно было сердце России с ее святынями, с ее храмами. Он хотел воссесть на престол здесь, в Кремле, и завершить историю Святой Руси. И, почувствовав это, когда враг был еще на дальних рубежах России, народ наш осознал грозную опасность и стал объединяться, забывая скорби, которые были в тогдашней жизни, преодолевая социальные, экономические разделения тогдашнего общества. Простые люди, ведомые генералами, которые зачастую по-французски говорили лучше, чем по-русски, но которые, как и народ, нутром своим осознали грозную опасность, пошли на врага.
На поле Бородинском, великом славном поле победы, за один бой пролилось столько крови, было уничтожено столько людей, как никогда в истории. Народ не щадил жизни своей, люди боролись до последней капли крови, пока хватало сил, потому что понимали, что борются не за свое экономическое благополучие, не за свой двор, не за свою усадьбу, даже не за своих близких и родных, а борются за Родину и за веру. Именно это была величайшая национальная идея, которая объединила всех: и богатых и бедных, и помещиков и крестьян, и генералов и солдат – элиту, воспитанную в философских и культурных традициях Западной Европы, со своим народом. Рухнули все средостения, народ осознал свое единство и изгнал врага, грозного и непобедимого, и спас от него не только Русь Святую, но и Европу. И как же торжественно встречали наших воинов в Париже! Благороднейший государь император Александр приказал ничего не трогать, ничего не разрушать в столице Франции, чтобы не уподобиться тем, кто, неся якобы Просвещение и передовые идеи на Русь, уничтожал все, к чему прикасалась рука. Потому простые люди и встретили так торжественно наши войска в Париже.
То, что произошло двести лет назад, является величайшим примером и уроком для нас сегодня, и не только для нас – для всей Европы. Нужно только посмотреть на эти события не с хитрым прищуром, не со снисходительной улыбкой и не с презрительной гримасой, а сердцем своим почувствовать, что же было в центре этой борьбы и что принес народ наш на алтарь свободы.
И сегодня в нашем обществе появляются те, кто хотел бы всех нас заставить посмеяться над нашими святынями, отказаться от нашей веры, а если получится, то и разрушить наши храмы. Конечно, никто не начинает войну, ибо силенок еще мало, но некоторые тестируют наш народ на способность защищать себя и свои святыни. Так удивительно все совпало, что именно в этот год мы празднуем 200-летие великой победы, 400-летие преодоления смуты, 1150-летие нашего государства; и верим, что через эти празднования мы не только вспомним события нашей истории, но и попытаемся умом и сердцем стать соучастниками той великой борьбы, которую вели наши благочестивые предки за веру и за Отечество свое. Их пример актуален и сегодня, потому что нас должны объединять идеи, ради которых можно и должно отдать свою жизнь.
Мы сегодня молились о всей исторической Руси, о народах, которые живут на ее просторах, мы молились о современной России, проходящей непростой этап своего развития. Может быть, в каком-то смысле судьбоносно, что в этот год соединились и празднование юбилеев, и горечь от созерцания кощунств и надругательств, и печаль в связи с позицией многих, кто пытался оправдать эти деяния. Пусть Господь дарует нам непреходящие силы, дабы укреплялась жизнь народа нашего, мудрость для преодоления разногласий и разделений, подобно тому, как обладали мудростью наши предки, защитившие в 1812 году наше Отечество.
Мы молились перед чудотворным Смоленским образом Царицы Небесной. Это тот самый образ, перед которым коленопреклоненно молились Кутузов и вся русская армия на Бородинском поле. К Ней они обращали свою молитву, многие погибли, но Она услышала молитву и Покровом Своим покрыла и защитила Русь Святую. Вот и сегодня будем молиться Пречистой Царице Небесной, чтобы всякая вражда, всякие нестроения, всякие разделения ушли из нашего общества, и, вдохновляемые одними и теми же идеалами, любя свое Отечество, мы могли идти вперед по дороге жизни, созидая то, о чем мечтали наши благочестивые предки. Благословение Божие да пребывает над всеми нами. Аминь».
По оценкам ГУВД столицы, в этот день в Храме Христа Спасителя находились около пяти тысяч человек, еще около 10 тысяч собрались на площади перед северным вратами собора.
+ + +
9 сентября по окончании богослужений в Храме Христа Спасителя в Москве прошло общественное празднование победы России в Отечественной войне 1812 года. В торжествах приняли участие председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, министр Правительства Москвы, руководитель Комитета по культурному наследию А.В. Кибовский, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы А.О. Кульбачевский, правнук великой княгини Ольги Александровны, дочери императора Александра III, П.Э. Куликовский, князь Г.А. Юрьевский (Дания), представители руководства Российского дворянского собрания, потомки участников Отечественной войны 1812 года, представители различных общественных организаций.
В природном заказнике «Воробьевы горы» состоялось торжественное собрание, которое открыл протоиерей Всеволод Чаплин. В своем приветствии священник подчеркнул, что память о победе в 1812 году учит наш народ быть верным Христову призванию и своим историческим традициям, учит понимать, что «духовная сила, которая мощнее любой материальной силы, способна преодолеть любые испытания». По мысли выступавшего, именно сила правды Божией помогла России выстоять и в 1612 году, и в период борьбы с наполеоновским нашествием, и во времена тяжких испытаний ХХ века, и все эти уроки истории дают надежду на будущее, если России удастся сохранить свой духовный и нравственный выбор – выбор следования за Христом.
Затем на Воробьевых горах были посажены дубы, образовавшие Бородинскую аллею. Каждое дерево посвящено памяти одного из героев-полководцев 1812 года.
В тот же день участники торжеств возложили венки к памятнику М.И. Кутузову перед Бородинской панорамой. Неподалеку, у братской могилы 300 участников Бородинского сражения, отец Всеволод совершил заупокойную литию.
По материалам сайта Патриархия.ru
Недаром помнит вся Россия…
На торжества, посвященные 200-летию Отечественной войны 1812 года, прибыли более ста клубов военно-исторической реконструкции из России, Европы, США и Канады и многочисленные гости. Несколько дней было выделено на подготовку кульминации юбилейных мероприятий, на которых были воспроизведены события, произошедшие на Бородинском поле 7 сентября 1812 года.
Днем шла подготовка к «сражению». А по ночам полная луна освещала множество палаточных городков военно-исторических клубов и туристов, съехавшихся на плац-театр западнее села Бородина. Многие приезжают сюда уже много лет подряд. Встречи друзей, огонь костра и общее дружелюбие располагали к задушевному разговору.
Присутствовавший на юбилейных торжествах генерал-лейтенант В.Н. Мягков рассказал о своих впечатлениях: «Военно-историческая реконструкция в целом получилась зрелищной. Тысячи зрителей остались довольны увиденным и услышанным. Как писал поэт, здесь смешались кони, люди и залпы тысячи орудий… Конечно, мы знаем, что в том сражении участвовало гораздо больше людей и пушек на более широком фронте. Но участники, как наши, так и из многих стран, прибывшие на «Бородинскую битву», прекрасно экипированные и вооруженные по всем канонам того времени, старались от души.
Ржание коней и блеск сабель, боевой клич атакующих и обороняющихся, грохот и огонь из пушек и ружей, «взрывы ядер» и пороховой дым, распространившийся по всему полю битвы, - всё это, да и сама окружающая природа казалось способствовали перемещению во времени. Впечатление незабываемое.
Конечно, если заняться «разбором полётов», можно было бы обратить внимание на отдельные организационные недоработки, создававшие порой неразбериху и дополнительные трудности участникам и гостям.
Но мастерство, выправка, энтузиазм и дух патриотизма непосредственных участников «боевых действий» заслуживают уважения и благодарности. На мой взгляд, собравшиеся здесь представители военно-исторических клубов показали пример образцового служения наших предков своему Отечеству».
Роль одной из центральных фигур воссозданной битвы Михаила Илларионовича Кутузова исполнил новгородец Павел Тимофеев. В интервью группе журналистов он отметил, что большая ответственность изображать человека столь великого, и перемещаясь во времени он чувствует себя как бы участником Бородинского сражения. «Что заставляет серьёзных людей: докторов, кандидатов наук тоже перевоплощаться?» «Наверное, желание правильно донести историю, а ее частенько переиначивают в угоду определённым лицам и силам». – «Поэтому вы готовы сесть в седло?», - был задан ему вопрос. - «Да, делаю это с радостью - так хочется показать в этом сражении величие России!»
Башкир, назвавшийся Махмудом, приехал на «Бородинскую битву» с сыном Дамиром и другими членами семьи в составе группы донских казаков. Принимая несколько экземпляров газеты, он с воодушевлением воскликнул: «Это наша Русь Державная!» Он рассказал, что казаки дорожат памятью предков, историей России и стараются быть достойными их воинской славы и чести – ведь в битве при Бородино принимал участие полк легкой башкирской кавалерии в составе казачьих войск под командованием атамана М.И. Платова.
Француз, назвавшийся Полем, развернув газету на страницах о героях Бородинского сражения, поведал о том, что собирает материалы об этом историческом событии, в котором участвовал его предок, и «Русь Державную» он увезёт домой на память об участии в юбилейных торжествах.
Несмотря на то, что в реконструкции участвовали представители разных стран, экипировка участников и широкомасштабные действия пехотных полков, кавалерийских отрядов, артиллерийских батарей на огромном пространстве плац-театра сражения были соответствующими, слаженными и эффектными. Нетрудно понять, что за лёгкостью исполнения кроется огромный труд людей, сплочённых единой целью, – реально отобразить ход исторических событий. Для этого огромное внимание было уделено на подготовку: строевые марши, стрельбы, боевые схватки, кавалерийская выездка. А в часы досуга – гостеприимное застолье и бытовые сцены давно прошедших лет, интересная программа, представляющая культуры разных народов.
Прощаясь, люди высказывались за продолжение таких встреч. А чтобы сбылись мечты, говорили они, нужно всего лишь взаимное уважение и стремление к миру.
Лариса БЕЛЯЕВА,
фоторепортаж автора
Тот славный день Бородина
Одно из самых ярких событий последних лет в моей жизни – три дня, проведённые на Бородинском поле в год 200–летия известной баталии. Как и предупреждали меня знающие люди, главные впечатления на Бородинских торжествах я получил не от самой исторической реконструкции, а от палаточного лагеря, разбитого на месте боя…
…Прямо на меня из-за деревьев вдруг выехал, картинно подбоченясь и покручивая длинный ус, лихой гусар на гнедой кобыле. Всё, от шпор до пышного султана наездника выглядело не бутафорским, натуральным и дышало той далёкой-близкой эпохой, ради которой я и приехал сюда. Пока приходил в себя, на тропинке так же неожиданно появились два гренадёра. Неспешно ведя немудрёный разговор о дороговизне цен на сукно для мундира и о строгости ротного командира, они, попыхивая трубками, прошли в огороженный плетёной изгородью лагерь из трёх палаток, над которыми развевались русский императорский флаг и полковой значок. А здесь, возле стоящих в козлах тяжёлых длинноствольных ружей, оставленных под охраной часового в долгополой шинели, уже готовился обед. Пламя костра, жадно облизывая прокопченный казан, разносило на всю округу запах кулеша. А откуда-то из глубины этого, совсем не декоративного лагеря, лёгкий ветерок доносил перебор гитарных струн и слова известного романса, исполняемого чьим-то приятным баритоном: «Я встретил вас…»
На подобные картины бивачного быта я натыкался едва ли не везде в лагере, и у меня возникло странное ощущение провала во времени. Всюду бродили, шутили, пели песни, готовили пищу, маршировали, вольтижировали или даже просто спали на копне душистого сена, словно не мои современники, а ожившие тени тех самых солдат, чьи тела лежат в этой святой земле.
Участники и гости реконструкции Бородинской баталии, съехавшиеся со всей Европы на Поле Русской славы для того, чтобы окунуться в эту удивительную атмосферу, есть люди, безусловно, неординарные. Многие из них ехали сюда целыми семьями, за сотни, а то и тысячи километров: с Волги и Урала, из Сибири, Забайкалья, Дона и Кубани, взяв отпуска за свой счёт, понеся немалые затраты, порой единственно для того, чтобы хоть несколько этих сентябрьских дней побыть гренадерами и пионерами, ополченцами и лейб-гусарами, кирасирами и кавалергардами, насладиться неспешным, размеренным ритмом жизни солдатского походного бивака, чтобы пожить на нём жизнью своих предков и через них стать ближе к своей великой и славной Истории.
От увиденного у меня в голове постоянно всплывали образы, навеянные лермонтовским стихотворением «Бородино». Вот бородатый дядя-гренадер, к которому, казалось, и обращены первые строки знаменитого стихотворения; а вот его однополчанин, расположившись на полковом барабане, «кусая длинный ус», готовится к завтрашнему смотру перед сражением, «чистит кивер, весь избитый». Набредя уже в темноте на артиллеристский парк, я увидел солдата, который «прилёг вздремнуть у лафета». А уж ликование легкомысленных «французов» длилось действительно до самого рассвета.
Жаркие, горящие то тут, то там костры уносили в звёздное небо искры вместе с песнями, и ночь от этого казалась ещё более тёмной и загадочной. Это было грандиозное, монументальное и главное - живое воплощение неумирающей истории в лицах и красках.
Конечно, 200 лет назад всё было не так. Солдаты обеих армий знали, что назревает решительное сражение, и спокойно готовились к нему – «тих был наш бивак открытый». Поэтому, очевидно, не было тогда в нашем лагере ни разудалых песен, ни дружеских, до зари, как сейчас, посиделок у самоваров. Было спокойное проявление искренней любви к России, было трезвое и привычное русскому солдату приготовление к бою и смерти, была готовность положить свою душу «за други своя». Была тихая и сосредоточенная молитва к Богородице, под омофором которой чувствовали себя наши воины.
Побывав на Бородинском поле в эти удивительные дни, проведя их в наблюдениях и размышлениях, разговорах и спорах, перезнакомившись с десятками съехавшихся сюда людей самых различных профессий и взглядов, я убедился, что Русский Дух – это не «преданье старины глубокой», не метафора, обозначающаячто-то устаревшее, вышедшее из употребления. Это - живая и могучая творческая сила народа, способного возродиться, самоорганизоваться и проявить себя ради достойного этого события. Сила, с которой непременно придётся считаться новым наполеонам, откуда бы они ни пришли: с Запада, Востока или Юга.
Роман ИЛЮЩЕНКО,
подполковник запаса
специально для «Руси Державной»
«Молитвы и битвы спаяли русский народ...»
Заветы наших славных предков ныне вновь востребованы в России. В празднование 200-летней годовщины Бородинского сражения перед моими глазами протекли десятки тысяч людей, устремившихся на поле русской воинской славы. Тысячи православных, вместе со Святейшим Патриархом, молились у исторической иконы Смоленской Божией Матери, специально доставленной в Москву к празднику. Молитвы и битвы спаяли русский народ. Он стал народом богоносцем и крестоносцем. На русских лежит тяжкий крест сохранения государства при поддержке других народов. В грядущих «бородинских сражениях» двадцать первого века нам опять придется рассчитывать, главное, на самих себя. Как говорил Дед моего мужа, Император-миротворец Александр Третий: «У России только два союзника - ее Армия и Флот». Чтобы победить новую армию «двунадесяти язЫков» нам надо воспитать новых «родинолюбцев», патриотов своего великого Отечества.
Отмечая юбилей Бородинского сражения, будем помнить, что впереди у нас 400-летие Дома Романовых в 2013-ом и столетие начала Первой Мировой войны в следующем году. Эти исторические вехи нашего славного прошлого надо достойно отметить. Они служат теми скрепами, которые и поныне хранят единство российской Державы.
Всякий раз, когда мы молимся Божией Матери о спасении России, или собираемся, как сегодня, поминая безсмертных героев Бородина, мы созидаем будущее Отечества. И, видит Бог, никакой другой родины не хотим. Ведь только Россия может рождать чудо-богатырей Куликовского, Бородинского, Прохоровского ратных полей. Нет и никогда не будет на земле той силы, которая пересилила бы русскую силу, веру и верность!
(Из выступления О.Н. Куликовской-Романовой на «Бородинских чтениях», посвященным 200-летию Отечественной войны 1812 г.)
Русская народная линия